Особенности искусства древней греции гомеровский. Гомеровский период в истории греческого искусства. Искусство Гомеровской Греции

Особенности искусства Древней греции Искусство Древней Греции внесло значительный вклад в развитие всего мирового искусства. Среди основных характеристик греческого искусства: гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность. Оно рассматривает человека как меру всех вещей и носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Трехмерность, пластика, скульптурность греческого искусства была отражением чрезвычайно целостной и гармоничной модели мира древних греков. Эгейский период (III—II тыс. до н. э.) росписи стен (фрески), керамика впечатляют свободной живописностью, фантазией, высоким художественным уровнем исполнения. Фрески дворца свидетельствуют о том, что главный герой критского искусства — человек, его впечатления от окружающей жизни, которые были положены в основу изображения пейзажа и животных.Зная лишь пять красок — белую, красную, голубую, желтую и черную, владея лишь «цветным силуэтом», живописцы сумели создать яркие эмоциональные образы. Гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.) Главным в искусстве этого периода является не изображение окружающего мира, не передача впечатлений от него, а создание нового изделия, работа в материале, конструирование новых форм, не существующих в природе.Стиль становится более строгим, композиции — более стройными.Упорядоченность формы и стиля вызвана представлениями об упорядоченности мира. Начинают бурно развиваться пластика, монументальная скульптура. Скульпторы ищут возможности свободного и живого изображения тела человека сначала в статичном положении, а потом и в динамике. Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.) Расцветает поэзия, в которой прославлялись зодчие, вазописцы, наиболее известные музыканты. Греческая архитектура в своем развитии выходит на новый виток: особое распространение получает храмовое строительство. Архаическая вазопись претерпевает качественные изменения: стремясь передать пространство, объем и движение, мастера меняют технику изображения, и силуэтная чернофигурвая роспись сменяется краснофигурной. Краснофигурный стиль позволял воплотить задуманное: росписи получили необходимый объем и глубину пространства. В скульптуре появились произведения, передающие человеческий образ, приближенный к реальности. Классический период (V—IV вв. до н. э.) началось обращение к человеку как к свободной личности и рост индивидуализма, проявившиеся в культуре Древней Греции в конце V в. Идеалом выступает человек-индивидуалист, неповторимый и особенный, а не гражданин-коллективист, т. е. начинается процесс формирования новых культурных ценностей. Внимание уделяется всему единичному, особенному.Меняется требования, предъявляемые к произведениям искусства. В них выражалось новое отношение человека к миру, утрата его ясности и гармоний. Человек стал остро ощущать трагические конфликты жизни. Это отразилось и в произведениях архитектуры, и в скульптуре. Эллинистический (конец IV — начало I в. до н. э.) характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, с расширением кругозора.Бурно развивается архитектура как результат развития старых и строительства новых городов и скульптура, отражающая стремление многих правителей прославить мощь своих государств и себя в памятниках. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий и интерьеров: мозаика, расписная керамика, декоративная скульптура. Искусство эпохи эллинизма более демократично, лишено жестких норм, канонов, более реалистично и гуманистично, ибо человек с его страстями и в реальном обличье стал центром внимания искусства того периода.

Гомеровский период (XI-IX вв. до н. э.)
Искусство гомеровской эпохи характеризуется новым типом. Художественное ремесло достигает расцвета, и особо ценится мастер-ремесленник, создающий искусно выполненные вещи. Главным в искусстве этого периода является не изображение окружающего мира, не передача впечатлений от него, а создание нового изделия, работа в материале, конструирование новых форм, не существующих в природе, в противоположность тому, что было в минойский период. Постепенно над поэтическим видением мира преобладает анализ, расчет, поиск рационального, т. е. разум человека становится все более независимым от природы. Стиль становится более строгим, композиции — более стройными.

Упорядоченность формы и стиля вызвана представлениями об упорядоченности мира, космоса, торжества его над хаосом. Расчет, ритм, симметрия в искусстве получают философское обоснование, а прекрасное как эстетическая категория и правила красоты получают математическое, числовое выражение. Почвой для этой новой, более развитой формы культуры стала греческая мифология, дающая космогоническую картину происхождения мира. Именно в этот период боги, герои, мифологические существа получают человеческий облик, т. е. абстрактно-знаковая форма сменяется изобразительной. Начинают бурно развиваться пластика, монументальная скульптура. Скульпторы ищут возможности свободного и живого изображения тела человека сначала в статичном положении, а потом и в динамике.

Архаический период (VIII-VI вв. до н. э.)
С развитием городов, земледелия и торговли усложняется мифологическое осмысление мира. В культуре Древней Греции такие изменения характеризуют период архаики (VII— VI вв. до н. э.). Расцветает поэзия, в которой прославлялись зодчие, вазописцы, наиболее известные музыканты. Греческая архитектура в своем развитии выходит на новый виток: особое распространение получает храмовое строительство.

Архитектура и вазопись являются в период архаики наиболее развитыми областями художественной культуры. Архаическая вазопись претерпевает качественные изменения: стремясь передать пространство, объем и движение, мастера меняют технику изображения, и силуэтная чернофигурвая роспись сменяется краснофигурной. Краснофигурный стиль позволял воплотить задуманное: росписи получили необходимый объем и глубину пространства. В скульптуре появились произведения, передающие человеческий образ, приближенный к реальности.

Классический период (V-IV вв. до н. э.)
Переход от архаики к классике (VI-V вв. до н.э.) был к значительной мере обусловлен социальными и политическими изменениями в обществе. В результате в мировоззрении греков наметился переход к качественно новому осмыслению мира, что проявилось в искусстве в виде новых форм художественного выражения. Центром античной культуры классической эпохи становятся Афины. Афинское государство стало примером в стремлении к развитию культуры своих граждан. Театр, спортивные состязания, всевозможные празднества стали доступны не только аристократам, но и простым гражданам. Культ тела и физической красоты стал одной из сторон воспитания личности. Расцвет архитектуры и размах строительства характеризуют культурный подъем Афин V в. до н.э. Образцом классического совершенства стала скульптура афинских мастеров.

Лирика и греческая трагедия, как и гомеровский эпос, выполняли вместе с эстетическими и воспитательные функции. В трагедии получило наиболее полное выражение такое понятие, как катарсис, т. е. очищение, облагораживание людей, освобождение их души от негативных эмоций. Герои трагедии определяли понятие правды и справедливости, установленных богами законов. Но во всех трагедиях человек зависим от воли богов, и только в трагедиях Софокла, а впоследствии и Еврипида, он является личностью, самостоятельно определяющей свой выбор. С этого началось обращение к человеку как к свободной личности и рост индивидуализма, проявившиеся в культуре Древней Греции в конце V в. Идеалом выступает человек-индивидуалист, неповторимый и особенный, а не гражданин-коллективист, т. е. начинается процесс формирования новых культурных ценностей. Внимание уделяется всему единичному, особенному.

Меняется требования, предъявляемые к произведениям искусства. В них выражалось новое отношение человека к миру, утрата его ясности и гармоний. Человек стал остро ощущать трагические конфликты жизни. Это отразилось и в произведениях архитектуры, и в скульптуре.

Эллинистический (конец IV — начало I в. до н. э.)
Искусство этого периода характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных и с греческими, и с «варварскими» принципами культуры, с развитием науки, техники, философии, религии, с расширением кругозора. Это объясняется и обширными военными походами, н торговыми контактами, и научными путешествиями того времени. Границы, на которых существовал гражданин полиса и которые формировали его мировоззрение, снимаются, и возникает неведомое ранее «чувство мировых просторов». Этот сложный мир, лишенный привычной гармония, был новым. Его необходимо было понять, а значит, и выразить в художественных формах средствами искусства.

Бурно развивается архитектура как результат развития старых и строительства новых городов и скульптура, отражающая стремление многих правителей прославить мощь своих государств и себя в памятниках. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий и интерьеров: мозаика, расписная керамика, декоративная скульптура. Искусство эпохи эллинизма более демократично, лишено жестких норм, канонов, более реалистично и гуманистично, ибо человек с его страстями и в реальном обличье стал центром внимания искусства того периода.

После покорения дорянами ослабевших в Троянской войне ахейских племен следует гомеровский период в истории древнегреческого искусства (XI—VIII вв. до н. э.), характеризующийся патриархальностью быта, раздробленностью мелких хозяйств и примитивностью начинавшей формироваться культуры. От этого времени почти не осталось памятников зодчества, так как материалом служили в основном дерево и необожженный, но лишь высушенный на солнце кирпич-сырец. Представление об архитектуре у ее истоков могут дать лишь плохо сохранившиеся остатки фундаментов, рисунки на вазах, терракотовые погребальные урны, уподобленные домам и храмам, и некоторые строки гомеровских поэм:

«Друг, мы, конечно, пришли к Одиссееву славному дому,
Может легко он быть узнан меж всеми другими домами:
Длинный ряд горниц просторных, широкий и чисто мощеный
Двор, обведенный зубчатой стеною, двойные ворота
С крепким замком, — в них ворваться насильно никто не помыслит» .

Создавались в ту эпоху и редкие памятники скульптуры, простые по формам и небольшие по размерам. Особенно же широкое распространение получило украшение сосудов, к которым древнейшие греки относились не только как к необходимым в быту предметам. В разнообразных, порой причудливых керамических формах, в простых, но выразительных рисунках на них выступало стремление к красоте, к художественному осмыслению мира.

Стиль росписей этого времени называют геометрическим по характеру узоров. Он существовал у греческих племен в течение трех столетий. Концом XI века до н. э. датируются его ранние образцы, в X и IX веках происходит медленное развитие его форм, к первой половине VIII века он достигает расцвета.

Во второй половине VIII века до н. э. обнаруживаются черты его упадка. Памятники геометрического стиля, распространенного на обширной территории, встречаются на Балканском полуострове и в Малой Азии, на Крите, Кипре и других островах Эгейского моря.

В формах и рисунках ваз, возникших до IX века до н. э., выступала несложность выражения чувств создавших их людей. Сосуды обычно покрывались орнаментами в виде простейших фигур: кругов, треугольников, квадратов, ромбов. С течением времени узоры на сосудах усложнялись, разнообразными становились их формы. В конце IX — начале VIII века до н. э. появились вазы со сплошным заполнением поверхности орнаментами. Тулово амфоры из мюнхенского музея прикладного искусства разделено на тонкие пояса — фризы, расписанные геометрическими фигурами, как кружево лежащими на сосуде. Древний художник решился показать на поверхности этой амфоры помимо узоров — животных и птиц, для которых он выделял особые фризы, расположенные один в верхней части горла, другой в самом начале тулова и третий — около днища. Принцип повтора, свойственный ранним ступеням развития искусства разных народов, выступает и у греков в керамических росписях, вазописец здесь использовал, в частности, повтор в изображении животных и птиц. Однако даже в несложных композициях на горле, тулове и у днища заметны различия. У венчика — лани спокойны; они мирно пасутся, пощипывая траву. В том месте тулова, где начинается подъем ручек и форма сосуда резко изменяется, животные показаны иначе — будто в тревоге они повернули головки назад, встрепенулись. Нарушение плавного ритма контурной линии сосуда нашло отзвук в изображении ланей.

К VIII веку относится дипилонская амфора, служившая надгробным памятником на кладбище Афин (илл. 10). Выразительны ее монументальные формы; широко массивное тулово, гордо поднимается высокое горло. Она кажется не менее величественной, чем стройная колонна храма или статуя мощного атлета. Вся поверхность ее разделена на фризы, в каждом из которых свой узор, с часто повторяющимся меандром различного типа. Изображение животных на фризах подчинено здесь тому же принципу, что и на мюнхенской амфоре. На самом широком месте представлена сцена прощания с умершим. Справа и слева от покойного — плакальщики с заломленными над головой руками. Скорбность рисунков на вазах, служивших надгробиями, предельно сдержанна. Суровыми кажутся представленные здесь чувства, близкие тем, что испытывал Одиссей, слушавший волнующий рассказ плачущей и еще не узнавшей его Пенелопы:

«Но как рога иль железо, глаза неподвижно стояли
В веках. И воли слезам, осторожность храня, не давал он!»

В лаконизме росписей X—VIII веков формировались качества, развившиеся позднее в пластически сочных формах греческого искусства. Эта эпоха была школой для греческих художников: строгой четкости рисунков геометрического стиля обязаны сдержанной гармоничностью образов архаика и классика (илл. 11).

В геометрическом стиле проявлялись эстетические чувства народа, начинавшего путь к вершине цивилизации, создавшего впоследствии памятники, затмившие славу египетских пирамид и дворцов Вавилона. Решительность и внутренняя собранность эллинов в тот период находили отзвук в предельном лаконизме росписей с неумолимым ритмом, четкостью и резкостью линий. Условный характер изображений, упрощенность форм — результат не изощрения, но стремления выразить графическим знаком общее понятие какого-либо вполне определенного предмета реального мира. Ограниченность такого принципа изображения — в отсутствии конкретных, индивидуальных черт образа. Ценность его в том, что человек на ранней ступени развития начинает вносить в мир, кажущийся еще непонятным и хаотическим, элемент системы, упорядоченности. Схематические образы геометрики будут насыщаться в дальнейшем все большей конкретностью, но греческие художники не утратят достигнутого в этом искусстве принципа обобщения. В этом отношении росписи гомеровского периода — первые шаги в развитии античного художественного мышления.

В аттическом искусстве, представленном дипилонскими вазами, счастливо сочетаются формы, вырабатывавшиеся веками в различных областях Греции — на островах, в дорических центрах, в Беотии. В Аттике создаются особенно красивые сосуды с росписями многоречивыми, живыми. В Аргосе композиции предельно лаконичны, в Беотии экспрессивны, на островах Эгейского моря нарядны. Но для всех художественных школ, своеобразие которых намечается уже в гомеровский период, и в особенности для аттической, характерны общие качества — нарастание интереса к человеческому образу, стремление к гармоничному соответствию форм и четкости композиции.

В скульптуре геометрического стиля не меньше своеобразия, чем в вазописи. Мелкая пластика украшала керамику, когда изготовленные из глины или бронзы фигурки животных крепились на крышках сосудов и выполняли роль ручек. Существовали и не связанные с сосудами статуэтки культового характера, которые посвящались божествам, ставились в храмы или предназначались для могил. Чаще всего это были исполненные из обожженной глины фигурки с только намеченными чертами лица и конечностями. Лишь иногда скульпторы брались за сложные задачи и решали их довольно оригинальными методами своего стиля. В большинстве своем геометрические статуэтки предназначаются для созерцания в профиль и кажутся плоскостными, подобными изображениям на вазах. Огромное значение в них имеет силуэт, лишь позднее начнет пробуждаться интерес мастера к объему. Элементы пластического понимания мира художником только намечаются.

В скульптуре геометрического стиля еще редки такие произведения сюжетного характера, как хранящееся в Метрополитен-музее Нью-Йорка бронзовое изображение кентавра и человека, рассчитанное на восприятие сбоку. Однако уже здесь отчетливо можно наблюдать то, что проявится позднее в греческой архаике, — обнаженность мужской фигуры, подчеркнутая мускулатура бедер, плеч (илл. 12).

Во второй половине VIII века до н. э. в геометрическом стиле появляются черты, свидетельствующие об отказе от его строгих правил. Наблюдается желание показать фигуру человека, животного, различные предметы не схематично, но более живо. В этом можно видеть начало отхода от условности росписей и скульптур. Постепенно греческие мастера переходят к образам более полнокровным, жизненно конкретным. Уже на закате геометрического стиля наметились первые признаки того процесса, который от условности форм ранней античности в геометрическом стиле приведет к предельной конкретности воспроизведения мира в памятниках поздней античности. С возникновением более зрелых представлений человека о мире появляется потребность не схематического, но детального изображения, ведущая к кризису геометрического стиля и появлению новых форм в памятниках архаического периода VII—VI веков до н. э.

Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие Петракова Анна Евгеньевна

Тема 5 Архитектура и изобразительное искусство Греции гомеровского периода

Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его места в истории искусства Древней Греции.

Гомеровский период (XII–VIII вв. до н. э.) – объяснение терминов «гомеровский», «геометрика», «темные века». Краткая характеристика политической и экономической ситуации во время и после дорийского нашествия, общая характеристика архитектуры и искусства (утрата строительных техник и искусства обработки камня, исчезновение монументальной скульптуры, отход назад по отношению к искусству эпохи бронзы в Эгейском бассейне.

Представление об архитектуре гомеровского периода по произведениям греческого эпоса («Одиссея», «Илиада»), фундаментам (находки фундаментов храмов на Крите и материковой Греции) и моделям жилищ и храмов, современные реконструкции.

Протогеометрические и геометрические вазы: назначение (культ, быт), размеры, способ изготовления, места находок (некрополи), особенности композиции росписей (пояса, «метопы», круги, рамки», сюжеты (оплакивание умершего, состязание колесниц, корабли, животные, шествия), орнаменты (меандры, концентрические круги, треугольники, квадраты, зигзаги, штрихи), наиболее выдающиеся памятники (дипилонская амфора, дипилонский кратер)

Мелкая пластика гомеровского периода: материалы (бронза, глина), размеры (только небольшие, отсутствует монументальная скульптура), сюжеты (воины, животные, плодородие), наиболее выдающиеся памятники (скульптура коня из Сиракуз, скульптурная группа «Герой и кентавр», находки в Олимпии)

Литература по теме:

Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972. С. 43–54

Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М.,1970. С. 20–25

Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М, 1980. 27-34

Акимова Л. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика. СПб, 2007. С. 19–96

Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М, 1988. С. 42–56

Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том 2. Древняя Греция и Древний Рим М., 1973.

ЧубоваА.П, Иванова А.П. Античная живопись. М., 1966. С. 13–20 Данный текст является ознакомительным фрагментом.

автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 3 Архитектура и изобразительное искусство Крита и Санторина во II тысячелетии до н. э Особенности архитектуры и изобразительного искусства Эгейского мира эпохи зрелой бронзы. Крит и города Пелопоннеса – два главных центра в Эгейском мире II тысячелетия до н. э.

Из книги Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 4 Архитектура и изобразительное искусство ахейской Греции во II тысячелетии до н. э Особенности архитектуры и изобразительного искусства Эгейского мира эпохи зрелой бронзы. Крит и города Пелопоннеса (Микены, Тиринф, Пилос) – два главных центра в Эгейском мире II

Из книги Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 18 Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции эпохи эллинизма (на территории Балкан, Пелопоннеса Малой и Передней Азии, Египта) Периодизация Искусства Древней Греции (гомеровский, архаика, классика, эллинизм), краткая характеристика каждого периода и его

Из книги Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 26 Архитектура и изобразительное искусство римской империи в правление императора Траяна Эпоха империи в Риме (30 г. до н. э. – 476 г. н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (изменение в зависимости от идей династии или определенного правителя,

Из книги Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 27 Архитектура и изобразительное искусство римской империи в правление императора Адриана Эпоха империи в Риме (30 г. до н. э. – 476 г. н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (изменение в зависимости от идей династии или определенного правителя,

автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 2 Архитектура и изобразительное искусство додинастического периода в Египте (IV тысячелетие до н. э.), «нулевая» династия Хронологические рамки периода, характеристика политической и экономической ситуации, появление номов, начало процесса объединения Верхнего и

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 6 Архитектура и изобразительное искусство Среднего царства (XXI–XVIII вв. до н. э.), 11–12 династии Распад Египта, первый переходный период, расцвет провинциальных художественных центров. Новое объединение Египта под властью фараонов с юга и новой столицей в Фивах,

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 7 Архитектура и изобразительное искусство Нового царства при фараонах 18 династии (до Аменхотепа IV), XVI–XV вв. до н. э Второй переходный период, экономические сложности, завоевание гиксосами северной части Египта. Новое объединение Египта во главе с фараонами из Фив и

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 11 Архитектура и изобразительное искусство Египта позднего времени Особенности существования египетского государства в I тысячелетии до н. э. – взаимодействие со многими народами, взаимовлияние культур. Север и Юг – как два равноправных центра Египта; роль

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 13 Архитектура и изобразительное искусство Двуречья VI-начала IV тысячелетий до н. э Общая характеристика неолита в южном и северном Двуречье, климатические особенности, природные материалы для строительства и изготовления предметов обихода. Особенности развития

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 14 Архитектура и изобразительное искусство Двуречья конца IV–III тысячелетия до н. э Общая характеристика политической и экономической обстановки в Двуречье в III тысячелетии до н. э.: проблема объединения, сосуществование многих народов. Раннединастической период

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э Хронологические рамки старо– и средневавилонского периодов, возвышение Вавилона при

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 17 Архитектура и изобразительное искусство Ассирии в I тысячелетии до н. э Общая характеристика политической и экономической обстановки в Ассирии XIII–VII вв. до н. э. и влияние этих особенностей на архитектуру и изобразительное искусство Ассирии. Особенности

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 18 Архитектура и изобразительное искусство Вавилона в I тысячелетии до н. э Общая характеристика политической и экономической ситуации в Вавилоне с конца II тысячелетия до н. э. по середину I тысячелетия до н. э. Характеристика географического положения Вавилона,

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.) Общая характеристика политической и экономической ситуации в Иране в I тысячелетии до н. э., приход к власти Кира из династии Ахеменидов в

В Греции сложились в рамках рабовладельческого общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиться смелым и глубоким идеям, утверждавшим красоту и значительность человека. Греческие племена и племенные союзы населяли разделенные крутыми хребтами гор долины, рассыпанные по морю острова. При переходе к классовому обществу они образовали ряд небольших городов-государств, так называемых полисов

Искусство Древней Греции тесно связано с философией, ибо в основе его лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то и искусство носило ярко выраженный социальный характер. Огромным завоеванием явилось утверждение светской общественно-воспитательной роли искусства, лишь по форме носившего культовый характер. По сравнению с искусством Древнего Востока это было большим шагом вперед.

Архитектура ведущий вид искусства, в котором находят отражение гражданские идеи города-полиса. Храм – центр общественной жизни, воплощение идеи незыблемости и совершенства города-государства. В Греции отсутствовала специальная каста жрецов, подобная той, которая существовала в Египте или государствах Двуречья. Лишь при некоторых общегреческих святилищах существовали немногочисленные жреческие организации.

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиции, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений. Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое.

Период греческой истории с 11 до 9 в. до н.э. принято называть гомеровским , потому что главным письменным источником для изучения его служат «Илиада и «Одиссея». Экономическая и социальная история гомеровской Греции представляет собой переходную ступень от родового строя к рабовладельческому. Политической формой этого переходного строя была военная демография.

12 - 8 вв. до н.э. были эпохой сложения греческой мифологии. Мифологический характер сознания древних греков получил в этот период свое наиболее полное и последовательное выражение в эпической поэзии. Позже, уже в период архаики, эти устные песни были сведены в большие художественно завершенные поэмы.

От архитектурных сооружений этого периода сохранились лишь руины, на основании которых можно установить, что строительств развивалось на основе традиций микенской культуры.

Первые шаги греческого искусства яснее всего видны на расписных вазах, терракотовых и бронзовых статуэтках. Художественный стиль вазописи этого периода называют геометрическим , потому что орнаменты на вазах представляют собой комбинации из геометрических элементов.

Герой и кентавр (статуэтка из бронзы, 11 см). Конь (бронза). Терракотовая фигурка кентавра из гробницы с о. Эвбея.

Период архаики – период формирования греческого рабовладельческого общества и государства. Как в области политической жизни, религии, литературы, философии, так и в искусстве эпоха архаики заложила основы тех плодотворнейших процессов, которые получают полное развитие в период классический. Уже в архаике появились все важнейшие тенденции, характерные для зрелого искусства Древней Греции.

На руинах микенских городов возникает новая культура. На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные сакральные сооружения (обрядовые, культовые). Светское строительство отступило на второй план. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом бога. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм.

Выявились 2 художественных направления в архитектуре: дорическое иионическое . Дорическое отличалось стремлением к монументальности, серьезности, совершенству пропорций. В направлении ионийском ценились, напротив, легкость, изящество, прихотливость линий. Эти понятия не полностью совпадают с географической областью распространения обеих стилей.

Главные структурные элементы двух ордеров одни и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка – стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители.

В дорическом стиле колонны не имели баз, капители были просты и состояли из квадратной плиты (абака ) и поддерживающей ее круглой подушки (эхина ); фриз делится на прямоугольные, слегка выступавшие части (триглифы ) и находившиеся между ними квадратные доски (метопы ).

В ионическом стиле колонны имели профилированные базы капитель включала спиралевидной формы волюты , фриз был гладким (зоофорный фриз ). Оба стиля возникли еще в деревянно-сырцовых постройках, и позднее формы их были переведены в камень.Ордерная система (от лат. «ordo– ряд, порядок) менялась позднее лишь в отношении пропорций и в прорисовке деталей. Храмы со второй половины 7 в. до н.э. строились из отдельных блоков камня без применения раствора.

Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионического.

Композиция греческих храмов различна. Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль , или «храм в антах ». Состоит он из святилища –целлы , прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем – «двухколонным»). Второй, также относительно простой тип храма –простиль, имеющий на фасаде не две, а четыре колонны. Третий тип –амфипростиль . Это как бы двойной простиль – портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасаде здания. Четвертым типом храмов являетсяпериптер . Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2π + 1, где π – количество колонн на переднем фасаде. Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называетсядиптер . Существовал в Греции еще один вид храма – круглый периптер, где святилище – целла – имело цилиндрическую форму и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.

Храм Геры в Пестуме (6 в. до н.э.).

Храм Посейдона в Пестуме (5 в. до н. э.).

Наиболее типичными образцами архаической пластики являлись юношеская обнаженная атлетическая фигуры – курос и женская одетая –кора . Так могли изображаться и простые смертные, и боги, и богини. Совершенство человека раскрывалось через целомудренное изображение наготы, прославляющей природное начало. Статуи куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний. К середине 6 века до н.э. в статуях куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм, лицо оживляется улыбкой. Эта так называемая «архаическая улыбка» носит условный характер, иногда придает несколько манерный облик.

Со второй половины 6 века до н.э. в скульптуре начали более последовательно выступать реалистические представления об образе человека. Одним из достижений архаического искусства были найденные на Акрополе статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. Их стройные фигуры правильны по пропорциям, нежные лица оживлены ясными, чуть удивленными улыбками. Тщательно сделанные складки одежды и пряди волос словно струятся в плавном и разнообразном ритме.

Стела братьев Дермилоса и Котила (Танагра).

Мосхофор («несущий теленка», акрополь Афин).

Аполлон из Тенеи (высота – 1 м 61 см).

Кора в пеплосе с акрополя Афин (высота – 1 м 18 см).

Курос с мыса Сунион.

Рубеж 7 и 6 веков до н. э.- появление нового стиля вазописи – чернофигурного; отказ от полихромной росписи, выдвижение на передний план человека и мифа. Период архаики был временем развития художественных ремесел, особенно керамики. Само слово « керамика» произошло от названия одного из предместий Афин - Керамик, славившегося в 6 и 5 вв. до н.э. своими гончарами. Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам. Большие амфоры предназначались для хранения вина и масла, гидрии с тремя ручками для перенесения воды, стройные узкие лекифы для благовоний, из широкого килика пили вино.

Размещение росписей на вазах и их композиционный строй тесно связаны с пластической формой. Развитие вазовых росписей шло от схематичных, декоративных изображений к композиции сюжетного характера. Смелые реалистические искания художников-вазописцев опережали развитие других видов искусства. Наибольше распространение в период архаики получила так называемая чернофигурная вазопись. Рисунок орнамента или фигуры заливался черным лаком и хорошо выделялся на фоне обожженной глины. Иногда для большей выразительности черные силуэты процарапывались или покрывались тонкими белыми линиями, подчеркивающими отдельные детали. Прославленным живописцем середины 6 века до н.э. был Эксекий. Его роспись отличается поэтичностью, тонким чувством ритма и совершенством композиции, органически связанной с назначенинем и формой сосуда.

Техника краснофигурной росписи была открыта в сер. 6 века до н.э. Давала художнику намного больше возможностей, позволяя тщательнее разрабатывать анатомическое строение тела, мускулатуру, драпировки. Большая индивидуализация персонажей, стремление к реализму в изображении, к гармонии между росписями и формой сосуда. Впервые эта техника встречается на вазах, сделанных в мастерской Андокида .

Ваза Франсуа - большой кратер, изготовленный Клитием и Эрготимом (1 – вазописец, 2 – гончар).

Амфора мастера Эксекия (Ахилл и Аякс, играющие в кости).

Борьба Геракла и Антея - кратер мастера Евфрония.

Глава «Искусство Гомеровской Греции». Раздел «Искусство Древней Греции». Всеобщая история искусств. Том I. Искусство Древнего мира. Автор: Ю.Д. Колпинский; под общей редакцией А.Д. Чегодаева (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1956)

Древнейший начальный период развития греческого искусства носит название гомеровского (12-8 вв. до н.э.). Это время отразилось в эпических поэмах - «Илиаде» и «Одиссее», автором которых древние греки считали легендарного поэта Гомера. Хотя поэмы Гомера сложились в своем окончательном виде позднее (в 8-7 вв. до н.э.) - в них рассказывается о более древних общественных отношениях, характерных для времени разложения первобытно-общинного строя и зарождения рабовладельческого общества.

В гомеровский период греческое общество в целом сохраняло еще родовой строй. Рядовые члены племени и рода были свободными земледельцами, отчасти пастухами. Некоторое развитие получили ремесла, носившие преимущественно сельский характер.

Но постепенный переход к железным орудиям, улучшение методов ведения сельского хозяйства повышали производительность труда и создавали условия для накопления богатств, развития имущественного неравенства и рабства. Однако рабство в эту эпоху носило еще эпизодический и патриархальный характер, рабский труд применялся (особенно вначале) преимущественно в хозяйстве племенного вождя и военного предводителя - басилевса.

Басилевс являлся главой племени; он объединял в своем лице судейскую, военную и жреческую власть. Басилевс управлял общиной совместно с советом родовых старейшин, - называемым буле. В наиболее важных случаях созывалось народное собрание - агора, состоявшее из всех свободных членов общины.

Племена, расселившиеся в конце 2 тысячелетия до н.э. на территории современной Греции, находились тогда еще на поздней ступени развития доклассового общества. Поэтому искусство и культура гомеровского периода складывались в процессе переработки и развития тех, по существу еще первобытных, навыков и представлений, которые принесли с собой греческие племена, лишь в малой степени усвоившие традиции более высокой и зрелой художественной культуры Эгейского мира.

Однако некоторые сказания и мифологические образы, сложившиеся в культуре Эгейского мира, вошли в круг мифологических и поэтических представлений древних греков, так же как различные события истории Эгейского мира получили образно-мифологическое претворение в сказаниях и в эпосе древних греков (миф о Минотавре, троянский эпический цикл и др.). Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура древнегреческих храмов использовала и по-своему переработала сложившийся в Микенах и Тиринфе тип мегарона - зала с сенями и портиком. Некоторые технические навыки и опыт микенских зодчих также были использованы греческими мастерами. Но в целом весь эстетический и образный строй искусства Эгейского мира, его живописный, утонченно экспрессивный характер и орнаментальные, узорные формы были чужды художественному сознанию древних греков, первоначально стоявших на более ранней ступени общественного развития, чем перешедшие к рабовладению государства Эгейского мира.

12-8 вв. до н.э. были эпохой сложения греческой мифологии. Мифологический характер сознания древних греков получил в этот период свое наиболее полное и последовательное выражение в эпической поэзии. В больших циклах эпических песен нашли отражение представления народа о его жизни в прошлом и настоящем, о богах и героях, о происхождении земли и неба так же, как и народные идеалы доблести и благородства. Позже, уже в период архаики, эти устные песни были сведены в большие художественно завершенные поэмы.

Древний эпос наряду с неразрывно связанной с ним мифологией выразил в своих образах жизнь народа и его духовные стремления, оказав огромное влияние на все последующее развитие греческой культуры. Его темы и сюжеты, переосмысленные в соответствии с духом времени, разрабатывались в драме и лирике, отражались в скульптуре, живописи, рисунках на вазах.

Изобразительные искусства и архитектура гомеровской Греции при всем их непосредственно народном происхождении не достигли ни широты охвата общественной жизни, ни художественного совершенства эпической поэзии.

Самыми ранними (из дошедших до нас) художественными произведениями являются вазы «геометрического стиля», украшенные геометрическим орнаментом, нанесенным коричневой краской по бледножелтоватому фону глиняного сосуда. Орнамент покрывал вазу обычно в верхней ее части рядом кольцевых поясов, иногда заполнявших всю ее поверхность. Наиболее полное представление о «геометрическом стиле» дают так называемые дипилонские вазы, относящиеся к 9-8 вв. до н.э. и найденные археологами на древнем кладбище близ Дипилонских ворот в Афинах. Эти очень большие сосуды, высотой иногда почти в рост человека, имели погребальное и культовое назначение, по форме повторяя глиняные сосуды, служившие для хранения больших количеств зерна или растительного масла. На дипилонских амфорах орнамент особенно обилен: узор состоит чаще всего из чисто геометрических мотивов, в частности плетенки-меандра (меандровый орнамент сохранялся в качестве орнаментального мотива и на всем протяжении развития греческого искусства). Кроме геометрического орнамента широко применялся схематизированный растительный и животный орнамент. Фигуры животных (птиц, зверей, например лани и др.) многократно повторяются на протяжении отдельных полос орнамента, придавая изображению ясный, хотя и однообразный ритмический строй.

Важной особенностью более поздних дипилонских ваз (8 в. до н.э.) является введение в узор примитивных сюжетных изображений со схематизированными, сведенными почти к геометрическому знаку фигурами людей. Эти сюжетные мотивы очень разнообразны (обряд оплакивания умершего, состязание колесниц, плывущие суда и т. п.). При всей своей схематичности и примитивности фигуры людей и особенно животных обладают известной выразительностью в передаче общего характера движения и наглядностью рассказа. Если по сравнению с росписями крито-микенских ваз изображения на дипилонских вазах более грубы и примитивны, то по отношению к искусству доклассового общества они безусловно знаменуют шаг вперед.

Скульптура гомеровского времени дошла до нас лишь в виде мелкой пластики, большей частью явно культового характера. Эти небольшие статуэтки, изображающие богов или героев, делались из терракоты, слоновой кости или бронзы. Найденные в Беотии терракотовые статуэтки, сплошь покрытые орнаментом, отличаются примитивностью и нерасчлененностью форм; отдельные части тела едва намечены, другие непомерно выделены. Такова, например, фигура сидящей богини с ребенком: ее ноги слиты с сиденьем (троном или скамьей), нос огромен и подобен клюву, передача анатомического строения тела совершенно не интересует мастера.

Наряду с терракотовыми статуэтками существовали и бронзовые. «Геракл и кентавр» и «Конь», найденные в Олимпии и относящиеся к концу гомеровского периода, дают очень наглядное представление о наивной примитивности и схематизме этой мелкой бронзовой пластики, предназначавшейся для посвящений богам. Статуэтка так называемого «Аполлона» из Беотии (8 в. до н.э.) своими вытянутыми пропорциями и общим построением фигуры напоминает изображения человека в крито-микенском искусстве, но резко отличается от них фронтальной застылостью и схематической условностью передачи лица и тела.

Монументальная скульптура гомеровской Греции до нашего времени не дошла. О ее характере можно судить по описаниям древних авторов. Основным видом этой скульптуры были так называемые ксоаны - идолы, выполненные из дерева или камня и представлявшие собой, по-видимому, грубо обработанный ствол дерева или блок камня, завершенный еле намеченным изображением головы и черт лица. Некоторое понятие об этой скульптуре могут дать геометрически упрощенные бронзовые изображения богов, найденные при раскопках храма в Дреросе на Крите, построенного в 8 в. до н.э. дорийцами, уже задолго до того поселившимися на этом острове.

Чертами более живого отношения к реальному миру обладают лишь некоторые терракотовые статуэтки из Беотии, относящиеся к 8 в., как, например, статуэтка, изображающая крестьянина с плутом; несмотря на наивность решения, эта группа сравнительно более правдива по мотиву движения и менее связана неподвижностью и условностью искусства гомеровского периода. В такого рода изображениях можно видеть некоторую параллель созданному в то же время эпосу Гесиода, воспевающему крестьянский труд, хотя и здесь изобразительное искусство выглядит очень сильно отставшим от литературы.

К 8 в., а возможно еще и к 9 в. до н.э., относятся и древнейшие остатки памятников ранней греческой архитектуры (храм Артемиды Орфии в Спарте, храм в Термосе в Этолии, упоминавшийся храм в Дреросе на Крите). В них использовались некоторые традиции микенской архитектуры, главным образом общий план, подобный мегарону; очаг-жертвенник помещался внутри храма; на фасаде, как и в мегароне, ставились две колонны. Наиболее древние из этих сооружений имели стены из сырцового кирпича и деревянного каркаса, поставленные на каменном цоколе. Сохранились остатки керамической облицовки верхних частей храма. В целом архитектура Греции в гомеровский период находилась на начальной ступени своего развития.

Просмотров