Процесс передачи культуры от поколения к поколению. Образование ¾ это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей Процесс передачи культуры последующим поколениям относится к

Процесс передачи смыслового мира и других культурных ценностей и традиций из поколения в поколение представляет собой культурную трансмиссию. Именно трансмиссия обеспечивает преемственность и непрерывность культур. В результате трансмиссии молодое поколение получает возможность начать с того, чего достигло старшее поколение, добавляя новые знания, умения, ценности, традиции к уже накопленным.

Каждое поколение имеет свои особенности: ценности и духовный облик, жизненный опыт и отношение к событиям эпохи, творческие достижения и сохранение традиций. Оно усваивает достигнутый уровень развития и на этой основе становится инициатором преобразований, способствующих продвижению вперёд. Эти две стороны взаимосвязи поколений - освоение культурного наследия и новаторство - образуют основу исторического развития общества. Характер преемственности культуры отражается в духовном облике поколений.

Определяя смену поколений как культурно-исторический процесс, основанный на биологическом ритме человеческой жизни, можно выделить в нем следующие важнейшие аспекты:

1) процесс культурной эволюции предполагает смену участников культуротворчества;

2) со временем старые участники культурного процесса выбывают из него;

3) люди одного поколения могут участвовать в культурном процессе только локально («здесь и сейчас»);

4) культурный процесс может осуществляться только в результате передачи культурного наследия;

5) переход от поколения к поколению есть непрерывный последовательный процесс.

Особую роль в процессе смены поколений выполняют традиции. С одной стороны, традиции - это те ценности, которые передаются от поколения к поколению по закону преемственности и непрерывности. Они могут быть письменными или устными, быть закодированными в образцах

поведения взрослых, в функционировании социальных институтов и пр. С другой стороны, традиция - это не только то, что передаётся, но и то, в недрах чего формируются инновации.

Возникает вопрос: каким образом традиция, то есть следование готовому образцу, может допускать инновацию, то есть отступление, ведущее к отказу от традиций. Судьбы традиции в смене поколений складываются по-разному в разные культурно - исторические эпохи.

Во-первых, может соблюдаться полная или почти полная тождественность во взглядах и нормах поведения, в сменяющих друг друга поколениях. Так обстоит дело в условиях стогнационного общества, каким было, например, раннее средневековье. Для людей, принадлежащих подобному обществу, специфично полное отсутствие каких-либо сомнений в целесообразности и правомочности материальных и духовных факторов их существования. Социальное творчество отсутствовало. Отношения между поколениями внутри семьи носили патриархальный клановый характер. Всё сообщество, включая семью, стояло на страже существовавшего уклада.

Однако в позднем средневековье такой порядок начинает размываться, поскольку происходит развитие ремесел, городов, торговли.

Во-вторых, функционирование традиций в смене поколений может иметь и иной характер, аналогичный тому, что происходит на рубеже средневековья и Возрождения. Традиции сохраняются, но к их соблюдению нет уже прежней жёсткой требовательности. В соперничество с традициями приходят государственные законы, отражающие новую социальную реальность. На традиции начинают смотреть как на нечто рутинное.

Возникает снисходительность к частным нарушениям традиций, а тем самым возникает ниша, в которой могут зарождаться и вызревать традиции, альтернативные прежним.

Иначе обстоит дело в условиях кризиса духовной культуры, когда ставится под вопрос культурная преемственность, или даже возникают тенденции к отказу от культурных традиций. Новые социально - культурные знания, идеалы и ценности стимулируют кризис старой идеологии. Но и в этом случае непрерывность существования культуры обеспечивается единством культуры и культуротворчества. Все эти особенности и тенденции влияют на характер преемственности поколений.

В настоящее время значительно возрастает интерес к истории семьи и своего рода. Выявляются новые перспективные направления изучения истории дворянства, купечества, духовенства, интеллигенции, предпринимательства.

В последние годы публикуются важнейшие архивные документы, на основе которых можно воссоздать историю семейной династии. Знание истории семьи - основа преемственности поколений и бережного отношения к культурному наследию. И наоборот, забвение предков неизбежно ведёт к безнравственности, унижению достоинства, варварскому отношению к историческим и духовно - нравственным ценностям.

Историческое поколение - период времени, в течение которого живёт и активно действует данное поколение, становясь современником событий эпохи, оказавших влияние на его духовный облик. В современных условиях всё чаще говорят о «бизнес - поколении», которое активно проявляет себя в предпринимательской и коммерческой деятельности, что влияет на ценностные ориентации и формирующийся стиль жизни. Поколение в этом смысле не столько количественная, сколько качественная определённость.

Старшее поколение может вовлекать в поле своего притяжения несколько поколений, создавая устойчивую традицию отношения к историческим событиям и духовным ценностям своего времени, вызывая эмоциональную сопричастность и взаимное понимание. Такие отношения складываются между поколениями в условиях относительной стабильности общества. Но динамика перемен вызывает, как правило, в новом поколении критическое отношение к предыдущему периоду, провозглашая отказ от прежних целей и ценностей, объявляя их ложными.

В обществе с достаточно стабильной структурой и медленным темпом перемен успех воспитания оценивался в зависимости от того, насколько старшим удавалось передать подрастающему поколению накопленные знания, умения и навыки. Младшее поколение готовили к жизни в обществе, которое в общих чертах будет похоже на то, в котором всю свою жизнь прожили их родители. Старшие не могли даже представить жизнь иной, их прошлое было схемой будущего. Подобная модель культуры характерна не только для далёкого прошлого, но типична для периодов стагнации, замедленного темпа развития, для изолированных регионов, замкнутых этнических групп. Этот тип культурной преемственности основательно исследовала американский антрополог М. Мид.

Старшее поколение воплощает мудрость жизни, которую следует воспринимать беспрекословно. Оно является образцом для подражания и почитания, ибо владеет всем необходимым комплексом знаний и ценностей, норм поведения. Старшее поколение пользуется высоким авторитетом среди

молодёжи, а его опыт не только поучителен, но и оставляет неизгладимый след в душе молодого человека, создаёт необходимую устойчивость жизненного уклада, поддерживая атмосферу взаимопонимания и заботы, распорядок и ритуал повседневной жизни. Целостность внутреннего мира не претерпевает больших изменений даже при модернизации отдельных элементов быта или при переезде в новую страну. Включение в иную культуру не вытесняет полностью традиционного образа и стиля жизни, если он закреплён в сознании и поведении поколений и воспринимается как эталон отношений.

Утрата ценностных ориентиров вызывает ностальгию, которая представляет собой сложный комплекс чувств одиночества и тоски, желание погрузиться в родную среду. Традиционные культуры обладают большой энергетической силой и воздействуют на духовный облик поколений, поддерживая стиль общения, нормы и приёмы воспитания детей, духовно - нравственные ценности и приоритеты. Традиционная культура народов имеет глубокую и разветвлённую «корневую систему», без которой поколение теряет жизнестойкость, утрачивает представление о своих истоках. Она формирует национальное самосознание, патриотизм и духовно - нравственные ценности. Однако, при всей важности традиций, было бы неверно игнорировать те новые тенденции, которые возникают в каждую новую эпоху и являются результатом динамизма истории. В новой ситуации опыт молодого поколения радикально отличается от старшего.

Молодёжь сама вырабатывает жизненные ориентиры, стиль поведения и ценности, представления об успехе и смысле жизни. И это вполне оправданно, ибо прежние подходы к решению жизненных проблем оказываются малоэффективными. В этом смысле старшее поколение утрачивает свой авторитет, но при этом сохраняет знание традиций. Постепенно происходит процесс угасания прежней культуры. Старшее поколение реагирует на новую ситуацию по-разному: одни мирно принимают перемены, другие резко критикуют все новшества. Это неизбежно влечёт за собой состояние духовного вакуума, неуверенность в будущем, беспокойство и тревогу.

Категоричность и высокомерие в отношениях между поколениями разрушают возможность понимания и диалога, ведут к усилению напряжённости. Неодобрение всего нового, желание повернуть назад ход истории, остановить темп перемен не вызывают позитивного отклика у молодёжи и неизбежно ведут к противостоянию поколений.

Не менее опасно и пренебрежение молодых опытом старших, желание стереть из памяти все достижения прошлых лет. Каждое поколение выполняет свою историческую роль и заслуживает поддержки, ибо без этого прерывается связь поколений. Преемственность поколений является основой исторического развития человека и общества, поэтому все общественные и личные усилия должны быть направлены на взаимопонимание и диалог.

Ускорение перемен и внедрение новшеств оказывает существенное влияние на психологическое состояние и самочувствие человека. Люди живут на «повышенных скоростях», когда стремительно меняется мир, идеи и отношения, ценности и ориентации, социальные институты и организации.

Быстротечность приводит к ощущению хрупкости и неустойчивости жизни, создаёт настроение неуверенности и нестабильности, порождает особую установку сознания на краткосрочность связей и человеческих отношений.

Повышенная мобильность увеличивает число человеческих контактов, делает их поверхностными, вызывает растущее чувство одиночества. Быстротечность перемен и новизна усложняют проблемы адаптации человека в мире, вызывая психологическую перегрузку и нравственную усталость. Возникает дефицит душевного комфорта, положительных эмоций от общения. Поток новизны проникает и в семейную жизнь.

Изобилие вариантов брачных союзов, широкий выбор моделей семейной жизни влияет и на духовно - нравственную составляющую личности. Общество разделяется на отдельные субкультуры, каждая из которых образует особый мир со своей иерархией ценностей, стилем и образом жизни, предпочтениями и симпатиями, правилами и запретами.

Фрагментация общества влечёт за собой распад единой структуры ценностей. Центральное ядро ценностей, существовавшее в прошлом, исчезает с невероятной быстротой. За эти годы выросло поколение, которому не знакомы многие идеологические лозунги, ритуалы, организации.

Не продолжая описание тенденций современного общества, необходимо понять положение подрастающего поколения в условиях постоянных изменений, разработать стратегию адаптации к переменам, содействующую восстановлению душевных сил.

Растущему человеку необходимо чувство защищённости, стабильности и доброжелательности окружающего мира, ему необходимы жизненные ориентиры, которые одобряются и поддерживаются, получают общественное признание и уважение. Отсутствие чувства идентичности порождает одиночество, потерянность, отчуждённость.

В условиях быстрого темпа модернизации общества, трансформации социальных институтов, в социальном положении подрастающего поколения происходят существенные перемены.

Имеют место отношения купли - продажи, незаконные сделки, двойная мораль, грубость и распущенность, неуважение к старшим. Негативное влияние оказывают и средства массовой информации, которые намеренно тиражируют насилие, вседозволенность, нарушение самых элементарных прав человека. Почти исчезли передачи, способствующие воспитанию нравственности и высокой духовности.

Снижение интеллектуального и нравственного уровня общества может привести к невосполнимым потерям в духовном облике подрастающего поколения. Реальное решение проблемы преемственности в смене поколений в условиях кризиса состоит в том, что нужно исходить из преходящести всякого кризиса культуры и смены этапа её дестабилизации этапом стабилизации с сохранением ядра культуры и выработкой новых, соответствующих времени образцов. Следует при этом помнить о двоякой роли молодёжи в развитии культуры.

Молодёжь является ретранслятором культуры в передаче от прошлого к будущему, обеспечивая сохранение и преемственность в развитии культуры. Но она передаёт потомкам культуру в частично преобразованном виде. Именно в этом смысле она творит культуру. Две функции - сохранение и внесение инноваций - должны быть всегда сбалансированными. Таким образом, любые изменения культуры предполагают сохранение единства и непрерывности культуры через преемственность поколений.

«Сущность и структура культуры» - Возвращение блудного сына. Искусство помогает осмыслить прошлое. Эстетическая оценка. Пространственные искусства. Роль искусства в развитии культуры. Храм Христа Спасителя. Памятник Минину и Пожарскому. Составляющие художественной культуры. Культура. Многозначность понятия "культура". Красное яйцо.

«Культурная гегемония» - Основные источники в обучении. Культура сегодня: Япония или Россия. Культурная гегемония Голландии. Третий Британский цикл. Новаторство итальянских школ. Основные проблемы и перспективы. Динамика циклов гегемонии. Американская гегемония. Гегемония. Американский образ жизни. Возвышение Голландии. Голландские стили.

«Культурная глобализация» - Формирование альтернативного знаково-символического пространства. Герберт Маркузе. Pax Americana. Китай. Периферийная коррупция. Слияние рациональности и угнетения. Государства. Человеческая история. Глобальный культурный рынок. Столкновение цивилизаций. Френсис Фукуяма. Три сценария глобализации в сфере культуры.

«Категория культуры» - Культура и смысл. Проблема. Культура. Культура и мир ценностей. Категория культуры. Социальная реальность. Универсальный язык общения. Культура и общество. Этимология слова. Культура и техника. Культура и человек. Познание.

«Личность и культура» - Культурные ценности. Культура формирует внутренний мир человека. Структура культуры. Личность и культура. Каждый человек рождается, воспитывается, формируется. Социализация и инкультурация. Понятие инкультурации. Человек и культура. Законы функционирования культуры. Культура - это совокупность всех достижений общества.

«Культура и цивилизация» - Массовая культура. Уровень развития общества. Культура и цивилизация. Три типа цивилизаций. Дайте определение цивилизации. Научные подходы к пониманию цивилизации. Понятия «цивилизация» и «культура». Отношение к культуре. Цивилизация. Типы культур. Существование единой общечеловеческой культуры. Культура имеет три аспекта.

Всего в теме 23 презентации

Велика миссия образования в развитии у молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения. Этому способствуют диалогические формы обучения. Диалог - это форма субъект- субъектного познания окружающего мира. Он имеет особое значение на стадии распознавания сущностного, эвристического и креативного в предлагаемой учебной информации. Образовательная среда, сформированная в школе или вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека.

Одновременно образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В связи с этим все отчетливее видна зависимость развитых отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации граждан.

Духовное в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культуру. Носителем культуры выступает семья, и первая осваивается в процессе обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, профессиональной деятельности и общения с окружающими людьми. Однако именно в процессе обучения воспитания человек обретает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации, общества и человека. Поэтому при определении целей и задач образовательных систем уточняют социальный заказ. В свою очередь содержание образования может быть ограничено стандартами peгиона, страны, всего мира, которые учитывают характер взаимодействия человека с культурными ценностями, меру и степень их присвоения и созидания.

2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях, (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Не случайно одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека (обучения, труда, общения, профессиональной деятельности, досуга).

В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.

В критические моменты истории необходимо обеспечить преемственность культурно-образовательной традиции, сохраняя самобытность народа и сложившуюся систему ценностей. Сохранение вышеозначенных составляющих способствует их интеграции в системе мировых ценностей как элементов макро-социума. При этом традиция выполняет определяющую функцию в процессах образования и воспитания нового поколения.

Жизнь человека - это звено в цепи поколений. То есть человек живет в про­странстве социально-культурной традиции, которая оказывает существенное вли­яние на формирование его характера, стиля поведения, устремлений, ценностей и интересов. В связи с этим отношения между традицией и новациями в сфере обра­зования и воспитания человека воплощают взаимосвязь между образованием и культурой народов в целом.

Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития общества, или воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем стереоти­пы, или совершенствуя его.

Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается:

В формировании образа жизни, принятого в обществе;

В освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой,семейно-бытовой);

В развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества.

Поэтому для каждой социально-экономической формации и культурно-исто­рического этапа развития общества и государства характерна своя система обра­зования, а для народа, нации - система воспитания. Однако в международных педагогических системах существуют общие черты. Именно они закладывают ос­новы для процесса интеграции в мировое образовательное пространство.

Какие культурно-образовательные традиции, сложившиеся в разных цивили­зациях, известны и сегодня?

Например, рациональная логика обучения в школе и вузе исторически сложи­лась в европейской цивилизации.

В азиатской цивилизации конфуцианство сформировалось в качестве методо­логии образования и воспитания человека.

В процессе истории воспитание складывалось на Руси как «воспитание миром». Именно в России для воспитательного воздействия на человека часто использова­ли общественное мнение. Поэтому теория воспитания человека в коллективе и через коллектив, созданная А. С. Макаренко, лишь подводила некоторый итог су­ществующей традиции.

3. Образование является механизмом формирования общественной и ду­ховной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие об­разцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэто­му социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в воз­можности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целост­ной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и разви­тие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.

В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно смысл образования видят не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.

Специфика населения отдельных регионов обусловливает характер педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или села посредством образования. В региональных образовательных системах учитываются образовательные запросы разных социокультурных групп населения. Так, например, разработка образовательного стандарта определяется спецификой региона страны.

Например, для школ Санкт-Петербурга в региональный компонент включена дисциплина «История и культура Санкт-Петербурга», для школ Дагестана – «История и культура народов Кавказа».

6. Образование является тем социальным институтом, через который передауются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

Образовательные системы - это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. Например, в 1970-80-е годы перед отечественной системой образования ставилась задача подготовки творческого, интеллектуал но и духовно развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста, воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е годы приоритет отдается подготовке предприимчивого и коммуникабельного человека, владеющего иностранными языками. Если в первый период высокий социальный статус имели физики, математики, инженеры, то сегодня социально значимы юристы экономисты и бизнесмены, а также гуманитарии - филологи, переводчики, преподаватели иностранных языков.

Образовательные учреждения - это социальные институты, развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования приобретает государственный статус системы образования в стране. В данном контексте образовательные учреждения включены в социальную практику. Их социальная функция состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны. Осуществление социальной функции требует прогнозирования и планирования развития образовании. Последнее становится значимым компонентом в процессе формирования государственной образовательной политики страны. Государственную норму того или иного типа образования определяет государственный образовательный стандарт. Одним из главных направлений такой политики является разработка государ­ственных образовательных стандартов для школы и вуза.

Государственные образовательные стандарты определяют обязательную учеб­ную программу каждой школы или вуза. Такой стандарт состоит из двух частей. Первая часть - это набор обязательных для всех школ или вузов дисциплин, вто­рая часть-дисциплины по выбору. На уровне Российской Федерации первую часть называют федеральным, а вторую - региональным компонентом. На уров­не конкретного учебного заведения первая часть - обязательные дисциплины учебного плана для всех учащихся, вторая часть - предметы по выбору. Стан­дарт включает обязательный набор требований к подготовке выпускника школы или вуза.

7. Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на про­тяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профес­сиональной деятельности. Образование ускоряет этот процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности. Этот факт до­казывается исследованиями и образовательной практикой. В образовательном процессе педагоги создают условия и выбирают такие средства и технологии, ко­торые обеспечивают личностный рост обучающихся, развитие их субъектных свойств и проявление индивидуальности. Каждая учебная дисциплина и опреде­ленная образовательная технология ориентированы на развитие данных качеств.

Резюме

Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и разви­тия цивилизации.

Взаимодействие культуры и образования может рассматриваться в разных ас­пектах:

На уровне социума, в историческом контексте;

На уровне конкретных социальных институтов, сферы или среды развития человека;

На уровне учебных дисциплин.

Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте, в связи с многогранностью их отно­шений.

Образование выполняет социокультурные функции:

Является способом социализации личности и преемственности поколений;

Средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

Ускоряет процесс развитияи становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

Обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения ценностных ориентаций и моральных принципов.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как вы поняли следующую мысль: культура выступает предпосылкой и результатом образования человека?

2. Раскройте смысл основных функций современного образования,

3. В каких аспектах может рассматриваться взаимосвязь образования и культуры, образования и социума?

1.6.1. Передача культуры от поколения к поколению и эволюционистские концепции культуры

Вопреки всем утверждениям сторонников субстанционального понимания культуры, она все же представляет собой не субстанцию, а акциденцию. Она есть творение людей, всегда живущих в обществе, есть продукт общества. Я уже неоднократно говорил о том, что общество никогда не является простой совокупностью людей. Общество и совокупность людей, входящих в его состав, никогда полностью не совпадают. Как уже отмечалось, время существования социоисторического организма всегда превышает длительность жизни любого из его членов. Поэтому неизбежностью является постоянное обновление его человеческого состава. В обществе происходит смена поколений. На смену одному приходит другое.

И каждое новое поколение, чтобы существовать, должно усвоить опыт, которым обладало уходящее. Таким образом, в обществе идет смена поколений и передача культуры от одного поколения к другому. Эти два процесса являются необходимым условием развития общества, но они, сами по себе взятые, не представляют собой развития общества. Они обладают известной самостоятельностью по отношению к процессу развития общества.

Упор на преемственность в развитии культуры дало основания для трактовки этого развития как совершенно самостоятельного процесса, а выявление аккумуляции в развитии культуры дало возможность трактовать этот процесс как поступательный, восходящий. В результате возникли эволюционистские концепции, в которых развитие культуры рассматривалось независимо от эволюции общества в целом. Центр тяжести в этих концепциях был перенесен с общества на культуру. Такова концепция крупнейшего английского этнографа Эдуарда Бернетта Тайлора (Тэйлора) (1832 - 1917) - автора знаменитой в свое время книги «Первобытная культура» (1871; послед. русск. изд.: М., 1989). Он был убежденным поборником эволюционизма. С его точки зрения, любое явление культуры возникло в результате предшествующего развития, появилось в обществе как продукт культурной эволюции.

Культурой в социологии называют все то, что создано разумом и руками человека, весь искусственный, отличный от природы, мир явлений. В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни (обычаи, нормы, социальные институты, социальные отношения и т.д.). В "узком" смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с нравственностью, искусством.

Культура характеризуется прежде всего способностью производить, сохранять и распространять духовные ценности. Главная функция культуры - сохранять и воспроизводить духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его.

Процесс передачи культуры от предшествующих поколений к последующим называется культурной трансмиссией . Она обеспечивает преемственность, или непрерывность культуры. Когда происходят какие-то катаклизмы (войны, катастрофы), то в результате гибели носителей культуры происходит разрыв культурной цепи. Наступает культурное истощение , т.е. исчезает больше культурных черт, чем появляется.

Передаются не все элементы культуры. Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Культурное наследие - фактор сплочения нации, средство объединения в период кризисов и нестабильности.

Культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. В результате такого отбора культуры совершенно различны.

Общие элементы во всех культурах – культурные универсалии . Это такие элементы культуры, которые есть во всех обществах независимо от географического расположения, уровня развития, исторического времени (например, спорт, украшения, религиозные обряды, мифы, игры, всего более 60 универсалий).

Смысл и содержание культуры невозможно понять, если рассматривать явления культуры вне конкретных исторических рамок. Культура возникла под воздействием общественных запросов и потребностей. Поэтому любую культуру надо рассматривать с позиций культурного релятивизма , т.е. анализировать культуру в ее собственном контексте, с позиций убеждений, ценностей носителей этой культуры. Опасна противоположная тенденция – стремление судить о других культурах с позиций превосходства своей собственной. Такая тенденция называется этноцентризм (разновидность этноцентризма – евроцентризм). В современных условиях обострения социальных противоречий социологи пришли к выводу о невозможности последовательного проведения идеи единой культуры.


Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства – материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда и т.п.). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур. Материальные и духовные объекты, созданные трудом человека, называются артефактами , т.е. искусственно созданными.

Важнейшей частью культуры являются ценности и нормы . Ценности и нормы, согласно Т. Парсонсу, являются общим необходимым условием социальной интеграции. Социальный порядок в обществе возможен тогда, когда его члены разделяют общие ценности, следуют сложившимся нормам поведения (которые, в свою очередь регулируются базовыми ценностями), исполняют ожидаемые от них роли. В правовой системе закреплена система ценностей общества.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, выделяют элитарную, народную, массовую культуры. Разновидности культуры - доминирующая культура, субкультура и контркультура.

В большинстве европейских обществ в началу ХХ века сложились две формы культуры – элитарная и народная. Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами (изящное искусство, классическая музыка, высокоинтеллектуальная литература). Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества. Как правила, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, передается устно из поколения в поколение. Народная культура также имеет высокую художественную ценность, является достоянием народа и фактором его сплочения.

В ХХ веке произошло стирание между элитарной и народной культурой, возникла массовая культура . Массовая культура общедоступна, обладает, как правило, низкой художественной ценностью. Она является следствием ряда взаимосвязанных процессов: урбанизации, секуляризации, распространения законов рынка на культуру, технического развития и трансформации сферы образования, развитием СМИ. Особенность массовой культуры - коммерческий характер функционирования, в основе которого - платежеспособный спрос основной массы населения.

Доминирующая культура - совокупность ценностей, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Так как общество распадается на множество групп - национальных демографических, профессиональных - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, которая называется субкультурой . Субкультура - это культура, присущая отдельным социальным группам. Существуют молодежная субкультура, профессиональная, субкультура национальных меньшинств, конфессиональная, детская и т.п.

Контркультура - культура, противостоящая доминирующей культуре, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями. Культура преступников, террористов противоречит общечеловеческой культуре. Хиппи отрицали господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность.

Просмотров