Центр реставрации грабаря. Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря. Режим работы выставочного зала

В ХНРЦ - старейшее реставрационное учреждение России, создано 10 июня 1918 года как научно-административный центр, призванный руководить всеми реставрационными работами в стране. Инициатором создания Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи (так первоначально назывался центр), равно как и создания отечественной реставрационной школы, был Игорь Эммануилович Грабарь - известный художественный критик и историк искусства, автор и редактор многих фундаментальных изданий, талантливый художник.

Комиссия начала свою деятельность с обследования фресок памятников Кремля и Москвы и реставрации древнерусской живописи из Благовещенского собора Кремля. Опыт первых трех лет реставрационной деятельности был обобщен на I Всероссийской реставрационной конференции, которая прошла 12–14 апреля 1921 года и утвердила принципы реставрации всех видов художественных памятников - архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного искусства.

В 1924 году комиссия в связи с расширением объема работ была преобразована в Центральные государственные реставрационные мастерские, технически хорошо оснащенные и собравшие в своих стенах первоклассных мастеров-реставраторов и известных специалистов в области русского и европейского искусства. В эти годы были раскрыты и реставрированы древнейшие иконы: «Богоматерь Владимирская» (XII век), «Спас Златые Власы» (начало XIII века), «Спас Нерукотворный», иконы письма Андрея Рублева, фрески Феофана Грека и еще целый ряд ценнейших икон, вошедших в экспозиции крупнейших музеев страны.

В процессе работы интенсивно проводились разработки научных принципов реставрации художественных произведений, нашедших яркое выражение в трудах Игоря Грабаря - научного руководителя мастерских. Предложенные им методы раскрытия произведений от поздних наслоений и принципы бережного отношения к подлинной авторской структуре произведения стали основополагающими в создании отечественной школы научной реставрации.

С успехом проходили большие реставрационные выставки в Москве в 1918, 1920, 1927 году и за рубежом: так, выставка «Памятники древней живописи. Русские иконы XIII–XVIII веков» прошла в 1929–1932 годах в городах Германии, Англии, Австрии и США. Многие зарубежные специалисты приезжали для знакомства с работой реставраторов мастерских.

Но наступили роковые 1930-е - годы разрушения национального достояния, когда было признано нецелесообразным охранять все культурное наследие. «Романовский хлам», церковные ценности стали считаться вредоносными для идейного воспитания масс. Наиболее активно выступающие за сохранение ценнейших памятников русской культуры Александр Анисимов и Юрий Олсуфьев были репрессированы и погибли; были сосланы Николай Померанцев, Петр Барановский и Николай Сычев. По этой же причине летом 1934 года были расформированы мастерские, а основные функции по реставрации, учету и охране памятников распределены между ведущими центральными музеями Москвы и Ленинграда. Секция живописи, научный отдел и фототека мастерских были переведены в помещение Третьяковской галереи и практически продолжали осуществлять функции центрального органа по реставрации произведений искусства. Бывшие сотрудники мастерских успешно проводили экспедиционную деятельность по выявлению и охране памятников не только в России, но и за ее пределами - в Киеве, Грузии, Армении, Азербайджане, Керчи и других местах, принимали экстренные меры по поддержанию уникальных фресок в Новгороде, Владимире, Александровской слободе.

По распоряжению Совета народных комиссаров осенью 1944 года возобновляется деятельность мастерских. Общее научное руководство возлагается на академика Игоря Эммануиловича Грабаря, а директором назначается Вера Николаевна Крылова, много сил потратившая, чтобы собрать реставраторов - бывших сотрудников мастерских. Главной задачей мастерских в этот период становится проведение восстановительных работ над отечественными памятниками, пострадавшими в годы Великой Отечественной войны. Наряду с этим реставрировались живописные полотна и произведения графики из собрания Дрезденской картинной галереи, а также музеев Берлина, Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии. В 1966 году художники-реставраторы активно участвовали в возрождении всемирно известных памятников искусства, пострадавших во время наводнения во Флоренции.

С 1960 года мастерские стали носить имя основателя - И.Э. Грабаря, а в 1974-м преобразовались во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр.

Реставраторы центра обеспечивают качественное, высокопрофессиональное проведение работ, используя широкий диапазон различных методов и приемов реставрации, тщательно и всесторонне проводя предреставрационное исследование произведений, внедряя в практику результаты последних достижений науки и техники.

Практический и исследовательский опыт регулярно обобщается в издаваемых центром научных изданиях, методических рекомендациях, пособиях, каталогах, альбомах, а также используется при проведении стажировок. Ежегодно в ВХНРЦ проходит обучение художников-реставраторов музеев, вузов, архивов, библиотек. Практически во всех музеях России, а также Прибалтики, Украины, Грузии и Казахстана работают специалисты, прошедшие некогда обучение в стенах центра, либо их ученики. Мастерству реставрации обучались стажеры из Италии, США, Венгрии, Югославии, Голландии. Архив центра хранит уникальный материал - тысячи паспортов возвращенных и спасенных произведений, памятников истории и культуры, содержащих подробное описание проведенных исследований и действий, фотоматериалы, фиксирующие ход реставрации.

Заслуженным авторитетом пользуются эксперты-искусствоведы ВХНРЦ. Они проводят научно-техническую экспертизу памятников русского и зарубежного искусства для закупочной комиссии Министерства культуры Российской Федерации, музеев, коллекционеров и частных граждан. В процессе комплексного исследования подтверждается подлинность художественного произведения, уточняется автор, школа, время создания либо выявляется копия или подделка.

Велико значение регулярно проводимых центром экспедиций: тысячи бесценных произведений древнерусской живописи, прикладного искусства, деревянной скульптуры были выявлены во время экспедиций под руководством Юрия Олсуфьева, Николая Померанцева и их последователей. Мастер-иконописец, исследователь и реставратор Адольф Николаевич Овчинников, долгие годы работая в экспедициях, изучил и воспроизвел в натуральную величину фрески восьми церквей с XIII по XV век (Псков, Старая Ладога, Грузия), две из которых погибли уже в наше время, и копии-реконструкции Адольфа Овчинникова являются единственным свидетельством их существования.

В настоящее время ВХНРЦ - сложная разветвленная структура, включающая в себя отделы реставрации масляной и темперной живописи, мебели, тканей, керамики, графики, кости, металла, рукописей, каменной скульптуры, а также отделы физико-химических исследований, научной экспертизы, архив, фототеку. При центре созданы Архангельский, Вологодский и Костромской филиалы.

Многолетнее размещение мастерских в московских храмах (помимо собора Марфо-Мариинской обители, различные отделы располагались в церкви Святой Екатерины на Всполье, Владимирском соборе Сретенского монастыря, церкви Воскресения Христова в Кадашах), которые ВХНРЦ собственными силами поддерживал и восстанавливал, закончилось в 2006 году, когда вся организация переехала в реконструированное здание на улице Радио. Расширение рабочих площадей дало возможность оснастить отделы современным оборудованием.

Дни празднования 90-летия ВХНРЦ были отмечены проведением Грабаревских чтений и торжественными мероприятиями с участием коллег-реставраторов из многих российских музеев. Коллектив центра получил письмо от президента Российской Федерации с благодарностью «за большой вклад в дело сохранения культурного наследия России». Все эти события состоялись на фоне выставки, экспонатами которой стали музейные предметы «со стола реставратора». В их числе демонстрировались спасенные или спасаемые специалистами картины и графические листы из собрания музея-усадьбы «Мураново», поврежденные во время пожара в июле 2006 года; саркофаг (Пантикапей, I век) из собрания Государственного исторического музея, найденный в 1890 году во время археологических раскопок под Керчью; миниатюры из Красноярской и Чайковской художественных галерей, сложнейшая реставрация которых была проведена по специально разработанной методике.

"Коммерсант" сообщает о том, что Министерство культуры, возможно, вскоре запретит Всероссийскому художественному научно-реставрационному центру имени Грабаря (ВХНРЦ) проведение коммерческой экспертизы...

В настоящий момент ВХНРЦ остался последним государственным учреждением, занимающимся коммерческой экспертизой произведений искусства для частных и физических лиц. Российские музеи лишились права выдавать экспертные заключения еще в 2006 году — вследствие скандальных ошибок в атрибуции картин русских художников. По словам Светланы Вигасиной, заместителя директора по науке ВХНРЦ, сотрудники центра и вправду ждут письмо из Минкульта, но "о запрете речь, скорее всего, не пойдет", просто попросят разобраться с документами.


В сентябре "грабари" сменили директора — вместо уволенного Алексея Владимирова руководящее место заняла Евгения Перова, его бывший заместитель. Причиной перемен мог стать пожар 15 июля 2010 года, в результате которого погибли два произведения искусства: ковер из усадьбы Мураново и знамя петровской эпохи из музея Переславля-Залесского. Многие произведения, находившиеся в центре на экспертизе и реставрации, сильно пострадали, а господин Владимиров раскритиковал деятельность МЧС, сказав что "из 58 пострадавших работ 8 пострадали от пожара, 50 — от пожарных".

Однако возможно, что причиной расторжения контракта с Алексеем Владимировым стали другие проблемы. В июле 2010 года один из коллекционеров, отдавших свои произведения на экспертизу в центр Грабаря, написал заявление в МВД, где сообщил о "противоправных действиях Киселевой А. Р.", начальника отдела экспертиз. Тогда же выяснилось, что центр продолжал до июня 2010 года выдавать экспертизы на недействительных бланках с шапкой Федерального агентства по культуре и кинематографии (к которому центр имени Грабаря действительно относился до 2008 года, когда агентство было расформировано).

Если центр имени Грабаря перестанет выдавать экспертные заключения на бланке Министерства культуры, это будет означать, что государство окончательно устранилось от арт-рынка, предоставив его участникам разбираться самим. Такая схема действует в Европе, где государственные музеи занимаются наукой и выставками, а частные эксперты (которые могут быть и учеными, и арт-дилерами) — коммерческой экспертизой. С одной стороны, это благо — на частного эксперта, выдавшего неверное заключение, можно подать в суд, потребовать возмещения ущерба (а попробуй-ка посудись с государством).

С другой стороны, могут быть проблемы. Других экспертов, кроме всем известных сотрудников крупнейших музеев и ВХНРЦ, взять пока негде. Будет вполне логичным, если после запрета проводить экспертизу по месту работы эксперты ВХНРЦ создадут некий независимый институт, который будет делать частным коллекционерам и арт-дилерам такие необходимые им экспертные заключения.

Экспертизу будут делать те же самые люди на том же оборудовании и с использованием тех же музейных сравнительных баз — как это происходит сейчас, например, в Научно-исследовательской независимой экспертизе имени П. М. Третьякова (НИНЭ), созданной сотрудниками Третьяковки после того, как в музее им делать экспертизы запретили. Судиться с НИНЭ еще никто не пробовал.

Специалисты Русского музея после запрета делать экспертизы оказывают частным лицам "консультационные услуги научно-исследовательского характера". Недовольный этими услугами петербургский коллекционер Константин Азадовский, например, обнаружил, что в договоре есть пункт о том, что письменный результат исследования, каким бы он ни оказался, не подлежит передаче в судебные органы.

История

Федеральное государственное учреждение культуры «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря» (ВХНРЦ) - старейшая государственная реставрационная организация России - был основан 10 июня 1918 года по инициативе художника и исследователя искусства Игоря Эммануиловича Грабаря , при Отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения (32-й отдел Наркомпросса) РСФСР в виде Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи. Председателем этой комиссии был назначен И.Э. Грабарь . В 1924 году комиссия была преобразована в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). Усилиями И.Э. Грабаря в ЦГРМ был собран цвет отечественной научной реставрации того времени: и выдающиеся ученые-искусствоведы, и опытные реставраторы-практики.

В 1934 году Центр был ликвидирован. Часть ведущих сотрудников Центра подверглись репрессиям, вплоть до «высшей меры социальной защиты». Обвинения, конечно же, ложные, но в тогдашней обстановке почти «заслуженные»: «пропаганда религии» под видом сохранения культуры. По счастью, И. Э. Грабарь был фигурой такого масштаба, что его не тронули. Возвращение реставраторов из опалы - «заслуга» войны. По мере освобождения оккупированной части СССР, становился яснее масштаб ущерба, причинённого войной не только экономике, но и культуре - памятникам истории, художественным ценностям. 1 сентября 1944 года CНК издаёт Распоряжение № 17765-р за подписью зам. Председателя В. М. Молотова о разрешении Комитету по делам искусств при Совнаркоме СССР организовать Центральную художественно-реставрационную мастерскую. Естественно, что для организации был привлечён опытнейший И. Э. Грабарь , который, став художественным руководителем «новой» мастерской, фактически воссоздал старые, привлекая для этого уцелевших реставраторов, даже отзывая их с фронтов. Именно благодаря И. Э. Грабарю , нынешний Центр справедливо считается правопреемником тех мастерских, что начинались в 1918.

За почти вековую историю центра трудами его сотрудников для отечественной и мировой культуры были сохранены тысячи памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Среди этих памятников фрески Новгородских и Владимирских храмов, соборов Московского Кремля, древнерусские иконы, в том числе такие святыни, как «Богоматерь Владимирская» «Троица » кисти Андрея Рублева; живопись из собрания Дрезденской галереи, ГТГ и ГМИИ им. А. С. Пушкина; панорама «Бородинская битва » Ф.Рубо ; средневековые рукописи и античная керамика.

С 1986 по 2010 годы Центром руководил художник и искусствовед Алексей Петрович Владимиров. В непростых для всех учреждений культуры условиях последних десятилетий ВХНРЦ удалось сохранять лучшие традиции реставрационной школы, заложенные И. Э. Грабарем и его соратниками.

ВХНРЦ специализируется на консервации, реставрации, экспертизе памятников масляной живописи, иконописи, графики (в том числе на пергаментном основании), книг (в том числе «инкунабул»), памятников деревянной, каменной, гипсовой и восточной лаковой скульптуры, предметов прикладного искусства (металл, кость, шитье и ткани, керамика).

Центр сегодня

Коридор. Вдоль стен лежат разложенные для просушки иконы XVIII века из одного из северных храмов, присланные на реставрацию в Москву. Помещение до пожара

На сегодняшний день Центр является одной из немногих реставрационных организаций, обладающих проверенной временем системой подготовки новых сотрудников. Еще в 1947 г. в ГЦХРМ было принято «Положение о художниках-реставраторах», вменявшее в обязанность каждому мастеру «постоянное совершенствование: а) по истории и теории искусства; б) по методике реставрационных процессов; в) по общему художественному уровню (выполнение творческих работ в соответствии со своей специальностью - по рисунку, живописи, лепке, копированию и т. д.)».

С 1955 г. Центр был в числе создателей и постоянных участников Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры РСФСР, определявшей уровень мастерства реставраторов. Центр стоял у истоков создания государственной системы обучения новых реставрационных кадров, и в настоящее время он является одним из немногих учреждений культуры, бережно хранящих сложившийся в течение десятилетий порядок последовательного повышения квалификации молодых специалистов. Как правило, новые сотрудники, приходящие в отделы ВХНРЦ, имеют высшее либо среднее специальное художественное образование. Основы профессии они постигают под руководством реставраторов высшей и первой категории. Постепенно, по мере приобретения новых знаний и опыта, их допускают к работе со все более сложными экспонатами.

ВХНРЦ тесно сотрудничает с отечественным и международным музейным сообществом, его специалисты принимают активное участие в работе российского отделения ИКОМ ЮНЕСКО с момента его основания. Сейчас в числе партнеров Центра более 200 музеев, реставрационных мастерских и научно-исследовательских организаций России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Сотрудники ВХНРЦ проводят обследование и реставрацию музейных экспозиций и фондов на местах во время командировок, принимают на стажировку музейных реставраторов и хранителей, обмениваются с российскими и зарубежными коллегами научной информацией в ходе многочисленных конференций и выставок.

Подготовка реставрационных кадров в ВХНРЦ

ВХНРЦ сегодня - не только реставрационная и научно-исследовательская организация, но и научно-методическая база Министерства культуры РФ, в том числе по подготовке квалифицированных кадров для реставрационных центров, мастерских, реставрационных отделов музеев России.

До Великой Отечественной войны и сразу после её окончания в СССР ещё не практиковалась подготовка реставраторов в специальных учебных заведениях, хотя потребность в них была огромной, особенно в послевоенные годы. В первую очередь необходимы были не столько высококлассные художники-реставраторы для восстановления утраченного, сколько реставраторы-консерваторы для «скорой помощи» повреждённым памятникам - способные следить за сохранностью музейных фондов, предотвращать окончательную утрату исторических и художественных ценностей, проводить неотложные консервационные и, уже по мере возможности, несложные реставрационные работы.

Для решения этой важной задачи, Центральные государственные реставрационные мастерские, как тогда назывался Центр Грабаря, в 1955 году организовали двухгодичные курсы подготовки реставраторов станковой живописи, графики, скульптуры и предметов прикладного искусства. Слушатели курсов прошли необходимую подготовку, не только практическую, но и общекультурную теоретическую, и, получив квалификационные удостоверения с указанием перечня работ, которые им разрешалось выполнять, стали настоящим спасением для тысяч экспонатов во многих музеях Советского Союза. Лучшие выпускники были приняты на работу в ЦГРМ, многие из них и по сей день являются гордостью Центра.

В настоящее время подготовка реставрационных кадров в России обычно складывается из двух ступеней: в ряде художественных учебных заведений страны открыты реставрационные факультеты и отделения, после окончания которых выпускники стажируются у опытных мастеров-практиков.

Именно такое наставничество традиционно для ВХНРЦ - квалифицированный и опытный художник-реставратор несколько лет руководит, обучая на практике, работой учеников, доводя их до высокого профессионального уровня.

С целью подготовки и переподготовки реставраторов для музеев страны в ВХНРЦ разработана система стажировок в разных отделах с обязательным прочтением теоретических курсов по технологии, методикам реставрации и различным видам предреставрационных и реставрационных исследований памятников (физических, химических, рентгенологических, биологических и др.). Стажировки проводятся на основании договоров ВХНРЦ с заинтересованными организациями и лицами.

Пожар 2010 года

В начале 2011 года сотрудник отдела реставрации рукописей Евгения Осипова за спасение из пожара древних рукописей, в т.ч. Спасского Евангелия XIII века, удостоилась Премии «Своя колея» имени В.С.Высоцкого за 2010 год.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря - государственная реставрационная организация России .

Достопримечательность
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря
Страна
Местоположение Москва
Дата основания 10 июня
Сайт grabar.ru
Медиафайлы на Викискладе

Угол улиц Радио и Бауманской. Бывшее здание ФГУП ЦАГИ. Сейчас здание реставрационного центра

История

Федеральное государственное учреждение культуры «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря» (ВХНРЦ) - старейшая государственная реставрационная организация России - был основан 10 июня 1918 года по инициативе художника и исследователя искусства Игоря Эммануиловича Грабаря , при Отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения (32-й отдел Наркомпросса) РСФСР в виде Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи. Председателем этой комиссии был назначен И. Э. Грабарь . В 1924 году комиссия была преобразована в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). Усилиями И. Э. Грабаря в ЦГРМ был собран цвет отечественной научной реставрации того времени: и выдающиеся ученые-искусствоведы, и опытные реставраторы-практики.

В 1934 году Центр был ликвидирован. Часть ведущих сотрудников Центра подверглись репрессиям, вплоть до «высшей меры социальной защиты». Обвинения, конечно же, ложные, но в тогдашней обстановке почти «заслуженные»: «пропаганда религии» под видом сохранения культуры. По счастью, И. Э. Грабарь был фигурой такого масштаба, что его не тронули. Возвращение реставраторов из опалы - «заслуга» войны. По мере освобождения оккупированной части СССР, становился яснее масштаб ущерба, причинённого войной не только экономике, но и культуре - памятникам истории, художественным ценностям. 1 сентября 1944 года СНК издаёт Распоряжение № 17765-р за подписью зам. Председателя В. М. Молотова о разрешении Комитету по делам искусств при Совнаркоме СССР организовать Центральную художественно-реставрационную мастерскую. Естественно, что для организации был привлечён опытнейший И. Э. Грабарь , который, став художественным руководителем «новой» мастерской, фактически воссоздал старые, привлекая для этого уцелевших реставраторов, даже отзывая их с фронтов. Именно благодаря И. Э. Грабарю , нынешний Центр справедливо считается правопреемником тех мастерских, что начинались в 1918. [ ]

За почти вековую историю центра трудами его сотрудников для отечественной и мировой культуры были сохранены тысячи памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Среди этих памятников фрески Новгородских и Владимирских храмов, соборов Московского Кремля, древнерусские иконы, в том числе такие святыни, как «Богоматерь Владимирская» «Троица » кисти Андрея Рублева; живопись из собрания Дрезденской галереи, ГТГ и ГМИИ им. А. С. Пушкина; панорама «Бородинская битва » Ф.Рубо ; средневековые рукописи и античная керамика.

С 1986 по 2010 годы Центром руководил художник и искусствовед Алексей Петрович Владимиров. В непростых для всех учреждений культуры условиях последних десятилетий ВХНРЦ удалось сохранять лучшие традиции реставрационной школы, заложенные И. Э. Грабарем и его соратниками.

ВХНРЦ специализируется на консервации, реставрации, экспертизе памятников масляной живописи, иконописи, графики (в том числе на пергаментном основании), книг (в том числе «инкунабул»), памятников деревянной, каменной, гипсовой и восточной лаковой скульптуры, предметов прикладного искусства (металл, кость, шитье и ткани, керамика).

Центр сегодня

На сегодняшний день Центр является одной из немногих реставрационных организаций, обладающих проверенной временем системой подготовки новых сотрудников. Ещё в 1947 г. в ГЦХРМ было принято «Положение о художниках-реставраторах», вменявшее в обязанность каждому мастеру «постоянное совершенствование: а) по истории и теории искусства; б) по методике реставрационных процессов; в) по общему художественному уровню (выполнение творческих работ в соответствии со своей специальностью - по рисунку, живописи, лепке, копированию и т. д.)».

С 1955 г. Центр был в числе создателей и постоянных участников Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры РСФСР, определявшей уровень мастерства реставраторов. Центр стоял у истоков создания государственной системы обучения новых реставрационных кадров, и в настоящее время он является одним из немногих учреждений культуры, бережно хранящих сложившийся в течение десятилетий порядок последовательного повышения квалификации молодых специалистов. Как правило, новые сотрудники, приходящие в отделы ВХНРЦ, имеют высшее либо среднее специальное художественное образование. Основы профессии они постигают под руководством реставраторов высшей и первой категории. Постепенно, по мере приобретения новых знаний и опыта, их допускают к работе со все более сложными экспонатами.

ВХНРЦ тесно сотрудничает с отечественным и международным музейным сообществом, его специалисты принимают активное участие в работе российского отделения ИКОМ ЮНЕСКО с момента его основания. Сейчас в числе партнеров Центра более 200 музеев, реставрационных мастерских и научно-исследовательских организаций России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Сотрудники ВХНРЦ проводят обследование и реставрацию музейных экспозиций и фондов на местах во время командировок, принимают на стажировку музейных реставраторов и хранителей, обмениваются с российскими и зарубежными коллегами научной информацией в ходе многочисленных конференций и выставок.

Подготовка реставрационных кадров в ВХНРЦ

ВХНРЦ сегодня - не только реставрационная и научно-исследовательская организация, но и научно-методическая база Министерства культуры РФ, в том числе по подготовке квалифицированных кадров для реставрационных центров, мастерских, реставрационных отделов музеев России.

До Великой Отечественной войны и сразу после её окончания в СССР ещё не практиковалась подготовка реставраторов в специальных учебных заведениях, хотя потребность в них была огромной, особенно в послевоенные годы. В первую очередь необходимы были не столько высококлассные художники-реставраторы для восстановления утраченного, сколько реставраторы-консерваторы для «скорой помощи» повреждённым памятникам - способные следить за сохранностью музейных фондов, предотвращать окончательную утрату исторических и художественных ценностей, проводить неотложные консервационные и, уже по мере возможности, несложные реставрационные работы.

Для решения этой важной задачи, Центральные государственные реставрационные мастерские, как тогда назывался Центр Грабаря, в 1955 году организовали двухгодичные курсы подготовки реставраторов станковой живописи, графики, скульптуры и предметов прикладного искусства. Слушатели курсов прошли необходимую подготовку, не только практическую, но и общекультурную теоретическую, и, получив квалификационные удостоверения с указанием перечня работ, которые им разрешалось выполнять, стали настоящим спасением для тысяч экспонатов во многих музеях Советского Союза. Лучшие выпускники были приняты на работу в ЦГРМ, многие из них и по сей день являются гордостью Центра.

В настоящее время подготовка реставрационных кадров в России обычно складывается из двух ступеней: в ряде художественных учебных заведений страны открыты реставрационные факультеты и отделения, после окончания которых выпускники стажируются у опытных мастеров-практиков.

Именно такое наставничество традиционно для ВХНРЦ - квалифицированный и опытный художник-реставратор несколько лет руководит, обучая на практике, работой учеников, доводя их до высокого профессионального уровня.

С целью подготовки и переподготовки реставраторов для музеев страны в ВХНРЦ разработана система стажировок в разных отделах с обязательным прочтением теоретических курсов по технологии, методикам реставрации и различным видам предреставрационных и реставрационных исследований памятников (физических, химических, рентгенологических, биологических и др.). Стажировки проводятся на основании договоров ВХНРЦ с заинтересованными организациями и лицами.

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря — старейшее реставрационное учреждение России, создано 10 июня 1918 года как научно-административный центр, призванный руководить всеми реставрационными работами в стране.

Комиссия начала свою деятельность с обследования фресок памятников Кремля и Москвы и реставрации древнерусской живописи из Благовещенского собора Кремля. Опыт первых трех лет реставрационной деятельности был обобщен на I Всероссийской реставрационной конференции, которая прошла с 12 по 14 апреля 1921 года и утвердила принципы реставрации всех видов художественных памятников — архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного искусства.

В настоящее время ВХНРЦ — сложная разветвленная структура, включающая в себя отделы реставрации масляной и темперной живописи, мебели, тканей, керамики, графики, кости, металла, рукописей, каменной скульптуры, а также отделы физико-химических исследований, научной экспертизы, архив, фототеку. При центре созданы Архангельский, Вологодский и Костромской филиалы.

Многолетнее размещение мастерских в московских храмах (помимо собора Марфо-Мариинской обители, различные отделы располагались в церкви Святой Екатерины на Всполье, Владимирском соборе Сретенского монастыря, церкви Воскресения Христова в Кадашах), которые ВХНРЦ собственными силами поддерживал и восстанавливал, закончилось в 2006 году, когда вся организация переехала в реконструированное здание на улице Радио. Расширение рабочих площадей дало возможность оснастить отделы современным оборудованием.


Дни празднования 90-летия ВХНРЦ были отмечены проведением Грабаревских чтений и торжественными мероприятиями с участием коллег-реставраторов из многих российских музеев. Коллектив центра получил письмо от президента Российской Федерации с благодарностью «за большой вклад в дело сохранения культурного наследия России». Все эти события состоялись на фоне выставки, экспонатами которой стали музейные предметы «со стола реставратора».

Режим работы выставочного зала:

  • вторник-пятница — 12:00, 14:00, 16:00;
  • суббота — 14:00, 16:00;
  • понедельник, воскресенье — выходной.

Стоимость посещения:

  • взрослый — 150 рублей;
  • льготный — 100 рублей.

Просмотров