Конкурс на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "московская реставрация". Популяризация культурного наследия в молодежной среде Глава XIV. Заключительные и переходные положения

Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невосполнимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Согласно Федеральному закону РФ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, которые возникли в результате исторических событий, которые представляют собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и которые являются свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры .

Одним из главных видов деятельности органа охраны объектов культурного наследия является популяризация памятников истории и культуры.

Под популяризацией объектов культурного наследия понимают деятельность, которая направлена на организацию их доступности для всех и восприятия всеми, духовно-нравственное и эстетическое воспитание людей, повышение их образовательного уровня и организацию досуга, а также другие мероприятия, которые способствуют осуществлению государственной охраны, сохранения и использования объекта культурного наследия.

Популяризация объектов культурного наследия направлена на реализацию конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на доступ к культурным ценностям, конституционной обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Популяризация включает в себя следующее:

  1. осуществление общественной доступности недвижимого культурного наследия его собственниками и пользователями;
  2. включение в туристическую деятельность объектов культурного наследия и их территорий;
  3. освещение вопросов государственной охраны, сохранения и использования объектов в средствах массовой информации, в том числе выпуск популярных информационно-справочных и рекламных изданий, создание теле- и радиопередач, кино- и видеофильмов, посвященных недвижимому культурному наследию;
  4. изучение вопросов государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в составе образовательных программ всех уровней;
  5. подготовку и проведение научно-практических конференций, семинаров, тематических выставок и презентаций по вопросам государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;
  6. создание и ведение информационных ресурсов в сети Интернет по вопросам объектов культурного наследия;
  7. иные мероприятия, отнесенные законодательством к популяризации.

Известно, что население не только пользуется объектами культурного наследия, но и формирует критерии отношения к ним. Если в сознании граждан размыто или утрачено понятие об историческом и культурном значении памятников, то деятельность по их охране превращается в сумму мероприятий, лишенных перспективы.

Возможность знакомства с лучшими образцами культурного наследия, несомненно, является одной из наиболее эффективных форм популяризации культурного наследия и заслуживает всемерной поддержки и развития.

Кроме того, комплексный подход к популяризации объектов культурного наследия предполагает включение в социально значимую деятельность подростков и молодых людей, что обеспечивает их доступ к объектам культурного наследия и является эффективным средством самореализации молодежи. Программный подход популяризации объектов культурного наследия представляется единственно возможным и позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении конкретных работ по конкретным объектам культурного наследия.

Для того чтобы популяризовать культурное наследие среди молодежи, которое будет осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, СМИ, необходимо разработать серии передач, молодежных проектов, материалов, которые будут направлены на популяризацию культурного наследия; обеспечить интерес молодежи к области журналистики, которая посвящена историческому и культурному наследию; сделать акцент внимания на необходимости проводить единую государственную политику в сфере популяризации культурного наследия России.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня уже пришла пора изучать, популяризовать, сохранять культурное наследие России. От наших взглядов, поступков молодых людей, отношения к своему Отечеству уже зависит судьба нашей страны и будущее России.

Эту идею обсуждают в Правительстве РФ. Решение должно быть принято до конца 2016 года

«Хранители Наследия»

Сохранение культурного наследия может стать приоритетным национальным проектом России. В настоящее время в Правительстве РФ рассматриваются предложения федерального Министерства культуры о включении направления «Культура» в перечень основных направлений стратегического развития страны. Концепция предусматривает реализацию в 2017-2030 гг. приоритетных проектов «Сохранение культурного наследия» и «Культура малой Родины».

По нашей информации, концепции этих проектов предполагается представить в декабре 2016 г. на Международном Санкт-Петербургском культурном форуме. Если проект получит поддержку Правительства (ожидается, что решение должно быть принято до конца 2016 года), вопрос будет вынесен на обсуждение Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам.


Задачи и смыслы

Разработчики проекта опирались на утвержденные президентским указом «Основы государственной культурной политики», а также на действующую «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации», согласно которой культура является одним из стратегических национальных приоритетов.

Основным принципом приоритетного проекта «Сохранение культурного наследия» заявлено «Сохранение через развитие»: «Повышение доступности объектов культурного наследия, культурное и экономическое развитие территорий, воспитание и духовное развитие граждан на основе культурного наследия».

Проект призван, по замыслу инициаторов, решить следующие задачи :

Выявление, включение в государственный реестр и каталогизация объектов культурного наследия;

Совершенствование государственной охраны объектов культурного наследия;

Проведение научных исследований в области сохранения наследия и разработка научно-проектной документации;

Реставрация, консервация и адаптация объектов культурного наследия на основе комплексных программ с использованием зарубежного опыта и лучшей практики;

Создание современной отечественной реставрационной отрасли;

Организация обслуживания и доходное использование объектов культурного наследия, повышение его доступности для населения;

Популяризация культурного наследия, в том числе с использованием современных информационных технологий;

Развитие культурного туризма на основе использования отреставрированных и введенных в культурный оборот объектов культурного наследия;

Содействие развитию массового волонтерского и добровольческого движения по сохранению культурного наследия;

Правовое, финансовое и кадровое обеспечение процессов сохранения культурного наследия.

Проект планируется осуществлять в 3 этапа: 2017 – 1 квартал 2018 гг.; 2 квартал 2018 г. – 2024 г.; 2025 – 2030 гг.

Согласно концепции, на первом этапе дополнительных расходов госбюджета не потребуется, а на 2 и 3 этапах в сфере сохранения культурного наследия планируется дополнительное финансирование в размере 30 млрд рублей (в том числе за счет доходов от отреставрированных и введенных в культурный и экономический оборот памятников – «общей площадью 400 тыс. кв. м ежегодно»).


Глобальный контекст

Судя по концепции проекта, его инициаторы прекрасно отдают себе отчет в том, что значение сохранения национального культурного наследия выходит далеко за рамки специализированной отрасли. Разработчики проекта весьма внимательно изучили новейший европейский опыт, в частности, объявление Евросоюзом 2018 года Годом европейского культурного наследия и презентацию в июне 2016 года в Евросоюзе Стратегии по развитию культурного измерения внешней политики, отвечающую важнейшему приоритету Еврокомиссии – укреплению позиции Евросоюза в качестве глобального игрока. В документах Еврокомиссии подчеркнута важность сохранения культурного наследия Европы не только для поощрения культурного многообразия, развития туризма, привлечения дополнительных инвестиций, внедрения новых моделей управления и повышения экономического потенциала территорий, но и для формирования и «продвижения» «общеевропейской идентичности».

В этом контексте, делают вывод инициаторы проекта, «очевидно, что Россия, являясь страной с большим количеством объектов культурного наследия и своим национальным кодом, так же заинтересована в сохранении объектов культурного наследия, поскольку они составляют зримую память и основу для последующего развития».

Региональный аспект

Проект планируется реализовывать в первую очередь на территории регионов России с «высокой плотностью объектов культурного наследия»: Новгородской, Псковской, Смоленской, Архангельской, Вологодской, Брянской, Ярославской, Костромской, Калужской областей, а также в отдельных регионах Кавказа и Южной Сибири. По нашей информации, роль «пилотных регионов» уготована экспертами Тверской и Костромской областям.

Особое внимание должно быть уделено – с целью сохранения не только объектов наследия, но и самих городов и поселений, что, по справедливой оценке авторов проекта, само по себе является национальной стратегической задачей. Территориальное планирование реализации проекта будет согласовано с системными планами Минэкономразвития по развитию социальной инфраструктуры в регионах. При реализации проекта Минкультуры планирует координировать усилия с Минэкономразвития, Росимуществом, Минстроем, Минтрудом и другим федеральными ведомствами.


Планы и показатели

Согласно расчетным показателям приоритетного проекта «Сохранение культурного наследия», доля памятников, сведения о которых , к концу 2016 г. должна достигнуть 70%, в 2017 г. – 80%, а с 2019 года должна составлять 100%.

С 2019 года предполагается реставрировать и вводить «в доходное использование» объектов культурного наследия - по 400 тыс. кв. м ежегодно.

Объем внебюджетного финансирования «мероприятий по сохранению объектов культурного наследия» за 15 лет планируется нарастить в 60 раз. В 2016 г. он должен составить 1 млрд. рублей, в 2017-м – 5, в 2018-м – 8, в 2019-м – 10, в 2020-м – 15, в 2021-м – 20, в 2022-м – 25, в 2023-м – 30, в 2024-м – 35, а в 2030 г. – 60 млрд. рублей.

При этом объем привлеченных внебюджетных средств с 2018 года должен значительно превысить объем аналогичных инвестиций госбюджета . Для сравнения, концепция проекта предполагает их такими: 2016 – 6,9 млрд руб.; 2017 – 8,5; 2018 – 8,1; 2019 – 7,6; 2020 – 9,3; 2021 – 8,9; 2022 – 8,3; 2023 – 10,2; 2024 – 9,8; 2030 – 9,1 млрд.

Правда, проект предполагает и дополнительное, начиная с 2019 года, финансирование сохранения памятников из федерального бюджета – по 30 млрд. руб. ежегодно.

В общем, ближе к концу 2030 года будет крайне интересно обсудить с инициаторами проекта положение дел и насущные перспективы.


Для «Хранителей Наследия» идею приоритетного проекта «Сохранение культурного наследия» комментируют

Александр Журавский, заместитель министра культуры России:

Сохранение наследия нужно осознать как приоритет социально-экономического развития


Представляется чрезвычайно важным, чтобы среди приоритетных направлений, которые рассматриваются на Совете при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, появилась культура. Ведь культура - наряду с ВПК, атомной энергетикой и космосом - та сфера, в которой Россия глобально конкурентоспособна .

Сфера культуры в России нуждается не просто в инвестировании, она нуждается в стратегическом развитии и в грамотном проектном управлении . Если этого не делать, она постепенно будет утрачивать свою конкурентоспособность.

Любую страну, ее граждан отличает особый культурный, цивилизационный тип. Если сохранение и развитие культуры, ее конкурентоспособности не становится для государства стратегическим приоритетом, то рано или поздно страна, цивилизация утрачивает свою идентичность, размываемую более конкурентоспособными цивилизациями. Мы наблюдаем сегодня, как европейская цивилизация испытывает сложности с социокультурной адаптацией прибывающих миграционных сообществ. В том числе и потому, что для "новых европейцев" европейская культура не представляется родной, привлекательной и сильной. Кризис общеевропейской политической интеграции совпал с практически официальным признанием неудачи европейского проекта мультикультурализма.

Поэтому сегодня Европа в поисках надежного фундамента своей цивилизационной самобытности обращается к культуре, и в первую очередь – к своему культурному наследию. Именно в нем, а не в наднациональных политических институтах, европейская цивилизация заново обретает (или пытается обрести) собственную идентичность. Именно поэтому 2018 год объявлен в Европе годом Европейского культурного наследия.

У нас ведь не только с Востоком много общего. Нас и с Европой многое объединяет и, прежде всего, в культурном отношении, с точки зрения культурного наследия. Вспомним хотя бы Аристотеля Фиораванти, вспомним итальянских архитекторов русского классицизма. Даже расхожие исторические сравнения – "Русская Венеция", "Русская Швейцария" и т.п. – говорят о том, как много в нашей культуре уходит корнями в общеевропейское наследие. При этом были периоды, когда европейская культура в большей степени влияла на нас, а были периоды, когда Россия влияла на другие европейские культуры. В литературе, театре, балете, исполнительских искусствах. И даже в архитектуре, особенно если мы будем говорить о вкладе Русского авангарда. Поэтому и нам необходимо осознать культуру, сохранение культурного наследия как приоритетное направление социально-экономического развития нашей страны .

Тем более, что нам есть на что опереться: утверждены указом Президента Основы государственной культурной политики, в этом году принята Стратегия государственной культурной политики. Мы предлагаем – в рамках реализации этих стратегических документов – ввести сохранение культурного наследия в число приоритетных проектов, перейти в этой сфере к реальному проектному управлению, которое позволит в обозримые сроки решить многие проблемы, сформировавшиеся за два десятилетия. Это касается и реформы реставрационной отрасли, и изменений в законодательстве, и перемен в области историко-культурной экспертизы, и внедрения эффективного зарубежного опыта, и изменения ментальных подходов к культурному наследию. Необходим новый класс управленцев комплексных проектов реставрации, понимающих не только в реставрации, но и в экономике культуры, урбанистике, современных адаптивных технологиях.

Везде в мире мы наблюдаем процессы валоризации, капитализации культурного наследия, активного использования этого ресурса в экономических процессах, в развитии территорий и регионов. 40% строительного рынка в Европе – это работа с историческими зданиями. А у нас памятники до сих пор воспринимаются как «невыгодный актив». Статус объекта культурного наследия снижает инвестиционную привлекательность объекта реставрации. До сих пор не созданы условия, в том числе и налогового характера, для масштабного привлечения инвесторов и меценатов в реставрационную сферу, как это сделано в ряде зарубежных стран с сопоставимым культурным наследием.

По оценкам экспертов, общий объем инвестиций, необходимых для приведения в удовлетворительное состояние десятков тысяч объектов культурного наследия России, составляет около 10 триллионов рублей. Понятно, что таких средств нет. И даже если бы они волшебным образом вдруг появились – то нет реставрационных мощностей и такого количества реставраторов, чтобы эти средства эффективно использовать. Тысячи памятников просто не дождутся, когда до них дойдет очередь или когда появятся соответственные средства и мощности.

Следовательно, необходимо менять систему управления наследием . Нужны системные действия, которые смогут коренным образом изменить ситуацию. Ненормально, когда 160 тысяч памятников «висят» на госбюджете, ненормально, когда дорогостоящая недвижимость, некогда украшавшая наши города, находится в плачевном или даже руинированном состоянии. Первоочередная задача – даже не увеличение бюджетных инвестиций, а создание цивилизованного рынка объектов культурного наследия , с разнообразными формами государственно-частного партнерства, на который может прийти меценат, инвестор, предприниматель. Мы часто любим себя сравнивать с США. Так вот, в США, например, ключевой меценат в сфере культуры – это не государство (на него приходится всего около 7% общих расходов на культуру), и не деньги крупных корпораций и миллиардеров (около 8,4%), а индивидуальные пожертвования (около 20 процентов), благотворительные фонды (около 9%) и доходы от эндаумент-фондов (около 14 %), которые формируются также от частных или корпоративных поступлений. Я не призываю снижать государственную поддержку культуры, напротив. Но полагаю, вслед за экспертами в этой сфере, что необходимо на более системном уровне формировать многоканальную систему финансирования культуры вообще и сохранения культурного наследия, в частности.

При этом необходимо не механическое увеличение финансирования сферы сохранения наследия, а грамотное распоряжение ресурсами, их перегруппировка. Необходимы общественная консолидация в деле сохранения национального наследия, объединение усилий государства с общественными организациями, с волонтерскими движениями, через которые можно вовлекать молодежь в дело сохранения наследия, объяснять ей его значимость. И, конечно, необходима фундаментальная работа по популяризации культурного наследия, что ставит перед всеми нами задачу расширения просветительской деятельности в этой сфере.

Для решения всех этих задач мы считаем необходимым формирования Проектного офиса на базе АУИПИК, который будет и генерировать проекты в области сохранения культурного наследия, и организовывать их реализацию. Необходимо показать эффективность такого подхода, осуществить связанные с наследием пилотные проекты в ряде регионов, создать модель эффективного управления в этой сфере. Это должны быть проекты «запускающего характера», стимулирующие инвестиционную активность, развитие малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест. Еще один проектный офис - "Роскультпроект" - создается для реализации других приоритетных проектов в сфере культуры, для осуществления аналитической и проектной деятельности, а также мониторинга государственной культурной политики.

И, конечно, повторюсь, необходима популяризация нашего наследия, разъяснение его глубинного, онтологического смысла как неотъемлемой части национального культурного кода.

Министерство культуры направило в Правительство соответствующие материалы с обоснованием необходимости рассмотрения культуры в качестве еще одного (двенадцатого) приоритетного направления, а в качестве приоритетного проекта - «Сохранение культурного наследия». Проект будет представлен в декабре на Международном Санкт-Петербургском культурном форуме. Мы надеемся, что эта инициатива в том или ином виде будет поддержана. Рассчитываем, что решение будет принято до конца 2016 года.

Олег Рыжков, руководитель Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК):

Почему у нас есть Академия ФСБ, но нет Академии хранителей наследия?


Национальный проект «Сохранение культурного наследия» с самого начала должен опираться на конкретные проекты, реализуемые в регионах . Идея сделать сохранение культурного наследия локомотивом экономического и социального развития нескольких регионов России была подсказана нам экспертами, с которыми Минкультуры проводило консультации. Есть регионы с чрезвычайно высокой плотностью концентрации объектов культурного наследия, и этим ресурсом необходимо воспользоваться. Вовлечение памятников в экономический и туристический оборот должно дать позитивный импульс региональной экономике: помимо создания дополнительных рабочих мест, пополнения налоговой доходной базы и развития туризма, сохранение наследия повысит инвестиционную привлекательность региона. В качестве пилотных регионов экспертами рекомендованы Тверская и Костромская области, но, конечно, проект рассчитан на реализацию во всех богатых наследием регионах Северо-Запада и Центральной России.

Смысл проекта - в том, чтобы сохранение культурного наследия заняло достойное место в экономической системе страны . Сейчас ресурсом наследия все «пользуются», но адекватно в него не инвестируют в ответ. Например, ресурсы наследия активно эксплуатирует туристическая индустрия – но разве она инвестирует в него? Регионы уже получают доход от развития малого и среднего бизнеса, связанного с наследием – но разве наследие получает достойные инвестиции региональных бюджетов?

Национальный проект даст приоритеты инвестирования, создаст ситуацию, когда регионы и местные сообщества не будут пассивно ждать, пока кто-то придет и начнет спасать их памятники, создавать точки экономического роста – а сами начнут этим заниматься. Инвестировать нужно именно в базовый ресурс, в наследие , а не в бизнесы, его эксплуатирующие.

Конечно, проект имеет идеологическую составляющую: нужно менять отношение людей к наследию своего региона, своей малой родины, своей страны – как к своему достоянию. Это, с моей точки зрения, и есть воспитание патриотизма, не абстрактными призывами, а реальными проектами, в которые должны быть вовлечены местные сообщества.

Безусловно, популяризация архитектурного наследия, работ по его сохранению – как научной, инновационной, творческой деятельности – должна быть значимой частью информационной политики федеральных СМИ, в первую очередь телевидения.

С нашей точки зрения, потребуется и определенная перестройка системы администрирования в сфере наследия. Акцент должен быть смещен с «охраны» наследия на его «сохранение» . Естественно, не за счет ослабления охраны и госконтроля как таковых, но за счет встраивания этих инструментов в системную государственную политику.

Необходимо, конечно, создать систему подготовки профессиональных кадров для сферы сохранения наследия, систему научных и образовательных институций. Почему у нас есть, например, Высшая школа экономики, Академия ФСБ – но нет Высшей школы или Академии хранителей наследия? За рубежом к подготовке таких профессионалов – во Франции, например, из 600 соискателей мест в госорганах охраны наследия отбор проходят только 20 человек. И то они после этого еще 18 месяцев должны проходить специальное обучение, и только потом их «подпускают» к памятникам. В странах Европы существует целая специализированная отрасль науки – Heritage Science, посвященная культурному наследию и его сохранению, в том числе с помощью новейших физики, химии, микробиологии.

АУИПИК мы рассматриваем как своеобразный полигон национального проекта . Уже сегодня на наших объектах реализуются и разрабатываются проекты, в которых отрабатываются подходы к сохранению наследия как части стратегии развития территорий и регионов.

Мы приступили, например, к проработке с Ингушетией крайне перспективного проекта «Культурный ландшафт Джейрах-Асс», который позволит сделать этот заповедник точкой роста республиканской экономики.

У нас есть очень интересный проект в Угличе, где на базе исторического особняка Зиминых и прилегающей территории мы рассчитываем создать Центр кустарных ремесел с Ярмарочной площадью, который будет объединять в своей деятельности музейные и просветительские функции с торговыми и развлекательными. И одновременно повышать туристическую привлекательность города – разными способами, вплоть до воссоздания технологии производства русских стеклянных бус XIII столетия, известных по раскопкам.

Мы продолжаем работать над проектом в Петергофе, который предполагает не только реставрацию комплекса памятников архитектуры, но и воссоздание национальной русской школы верховой езды как нематериального культурного наследия. Работаем над этим совместно со специалистами Совета по конному наследию Франции – они с большим энтузиазмом отнеслись к такому начинанию.

Интересный проект складывается в промышленной в Тамбовской области, где мы планируем не только отреставрировать сохранившиеся здания, но возродить эту усадьбу как действующий хозяйственный комплекс, что даст импульс развитию целой территории.

Заглавное фото: волонтерский субботник по спасению затопленной церкви Крохинского погоста (XVIII в.) в Вологодской области.

Екатерина Беляева

На сайте Московской городской думы размещен проект бюджета Москвы на 2020 и 2021-2022 годы, 30 октября состоится первое чтение.

На фоне заявлений этого года мэра Москвы и главы Департамента культурного наследия о многих удачно завершенных реставрациях объектов культурного наследия (согласно сайту Sobyanin.ru, 228 объектов культурного наследия было отреставрировано в 2018 году, а в этом году планируется завершить реставрацию еще около 200 памятников) мы, разумеется, заинтересовались тем, сколько же Москва планирует израсходовать на проведение реставрации в следующем и в последующие годы.

«Профильным» ведомством по этой тематике является Департамент культурного наследия. В 2020 году расходы Москвы, относящиеся к этому департаменту, составят 7,8 млрд рублей (7,6 млрд в 2021 году и 8,2 млрд в 2022). Сумма немалая, но все расходы Москвы в 2020 году составят 3 триллиона рублей, и на долю Мосгорнаследия приходится только 0,2% всей суммы. А если проранжировать департаменты по сумме расходов, то ДКН окажется всего лишь на 35-м месте из 60.

Конечно, это не последнее место: меньше всего Москва тратит на аппарат Уполномоченного по правам человека и Государственную инспекцию города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Кто же лидеры расходов предлагаемого проекта? Больше всего расходов (20%, или 645 млрд рублей) приходится на Департамент строительства . За ним с большим отрывом следуют департаменты сфер образования, труда и здравоохранения. В соседней же с ДКН строчке такого рейтинга расходов находится Управление делами Мэра и Правительства Москвы.

Но бюджет Москвы разбит на государственные программы, одна из которых называется «Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия», в ней задействовано много департаментов, бюджет расходов по программе на 2020 год составляет уже 83,5 млрд рублей (3% от всех расходов по госпрограммам). Посмотрим, из чего она состоит:

Подпрограмма «Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия», к сожалению, финансируется на те же 7 млрд рублей (8% от всей программы).

Название остальных программ звучит понятно, но что такое «Развитие межрегиональных и международных культурных связей», на которую затрачивается около 5 млрд рублей в год , чуть меньше, чем на сохранение наследия? Пояснительная записка к бюджету дает нам ответ на этот вопрос: «За счет предусмотренных ассигнований планируется проведение около 500 городских мероприятий ежегодно, в том числе более 20 крупных фестивалей классического искусства (Пасхальный фестиваль, фестивали «Золотая маска» и «Спасская башня», Московские фестивали классической музыки и джаза, международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова и др.), тематических акций и форумов».

Самое интересное скрывается в статье «Парки культуры и отдыха, музеи-заповедники и музеи усадьбы», на которую приходится 20 млрд рублей расходов в 2020 году (17 и 15 млрд в 2021 и 2022 годах соответственно). На самом деле, больше половины этой суммы (11 млрд рублей) приходится на один глобальный проект: ВДНХ .

Собственно на т.н. «Строительство и реконструкцию , в том числе с элементами реставрации объектов капитального строительства на территории Выставки достижений народного хозяйства» в 2020 году расходуется 5,1 млрд руб ., остальная часть суммы относится к субсидиям казенным предприятиям и акционерным обществам на содержание объектов и инфраструктуры выставки, приобретение основных средств и организацию мероприятий. Затраты на строительство ВДНХ – это почти все расходы Комитета по туризму. И на ВДНХ в совокупности тратится больше, чем по подпрограмме сохранения наследия .

Для сравнения посчитаем, сколько в 2020 году Москва затратит на реставрацию прочих конкретных «адресных» объектов, кроме ВДНХ. Эти адреса и суммы можно узнать из приложения к бюджету Москвы – «Адресной инвестиционной программы города Москвы» на 2019-2022 годы.

В адресном списке находим 8 объектов культурного наследия , на реставрацию которых планируется затратить средства:

В это же самое время на территории ВДНХ производится строительство и реставрация двух объектов: строительство конно-спортивного манежа (с затратами по 715 млн руб в 2020 и 2021 годах) и реставрация с приспособлением к современному использованию павильона №70 «Монреаль» (3257 млн руб. в 2020 году и 1002 млн руб. в 2021 году).

Таким образом, даже если не брать в расчет огромные суммы на обслуживание выставки, расходы на строительство и реставрацию на территории ВДНХ превышают расходы на реставрацию всех остальных объектов культурного наследия из адресной программы, а расходы только на реставрацию одного адресного объекта сопоставимы с ними.

Далее в пояснительной записке к бюджету читаем следующее: «За счет бюджетных инвестиций планируется построить и ввести в эксплуатацию 3 музея, 5 инженерных объектов на территории музеев, 5 театров, 2 культурно-досуговых учреждения, 2 памятника, завершить реставрационные работы на 2 объектах культурного наследия ». Получается, что две сотни отреставрированных за год объектов финансируются не из бюджета Москвы, а за счет федеральных программ, религиозных организаций, инвесторов и меценатов.

На что же Москва планирует потратить деньги, кроме общепризнанных расходов на медицину и образование?

Приведем несколько наиболее показательных на наш взгляд подпрограмм:

  • 103 млрд рублей – подпрограмма «Индустрия отдыха на территориях общего пользования», т.е. фактически благоустройство (кроме дворовых территорий).
  • 21 млрд рублей – в 3 раза больше, чем на программу сохранения наследия, — предполагается затратить на «Развитие единой светоцветовой среды города». Вспоминается «вечно новогодняя» Никольская улица. Не лучше ли разглядывать сами отреставрированные здания, чем пытаться их рассмотреть через ворохи гирлянд?
  • 7 млрд рублей – столько же, сколько на подпрограмму сохранения наследия, — Москва планирует затратить на «Создание единого парковочного пространства». К сожалению, расшифровки этой статьи найти не удалось.

Из отдельных статей внутри подпрограмм:

  • 6 млрд рублей — обеспечение органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им учреждений средствами вычислительной техники и программным обеспечением. Это почти сопоставимо с бюджетом по сохранению всего московского наследия.
  • 15 млрд рублей – приобретение объектов недвижимого имущества.
  • 10 млрд рублей — содействие в производстве и распространении социально ориентированной продукции в электронных средствах массовой информации и в реализации социально ориентированных проектов (часть статьи «Развитие средств массовой информации и рекламы»).
  • 8 млрд рублей — Проектирование и строительство многофункционального комплекса зданий Национального космического центра по адресу: г. Москва, Филевский бульвар (ул. Новозаводская).

Одна из целей Москвы – развитие туризма. Для этого – подсветка, парковки, строительство, благоустройство, фестивали и ВДНХ. Но сможем ли мы сохранить наше наследие, если будем реставрировать по 2 объекта в 3 года? Неужели вся надежда – на федеральные программы, религиозные организации, инвесторов и меценатов? Будет ли на что смотреть туристам будущего, кроме вновь построенных красиво подсвеченных зданий? Возможно, стоит немного сократить упомянутые выше статьи расходов в пользу реставрации еще нескольких объектов?

Сергей Собянин в своем личном блоге заявляет: «Памятники архитектуры существуют не в безвоздушном пространстве. Они часть единой городской среды. Поэтому освобождение зданий от паутины проводов, уродливой рекламы и безобразных вывесок, ремонт фасадов и тротуаров, благоустройство и озеленение улиц – это тоже важнейший вклад в сохранение исторического облика Москвы». Так почему же расходы на благоустройство настолько превышают расходы на реставрацию? Необходим сбалансированный подход, ведь новый тротуар не украсит здание, закрытое фальшфасадом.

Сохранение традиции христианской культуры как средство развития творческих сил, воспитания духовности и патриотизма;
Проведение ряда концертов и встреч семейного фольклорного квартета «Истоки» в городах Кузбасса по фольклору христианской тематики, чтобы учащиеся воскресных школ Кузбасской митрополии узнали и разбирались в образцах христианского творчества и относились к ним уважительно.

Цели

  1. Знакомство жителей Кузбасса с народным творчеством и народными традициями Карелии, а так же с традиционной христианской культурой.

Задачи

  1. 1. Повышение духовно-патриотического самосознания у подрастающего поколения; 2. Возрождение православных традиций в семье и пропаганда семейных устоев, исторических и культурных ценностей России;
  2. 3. Создание условий для организации работы по возрождению и сохранению традиционного христианского творчества; 4. Формирование необходимого уровня христианского восприятия мира; 5. Знакомство населения Кузбасса с образцами традиционной христианской культуры Севера Карелии;
  3. 6. Воспитание личности, знающей, уважающей историю и традиции своего народа; 7. Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия;

Обоснование социальной значимости

Христианская православная культура в нашем сознании постепенно приобретает особую наполненность и ярко выраженный смысл. И это уже не скоротечная мода на фольклор, а планомерное и осмысленное изучение национального наследия и народных традиций русского народа. Именно уважительное, бережное отношение к народному творчеству, владение знаниями из фольклорных источников и вживание в них позволяют понять сущность нации, ее этнопсихологию, способы развития. Православие наднационально и Евангелие должно быть проповедовано всем народам. Главное - об этом помнить. И именно поэтому фразу "Православная, церковная жизнь в России должна быть неразделима с традиционной культурой" хочется читать, понимать и исполнять в обратном порядке - "Традиционная культура должна быть неотделима от Православия". Путь "через фольклор к православию" - очень понятен, потому что пережит. Путь "через православие к фольклору" - гораздо более спорен - тут всё индивидуально. Важно, чтобы как можно больше людей узнали о настоящей традиционной культуре. Главной целью проекта является повышение духовно-патриотического самосознания у подрастающего поколения, возрождение православных традиций в семье и пропаганда семейных устоев, исторических и культурных ценностей России.
Создание условий для организации работы по возрождению и сохранению традиционного христианского творчества.
Формирование необходимого уровня христианского восприятия мира;
Знакомство жителей Кузбасса с лучшими образцами традиционной христианской культуры Севера Карелии;
Воспитание личности, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия.

География проекта

Целевыми группами проекта являются все население Кузбасса и Карелии, исповедующие христианство, коллективы Воскресных школ Кузбасской и Карельской митрополий по которым будет проходить маршрут творческого коллектива семейного фольклорного квартета «Истоки».

Целевые группы

  1. Дети и подростки
  2. Женщины
  3. Ветераны
  4. Многодетные семьи
  5. Молодежь и студенты
  6. Пенсионеры
  7. Лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию

Конкурс Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" проводится ежегодно на основании распоряжения Правительства Москвы от 16 августа 2012 г. № 441-РП,
(в редакциях распоряжений Правительства Москвы от 13 декабря 2016 г. № 660-РП и от 6 февраля 2019 г. № 38-РП).

Основными целями конкурса являются: определение объектов культурного наследия (памятников архитектуры, истории и культуры, археологии, монументального искусства и др.), на которых проведены работы, обеспечивающие их наилучшее сохранение, возрождение и развитие традиций московской школы реставрационного искусства, содействие совершенствованию архитектурного облика Москвы, а также повышение общественного интереса к изучению объектов историко-культурного наследия города, популяризация памятников истории и культуры.

По традиции в конкурсе принимают участие реставрационно-проектные мастерские, инженерные и производственные организации, собственники и пользователи объектов культурного наследия города Москвы, ремонтно-реставрационные работы на которых завершены в текущем году.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) представляются на Конкурс с учетом различия их характеристик и функционального назначения по разделам:

объекты гражданской архитектуры;
городские усадьбы;
объекты промышленной архитектуры;
объекты культового зодчества;
объекты садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры;
объекты монументального искусства;
объекты археологического наследия.

Основные номинации конкурса:
за лучший проект реставрации и/или лучший проект приспособления к современному использованию;
за высокое качество ремонтно-реставрационных работ;
за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ;
за научно-исследовательскую работу и/или научно-методическое руководство.

Лауреаты Конкурса награждаются дипломами за подписью Мэра Москвы и почетными призами.

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ", 2019 год

В 2019 году конкурс Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия города Москвы "Московская реставрация" проводился в девятый раз. Для участия в нем было подано 96 заявок. По итогам конкурса в 2019 году были награждены 32 лауреата, принявших участие в реставрации 20 объектов культурного наследия. Церемония вручения наград прошла 6 декабря 2019 г. на объекте культурного наследия федерального значения "Павильон "Космос" (бывший "Механизация"), 1939−1954 гг., архитекторы: Андреев В.С., Таранов И.Г." по адресу: Мира просп., д. 119, стр. 34. Торжественное мероприятие объединило более 350 человек, ставших его гостями.

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ", 2018 год

В 2018 году для участия в конкурсе "Московская реставрация" было подано 105 заявок. Лауреатами конкурса стали 47 специалистов и организаций, принимавших участие в реставрации 23 объектов культурного наследия. Церемония вручения наград прошла 6 декабря 2018 г. в Государственном академическом театре имени Моссовета. Торжественное мероприятие объединило более 800 человек, ставших его гостями. На протяжении восьми лет церемония является одним из главных мероприятий реставрационной отрасли и по традиции завершает каждый реставрационный сезон.

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ" 2017 год

В 2017 году для участия в конкурсе "Московская реставрация"
от реставрационных и архитектурных мастерских и бюро, специалистов реставрационной отрасли, инвесторов, пользователей объектов культурного наследия и проектных организаций поступило рекордное количество заявок – 100. По итогам заседания конкурсной комиссии определен 51 лауреат. Церемония награждения победителей конкурса "Московская реставрация – 2017" состоялось 7 декабря 2017 г. в театре им. Моссовета.

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ" 2016 год

В 2016 году для участия в пятом конкурсе "Московская реставрация" в Департамент поступило рекордное количество заявок на участие в конкурсе – 73. С учетом различия характеристик и функционального назначения, все полученные заявки были распределены по 6 разделам. В 2016 году на заседании конкурсной комиссии было отобрано 40 лауреатов конкурса (включая 1 спецприз), 5 спецпремий. Награждение победителей конкурса "Московская реставрация – 2016" состоялось 8 декабря 2016 г. в театре Моссовета.

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ" 2015 год

В 2015 году для участия в пятом конкурсе "Московская реставрация" в Департамент поступило 68 заявок по 40 объектам культурного наследия. С учетом различия характеристик и функционального назначения, все полученные заявки были распределены по 6 разделам, новацией этого года стало появление лауреата в конкурсной номинации "Объекты промышленной архитектуры". В 2015 году почетными реставраторами города Москвы было отобрано 42 лауреата, которые работали над реставрацией 16 объектов культурного наследия.

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ" 2014 год

В 2014 году для участия в конкурсе в Департамент поступило 73 заявки на участие в конкурсе по 28 объектам культурного наследия. На заседании конкурсной комиссии, состоявшемся 1 октября 2014 г. в информационном центре Правительства Москвы (ул. Новый Арбат, 36/9), определены 24 лауреата по 11 объектам и 8 спецпремий. 3 декабря 2014 г. в конференц-зале здания Правительства Москвы (ул. Новый Арбат, 36/9) состоялись мероприятия награждения лауреатов конкурса "Московская реставрация 2014".

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ" 2013 год

В 2013 году для участия в конкурсе в Департамент поступила 71 заявка. На итоговом заседании конкурсной комиссии, состоявшемся 4 октября 2013 г. в Центре дизайна "ARTPLAY", определены 34 лауреата, включая 4 спецпремии. 7 декабря 2013 г. состоялись мероприятия награждения лауреатов конкурса "Московская реставрация 2013".

"МОСКОВСКАЯ РЕСТАВРАЦИЯ" 2012 год

Конкурс "Московская реставрация – 2012" проведен в юбилейный год образования в Москве системы органов охраны объектов культурного наследия. 95 лет назад, в ноябре 1917 г., была образована первая московская комиссия по охране памятников старины, правопреемником которой является Департамент культурного наследия города Москвы.

По результатам конкурса определены 23 лауреата за работы на 14 объектах культурного наследия. Проекты победителей были представлены на юбилейной выставке в Государственном музее А.С.Пушкина.

Просмотров