Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести. Добро и зло в повести Н. В. Гоголя «Портрет» Гоголь назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщи

Повесть «Портрет» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1842 году. Автор использует традиционный мотив: деньги, Богатство в обмен на душу. Она затрагивает многие проблемы: борьба добра и зла в душе человека, власть денег над человеком, но самая главная – проблема назначения искусства (искусство истинное и мнимое). Повесть состоит из двух частей, в каждой из которых присутствует художник
В первой части рассказывается о молодом живописце Чарткове. Это очень талантливый, но в тоже время бедный человек. Он восхищается талантом великих художников; его обижает то, что модные художники, рисующие свои картинки, получают огромные деньги, а он должен сидеть в нищете. Но тут с ним приключается странная история. Однажды он зашел в картинную лавку и увидел необычный портрет. Портрет был очень старый, на нем был изображен старик в азиатском костюме. Портрет сильно заворожил Чарткова. Старик притягивал его к себе; глаза его были особенно выразительны – они глядели на него, как настоящее. Молодой художник, сам не ожидая того, купил эту картину. После этого с Чартковым приключилась странная ситуация: ночью ему приснился сон, что старик вылез из картины и показал ему мешок с деньгами. Это говорит о том, что наш молодой художник жаждет богатство и славы, что-то уже в нем есть демоническое в душе. Тут проснувшись, он на иву обнаруживает деньги, которых бы хватило ему на три года. Чартков решает, что лучше потратить их на холсты и краски, то есть на благо своему таланту. Но его притягивает искушение: он срывается и начинает покупать множество не нужных ему вещей, снимает квартиру в городе и покупает себе славу в виде похвальной статьи в газете. Он изменил себе, своему таланту, зазнался; он не обращает никакого внимания на людей, которые когда-то занимали важное место в его жизни, включая учителя, который давал ему совет: "У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец…». Статья в газете произвела фурор: люди так и бежали к нему, прося нарисовать их портрет, требуя то того, то другое. Чартков изменил своей душе и сердцу. Теперь он рисовал не так естественно, более схоже с портретируемым человеком, а так как просили его клиенты: «один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс…». После этого мнение художника полностью изменяется, он удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом: «Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро..., утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки… Микель-Анжел хвастун…». Чартков становится модным и известным богачом. Секрет его успеха прост – угождение самолюбивым заказам и отход от подлинного искусства. Однажды его попросили высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирался раскритиковать его картины, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. И тут тот он понимает, что обменял свой талант на деньги. Тогда-то им овладевает зависть ко всем художникам – он скупает и портит их картины. Вскоре он сходит с ума и умирает.
Во второй части повести рассказывается о совершенно другом художнике. На аукцион приходит молодой человек и говорит, что он хочет забрать портрет старика, который по праву должен принадлежать ему. Тут этот молодой бедный художник рассказывает историю о неком ростовщике. Он был необыкновенно богат и мог любому занять денег. Но каждый человек, бравший у него в займы, заканчивал свою жизнь печально. Однажды этот ростовщик попросил нарисовать его портрет. Портрет принялся рисовать отец художника, рассказывающего историю. Но с каждым днем он испытывал отвращение к ростовщику, ибо его глаза на картине были очень выразительны, словно живые. Вскоре ростовщик умер. Художник понял, что совершил большой грех, нарисовав портрет ростовщика, ведь с каждым, кому он попадался в руки, случалось несчастье. Он становится отшельником, уходит в монастырь. Вскоре он нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы здесь. Таким способом он исцелил свою душу: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». После этого он завещает своему сыну – молодому художнику уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола.
Таким образом, мы видим в поэме двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта к гибели, а во втором - путь от совершения греха к добру.

Ответ оставил Гость

Повесть «Портрет» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1842 году. Автор использует традиционный мотив: деньги, Богатство в обмен на душу. Она затрагивает многие проблемы: борьба добра и зла в душе человека, власть денег над человеком, но самая главная – проблема назначения искусства (искусство истинное и мнимое). Повесть состоит из двух частей, в каждой из которых присутствует художник.
В первой части рассказывается о молодом живописце Чарткове. Это очень талантливый, но в тоже время бедный человек. Он восхищается талантом великих художников; его обижает то, что модные художники, рисующие свои картинки, получают огромные деньги, а он должен сидеть в нищете. Но тут с ним приключается странная история. Однажды он зашел в картинную лавку и увидел необычный портрет. Портрет был очень старый, на нем был изображен старик в азиатском костюме. Портрет сильно заворожил Чарткова. Старик притягивал его к себе; глаза его были особенно выразительны – они глядели на него, как настоящее. Молодой художник, сам не ожидая того, купил эту картину. После этого с Чартковым приключилась странная ситуация: ночью ему приснился сон, что старик вылез из картины и показал ему мешок с деньгами. Это говорит о том, что наш молодой художник жаждет богатство и славы, что-то уже в нем есть демоническое в душе. Тут проснувшись, он на иву обнаруживает деньги, которых бы хватило ему на три года. Чартков решает, что лучше потратить их на холсты и краски, то есть на благо своему таланту. Но его притягивает искушение: он срывается и начинает покупать множество не нужных ему вещей, снимает квартиру в городе и покупает себе славу в виде похвальной статьи в газете. Он изменил себе, своему таланту, зазнался; он не обращает никакого внимания на людей, которые когда-то занимали важное место в его жизни, включая учителя, который давал ему совет: "У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец…». Статья в газете произвела фурор: люди так и бежали к нему, прося нарисовать их портрет, требуя то того, то другое. Чартков изменил своей душе и сердцу. Теперь он рисовал не так естественно, более схоже с портретируемым человеком, а так как просили его клиенты: «один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс…». После этого мнение художника полностью изменяется, он удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом: «Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро..., утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки… Микель-Анжел хвастун…». Чартков становится модным и известным богачом. Секрет его успеха прост – угождение самолюбивым заказам и отход от подлинного искусства. Однажды его попросили высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирался раскритиковать его картины, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. И тут тот он понимает, что обменял свой талант на деньги. Тогда-то им овладевает зависть ко всем художникам – он скупает и портит их картины. Вскоре он сходит с ума и умирает.

Добро и зло в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Гоголь назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству? Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов Х1Х века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.
Повесть Н.В.Гоголя «Портрет» состоит из двух взаимосвязанных частей. Первая часть повести рассказывается о молодом художнике по фамилии Чартков. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых «самая природа... кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и заказчиков - минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.
Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира?
Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха Чарткова, но и отца художника Б., который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола и самого ставшего нечистой силой. И «твердый характер, честный прямой человек», написав портрет зла, чувствует «тревогу непостижимую», отвращение к жизни и зависть к успехам талантливых своих учеников. Он уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, предназначенной для храма «нет святости в лицах».
Видя корысть, ничтожность, «земность» людей, писатель негодует и поучает. Художник, отец рассказчика второй части Б., искупая зло, которое совершил он, написав портрет ростовщика, уходит в монастырь, становится отшельником и достигает той высоты духовной, которая позволяет ему написать рождество Иисуса. Приняв постриг в монахи, он завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: «Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы. И так будет всегда. Ведь портрет исчезает. Зло гуляет по свету, находя новые жертвы
Зачем это автору? Мне кажется, что автор ещё раз призывает художника к осторожности, внимательности, ответственности, призывает, прежде всего хранить чистоту сердца, «бодрствовать» душой.

Учителя о работе Н. В.Гоголя над повестью, появившейся в 1835 году в составе сборника “Арабески” и встретившей неодобрительные отзывы, резкую критику В. Белинского. Чтение отрывка из статьи Белинского “О русской повести и повестях Гоголя”. Проблемный вопрос: “Действительно ли “Портрет” есть неудачная попытка Гоголя в фантастическом роде”, а вторая часть “приделка, которая решительно ничего не стоит”?”. Инсценирование первой редакции повести группой заранее подготовленных учеников и задания классу для домашнего чтения второй редакции, созданной Гоголем в Риме в 1841 - 42 годах. Размышления о различиях первой и второй редакций. Изменение фамилии (Чертков - Чартков). Исключение мистических появлений портрета

И заказчиков, прояснение слога и развертывание реалистических характеристик второстепенных персонажей (Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы - заказчицы портрета и др.).

Центральный вопрос анализа: “Почему погиб талант художника?” Отношение Чарткова к бедности и своему труду в начале повести. Впечатление, произведенное портретом. Словесное рисование: “Чартков перед портретом ростовщика”. Сон и явь в повести. Осуществление мечты о богатстве и славе. Секрет успеха Чарткова - угождение самолюбивым заказчикам и отход от подлинного искусства. Правда в искусстве и успех среди публики - «две вещи несовместные» для Гоголя. Необходимость трагического отречения художника от соблазнов удобства, славы, богатства.

Судьба истинного художника в повести - обобщенный портрет Александра Иванова. Дружба Гоголя с Ивановым в Риме. Картина “Явление Мессии” и подготовительные этюды к ней. Поиски учениками среди них контрастов и аналогов портрету ростовщика: “Голова прислушивающегося”, “Голова Иоанна Крестителя”, “Голова фарисея в чалме”. “Портрет Гоголя” (1841 г.). Размышление о том, что отличает портрет ростовщика от высокого искусства. Представление Гоголя об озаряющей силе искусства, помогающей победить низость и ужас жизни. Чартков, переходящий от молодого опьянения радостями жизни к самоутверждению в ней. Следы художественных склонностей и жажда золота, побеждающая в Чарткове даже желание славы.

Дискуссия: “Почему подлинное искусство так потрясает Чарткова и отчего им овладела страсть к разрушению?” Неосуществленность таланта, ведущая к злу, зависти и, в конечном счете, к гибели. Вторая часть повести - о победе души художника над злом, олицетворенным в дьявольском портрете ростовщика, облик которого в первой редакции исчезал с полотна, а во второй вновь терялся в мире сам портрет.

Размышление о смысле изменения финала и большей реалистичности позиции Гоголя в окончательном тексте повести.

Теория литературы . Фантастическое и реальное в .

Внеклассное чтение . Н. В.Гоголь. “Невский проспект”, “Нос”.

Литературное творчество . Сочинение “”Петербургские повести” Гоголя и картины П. Федотова”. Сочинение-эссе «Подлинное и мнимое искусство».

В. Г.Белинский. “О русской повести и повестях Гоголя”, <Письмо к Н. В.Гоголю>, “Взгляд на русскую литературу 1847 года”, “Сочинения Александра Пушкина .

Белинский - “одно из самых замечательных лиц николаевского периода”. великого в восприятии современников (А. И.Герцен, П. В.Анненков, И. С.Тургенев, Ф. М. Достоевский, А. Я.Панаева и др.).

Борьба за утверждение “реальной поэзии” в искусстве. “Исторический взгляд” на русскую литературу - обзор статей из цикла “Сочинения Александра Пушкина”.

Разработка и пропаганда принципов “натуральной школы”. Составление “манифеста направления” на основе статей Белинского.

Эволюция взглядов критика от гегелевского признания всего действительного разумным к проповеди свободы личности и борьбы. Составление воображаемого диалога критика с самим собой.

Теория литературы. Критика как вид литературного творчества. Цели и приемы публицистики.

Внеклассное чтение. Одна из публицистических статей в современной журналистике.

Литературное . Рецензия на “главную” книгу года.

А. И.Герцен. “Кто виноват?”, “Сорока-воровка”, “Былое и думы”

Биография, общественная деятельность, мировоззрение и судьба А. И.Герцена - главы из книги “Былое и думы”.

“Былое и думы” - исповедь, утверждающая достоинство, высокое назначение человека и веру в “благородные инстинкты человеческого сердца” (П. В.Анненков).

А. И.Герцен в России. “Семейная разладица” славянофилов и западников. Чтение глав “Наши” и “Не наши” четвертой части “Былого и дум”, сообщения учеников на тему: “Историческое развитие России в осмыслении западников и славянофилов”.

Отношение Герцена к человеку и его роли в истории. как деятельный субъект истории. Размышления учеников о причинах, побудивших Герцена покинуть Россию. “Кто виноват?” и повесть “Сорока-воровка”: анализ, организованный проблемным вопросом: “Какая власть - случая или закона - определяет судьбы героев этих произведений?”

Европа до 1848 года - арена “великой борьбы независимости и человеческих прав”. Причины разочарования Герцена в Европе и возрождение веры в историческую миссию России.

Отношение Герцена к событиям и людям, критерии оценки человека и события, которыми определялись эти отношения. Организация диспута: “Прав ли Герцен, утверждая, что будущность людей и народов зависит “от нас с вами”?”

“Полярная звезда” и “Колокол” - трибуна свободы слова, обращенного к России и призывающего “к великому развитию всех ее неистощимых сил”.

Словесное рисование снимков для “фотоальбома” о “грозном ритурнеле” истории и людях, в нем участвовавших (по прочитанным главам “Былого и дум”).

Теория литературы. Жанр мемуаров. Документализм и

Художественность.

Внеклассное чтение. И. Эренбург. “Люди. Годы. Жизнь”.

Литературное творчество. Полемический отклик на статью или передачу.

Герой времени. Обзор литературы и искусства 50-60-х гг.

Конец 60-х гг. для России - это эпоха надежд и ожиданий, когда поиски героя времени стали важнейшей проблемой литературы. Различное решение этой проблемы находим мы в романах И. А.Гончарова и И. С.Тургенева. Большое влияние на формирование взглядов революционно-демократической интеллигенции на будущее России оказал социальный пафос статьи Н. А.Добролюбова “Когда же придет настоящий день?”. Отзыв-характеристика учащихся о героях произведений И. А.Гончарова и И. С.Тургенева с опорой на суждения критиков.

На рубеже десятилетий, в период реформ, предметом пристального внимания и изучения в искусстве становится народ. Осмысление национального характера воспринимается как задача искусства. Этому посвящены стихотворения Н. А.Некрасова, музыкальные миниатюры М. П.Мусоргского и А. С.Даргомыжского, “Портрет крестьянина” И. Н.Крамского и др. Критика социальной действительности становится доминантой в искусстве. Изображение духовной нищеты власть имущих, страданий народа и вырождения религиозных идеалов становится главной темой творчества художника В. Г.Перова ^Чаепитие в Мытищах близ Москвы “, “Проводы покойника “, “Сельский крестный ход на Пасху”). Сочинение-миниатюра: “Народ в русском искусстве середины XIX века” - обобщение читательских, слушательских и зрительских впечатлений.

Важнейшим событием эпохи стал раскол редакции журнала

“Современник”, получивший зачастую прямо противоположную оценку в

Письмах и мемуарах современников. Различия в понимании искусства

Были во многом обусловлены различием во взглядах на будущее России,

На цели и задачи ее настоящего. Те же процессы происходили в музыке и

Живописи: наряду с академической школой живописи организуется

Артель молодых художников во главе с И. Н.Крамским, положившая

Начало обществу “передвижников”; наряду с Петербургской

Консерваторией организуется сообщество композиторов “Могучая кучка”. Споры о назначении искусства между революционерами-демократами и либерально настроенными писателями и сторонниками “чистого искусства”, помимо эстетического, приобретали социально-политическое значение. Песни М. П.Мусоргского на стихи Н. А.Некрасова и увертюра-фантазия “Ромео и Джульетта” И романсы П. И.Чайковского - яркий пример различного понимания природы искусства в музыке. Составление учащимися синхронической историко-культурной таблицы. Диспут о назначении искусства с привлечением литературно-критического материала и аппеляцией к собственным впечатлениям учащихся.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » “Портрет” - повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла - часть 1 . Литературные сочинения!

Добро и зло в повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Гоголь назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?
Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов Х1Х века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.

Повесть Н.В.Гоголя «Портрет» состоит из двух взаимосвязанных частей.
Первая часть повести рассказывается о молодом художнике по фамилии Чартков. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых «самая природа... кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и
заказчиков - минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.

Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира?

Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха Чарткова, но и отца художника Б., который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола и самого ставшего нечистой силой. И «твердый характер, честный прямой человек», написав портрет зла, чувствует «тревогу непостижимую», отвращение к жизни и зависть к успехам талантливых своих учеников. Он уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, предназначенной для храма «нет святости в лицах».

Видя корысть, ничтожность, «земность» людей, писатель негодует и поучает. Художник, отец рассказчика второй части Б., искупая зло, которое совершил он, написав портрет ростовщика, уходит в монастырь, становится отшельником и достигает той высоты духовной, которая позволяет ему написать рождество Иисуса. Приняв постриг в монахи, он завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: «Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы. И так будет всегда. Ведь портрет исчезает. Зло гуляет по свету, находя новые жертвы…

Просмотров