Братья Стругацкие: библиография, творчество и интересные факты. Братья Стругацкие: библиография, творчество и интересные факты Литературная премия братьев Стругацких вручается в их «средний день рождения»

Несколько лет назад книги братьев Стругацких уже были опубликованы в электронном виде и свободно распространялись в Рунете. Потом наследники писателей закрыли библиотеку в качестве протеста против пиратства. А теперь они и вернули тексты в свободный доступ на официальном сайте.

Аркадий и Борис Стругацкие, или АБС, писали отличную социальную фантастику - честную, прямолинейную. Их произведения давно разобрали на цитаты. Начитавшись АБС, вы можете театрально падать на диван, вскрикивая: «Благородный дон поражён в пятку!»

Аббревиатура АБС положила начало традиции присваивать сокращения каждой книге фантастов. Так что ПНС - «Понедельник начинается в субботу», ТББ - «Трудно быть богом».

Многие литературоведы и просто увлечённые люди советуют читать Стругацких в хронологическом порядке. Лайфхакер рекомендует начать с любой книги из этого списка.

1 и 2. Цикл НИИЧАВО

  • Фантастика, сатира.
  • Год издания: 1965–1967.
  • Место и время действия: Россия, 20 век.
  • Возраст читателя: любой.

У цикла о буднях сотрудников Научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства всего один недостаток: он состоит только из двух книг. Зато именно с них многие и открывают для себя Стругацких.

Мы тоже рекомендуем вам начать с лёгкого - с повести «Понедельник начинается в субботу» и «Сказке о тройке». Научная может быть сатиричной. А будни научных работников - увлекательными (пусть в итоге им и приходится сражаться не с наукой, а бюрократией).

3. Трудно быть богом

  • Социальная фантастика.
  • Место и время действия: вне Земли, далёкое будущее.
  • Год издания: 1964.
  • Возраст читателя: любой.

Тут уже не до смеха. Повесть «Трудно быть богом» считается одним из знаковых произведений Стругацких - само воплощение социальной фантастики. Представьте себе отдалённую планету, которая застряла в Средневековье. Теперь отправьте на эту планету историков из нашего времени и задумайтесь, как они будут помогать этому обществу достичь светлого будущего.

А теперь представьте, что вы - самый могущественный на планете и выживете, когда мир вокруг рухнет. Но несмотря на всю свою силу, власть и знания, опережающие время, спасти всех вам не дано. Даже самых любимых. Что бы в вас победило - человеческое или социальное?

…мы знаем и понимаем мужчин (…), но никто из нас не рискнул бы заявить, что он знает и понимает женщин. Да и детей, если уж на то пошло! Ведь дети - это, безусловно, третий особый вид разумных существ, обитающих на Земле.

Борис Стругацкий

Кстати, это одна из немногих книг Стругацких, в которой есть лидирующий женский персонаж - редкость для книг АБС.

4. Пикник на обочине

  • Приключенческая фантастика.
  • Год издания: 1972.
  • Место и время действия: Земля, 21 век.
  • Возраст читателя: любой.

Тяжёлая, мрачная, пессимистичная книга. Место действия - Земля после . Люди живут жизнью, в которой каждый день над ними нависает смертельная опасность, но все уже так привыкли, что принимают её за рутину.

Что, если пришельцы - это не дружелюбные гуманоиды и не гигантские тараканы, желающие уничтожить пояс Ориона? Что, если на твоей планете возникнут аномальные Зоны, в которые рванут все? Опасно. Страшно. Смертельно. Но почувствовать себя живым можно, только избежав смерти.

Всё правильно: деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать.

По этой повести Андрей Тарковский снял фильм «Сталкер». Разработчики на основе него позднее выпустили серию видеоигр S.T.A.L.K.E.R. А теперь и американские представители киноиндустрии делают сериал по мотивам повести.

В книге не больше 180 страниц. Прочтите её перед выходом сериала, чтобы понять, какая пропасть разделяет современные коммерческие проекты от совершенно некоммерческих Стругацких.

5. Град обреченный

  • Социальная фантастика.
  • Место и время действия: другой мир, неопределённое время.
  • Год издания: 1989.
  • Возраст читателя: для взрослых.

Именно обрече́нный, а не обречённый. АБС назвали свой роман в честь картины Николая Рериха, поразившей их «своей мрачной красотой и ощущением безнадёжности, от неё исходившей».


roerich-museum.org

Вы соглашаетесь на эксперимент и отправляетесь в искусственно созданный мир. В этот раз пришелец - это вы. И вокруг вас Вавилон, переполненный такими же людьми, у которых свои пороки, знания и скрытые мотивы. Мир напоминает муравейник, в который изредка кто-то великий тычет палочкой, чтобы расшевелить движение. Что произойдёт, когда эксперимент выйдет из-под контроля? А если это не первый эксперимент?

У братьев Стругацких отлично получается сочетать в одном произведении сложные социально-психологические мотивы и динамичный экшен. Поэтому их одинаково интересно читать и школьнику, и профессору социальной психологии. Но если вы хотите понять, о чём на самом деле книга, повзрослейте. А потом беритесь за «Град обреченный».

Имена братьев Стругацких – Аркадий и Борис. Родились 28 августа 1925 года и 15 апреля 1933 года соответственно. Братья являются российскими и советскими писателями, которые также пробовали себя в роли сценаристов и соавторов с другими писателями. Стругацкие считаются классиками современной социально-научной фантастики в мире литературы.

Семья

Родители братьев – Натан Стругацкий и Александра Литвинчева – искусствовед и учительница. Имя отца братьев Стругацких говорит о его еврейском происхождении. Александра вышла замуж против воли родителей: из-за ее брака с евреем ее отношения с родственниками были разорваны. Отец братьев Стругацких служил во время Гражданской войны комиссаром кавалерийской бригады, позднее – политработником у советского полководца Фрунзе. После демобилизации он стал партийным функционером на Украине. Там он встретил свою будущую жену. В январе 1942 года командир роты народного ополчения и сотрудник Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина трагически погиб, в то время как его жена скончалась в глубокой старости, вскоре после получения звания заслуженной учительницы Российской Федерации и кавалера ордена «Знак Почета».

Первые попытки

Свои первые фантастические миры братья Стругацкие начали создавать еще до войны. Говоря точнее, первым перо попробовал Аркадий. По словам Бориса, это было прозаическое произведение «Находка майора Ковалева», которое, к сожалению, было утрачено в ходе блокады Ленинграда. Первым дошедшем до наших дней рассказом Аркадия был «Как погиб Канг». В 50-е годы он продолжил свои писательские попытки, и вскоре появилась повесть «Четвертое царство». Первой реальной публикацией Аркадия Натановича стала повесть «Пепел Бикини», которую он создал в соавторстве со Львом Петровым в ходе служения в армии. Ее автор посвятил печальным событиям в ходе испытаний водородной бомбы на атолле Бикини.

Борис стал пробовать писать с начала 50-х. Братья не теряли контакт и делились идеями произведений в письменных переписках и при личных встречах во время отпусков Аркадия с военной службы.

Первое совместное творчество


Первым общим творением двух братьев Стругацких стал научно-фантастический рассказ «Извне», который они позднее переработали в повесть. Этот рассказ опубликовало издание «Техника – молодежи» в 1958 году.

В 1959 году братья выпустили свою первую книгу – «Страна багровых туч». По слухам, это произведение было создано на спор с супругой Аркадия – Еленой Ильиничной. К 1957 году был подготовлен черновик произведения, но редакция надолго отложила публикацию. С этим произведением связаны общими персонажами другие произведения: «Путь на Амльтею», «Стажеры» и рассказы из дебютного совместного сборника братьев Стругацких «Шесть спичек». Так начался длинный цикл о фантастическом мире будущего, который получил название Мира Полудня. По признаниям авторов, они бы сами желали жить в этой вселенной.

Много десятилетий братья Стругацкие были лучшими авторами советской литературной фантастики. Их многогранные творения отражали постепенное становление писательского мастерства и мировоззрения авторов. Каждое написанное произведение братьев инициировало новые споры и длительные дискуссии. Не раз критики сравнивали мир Стругацких с фантастическим миром будущего Ивана Ефремова, который он описывал в его знаменитом произведении «Туманность Андромеды».

Расцвет


Первые произведения братьев соответствовали всем рамкам соцреализма, но в то же время они сохраняли свои неповторимые особенности: их герои не были «схематичными» - они были наделены индивидуальными чертами и характером, и при этом оставались гуманистами, интеллигентами и отважными исследователями, преследующими идеи развития мира и научно-технического прогресса. Кроме того, их героев выделяет свой индивидуальный язык – этот нехитрый, но выразительный прием делал героев живыми и близкими читателю. Такие персонажи весьма удачно пришлись на период «оттепели» в СССР, тем самым отразив отчаянную надежду на лучшее будущее и технологический прогресс в науке, а также на потепление в межполитических отношениях.

Особенно значимой книгой в те времена стала повесть братьев Стругацких «Полдень, XXII век», успешно изобразившая оптимистичную перспективу будущего человеческой расы, в котором живут просветленные и счастливые люди, интеллектуальные и храбрые исследователи космического пространства, творческие личности, вдохновленные жизнью.

Но уже в «Далекой Радуге» начинают звучать напряженные мотивы: катастрофа на отдаленной планете, произошедшая вследствие экспериментов ученых, подняла вопрос о нравственном выборе человека, находящегося в тяжелой ситуации. Это выбор между двумя плохими исходами, один из которых еще хуже второго. В этом же произведении братья Стругацкие поднимают и другую проблему: как будут жить в Мире Полудня те, кто не умеет мыслить творчески?

Встретиться с собственным прошлым и подумать, возможно ли избавиться от «палеолита в сознании», пришлось персонажам повести «Попытка к бегству», а после авторы озадачили этой проблемой и работников Института экспериментальной истории в произведении «Трудно быть богом». Также братья затрагивают актуальные вопросы современности, рисуя гротескную картину футуристического потребительского социума в повести «Хищные вещи века». Это произведение стало первой в русской литературе антиутопией в утопии, что стало весьма специфично для советской литературы.

В 60-х братья пишут и другие неординарные произведения. К примеру, искрящееся добродушным, но злободневным юмором произведение братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» так понравилось читателям, что вскоре они написали продолжение, которое назвали «Сказка о Тройке», где юмор уже уступил место прямой сатире. Это произведение оказалось таким скандальным, что вскоре альманах «Ангара», где была опубликована «Сказка», перестал выпускаться, а сам рассказ надолго оказался недоступен для читателей. Такую же судьбу ожидала и повесть «Улитка на склоне», в которой действие происходит в Лесу и в Управлении по делам Леса: вся ситуация, описанная в книге, сильно напоминала бюрократическую ситуацию в Управлении. Советская критика не разглядела куда более важные мысли о надвигающемся прогрессе, который сносит с пути все, что мешает ему мчаться еще быстрее.

«Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» также является сатирическим произведением, которое не было встречено критиками добродушно. Даже имена персонажей, позаимствованные у героев греческих легенд, не смогли завуалировать аллюзию на актуальную сейчас ситуацию. Авторы ставят серьезный вопрос о чести и личном достоинстве человека и всего человечества. Похожая тема звучит и в повести «Отель «У Погибшего Альпиниста»: готов ли человек к встрече с инопланетной расой? Это же произведение стало экспериментом братьев Стругацких по смешению научно-фантастического романа и детектива.

Подведение итогов


С началом 70-х годов Стругацкие возвращаются к вселенной Полудня и выдумывают «Обитаемый остров», «Парень из преисподней» и «Малыш». Советская цензура внимательно следила за творчеством братьев. При подготовке к печати «Обитаемого острова» им пришлось внести более 900 правок, прежде чем в 1991 году сочинение было напечатано. В 70-х братья практически не выпускали книг.

Знаменитая повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» была напечатана в журнале, после чего целых 8 лет не появлялась в книжных изданиях. В повести была озвучена тема Зоны – территории, где после Посещения пришельцев стали случаться таинственные события, и сталкеров – храбрецов, тайно залезающих на эту Зону. Она получила свое развитие в кинофильме Андрея Тарковского «Сталкер», который был снят в 1979 году по сценарию Стругацких. Лишь после реально случившейся Чернобыльской катастрофы история нашла отражение в игре S.T.A.L.K.E.R., а также в многочисленных произведений по ее мотивам. Только в 1980 году «Пикник на обочине» братья Стругацкие включили в сборник «Неназначенные встречи», но в сокращенном формате. Строгая цензура того времени не давала свободно вздохнуть молодым авторам.

Главной темой творчества братьев Стругацких стала проблема выбора. Именно она стала фундаментом для повести «За миллиард лет до конца света», где персонажи встали перед тяжелым выбором между мирной жизнью с отказом от собственных принципов и убеждений и угрозой смерти при попытке сохранить свою личность. Тогда же братья пишут роман «Град обреченный», где авторы предпринимают попытки создать динамическую модель сознания, типичного для широких слоев общества, а также проследить его судьбу на фоне изменяющихся социальных реалий, исследуя его изменения. Герои этого романа, как и герои романа «Хромая судьба», наделены автобиографическими деталями.

Пик творческой мысли

Братья вновь обращаются к Миру Полудня в романах «Жук в муравейнике», «Премия «Аэлита» и «Волны гасят ветер». Эти произведения подвели окончательную черту под утопической темой в творениях Стругацких. По их мнению, технический прогресс не в состоянии принести человеку счастья, если он не сможет отказаться от своей животной сущности, отягощенной злобой и агрессией. Именно воспитание способно сделать из обезьяны настоящего Человека с большой буквы – разумный и интеллектуальный итог человеческого развития, по мнению братьев Стругацких. Тема роста над собой и воспитания личности звучит в романе «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя».

Последней общей работой Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невеселые беседы про свечах», которая стала своеобразным предупреждением излишне рьяным оптимистическим надеждам человека последнего времени.

Раздельные произведения


Аркадий параллельно с общим творчеством писал и самостоятельно под псевдонимом С. Ярославцев. Среди таких произведений рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова», бурлескная сказка «Экспедиция в преисподнюю», повесть «Дьявол среди людей». В каждом произведении Аркадия звучит тема невозможности изменить мир к лучшему.

После смерти Аркадия в 1991 году Борис продолжает литературное творчество. Он берет псевдоним С. Витицкий и выпускает романы «Бессильные мира сего» и «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики». Этими книгами он продолжает исследовать явления будущего и изучает идеи влияния на окружающую реальность.

Прочая деятельность


Помимо написания книг братья Стругацкие также пробовали себя в сценариях. По их произведениям и с их редакцией было поставлено несколько кинофильмов.

Также братья занимались переводами с английского романов Хола Клемента, а также Андре Нортона и Джона Уиндема. Для переводческой деятельности они брали псевдонимы С. Победин, С. Бережков, С. Витин. Кроме того, Аркадий Стругацкий переводил рассказы Акутагавы Рюноскэ с японского языка, а также Нома Хироси, Кобо Абэ, Санъютэя Энте и Нацумэ Сосэки. Не обошел стороной перевод и средневековый роман «Сказание о Есицунэ».

Борис не отставал от брата, также ведя бурную деятельность: для полного собрания их совместных сочинений он подготовил обширные «Комментарии к пройденному», которые позднее были изданы отдельной книгой. На официальном сайте Стругацких даже было опубликовано видеоинтервью, в котором Борис отвечает на более чем 7000 вопросов читателей и критиков. Братья были открыты для диалога со своим читателем.


  • Поклонники нередко используют аббревиатуру «АБС», которая обозначаем имена Аркадия и Бориса Стругацких. Оно используется не только в устных упоминаниях братьев, но даже и в печатных изданиях.
  • На Соцконе в 1989 году была выпущена купюра под названием «Два Стругацких». Незадолго до гибели Аркадия на Волгаконе был представлен «Один Стругль».
  • В Санкт-Петербурге в 2014 году площади в Московском районе было дано имя Братьев Стругацких.
  • Могил Стругацких нет, поскольку по завещанию их прах после кремации было велено развеять над точно указанными местами: Аркадий пожелал, чтобы его прах развеяли над Рязанским шоссе, а Борис пожелал остаться над Пулковской обсерваторией.
  • В 2015 году энтузиасты планировали создать музей в петербургской квартире братьев, но дискуссии на тот счет с властями Московского района все еще ведутся.
  • Братья Стругацкие - единственные российские писатели, чьи произведения называют по аббревиатурам: например, "Страна багровых туч" - СБТ.
  • Выражение "и ежу понятно" стало известно именно благодаря Стругацким, хотя его создателем был В. Маяковский. Распространение выражение получило после повести "Страна багровых туч", а позднее - в советских интернатах, в которых набирали детей в классы А, Б, В, Г, Д - тех, кому учиться два года, и Е, Ж, И - тех, кому один.

Так выглядит краткая биография братьев Стругацких. Вклад братьев в фантастическую литературу Советского Союза и России безмерен: почти все свое свободное время они посвящали творчеству и размышлениям. Каждое их произведение пронизано тонкой мыслью и глубокими исследованиями не только технологических новинок, но и душевных перипетий человека.

Часто братьев Стругацких спрашивали: «Как же вы пишете вместе?» Мало того, что они жили в разных городах, так еще и братья, и гонора у каждого хоть отбавляй. Действительно, противоречия случались, но до ссоры не доходило. Секрет прост – братья изначально придумали схему как «разруливать» конфликты, если сюжеты одного произведения у Аркадия и Бориса, так сказать, не сходятся. Просто бросали жребий. Кто побеждал – того и правда.

Михаил Веллер о том, кем были знаменитые братья для огромной страны:

Ох и здоровые же они были ребята! Сто девяносто два росточку и плечи под шестидесятый размер. Молва утверждала, что норма Аркадия была полтора литра коньяку. После этого он мог изящно и здраво рассуждать о литературе.

На одном из литературных совещаний в доме творчества «Комарово», когда речь держал Аркадий Стругацкий, в кучке куривших за открытыми дверьми вдруг пробормотали:

Давайте-ка потише, ребята. Пока Аркадий в рыло не въехал. Он это может.

Аркадий Натанович Стругацкий родился в Ленинграде в 1925 году. Борис - в 1933-м. Восемь лет разницы - естественная причина, чтобы младший брат, опекаемый в мальчишеской жизни старшим, сформировался под его влиянием. А позднее, когда с возрастом положение уравнивается, образ мыслей и все мировоззрение оказывается общим.

При этом Аркадий был филологом-японистом, референтом-переводчиком и послужил в погонах не один год - на самых восточных рубежах. Заметим, что элементы японского колорита, детали и термины, обряды и оружие вошли в русскую литературу последних десятилетий именно с его легкой - тяжелой? - руки. Борис же по специальности, напротив, звездный астроном и большую часть жизни проработал в Пулковской обсерватории. Аркадий был чубат, усат, сиповат и крут. Что оттеняла лукаво-мудрая улыбка, дружелюбные манеры, негустые волосы и лопоухие уши Бориса.

Одевались они как заштатные советские инженеры. Эти фланелевые рубашки, эти нейлоновые куртки, эти кроличьи ушанки и поношенные штаны… Ничего от небожителей, от блеска звезд. И квартирки по хрущевским малогабаритным стандартам в спальных районах. Автомобиль «запорожец» достойно завершит портрет гения в интерьере. Высокий стиль. Быть, а не казаться. Гений не нуждается в атрибутике и аффектации. И не определяется оценкой официальных инстанций либо их зеркального отражения - профессиональной тусовки.


Аркадий и Борис Стругацкие на балконе московской квартиры А. Стругацкого. 1980-е

В таком уже далеком 1966 году молодежь, которую сейчас назвали бы «продвинутой», читала трех авторов и тем гордилась: Брэдбери, Лем, Стругацкие. «Трудно быть богом», непревзойденная по чистоте и изяществу иронично-романтического стиля книга, сделала их знаменитыми. «Понедельник начинается в субботу» превратил Стругацких в кумиров бесчисленных НИИ и КБ, студентов и лаборантов. «Улитка на склоне» привлекла эстетствующих снобов и утонченных интеллектуалов.

«Разночинная интеллигенция» - вот как на сто лет раньше был бы определен главный читатель Стругацких. Сливки среднего класса, мозги и совесть страны. Те, кто в оппозиции власти, при этом веря в добро и в свои силы.

Что поразительно: поколения меняются, время течет, а Стругацкие находят читателей в каждой взрослеющей генерации, и остаются с ней, и не исчезают с прилавков.

А сильна художественная составляющая. Поэтическое начало. Стальной стержень сюжета, о котором они столько повторяли своим ученикам. Прозрачный язык, как чистой воды кристалл. Живые характеры, смачные фразы - и спокойная мудрость без зауми.

«Ну а потом? Когда вы победите своих врагов? И установите справедливый режим? Что вы тогда будете делать? Сладко жрать? - Да! Тогда мы будем сладко жрать, и пить, и веселиться, и свободно наслаждаться жизнью! Мы это заслужили, черт возьми! - Вот именно. А дальше-то что? - Простите? Я вас не понимаю, сеньор. А чего же еще?»

Этот диалог был обращен к нам - сорок лет спустя впилившимся в этот политкорректный и цивилизованный мир - вымирающий без цели и идеи. И не говорите, что вас не предупреждали!

Как они работают вдвоем? Утверждалось единичными посвященными: один сидит за машинкой и стучит по клавишам, иногда сопровождая появление текста чтением вслух. Второй лежит на диване, или пьет кофе в кресле, или расхаживает с сигаретой. Иногда вставляет свою фразу или абзац, продолжая мысль и сцену соавтора. Через несколько страниц или через час-полтора они меняются местами. Стиль, интонация, ход действия - един для обоих. От прямых ответов о технологии соавторства Стругацкие всегда уклонялись. Говорили лишь, что предварительно долго обсуждают и согласовывают все по телефону: Аркадий жил в Москве, Борис - в родном Ленинграде.

Еще при советской власти в разных городах возникали их клубы фэнов и играли в их книги. Больше никто из советских писателей этим похвастаться не мог.

Любая их книга начинается как игра. Необременительная условность, развлекающая сказка. Проходит время, и ты обнаруживаешь, что тот легкий сказочный мир остался в тебе и обрел жесткость: это наш, реальный мир в одной из своих глубинных сущностей, открытой талантом Художника.

Ни один более из советских писателей этой эпохи нового слова в русский язык не ввел. Слово «сталкер» слышали? «Пикник на обочине» стал устойчивым оборотом.

Ни один современный советский писатель столько не переводился. Сотни изданий на всех цивилизованных и менее цивилизованных языках мира: точное число трудно поддавалось учету (были на то причины). Они могли быть богаты - но ВААП (Всесоюзное агентство по авторским правам) СССР забирало в пользу государства 97 процентов (!) гонораров.

Для официальной критики они не существовали. Одни завидовали их блеску и славе, другие полагали «настоящую литературу» в форме исключительно «критического реализма» в пику реализму «социалистическому». За кусок казенного пирога литераторы жрали друг друга живьем, и брезгливые насмешливые Стругацкие держались в стороне от «литературного процесса».

Между ними и их читателями никогда не стояло чужих мнений и государственных приманок. А в читателях была половина всей молодой интеллигенции страны. Та половина, у которой лоб был повыше, а шоры на глазах поменьше. Потом молодая интеллигенция становилась немолодой, и к читателям добавлялось новое поколение повзрослевших школьников.

Их язык доставлял наслаждение, сюжет затягивал, а мысль заставляла думать. Студенты, инженеры и врачи, юристы и журналисты - слой, из которого в нормальных странах формируется элита, - перекидывались фразами Стругацких, как паролем.

Стругацкие никогда не писали фантастику (в расхожем понимании). Стругацкие писали жесткие и пронзительные антиутопии. Единственные в глухой и непробиваемой советской империи они умудрились быть свободными меж всех пишущих.

Антиутопия была запрещенным жанром: никакого вольнодумства, партия укажет и предскажет сама все нужное! Но… «фантастика», юношество, облегченный жанр, Жюль Верн, понимаете…

…А еще Стругацких всегда любили за несгибаемость, за жесткий и активный оптимизм. Герои их всегда дрались за то, во что верили. Дрались с такой убежденной силой, что победа была неизбежна. Даже если она выходила за рамки книги.

ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ БРАТЬЕВ СТРУГАЦКИХ:

Аркадий и Борис Стругацкие - единственные российские писатели, чьи романы на родине читатели обозначают аббревиатурами.

По одной из версий, причиной тому стало негативное отношение советских властей к творчеству братьев Стругацких после публикации романа «Гадкие лебеди» - якобы с помощью такого нехитрого шифра поклонники творчества фантастов избегали возможных неприятностей с официальными органами. По другой - это связано с тем, что имена писателей после появления их первых произведений читатели для удобства обозначения сократили до АБС, а потом перенесли этот принцип на названия романов.

Братья Стругацкие угадали пару Карпов - Каспаров за год до рождения Каспарова.

В романе «Полдень, XXII век» (1962) упоминается «метод Каспаро-Карпова» - система жесткого кодирования на кристаллическую квазибиомассу биологического кода (фактически - технология переноса личности на иной носитель). До начала знаменитого шахматного матча за звание чемпиона мира между Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым оставалось еще 22 года. Анатолию Карпову в то время шел одиннадцатый год, а Гарри Каспаров родился год спустя после выхода романа.

Братья Стругацкие не любили некоторые свои произведения. Борис Стругацкий:

«Повесть о дружбе и недружбе» - одна из двух или трех наших повестей, которые «можно было бы и не писать». Написана под давлением обстоятельств, к творческому процессу отношения не имеющих. Сами-то мы ее не любили - как и «Страну» («Страна багровых туч»), «Парня» («Парень из преисподней») и «Малыша».

Общий тираж произведений братьев Стругацких превышает 40 млн экземпляров. Помимо российских изданий, их книги выдержали более 620 изданий на 42 языках в 33 странах мира.

В произведениях братьев Стругацких практически не встречаются главные герои - женщины.

Подавляющее большинство главных действующих лиц практических всех романов, повестей и рассказов Стругацких - мужчины. Женщины если и появляются на страницах произведений, оказываются куда менее рельефно выписаны: например, Рада Гаал в «Обитаемом острове», жена Рэда Шухарта в «Пикнике на обочине», Кира в «Трудно быть богом».

Борис Стругацкий: «Мы не умели и даже, по-моему, боялись писать женщин и о женщинах. Почему? Не знаю. Может быть, потому, что исповедовали древний принцип: женщины и мужчины - существа разной породы. Нам казалось, что мы знаем и понимаем мужчин (сами мужчины), но никто из нас не рискнул бы заявить, что он знает и понимает женщин. Да и детей, если уж на то пошло! Ведь дети - это, безусловно, третий особый вид разумных существ, обитающих на Земле».


Борис Стругацкий

Братья Стругацкие не считали свое творчество антисоветским, а себя - диссидентами.

Несмотря на то что официальные советские органы и цензура нередко расценивали произведения, как клеветнические, а в среде диссидентов творчество братьев Стругацких было особенно популярно, сами писатели никогда не считали себя антисоветчиками или диссидентами. Зарубежная публикация повести «Гадкие лебеди» только укрепила это отношение, несмотря на то что после нее авторам пришлось официально открещиваться от выхода произведения на Западе, опубликовав письмо на страницах «Литературной газеты».

Борис Стругацкий: «Они (произведения братьев Стругацких) пронизаны неприятием тоталитаризма и бюрократии. Но поскольку СССР являл собою подлинное торжество тоталитаризма и бюрократии, такие наши повести, как «Улитка на склоне», «Сказка о Тройке» и даже «Обитаемый остров», воспринимались особенно ретивыми идеологами режима именно как «антисоветские».

Братья Стругацкие не верили в существование внеземного разума.

Прямые указания на существование иных цивилизаций содержатся в таких романах Стругацких, как «Трудно быть богом», «Малыш», «Обитаемый остров», «Пикник на обочине», «Отель «У погибшего альпиниста». При этом сами авторы рассматривали наличие внеземного разума именно как фантастическую идею.

Борис Стругацкий: «В существование «иного разума» - на Земле, или даже во Вселенной - я не верю: нет у меня для этого никаких оснований. И хотя на Вселенную еще как-то рассчитывать можно - слишком уж огромна она в пространстве и времени, чтобы хоть что-то (например - Разум) существовало в ней в единственном экземпляре, то Земля наша, наоборот, слишком мала, чтобы такая огромная, почти безразмерная, невероятно активная штука, как Разум, могла бы существовать здесь, оставаясь незамеченной».

«А с Хокингом (утверждающим, что человеческий разум одинок во Вселенной) я почти согласен. И еще больше согласен с Иосифом Шкловским - это наш замечательный астрофизик, он еще в конце 1960-х высказался в том смысле, что иной разум в нашей вселенной существует, но встречается крайне редко. Я думаю, он прав. Ведь наша Вселенная так огромна в пространстве и времени, что странно было бы, если бы хоть что-то существовало в ней в единственном экземпляре».

Многие известные ныне писатели-фантасты - непосредственные ученики Стругацких.

О существовании литературного объединения под руководством Бориса Стругацкого знали далеко не все читатели. Широкую известность этот факт получил в 1996 году после выхода первого выпуска сборника фантастических произведений «Время учеников», в котором были опубликованы произведения участников литобъединения.


Аркадий Стругацкий, 1964 год, © Архив ИТАР-ТАСС

Фантаст без компьютера.

По воспоминаниям родных и близких Аркадий Стругацкий был очень консервативен в технике. Даже когда у брата Бориса появился свой персональный компьютер, Аркадий Натанович не соблазнился электронной новинкой и до конца дней печатал свои произведения на пишущей машинке.

Аркадий Стругацкий прекрасно знал японский

Фантаст учился в Военном институте иностранных языков, а позже служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Его специализацией были английский и японский языки. Даже после демобилизации работу по переводу иностранной литературы он не оставил.

В произведениях братьев Стругацких очень часто цитируется Библия, хотя сами они никогда не были верующими людьми.

Множественные цитаты из Евангелия и слава диссидентов заставляли многих читателей видеть в книгах братьев Стругацких религиозный подтекст, а их авторов причислять к тайно верующим. В частности, распространенной трактовкой образа Максима Каммерера в романе «Обитаемый остров» было сравнение его истории с историей Христа, явившегося в мир, чтобы искупить его прегрешения своей смертью. Однако сами братья Стругацкие никогда не считали себя верующими или религиозными людьми.

Борис Стругацкий: «Дело в том что мы, оба, высоко ценили Евангелие (Ветхий Завет - в меньшей степени), как блистательное ЛИТЕРАТУРНОЕ произведение: безукоризненный сюжет, мучительно-прекрасная интрига, поражающий воображение герой. Цитировать этот текст, или пересказывать его, или свободно на него ссылаться, или встраивать в наш какой-нибудь новый сюжет доставляло нам подлинное удовольствие и представлялось весьма плодотворным. При этом религиозные идеи Библии оставались нам интеллектуально и эмоционально чужды, а этика, наоборот, понятна и близка. Любопытная ситуация. В каком-то смысле даже неправдоподобная».


Аркадий Стругацкий

Выражение «И ежу понятно» стало популярным благодаря братьям Стругацким

Источник выражения «И ежу понятно» - стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу - / Этот Петя был буржуй»). Широкое распространение оно получило сначала в повести Стругацких «Страна багровых туч», а затем в советских интернатах для одарённых детей. В них набирали подростков, которым осталось учиться два года (классы А, Б, В, Г, Д) или один год (классы Е, Ж, И).

Учеников одногодичного потока так и называли - «ежи». Когда они приходили в интернат, двухгодичники уже опережали их по нестандартной программе, поэтому в начале учебного года выражение «ежу понятно» было очень актуально.

По сюжету их романов снято 17 фильмов

В числе которых - «Сталкер» Тарковского, «Дни затмения» Александра Сокурова, «Гадкие лебеди» Константина Лопушанский, «Обитаемый остров» Федора Бондарчука.

Литературная премия братьев Стругацких вручается в их «средний день рождения».

«21 июня - «средний день рождения (между 28 августа и 15 апреля)», дата, которая «официальной», разумеется, не является, но по традиции именно в этот день в Питере происходит вручение ежегодной литературной премии им. А. и Б. Стругацких».

Международная литературная премия им. А. и Б. Стругацких учреждена в 1998 году и вручается с 1999 года в двух номинациях: «За лучшее художественное произведение (роман, повесть, рассказ)» и «За лучшее критико-публицистическое произведение о фантастике или на фантастическую тему (статья, рецензия, эссе, книга)». Чаще других - трижды - лауреатом в номинации «Художественная проза» становился поэт, писатель, журналист Дмитрий Быков, дважды - писатели Михаил Успенский и Вячеслав Рыбаков (оба из ленинградского ЛИТО, которым руководил Борис Стругацкий). Самым титулованным обладателем премии в номинации «Критика и публицистика» является писатель Кир Булычев - он дважды удостаивался награды.

Шутка, ставшая названием.

Писатели верят, что истинное название романа часто приходит уже после того, как он написан. Но бывают и исключения. Борис Стругацкий рассказывал: еще в начале 60-х годов одна хорошая знакомая разыграла его, утверждая, что в ленинградском Доме книги продается новая книга Эрнеста Хемингуэя «Понедельник начинается в субботу». Борис Натанович полдня убил на поиски этого романа. Когда обман вскрылся, писатель не стал возмущаться. Но придуманное название несуществующего произведения запомнил. Оно понравилось Стругацким своей глубокой афористичностью, и впоследствии братья использовали его для своей знаменитой повести.


Борис Стругацкий

Принцип творчества

У каждого писателя есть свои приметы. Борис Стругацкий никогда не отвечал на вопрос: «Над чем вы сейчас работаете?» Он считал его чуть ли не оскорбительным.

Никогда не говори: «Делаю». Всегда только: «Сделал», — объяснял он всем подряд. — Отличное правило. Рекомендую.

Они пришли с другой планеты

Невероятная популярность рождала множество слухов и легенд. У некоторых романтически настроенных любителей фантастики в начале 70-х годов появилась идея фикс: их любимые авторы, братья Аркадий и Борис Стругацкие, на самом деле вовсе не люди, а агенты могущественной внеземной цивилизации. Доходило до курьезов. Фантасты получили немало писем, где им предлагали помощь, раз уж они «застряли в этом времени на Земле», приносили извинения за то, что современная технология не так развита, чтобы отремонтировать их корабль… Пожалуй, это была высшая форма признания таланта авторов-фантастов.

Обоих братьев после смерти, согласно их завещанию, не просто кремировали, но и развеяли их прах с вертолёта над Пулковской обсерваторией, где когда-то работал БНС.

По материалам:

к дню рождения Аркадия Натановича, старшего из АБС ">к дню рождения Аркадия Натановича, старшего из АБС " alt="10 интересных фактов из жизни братьев Стругацкихк дню рождения Аркадия Натановича, старшего из АБС ">

28 августа литературный мир отмечает 89 лет со дня рождения писателя, заглянувшего в будущее, Аркадия Стругацкого, старшего из двух знаменитых братьев. Вместе с младшим братом Борисом он прославил научную советскую фантастику на весь мир и подарил ему множество прекрасных произведений. К дню рождения великого фантаста Бабр вспоминает некоторые интересные факты из жизни и творчества братьев АБС

1. Аркадий и Борис Стругацкие - одни из самых знаменитых отечественных писателей за рубежом

На начало 1991-х гг. в 27 разных странах было издано около 320 их произведений. Всего же их работы были изданы на 42 языках в 33 странах мира.

2. Стругацкие - единственные российские писатели, чьи романы на родине читатели обозначают аббревиатурами

По одной из версий, причиной стало негативное отношение советских властей к творчеству братьев Стругацких после публикации романа «Гадкие лебеди» - якобы с помощью такого нехитрого шифра поклонники творчества фантастов избегали возможных неприятностей с официальными органами. По другой - это связано с тем, что имена писателей после появления их первых произведений читатели для удобства обозначения сократили до АБС, а потом перенесли этот принцип на названия романов.

«Страна багровых туч» — СБТ
«Трудно быть богом» — ТББ
«Понедельник начинается в субботу» — ПНС и другие.

Аркадий и Борис Стругацкие, 1965 год

3. Выражение «И ежу понятно» стало популярным благодаря братьям Стругацким

Источник выражения «И ежу понятно» — стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу — / Этот Петя был буржуй»). Широкое распространение оно получило сначала в повести Стругацких «Страна багровых туч», а затем в советских интернатах для одарённых детей. В них набирали подростков, которым осталось учиться два года (классы А, Б, В, Г, Д) или один год (классы Е, Ж, И).

Учеников одногодичного потока так и называли — «ежи». Когда они приходили в интернат, двухгодичники уже опережали их по нестандартной программе, поэтому в начале учебного года выражение «ежу понятно» было очень актуально.

4. Система Каспаро-Карпова была упомянута в повести Стругацких задолго до того, как миру стали известны Каспаров и Карпов

В повести братьев Стругацких «Полдень, XXII век» упоминается система Каспаро-Карпова — метод, который использовали для снятия «копии» мозга и построении его математической модели. Повесть была опубликована в 1962 году — Анатолию Карпову тогда было только 11 лет, а Гарри Каспаров ещё не родился.

5. Некоторые современные реалии были предсказаны Стругацкими в их произведениях

  • Экстремальный спорт — «Рыбари» с их прыжками через высоковольтные провода и прочими развлечениями.
  • Википедия — Всемирное книгохранилище в «Понедельник начинается в субботу» и Большой Всепланетный Информаторий в цикле XXII века, хотя последний выполнял также функции глобальной телефонно-адресной базы данных.
  • 5-D кинотеатры — «Массовые обонялища и массовые осязалища», невозбранно скопипащенные с антиутопии «О дивный новый мир!» Олдоса Хаксли (1932 г. н.э.), в полуденном мире:
  • Ружье для пейнтбола — ляпник, описаный за 17 лет до первой пейнтбольной битвы в «Хищные вещи века», 1964 год и другие.

Аркадий Стругацкий

6. ​Аркадий Стругацкий прекрасно знал японский

Фантаст учился в Военном институте иностранных языков, а позже служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Его специализацией были английский и японский языки. Даже после демобилизации работу по переводу иностранной литературы он не оставил.

Борис Стругацкий, 1960-е годы

7. ​Фантаст без компьютера

По воспоминаниям родных и близких Аркадий Стругацкий был очень консервативен в технике. Даже когда у брата Бориса появился свой персональный компьютер, Аркадий Натанович не соблазнился электронной новинкой и до конца дней печатал свои произведения на пишущей машинке.

8. Братский жребий решал судьбу сюжетной линии

Братья Стругацкие, книги которых знают и любят не только в нашей стране, но и по всему миру, - советские писатели, создавшие лучшие образцы русской научной фантастики. Множество их романов было экранизировано. На них равнялось целое поколение авторов, работающих в жанре фантастики и фэнтези. На сегодняшний день они не теряют своей популярности. Если вы хотите прикоснуться к истории становления данного жанра в России, то стоит познакомиться с такими писателями, как братья Стругацкие, книги, список которых вы можете найти на сайте и ставшие почти легендой, обязательны к прочтению.

Братья Стругацкие: биография творческого дуэта

Братья Стругацкие, биография которых не менее интересна, чем их книги, родились в Москве и Ленинграде. Первые литературные опыты А.Н. Стругацкого были предприняты еще до войны, однако его рассказы не сохранились из-за блокады Ленинграда. Поэтому первой работой считается рассказ "Как погиб Кант", принадлежащий перу Аркадия. Борис начал сочинять свои истории несколько позже - в шестидесятых годах. Совместная книга братьев вышла в 1959 году и называлась "Страна багровых туч".

Творчество этих писателей всегда отражало их постоянно меняющееся мировоззрение. Вероятно, поэтому их произведения настолько разноплановы. Рисуя миры будущего, они наполняли их лучшими людьми. Оптимизм и вера в прогресс - одна из отличительных черт ранних произведений Стругацких. Их романы вполне соответствовали требованиям соцреализма, однако авторы избегали типичных героев и клишированных сюжетов. В центре их романов - гуманисты и интеллигенты, ответственные и преданные науке люди. По большому счету, романы братьев изобиловали оригинальными поворотами сюжета и смелыми приемами, что выгодно отличало их от других писателей подобного жанра того времени. Также они не пренебрегали возможностью обличить пороки общества. Среди их произведений - немало сатирических романов, которые высмеивали проблемы советской жизни.

Братья Стругацкие: книги на сайте "КнигоПоиск"

Если вас заинтересовали братья Стругацкие, лучшие книги вы можете найти в этом разделе. Данный рейтинг составлен на основе отзывов наших пользователей, поэтому вы легко можете выбрать для себя роман, с которого начнете свое знакомство с творчеством знаменитых писателей. Читайте с удовольствием!

Просмотров