Кто такие униформисты и почему они так важны на манеже. Униформист - должность не сезонная Комментарии к профессии

И хотя тысячи глаз неотрывно следят за тем, что происходит на манеже, эти люди все время как бы остаются в тени, скромно и незаметно выполняя свои обязанности. Они убирают после номера аппаратуру и реквизит; устанавливают и раскладывают все необходимое для следующего номера; поправляют ковер на манеже и дорожки на барьере; ставят клетку для хищников; растягивают пре-дохранительную сетку для воздушного полета.

Но униформисты — не просто обслуживающий персонал. Они в известном смысле являются полноправными участни-ками каждого номера и всего циркового спектакля в целом. От работы этих людей во многом зависят ритм и слажен-ность представления, а нередко и успех исполнителей. Униформисты должны хорошо знать основные особенности жан-ров, разбираться в своеобразии любого номера, в исполни-тельской манере артиста. Они первые помощники мастеров манежа.

Отрадно, что многие униформисты пробуют свои силы в том или ином жанре циркового искусства, стараются в сво-бодное от работы время повторить наиболее понравившиеся им трюки, становясь, таким образом, своеобразными под-мастерьями, из которых впоследствии нередко вырастают мастера манежа.

Опытные униформисты уже в ходе репетиций вниматель-но следят за музыкой, запоминая, с каким ее тактом, а под-час даже с какой нотой совпадает то или иное их действие на манеже. А потом, только слушая оркестр (но не переста-вая при этом следить за артистом!), они безошибочно посту-пают так, как «подсказывает» музыка. Звуки оркестра ста-новятся тем «мелодичным диспетчером», который координи-рует действия артиста и униформы, придает им нужную синхронность.

Под музыку униформисты трудятся и в паузах. Спе-циально подобранная, эта музыка как бы организует одно-временность их движений во время, скажем, уборки арены. И вот тут особенно нужна та сработанность, та слаженность действий, которая именуется ансамблевостью. Полная син-хронность жестов — к примеру, взмах граблями всех иду-щих униформистов — превращает порой простую, казалось бы, работу в увлекательное, красивое зрелище.

Однако создание такого коллектива униформистов — не-легкое дело. Оно осложняется условиями, в которых тру-дятся люди этой профессии. В подавляющем большинстве цирков коллективы униформистов работают не постоянно, а сезонно. И нередки случаи, когда наряду с многоопытными, прекрасно знающими свое дело работниками встречаются новички, имеющие самое смутное представление о своих обязанностях. Нужно ли говорить, сколько сил и времени приходится тратить режиссеру-инспектору манежа и стар-шему униформисту (или, как его нелепо называют порой, «заведующему цехом униформы») на то, чтобы обучить но-вичков основам профессии.

Не следует забывать при этом, что «вновь испеченные» униформисты далеко не сразу приобретают умение делать

все так, как надо. Нередко по неопытности, по незнанию они затрудняют работу артиста, а случается, и срывают испол-нение номера. Практически коллектив униформы склады-вается лишь к концу сезона, то есть как раз к тому времени, когда ему вновь предстоит распадаться. Проходит несколько месяцев, и все начинается сызнова. Столь ненормальное положение уже давно тревожит ре-жиссеров-инспекторов. Многие из них всеми правдами и неправдами стараются «не упустить» лучших униформистов, ушедших по окончании сезона, и даже помогают им найти временную работу до открытия цирка. Но эти хлопоты чаще всего оказываются напрасными: большинство униформистов уходит из цирков навсегда. Так мы теряем нужные нам кадры, зачастую подготовленные с большим трудом.

Правда, некоторые режиссеры-инспекторы манежа, при-езжая из зимних в летние цирки, добивались, чтобы вместе с ними посылали группу лучших, наиболее опытных уни-формистов. Это, с одной стороны, облегчало работу на новом месте, а с другой — давало возможность сохранить костяк, вокруг которого складывался коллектив униформистов в следующем сезоне. Однако и это удавалось не всегда.

Вот почему, как мне кажется, заслуживает всяческого внимания опыт Саратовского цирка, где с 1963 года сохра-няется в основном постоянный коллектив униформистов. Все они молоды: из десяти человек — восемь комсомольцы. Коллектив этот крепкий, дружный. За три года совместной работы люди здесь так научились распределять свои силы, что не только добиваются отличной слаженной работы, но и ставят своеобразные рекорды. Если, например, опытные уни-формисты Киевского цирка убирают с манежа центральную клетку за двенадцать-пятнадцать минут, то их саратовские коллеги тратят на эту же работу гораздо меньше времени.

В прошлом году, когда в сборной международной про-грамме Саратовского цирка работал чехословацкий дресси-ровщик Самеш, униформисты устанавливали клетку всего за пять минут. Такая быстрота поразила опытного артиста, побывавшего во многих странах мира.

— Это замечательно! — восторгался он. — Никогда ничего подобного я не видел. Молодцы!

Высокое мнение об этих самоотверженных тружениках манежа неоднократно высказывали такие мастера, как А. Корнилов, А. Вязов, И. Тряпицын и В. Орлов.

В чем же «секрет» успеха саратовских униформистов?

Дирекция цирка еще три года назад приняла меры к то-му, чтобы сохранять на время межсезонья почти весь состав униформистов. Начиная с 1963 года на летние гастроли в другие города уезжает не только режиссер-инспектор мане-жа, как это бывало раньше, — вместе с ним едут и унифор-мисты. Таким образом, коллектив служителей арены вот уже более трех лет трудится вместе, не расставаясь. В ре-зультате люди, что называется, хорошо сработались, воз-росла их заинтересованность в общем деле, окрепло профес-сиональное мастерство. В этом, кстати, могли убедиться и зрители московского цирка-шапито, где трижды за послед-ние годы работали саратовские униформисты.

Хочется хотя бы кратко сказать об участниках этого дружного коллектива. Самый старший из них, двадцати-шестилетний Владимир Перфилов, окончив десятилетку, четвертый год работает в цирке. Он не только хорошо освоил обязанности униформиста, но и готовится стать воздушным гимнастом.

Трюки жонглера осваивает девятнадцатилетний Михаил Аникеев, а его ровесник Владимир Козлов в свободное вре-мя занимается гимнастикой. Оба учатся в школе рабочей молодежи. Трюками эквилибра овладевает девятнадцатилет-ний Юрий Илюшин. Самый юный член коллектива — восем-надцатилетний Георгий Ефимов — репетирует работу на першах.

Недавно ушел по призыву в армию униформист Влади-мир Филимонов. Он добросовестно трудился в коллективе и одновременно репетировал работу на рамке и на першах.

Участвуя в социалистическом соревновании, саратовские униформисты вот уже более двух лет держат Красный вым-пел, они уверенно борются за звание коллектива коммунис-тического труда. Их успехи — это во многом результат той воспитательной работы, которую ведут режиссер-инспектор манежа Б. И. Мамлеев, руководство и общественные орга-низации цирка.

Думается, что опыт саратовцев, изыскавших возможность сохранять постоянный коллектив униформистов, следует использовать и другим циркам. Наше искусство от этого только выиграет.

г. Саратов Л. ПРОКОПЕНКО

Журнал Советский цирк. Октябрь 1966 г.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
Часть №2 выпуска №58 ЕТКС
Выпуск утвержден Постановлением Минтруда РФ от 16.07.2003 N 54

Униформист

§ 6. Униформист 2-го разряда

Характеристика работ . Оснащение манежа: подача реквизита, установка и подвеска цирковой аппаратуры. Страховка и пассировка артистов во время представления и на репетициях. Участие в репризах клоунов, коверных, в проведении репетиций номеров и аттракционов. Вывод животных на манеж и прием их за кулисы, транспортировка на территории цирка клеток с животными, реквизита, цирковой аппаратуры и другого циркового имущества. Чистка ковров вне манежа. В передвижных цирках - участие в сборке, эксплуатации и разборке, погрузке, разгрузке элементов конструкции цирка.

Должен знать: правила обращения с животными; системы подвески и установки цирковой аппаратуры; правила пользования реквизитом; виды узлов и способы вязки канатов; устройство и правила эксплуатации грузоподъемных механизмов и приспособлений.

Комментарии к профессии

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Униформист » служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция униформиста, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см.

В воскресенье на радио «Эхо Москвы» в совместной с «Трудом» программе «Послужной список» ведущие говорили о работе униформиста

Незаметные помощники

В обязанности униформиста входит оснащение манежа. Униформисты готовят манеж к началу программы: расстилают и скатывают ковер, подают артистам реквизит, устанавливают цирковую аппаратуру. Профессия в современном ее понимании появилась в начале XIX века. Именно тогда в Олимпийском цирке в Париже была впервые введена униформа для работников цирка.

Униформистам часто приходится страховать артистов во время выступлений и репетиций. Также они выполняют роль ассистентов: участвуют в клоунских репризах, выполняют подсобные задания в номерах, поддерживают ленты и обручи.

Униформисты выводят на манеж животных и принимают их за кулисами, а также транспортируют клетки с животными на территории цирка. Иногда униформисты выполняют и декоративную функцию. В одинаковой красочной одежде они группируются в различные мизансцены, провожают и встречают артистов.

Униформист должен многое знать: правила обращения с животными, системы подвески аппаратуры, правила пользования реквизитом, способы вязки канатов, а также правила эксплуатации грузоподъемных механизмов.

Старт и финиш карьеры

Хотя работа униформиста не требует специального образования, выпускникам эстрадных и цирковых училищ проще устроиться на эту должность. Специально униформистов в таких учебных заведениях не готовят, но навыки работы в цирке там можно приобрести.

Работа униформиста может стать хорошим стартом для цирковой карьеры. Если желание стать цирковым артистом приходит уже в зрелом возрасте, а спортивной подготовки и циркового образования нет, можно начать свой путь с простого рабочего, униформиста, ассистента по уходу за животными, постепенно набираясь опыта, обучаясь у артистов всем премудростям циркового искусства. Многие известные цирковые артисты вышли из униформистов: эквилибрист Ю. Половнев, клоун Б. Вяткин, воздушные гимнасты Б. Левандовский и В. Лисин, дрессировщики Н. Ермаков и М. Багдасаров.

Для некоторых цирковых артистов работа униформиста, наоборот, становится завершением карьеры. Стаж циркового артиста в среднем составляет 15 лет. После выхода на пенсию многие остаются в цирке и продолжают работать униформистами или гардеробщиками.

Только свои

Зарплаты у униформистов небольшие: в регионах это порядка 7-10 тысяч рублей.

Попасть в цирк с улицы практически невозможно. Большинство артистов и работников цирка — выходцы из цирковых семей. Работа тяжелая, зарплаты невысокие, поэтому принято считать, что для того, чтобы работать в цирке, надо им жить. Большинство цирковых профессий связано с риском для здоровья и постоянными переездами.

Лишь единицы цирковых работников никак по происхождению не связаны с манежем. Как правило, это те, кто еще в детстве решил учиться в цирковом училище и успешно его окончил. Из других профессий в цирк приходят крайне редко.

Обязанности униформиста: подготовка к началу программы, а во время пауз - к очередному номеру (расстилание и скатывание ковра, установка и подвеска аппаратуры, реквизита и др.); ассистирование исполнителям (поддержка обручей или лент, через которые производятся прыжки, подача и реквизита, участие в клоунских антре и других номерах для выполнения некоторых подсобных, обычно комичных заданий).

Униформист выполняет и декоративную функцию: одетые в одинаковую парадную одежду, группируясь в различные мизансцены для встречи и проводов исполнителей, униформисты - неотъемлемый и исключительно важный компонент цирковой программы. От его работы зависят темп, ритм, общая чёткость всего представления.

В одном из своих писем конца 20-х годов И. А. Бунин обратился к А. И. Куприну , как к знатоку цирка с просьбой объяснить ему как называются и чем занимаются униформисты, на что в ответном письме Куприн писал :

Те, что стоят при выходе из конюшен на манеж, называются - обще- униформа.

Из них те, что в камзолах, в сапожках с крагами (ныне большей частью в синих, серых или даже красных рейтфраках), зовутся берейторами, пикерами, реже - штальмейстерами.

Это всё цирковые артисты, обязанные по контракту делать парад директору, членам его семьи, наездникам и гастролерам, помогать в установке и укреплении аппаратов, держать обручи и лепты, убирать и чистить манеж, расстилать ковер и т. д. Но грязной работой занимаются всегда конюхи: они тоже стоят в проходе, в наше время в гимнастерках защитного цвета, позади фрачников. Собственно, штальмейстер - это старший над униформой. Он обыкновенно подает реплики клоунам. Он же руководит работой униформы. Это важное лицо.

Из униформистов вышли многие цирковые артисты (эквилибрист на перше Ю. Половнёв, воздушные гимнасты Б. Левандовский, В. Лисин, ковёрный клоун Б. Вяткин , дрессировщик собак Н. Ермаков, дрессировщик хищных животных М. Багдасаров , создатель номера «Акробаты на скейтборде» А. Калинин и другие).

Примечания [ | ]

Использованная литература [ | ]

  1. Чивов А. Повышать знания, совершенствовать технику // «Сов. цирк»: Ж. - 1959. - № 9 .
  2. Прокопенко Л. Униформист - должность не сезонная // «Сов. эстрада и цирк»: Ж. - 1966. - № 10 .
  3. Матарди Д. Важная неотложная задача // «Сов. эстрада и цирк»: Ж. - 1971. - № 2 .
  4. Никулин Л. В. Люди и странствия. Воспоминания и встречи. – М., 1962.

и

Большой Московский Государственный Цирк

П Р Е Д С ТА В Л Я Ю Т !

Феерия «Вокруг света за 130 минут» Большого Московского Государственного цирка на проспекте Вернадского необычна, прежде всего, современным ритмом представления. В программе нет даже шпрехшталмейстера, и никто не объявляет каждый номер, долго и нудно перечисляя заслуги выступающих. Все номера программы связаны сюжетом в динамичный спектакль. Например, хрупкая и романтичная гимнастка, возвращаясь с небес своих фантазий на землю, обнаруживает вокруг настоящих ковбоев, которые соревнуются в профессиональной удали.

Программа не зря названа «феерией», словом, которое произошло от французского fée - фея и определяется толковым словарём, как «театральная пьеса сказочного содержания, рассчитанная на блестящую, пышную постановку с разнообразными сценическими эффектами».


Феями, обеспечивающими гармоничную слаженность всех служб и артистов, работают люди очень серьёзной и важной цирковой профессии - инспекторы манежа.

ЗАТЕЕВО очень признательно пресс-секретарю БМГЦ Эмилии Михайловне Боровик за организацию интервью с инспекторами манежа Виктором Щуровым и Дмитрием Покладом.

ЗАТЕЕВО: Слово инспектора манежа - закон во время представления для каждого на манеже и за кулисами. Вы дежурите или у вас разделены обязанности?

Щуров и Поклад: с нами работает ещё третий инспектор - Ирина Талина. Нет жёсткого разделения обязанностей: один отвечает за людей, второй - за здание, третий - за технику или животных. Мы все как администраторы отвечаем в цирке за всё, в том числе перед директором и друг перед другом.
Инспекторы манежа составляют расписание репетиций и отвечают за порядок на манеже, в зрительном зале и за кулисами всегда, а не только во время представления. Если у кого-то конфликтная или спорная ситуация, например, оборудование одних артистов мешает другим, вдруг требуется срочный ремонт или человеку нужны внеплановые репетиции или выходные - со всеми вопросами идут, прежде всего, к нам. Фактически мы -технические директоры цирка, в подчинении которых более 400 человек.

В создании представления принимают участие режиссёр-постановщик, сценарист, художники, инженерные службы, костюмеры, звукорежиссёры, балетмейстеры и многие другие службы. Инспекторы манежа полностью расписывают, организовывают и обеспечивают работу униформистов.


- Униформисты - это расстилающие ковёр молодые люди в красивой форме?


- Униформисты, или Униформа, как их ещё называют, - очень важное подразделение цирка. Что значит «расстилают ковер»?! Они за полминуты раскладывают без единой складочки на арене ковёр весом 300 кг! Ведь любая складка на ковре может стать причиной травмы артиста. Ещё быстрее они этот тяжеленный круглый ковёр собирают и увозят.

Униформисты устанавливают и надёжно закрепляют специальное и страховочное оборудование. Бывали случаи, когда гимнасты, подготавливая свой выход, упускали страховочную лонжу, и она моментально улетала под купол цирка. Так униформисты за секунды добегали по крутой лестнице на высоту 30 метров, выбирали нужные тросики и спускали лонжу прямо артисту в руки.
Это униформа, в прямом смысле слова, ограждает зрителей от львов и закрепляет профессиональными узлами тросы для эквилибристов, работающих под куполом цирка. Если униформист не заметит, например, чуть сдвинутого клоунами покрытия бортика, животное, следом выступающее на этом бортике, может травмироваться. В нашем представлении много номеров с огнём. И безопасность таких номеров тоже обеспечивает своими слаженными действиями униформа. Униформа вовремя, безопасно для зрителей и артистов, и не привлекая к себе внимания, подаёт на арену и принимает реквизит и животных, позволяя артистам сохранять темп представления. Все эти навыки отрабатываются униформой на репетициях.


- Фактически, униформа следит за техникой безопасности в цирке?


- Да. Но отвечает за технику безопасности инспектор манежа.


- Кто служит в униформе?


- Совершенно разные люди: от студентов самых разных ВУЗов до незанятых в этой программе артистов цирка и артистов-пенсионеров. Очень часто сами артисты программы второе отделение работают в униформе или помогают ей.

- Есть в цирке приметы, соблюдающиеся всеми?


- Примета номер один - никогда нельзя стоять спиной к манежу, даже в пустом цирке. Наверное, эта примета отражает правила техники безопасности. Ведь в цирке очень много подвесного оборудования, и если стоять лицом к манежу, то успеешь отреагировать на отрыв какого-нибудь карабинчика. Так же нехорошо переходить дорогу артисту, выходящему на манеж, вы же не чёрная кошка?! Могут вежливо попросить вернуться спиной назад.

ЗАТЕЕВО: Спасибо, Виктор и Дмитрий за рассказ. Пусть в вашем цирке все карабинчики будут без складочек. Удачи.

Беседу с инспекторами манежа БМГЦ Виктором Щуровым и Дмитрием Покладомпровела Е.В.Пучка, специальный корреспондент интернет-журнала для школьников "ЗАТЕЕВО" ().
Фото - К.С. Федорченко.

ЦИРК

Просмотров