Выдающиеся польские художники. Современное польское искусство. Современные художники Польши. Piotr Antonow Оранжево-красные портреты. Elzbieta Brozek

В польской живописи много картин на исторические темы, в т.ч. про Россию и русских. Ниже - подборка наиболее интересных из них. Эти картины стоит увидеть, друзья. Они довольно ярко раскрывают национальный менталитет и отношение поляков к своему прошлому. И к любимому восточному соседу, в частности.

Художник по-польски - artysta malarz. Артист-маляр, короче. Однако у поляков было немало талантливых мастеров, далеко не маляров. Например, Ян Матейко и его "романтический национализм" 19 века, баталист Войцех Коссак и др. Некоторые картины антирусские по смыслу. Но не будем забывать, что последние лет 300 почти во всех войнах русские и поляки были по разные стороны баррикад.

Чтобы хорошо понять все то, что отразили художники на картинах, нужно усвоить одно, самое важное: не было никаких Польши и России. Было одно государство на всю планету, в котором шла великая война между войсками Правительства этого Государства (Белая Гвардия, Белое Дело, Белый Орден) и взбунтовавшимися казаками, состоявшими на службе у этого Правительства. То есть впоследствии Красной Армией, пополнившей свои войска неведомо откуда взявшимися неграми slave..

01.
Ян Матейко. "Станчик". 1862 г.
1514 год, очередная война Польши и Московии. Русские отвоевали Смоленск, и окрыленные первым успехом вторглись в Белоруссию. Но там были разбиты в битве под Оршей. Во дворце польского короля - бал по случаю победы. Правда, Смоленск по итогам войны остаётся в руках Московии. Все пляшут (на заднем плане), а придворный шут по имени Станчик сидит и думает о будущем Польши. Смоленск отдали, так скоро все сольём.

Важный момент. Война начинается в 1853 году. Поэтому все представленные на картинах события автоматически переносим во вторую половину 19 или в начало 20 века.
А выдуманные персонажи и хронологию безвозмездно возвращаем тем, кто это все сочиняли. На память
.

Занятная деталь: бал - европейское развлечение. 1514-й год, а у них бал. В России первые балы при дворе будут лет через 200, при Петре.

Деталь про бал, действительно, занятная.. Во-первых, Польская Шляхта-это и есть Белая Гвардия. Войска Правительства. Законного. У них в Армии бунт. Сомневаюсь, что в таких обстоятельствах им будет до балов. По крайней мере в том виде безудержного веселья, как нам представляют. Значит, вероятнее, что речь идет о красных. Вот там балы да с переодеваниями любили просто маниакально. Кто на картине сказать не берусь. Но не удивлюсь, если художник изобразил главаря бунтовщиков Эльстона. Этому до балов точно дела не было, да и лицо незначительное для сюжета картины вряд ли бы кого-то интересовало..

02.
Ян Матейко. "Стефан Баторий под Псковом". 1872 г.
Шут Станчик прав был. Начали московиты со Смоленска, потом захотели большего. На картине - Ливонская война, которую Иван Грозный начал для захвата Прибалтики. Осада Пскова армией польского короля Стефана Батория. После нескольких месяцев осады послы Ивана Грозного запросили мира: на картине они ползают на коленях перед Стефаном. По сюжету тут есть вопросы (на самом деле такой встречи Батория с послами под Псковом не было), но мир был вскоре заключен, да. И действительно крайне неудачный для России, как и сама Ливонская война.

Занятная деталь. Слева от Стефана - мужик в красном, это канцлер Ян Замойский. Однокашник Стефана Батория по Падуанскому университету в Италии. В России первой царской особой, которая поедет учиться на Запад будет Петр (на плотника, в Голландию). Кстати, еще до Стефана Батория в Падую ездил учиться Николай Коперник, первый польский ученый с мировым именем. Русский аналог Коперника (Ломоносов) появится лет через 250.

Давайте раз и навсегда забудем о Иване Грозном и Петре 1.. не было таких. Совсем. Лучше о том, что происходит на картине. Как это вижу я. На картине побежденные предатели. Что за клоуны бьются лбом о землю не скажу, видимо, кому-то своей шкурки очень жаль, думают уберечь. Интереснее фигуры воинов. Справа стоящий с понурым видом латник(там же рядом интересное казацкое лицо), и фигура в черном. К слову сказать, у меня ощущение, что этот персонаж замазывали черным. Слишком выбивается это пятно из всей картины, контуры прорисованы топорно. С руками вообще непонятно что. А фигура на картине важная. Я бы сказала, ключевая. Именно на этого человнка направлены взгляды и внимание всех остальных персонажей. Кто-то с интересом пытается посмотреть на него из-за стоящих ближе, два казака язвительно перешептывается, еще один нарочито отвернулся, у стоящего позади крылатого воина презрение на лице. (К слову заметить, что крылатые ангелы и воины - никакой не символизм и аллегория. Крылья- военная амуниция, просто мы понятия не имеем, как это работало и в каких случаях применялось. Перед нами целое крылатое воинство на историческом! полотне. Автор писал то, что хорошо знал, будучи участником тех военных событий). Смотрите дальше. У казака рядом с человеком в черном на лице целый шквал эмоций. Кажется, что вопреки Уставу и Дисциплине сейчас набросится на предателя. В общем весь вид говорит одно:"Держите меня, ребята! Я за себя не отвечаю." У казака постарше чуть позади боль и упрек на лице.. В общем, рассмотрите всех сами хорошенько. Практически каждый персонаж сконцентрирован художником именно на этого человека в черном. Даже то, что Стефан и Ян Замойский (имена очень условны) нарочито избегают прямого взгляда на этого человека в черном, лишний раз подчеркивает то, что все происходящее на картине сосредоточено именно на этом персонаже. Стефан якобы смотрит на спутника этого человека, хотя взгляд достаточно отсутствующий. С Яном Замойским и вовсе интересно. Во-первых, он фигура с переднего плана и отделенная от остальных. Важен. Во-вторых, в глаза бросается его внешнее сходство с человеком в черном. Брат-предатель? Судя по левой руке, судорожно во что-то вцепившейся, и взгляду в "никуда", этот Ян более, чем неравнодушен к происходящему, но старается себя сдерживать. В общем, не буду своими домысламии дальше увеличивать количество текста, обращу внимание еще только на одну деталь. Что возвращают Стефану на золотом подносе? Согласитесь, что для "даров" от "просителей мира" это выглядит достаточно убого. А вот если это важный предмет, который был прихвачен и теперь возвращен, то все вполне реально выглядит. Интересно, ЧТО ЭТО?...

03.
Царь Лжедмитрий I, портрет неизвестного художника. Нач. 17 в.
Эта картина также известна как "Портрет из Вишневецкого замка" (замок семьи Марины Мнишек - жены Лжедмитрия). В Смутное время полякам удалось посадить в Кремль своего царя-самозванца. На картине Григорий Отрепьев, он же Лжедмирий I, изображен как русский царь (написано по латыни Demetrius IMPERATOR), на столе - корона и рыцарский шлем.

Лжедмитрий I и его жена-полька это 1605-1606 гг. А вот подишь ты: польская шляхта уже учила латынь, строила замки и считала себя частью европейского рыцарства. Русские дворяне наденут европейское платье, начнут учить языки и утверждать, что они тоже Европа - поколений через 5-7.

Лжедмитрий, правда, просидел на троне недолго. Его свергли в результате народного бунта в Москве. Интересно сравнить помпезный польский портрет самозванца с тем, как изображали Лжедмирия в русской живописи 19 в.

04.
Карл Вениг. "Последние минуты жизни Лжедмитрия I". 1879 г.

Здесь мне особо сказать нечего, разве что герой картины весьма напомнил Феликса Юсупова младшего..

Художник Карл Богданович Вениг вряд ли думал, что в 21 веке его картина станет неиссякаемым источником пародий на внутреннюю и внешнюю политику России:)

Когда Лжедмитрия I скинули, поляки предприняли прямую интервенцию, захватили Москву. Также взяли в плен Василия Шуйского (царя, который был после Лжедмитрия) вместе с братьями, и всех вывезли в Варшаву. Там бывшего царя, который до этого воевал с поляками, заставили публично кляняться в пояс королю Сигизмунду III и целовать ему руки.

05.
Ян Матейко. "Царь Шуйский в Сейме в Варшаве". 1892 г.
Королевский замок в Варшаве, 1611-й год. Василий Шуйский кланяется Сигизмунду, касаясь рукой земли. Слева по всей видимости его брат Иван, который (согласно польским источникам) вообще валялся в ногах и бил себя себя головой об пол. На заднем плане сидят депутаты сейма (польского парламента) с чувством глубого удовлетворения. Реют флаги, светит яркое Солнце. Триумф!

Здесь, на мой взгляд, события перекликаются с картиной "Стефан Баторий под Псковом". Рассмотрите внимательно .

Это событие получило в Польше название "Hołd Ruski" (русская присяга) и носит культовый характер в кругах польских националистов. Ниже креатифф от одного из них. Написано: "29.10.2011 - 400 лет русской присяге. Когда-то ОНИ нам кланялись" .

На самом деле художник Ян Матейко написал эту картину в 1892 г., чтоб подбодрить своих соотечественников. Мол, были времена - и у нас было свое государство, и король, и сейм, и царей на колени ставили.

Примечательно, что король в Польше это было совсем не то, что царь в России. Польша самодержавия не знала. Это была республика шляхты. Сейм выбирал короля и контролировал его. Налоги, война, мир - все с согласия сейма. Больше того, если король вел себя недемократически, гордая шляхта имела право на рокош . Он же кипиш. Т.е. право на оппозицию королю, как мирную ("война чернильниц" и обсуждение в блогах), так и не-мирную.

06.
Вацлав Павлишак. "Казацкий подарок". 1885 г.
Запорожец поймал знатного пленника и дарит его шляхтичам, сняв перед ними шапку. Ничего удивительного, часть казаков была на польской службе (за деньги). Их использовали как наемников в дополнение к польской армии. В том числе неоднократно - в войнах против России. Что касается пленника, то это, видимо, крымский татарин. Это конечно, облом. Главным бизнесом Крымского ханства была работорговля. А тут самому попасть в плен...

Благодаря шляхте демократия и вольность в Польше имеют вековые традиции (в отличие от некоторых других стран). Но правда, был там один нюанс. Все вольности были для узкого круга. Крестьян они не касались. Крестьяне в Польше с 15 века были обращены в крепостное право. И в таком печальном состоянии пребывали лет 300. Их называли chlopi (хлопы), а также bydlo (скот). Слово "быдло" потом из Польши через Украину попало в русский язык.

07.
Йозеф Хельмонский. "Выдача оплаты (суббота на фольварке)".1869 г.
Фольварк - польская барщина. Пан заставлял хлопов работать на себя бесплатно или в порядке принудительного найма (например, предварительно согнав с земли и оставив без средств). На картине - фольварк в день получки. Группа крестьян в центре получила копейки и в ужасе - как кормить детей на эти гроши? Двое хлопов слева, наоборот, веселы. Уже успели нажраться.

Занятно, что дом у пана при такой обдираловке - все равно убогий, крыша совсем развалилась. Это тонкий намек художника - шляхта славилась своим транжирством. Выжимали из фольварков хлеб, гнали за границу, деньги тратили на всякую фигню. Война, попойки и понты - вот был менталитет шляхтича. Дорогой экипаж, соболиная шуба с золотыми пуговицами, и на бал, полонез танцевать:)

08.
Александр Коцис. "В шинке". Ок. 1870 г.
Пока шляхта плясала на балах, хлопу оставалось только идти в шинок (кабак). Это был популярный бизнес. Шинкарем был, например, прадед В.И.Ленина Моше Бланк из г. Староконстантинов на Волыни. В 1795 г. по третьему разделу Польши Волынь вместе Моше Бланком и его таверной отошла к России.

Впрочем, в триаде "война, пьянка и понты" у польской элиты еще в 17 в. наметились проблемы именно с войной. Нет, поляки никогда не были трусами на войне. Проблема была в организации. Война - это созыв всеобщего ополчения шляхты (посполитного рушения ), а это - через сейм. И деньги на войну - тоже сейм. Такие решения было провести нелегко, что ослабляло боеспособность Польши. Когда в 1648 г. всю Украину охватило восстание Хмельницкого, поляки первоначально смогли выставить скромную армию всего в 40 тыс. чел. За ней ехал обоз из 100 тысяч подвод с барахлом и 5000 женщин легкого поведения. Ехали на войну как на свадьбу. И были наголову разбиты казаками.

С восстания Хмельницкого начался закат Польши. Соседи стали откусывать от неё по кусочку то тут, то там. И в итоге в конце 18 века поделили полностью. Причем подкупили сейм и он сам за это проголосовал!

09.
Ян Матейко. "Рейтан - упадок Польши". 1866 г.
Сейм в 1773 г. принимает решение согласиться с разделом Польши. Шляхтич Тадеуш Рейтан, последний патриот Польши, в отчаянии пытается этому помешать: ложиться на выходе не давая депутатам разойтись после заседания. Депутатам многим стыдно, они только что продали свою страну. На стене - портрет Екатерины II (их спонсора), за дверью - русские гренадеры, наверху в ложе - русский посол Репнин с двумя дамами. Вот уж действительно - упадок Польши!

Интересная картина. Что же здесь происходит на самом деле?

Польский народ, конечно, с упадком Польши не смирился. Было несколько крупных восстаний, подавленных державами - участниками раздела. 100 000 поляков-добровольцев участвовали в походе "Великой Армии" Наполеона на Москву в 1812 г., надеялись получить независимость.

10.
Войцех Коссак. "Гусар Великой Армии". 1907 г.
На картине - поляк из армии Наполеона. Художник сам служил уланом в армии, так что кавалерию рисовал со знанием дела.

Наполеоны у нас из компании Грозного, Петра и Екатерины. Забыли. Перед нами войска Правительства. Про "рисовал со знанием дела" полностью согласна. .

11.
Еще Войцех Коссак. "Весна 1813 г.". 1903 г.
Снег сошел... А там остатки бравых кавалеристов.

Коссак передавал реальность. 100%. Посмотрите на трупы. Справа торчат не просто ноги, а ноги черных. Негров в войсках Эльстона -Сумарокова было хоть отбавляй. И списать на то, что это просто трупы почернели, не получится. В левом углу ноги еще одного трупа. И они белые. С одного сражения под одним снегом лежали.

Еще один занятный факт: поляки воевали за Наполеона не только в России, но и в Испании, давили герилью (испанское сопротивление французам). Чтоб заслужить независимость себе, поляки лишали её испанцев.

12.
Януарий Суходольский. "Штурм стен Сарагосы". 1845 г.
В 1808 г. Сарагоса восстала против французских оккупантов. Её осаждали 9 месяцев. Сражались все, женщины, дети. Погибло 50 тысяч человек. На картине - поляки врываются в город.

Немножко подправим: оккупанты-эльстонские бандиты-захватчики. Против них, действительно, сражались все. И женщины, и дети.

13.
Януарий Суходольский. "Битва на Сан-Доминго". 1845 г.
Это не Испания. Это карательная экспедиция Наполеона на остров Гаити (тогда - колония Сан-Доминго). Там против французов восстали местные негры, а усмирять негров вместе с французами приехали поляки.

Опять все то же:войска Белого Правительства и эльстонские негры-головорезы. Причем здесь в буквальном смысле. Забавная униформа у "местных восставших гаитян" получилась)

14.
Войцех Коссак. "Ноябрьская ночь". 1898 г.
Это антирусское восстание 1830-31 гг. Началось в ноябре 1830 с нападения повстанцев на дворец Бельведер в Варшаве (резиденция наместника Польши). На картине - бой между повстанцами и русскими кирасирами в ночь с 29 на 30 ноября 1830 г.

Все как есть. Бунтовщики захватывают одну из резиденций Белого Правительства .

Дворец повстанцы взяли, но наместник сбежал. Восстание было подавлено в 1831 войсками фельдмаршала Ивана Паскевича, который получил за это титул "Князь Иван Варшавский". Паскевич, был, пожалуй, первый украинцем в русской армии, который дослужился до маршала.

15.
Войцех Коссак. "Эмилия Плятер в битве под Шауляем". 1904 г.

Это снова восстание 1830-31 г. В центре картины - графиня Эмилия Плятер, нечто типа польской Жанны Д`Арк. Графиня командовала отрядом повстанцев, лично участвовала в боях. Во время одного из походов заболела и умерла в возрасте 25 лет. Легендарная личность в Польше (а также среди белорусских националистов).

Очень интересная девушка. Из древнего рыцарского аристократического рода. Даже с учетом ранней гибели столько сделала для освобождения Родины от захватчиков, что и по сей день о ней ходят легенды, а Польша, Беларусь, Литва, Латвия претендуют на принадлежность этой женщины своей земле. И ведь никто не врет и не ошибается. Потому что отдельных таких государств в то время не было и в помине и даже в планах. Защищали одну великую Родину все, включая женщин.

16.
Войцех Коссак. "Черкесы в Краковском предместье". 1912 г.
Это антирусское восстание 1863 г. Его еще называют Январское восстание. Краковское предместье - это проспект в Варшаве. В город врываются российские войска. Последних художник изобразил в виде орды черкесов, несущихся по городу с православным знаменем. Правда, черкесы - мусульмане, но это не важно. Черкесы палят в воздух из всех видов оружия, машут плетками, прохожие разбегаются.

Сильная вещь...Кстати, первоначально картина называлась "Дагестанская свадьба на Тверской" (шутка).

Очень хорошо изобразил художник, кто был бунтовщиками и что они из себя представляли в деле. Казаки. О православии и мусульманстве в отношении казаков того времени я бы не стала говорить. Религии в нашем понимании у них не было. Показательна их одержимость. Лежащий на мостовой ребенок, по которому вот-вот пройдутся копытами, говорит о многом.

17.
"Русская армия грабит польское поместье во время Январского восстания". Неизв. польский художник 19 в.
Автор постарался изобразить русских солдат и офицеров как можно более отталкивающе. Орда дикарей буйствует в культурном европейском доме, ребенка выбросили из коляски, колят картины штыками.

Очень яркий пример того, что творили эльстонские войска. С той оговоркой, что они только ворвались в дом и весь ужас еще впереди..

18.
Артур Гротгер. "Путь в Сибирь". 1867 г.
Участников восстания 1863 г. гонят в Сибирь.

19.
Александр Сохачевский. "Прощание с Европой". 1894 г.
Польские повстанцы 1863 г. на пути в Сибирь. Дошли до обелиска на границе Европы и Азии. Художник сам был участником восстания, получил 20 лет каторги (он где-то тут есть на картине, кстати, возле обелиска).

Один из сильных фрагментов.

20.
Александр Сохачевский. "Пани Гудзинская". 1894 г.
Это реальный персонаж, участница восстания, которая была сослана на солеварни под Иркутск (как и автор картины). В Варшаве у неё остался муж и 2 детей. На солеварнях работала прачкой, целыми днями стирала в проруби, в Ангаре.Умерла на каторге в 1866г.

21.
Яцек Мальчевский. "Смерть на этапе". 1891 г.
Еще ужасы царского гулага.

22.
Яцек Марчельский."Вигилия в Сибири". 1892 г.
Вигилия - ночное бдение у католиков перед Пасхой или Рождеством. Польские ссыльные в Сибири верны родной католической вере. Кстати, ссыльные за столом выглядят вполне прилично - упитанные, в костюмах, белых рубашках.

23.
Станислав Масловский."Весна 1905 года." 1906 г.
Это уже революция 1905-1907 гг. Она охватила и Польшу тоже. На картине казаки, выполнявшие роль царского ОМОНа, ведут арестованного. Контраст конвоя и арестанта: четверо лбов на конях ведут одного маленького человечка.

24.
Войцех Коссак. "Погром". 1907 г.
Революция 1905 г. сопровождалась волной еврейских погромов, в т.ч. в Польше. На картине - русский казак в форме и с оружием на фоне погрома. Горят дома, на мостовой лежат трупы. Однако казак в данном случае - НЕ представитель сил правопорядка. Он сам погромщик и есть. Именно это хотел сказать художник Войцех Коссак. Вот, мол, она, русская армия: бандиты и убийцы.

Солдаты и царская полиция действительно были участниками ряда погромов, например, в Белостоке (1906 г.). Однако погромщиков хватало и среди местного населения. Просто на картину Коссака они не попали... А революция 1905 г. так и не принесла Польше свободы. Пришлось ждать до 1918.

Все так, только Погромы по всей земле шли не еврейские. Убивали и грабили Белых Людей. Все те же бунтари-казаки со своей ордой негров-slave .

25.
Войцех Коссак. "Улан конвоирует русских пленных". 1916 г.
Это первая мировая война. На коне - доброволец из т.н. польского легиона австрийской армии. Примерно 25 тыс. польских националистов пошли на службу к австрийцам и воевали на их стороне на Восточном фронте. Эти легионеры потом составили костяк офицерского корпуса независимой Польши.

Заметим для себя, что один ведет троих пленных! Вспомните картину выше с другим конвоем, когда на одного пленного несколько конвоиров. Вот и разница в качественном составе обеих армий налицо. Белые и Красные. К слову сказать, лицо первого из плененных на картине просто страшно .

В ноябре 1918 г. после капитуляции Германии и Австрии независимость Польши была, наконец, восстановлена. И сразу началась серия войн за границы на Востоке. Сначала польско-украинская война 1918-19 гг., в которой поляки наголову разбили украинских националистов. Потом советско-польская война 1920 г., в которой поляки разбили и Красную армию тоже. Война была с переменным успехом, а перелом наступил, когда войска Тухачевского дошли уже до Варшавы ("Чудо на Висле"). Эта война, которая в Польше назывется польско-большевисткой , оставила немалый след в местном искусстве.

26.
Войцех Коссак. "Советский враг".
Снова орда дикарей, один с бутылкой вместо шашки. Обратите внимание на фигуру убитого мирного жителя слева (над которым плачет девочка). Фигура один к одному с картины "Погром".

Просто без слов. Красная Советская армия как есть.

27.
Ежи Коссак. "Чудо на Висле 15 сентября 1920 года".1930 г.
Ежи Коссак - это сын Войцеха Коссака. Картина посвящена контрнаступлению польской армии у Варшавы в августе 1920 г. Советские войска были окружены, польская столица спасена. На картине - неудержимая атака поляков, поддерживаемая с воздуха авиацией и Иисусом Христом.

Эта картина просто что-то сногсшибательное по своей информативности. И это уже 20 век. Даже с учетом того, что ее "правили" и замыливали то, что людям видеть не положено, проглядывает очень многое! Начнем с того, что здесь нет и близко никакого Христа. Ни реального, ни символического. В небе над наступающими войсками изображена девушка-воительница. Та же самая, что нынче возвышается на Александровской колонне в Питере. Предводительница ангельского воинства, появление которой не сулило противнику ничего хорошего. Посмотрите внимательно, увеличив изображение. Не было там никаких самолетов. Вспомните крылатые войска с картины о Стефане и объедините обе картины в рамках одних военно-исторических событий. Какое использовалось оружие, транспорт и иные гаджеты,как мы это сейчас называем, можно только догадываться.
И эту картину тоже переделывали. Сравниваем варианты.

28.
Ежи Коссак. "Погоня за убегающим комиссаром". 1934 г.
Комиссар в красной рубахе тикает от польских уланов.

Возрожденная Польша (Вторая Речь Посполитая, как её называют) просуществовала всего 21 год. Закончилось все в 1939.

29.
Ежи Коссак. "Битва под Кутно". 1939 г.
С шашками на танки: уланы против Вермахта. Это из серии "одна винтовка на пятерых", польский вариант. Танки непонятной модели, сбоку люки, куда кавалеристы метают пики...

Очень интересная работа. Что за удивительные, ранее невиданные танки-это разговор отдельный и больше для мужчин, в этим вещах разбирающихся. Меня заинтересовало, что эти танки атакуют воины налегке.. и очень интересный приближающийся отряд справа. Уж не крылья ли снова маячат на головами всадников? И что характерно, из ближайшего к ним танка вояки уже выбрались и всячески демонстрируют дальнейшее непротивление.

30.
Ежи Коссак. "Битва под Кутно". 1943 г.
Отдельные непонятные моменты в первом варианте картины заставили художника переписать её спустя несколько лет.

По моему убеждению, эта картина не принадлежит Ежи Коссаку! Во-первых, нет подписи, в отличие от всех его работ. Во-вторых, вряд ли художник станет переделывать свое творение в угоду тем, кому что-то непонятно. Это уже позднейшая "политкорректная" переделка. Народу в Союзе художников хватало. Поработать было кому.

После 1945 г. Польша входит в советский блок и там начинается соцреализм. Примерно вот такой:

31.
Юлиус Студницкий. "Стахановка Гертруда Высоцкая". 1950 г.
На ящике слева написано Centrala rybna. Главрыба!

Не все было, правда, так весело..

32.
Феликс Кай-Кржевинский. "Польские пленные на пути в Сибирь". 1940 г.

33.
Феликс Кай-Кржевинский. "Голодная степь. Казахстан". 1945 г.
Депортированные поляки в Средней Азии. На картине предположительно сестра художника Элизабет Кржевинская.

34.
Ежи Зелинский. "Улыбка, или 30 лет, или ха-ха-ха", 1974 г.
Знаменитая картина в стиле поп-арт. Зашитые губы символизируют цензуру и коммунистическую диктатуру в тогдашней Польше. При этом три креста - это 30 римскими цифрами, как раз в 1974 г. исполнилось тридцать лет приходу советской армии в Польшу (1944), которая принесла и новую власть. Ну и наконец, если читать по-русски, это просто: Ха-Ха-Ха :)


Оригинал взят у uglich_jj в История России в картинах польских художников...

Будем надеяться, что фото этих людей не подставные .

Искусство всегда привлекало внимание общественности. Его критиковали, ругали, обсуждали, им восхищались. Современное искусство, как говорят многие критики - хаос. Сейчас каждый творит все, что ему вздумается: раскрашивает пол, выставляет отрезок ткани на деревянной палке, разбрасывает камни по художественной галерее, либо же просто копирует работы известных мастеров. Глядя на все это, невозможно предугадать реакцию общественности и успех того или иного творения. И сегодня мы хотим представить нашим читателям пятерку польских художников, работами которых, так или иначе, восхищается весь мир.

Александра Валишевска (Aleksandra Waliszewska )

Известная польская художница, специализирующаяся на станковой и настенной живописи. Родилась в Варшаве, в 1976 году. Окончила Академию искусств, получила стипендию от Министерства культуры и вышла в финал престижного международного конкурса Henkel Art. Award.

В художественных кругах Александру часто критикуют за её эксцентричность, а мистическая атмосфера, присутствующая в её работах, напоминает творчество известных итальянских художников, которые, как призналась сама Александра, вдохновили и её саму.

Посмотреть на работы художницы можно в Варшавской галерее Lego, именно здесь есть постоянная выставка работ Александры. Либо же в Музее современного искусства и художественных галереях других польских городов, которые время от времени организовывают выставки, посвящённые творчеству художницы.

Ольга Осадзиньска (Olga Osadzi ń ska )

Известный график, работы которой раскупают современные корпорации и бренды.

Все началось с того, что Ольга просто любила рисовать в своем блокноте красивые и оригинальные картинки. Именно это совершенно обычное хобби привело девушку в учебные заведения Берлина и Нью-Йорка, где Ольга изучала графику и искусство.

Сейчас художница сотрудничает с известной спортивной маркой Reebok, для которой создаёт необычные и оригинальные граффити.

Филипп Панговски (Filip P ą gowski )

Графический дизайнер, который основал знаменитые эмоджи в виде сердца для одной из авторитетных модных компаний Японии.

Филипп родился в семье художников и поэтому с детства был окружён людьми искусства, окончил Варшавскую академию искусств и отправился в Нью-Йорк для учебы и поиска вдохновения.

Сейчас работы графика представлены на Парижской неделе моды, а престижные дома мод скупают его идеи и переносят оригинальные узоры на свои платья, костюмы и аксессуары.

Роберт Кута (Robert Kuta )

Ещё один известный модный художник, которым гордится вся Польша.

От его работ невозможно отвести взгляд. Оригинальные нежные узоры представлены в коллекциях всемирно известных модных брендов: Local Hermes, Dream Nation, SI-MI. Также Роберт поддерживает и отечественный модный дом Gosi Baczyńskiej.

Окончил Краковскую академию искусств. В настоящее время живет в Варшаве и имеет собственный шоурум по производству авторских футболок.

Давид Руски (Dawid Ryski )

Известный польских художник, который также создаёт модные тренды и неповторимые узоры для одежды.

В отличие от своих коллег, Давид больше специализируется на пейзажах, что сказывается на его творчестве и модных тенденциях.

Сейчас художник вместе со своей женой создали бренд «Pinata Unique » и занимаются созданием оригинальных футболок, а также хлопковых сумок для детей и взрослых с забавными и неповторимыми картинками.

Стоит отметить, что в последнее время мода на оригинальные футболки и аксессуары значительно возросла. А современные поляки и вовсе сходят по всему этому с ума. Возможно именно поэтому польские студенты Академии искусств так стремительно уходят в мир моды и открывают свои шоурумы.

А полюбоваться их работами можно не только на очередной футболке, но также в Музее современного искусства и художественных галереях по всей Польше.

Один из самых популярных польских художников XX века Здзислав Бексиньский (Zdzislaw Beksinski) почти никогда не давал названий своим работам. В том числе из-за этого его постапокалиптические полотна воспринимаются как некий целостный мир. Мир ужаса, отчаяния или чего-то еще, что вы усматриваете в этих картинах. Темные коридоры жизни притягивают зрительское внимание, поэтому Бексиньский на протяжении всей своей творческой жизни был обласкан популярностью, главным образом в Западной Европе, Японии и США. Однако это не уберегло его от смерти от рук свихнувшихся подростков.

Бексиньский попробовал себя во многих жанрах: скульптуре, фотографии, графическом искусстве, а к живописи обратился в 1960-х годах. Первые картины были написаны в духе абстракционизма, позже стали доминировать сюрреалистические мотивы. Сам автор считал, что должен достичь такого уровня мастерства, чтобы у зрителя рождалась убежденность, будто он фотографирует сны. Этим-то и объясняется максимальная детализация, насыщение картины смысловыми элементами. К слову, никакого художественного образования у поляка не было.

До середины 1980-х продолжался самый известный период в его творчестве - так называемый «фантастический». В фантасмагорических работах этого времени доминировали инфернальные ландшафты, кошмарные фигуры и зловещая сверхъестественная архитектура. При этом художник утверждал, что большинство его работ забавны и не должны вызывать внутреннего отторжения.

Все полотна Бексинський писал исключительно под звуки классической музыки (поскольку не переносил тишину) на собственноручно подготовленных холстах. В 90-х он познакомился с цифровыми технологиями и сконцентрировал свое внимание на этом направлении.

Бексиньский жил с женой Зофьей и сыном Томашем в Варшаве. В последние годы XX века его настигла череда несчастий. Жена умерла от рака, а годом позже Томаш, признанный переводчик, популярный музыкальный журналист и поклонник готического рока, покончил с собой. Он был большим фанатом группы The Legendary Pink Dots, и, после того как он наложил на себя руки, все обложки польских изданий альбомов этого коллектива были оформлены цифровыми работами Бексиньского в память о Томаше.

22 февраля 2005 года Бексиньский на 75-м году жизни был найден мертвым у дверей собственной квартиры. На его теле было 17 ножевых ранений. Это зверство совершили 19-летний сын домработницы художника и его друг, после того как Здзислав отказался дать им денег в долг.

В польской живописи много картин на исторические темы, в т.ч. про Россию и русских. Ниже - подборка наиболее интересных из них. Эти картины стоит увидеть, друзья. Они довольно ярко раскрывают национальный менталитет и отношение поляков к своему прошлому. И к любимому восточному соседу, в частности.

Художник по-польски - artysta malarz. Артист-маляр, короче. Однако у поляков было немало талантливых мастеров, далеко не маляров. Например, Ян Матейко и его "романтический национализм" 19 века, баталист Войцех Коссак и др. Некоторые картины антирусские по смыслу. Но не будем забывать, что последние лет 300 почти во всех войнах русские и поляки были по разные стороны баррикад.

Ян Матейко. "Станчик". 1862 г.
1514 год, очередная война Польши и Московии. Русские отвоевали Смоленск, и окрыленные первым успехом вторглись в Белоруссию. Но там были разбиты в битве под Оршей. Во дворце польского короля - бал по случаю победы. Правда, Смоленск по итогам войны остаётся в руках Московии. Все пляшут (на заднем плане), а придворный шут по имени Станчик сидит и думает о будущем Польши. Смоленск отдали, так скоро все сольём.

Занятная деталь: бал - европейское развлечение. 1514-й год, а у них бал. В России первые балы при дворе будут лет через 200, при Петре.

Ян Матейко. "Стефан Баторий под Псковом". 1872 г.
Шут Станчик прав был. Начали московиты со Смоленска, потом захотели большего. На картине - Ливонская война, которую Иван Грозный начал для захвата Прибалтики. Осада Пскова армией польского короля Стефана Батория. После нескольких месяцев осады послы Ивана Грозного запросили мира: на картине они ползают на коленях перед Стефаном. По сюжету тут есть вопросы (на самом деле такой встречи Батория с послами под Псковом не было), но мир был вскоре заключен, да. И действительно крайне неудачный для России, как и сама Ливонская война.

Занятная деталь. Слева от Стефана - мужик в красном, это канцлер Ян Замойский. Однокашник Стефана Батория по Падуанскому университету в Италии. В России первой царской особой, которая поедет учиться на Запад будет Петр (на плотника, в Голландию). Кстати, еще до Стефана Батория в Падую ездил учиться Николай Коперник, первый польский ученый с мировым именем. Русский аналог Коперника (Ломоносов) появится лет через 250.

Царь Лжедмитрий I, портрет неизвестного художника. Нач. 17 в.
Эта картина также известна как "Портрет из Вишневецкого замка" (замок семьи Марины Мнишек - жены Лжедмитрия). В Смутное время полякам удалось посадить в Кремль своего царя-самозванца. На картине Григорий Отрепьев, он же Лжедмирий I, изображен как русский царь (написано по латыни Demetrius IMPERATOR), на столе - корона и рыцарский шлем.

Лжедмитрий I и его жена-полька это 1605-1606 гг. А вот подишь ты: польская шляхта уже учила латынь, строила замки и считала себя частью европейского рыцарства. Русские дворяне наденут европейское платье, начнут учить языки и утверждать, что они тоже Европа - поколений через 5-7.

Лжедмитрий, правда, просидел на троне недолго. Его свергли в результате народного бунта в Москве. Интересно сравнить помпезный польский портрет самозванца с тем, как изображали Лжедмирия в русской живописи 19 в.

Карл Вениг. "Последние минуты жизни Лжедмитрия I". 1879 г.

Художник Карл Богданович Вениг вряд ли думал, что в 21 веке его картина станет неиссякаемым источником пародий на внутреннюю и внешнюю политику России:)

Когда Лжедмитрия I скинули, поляки предприняли прямую интервенцию, захватили Москву. Также взяли в плен Василия Шуйского (царя, который был после Лжедмитрия) вместе с братьями, и всех вывезли в Варшаву. Там бывшего царя, который до этого воевал с поляками, заставили публично кляняться в пояс королю Сигизмунду III и целовать ему руки.

Ян Матейко. "Царь Шуйский в Сейме в Варшаве". 1892 г.
Королевский замок в Варшаве, 1611-й год. Василий Шуйский кланяется Сигизмунду, касаясь рукой земли. Слева по всей видимости его брат Иван, который (согласно польским источникам) вообще валялся в ногах и бил себя себя головой об пол. На заднем плане сидят депутаты сейма (польского парламента) с чувством глубого удовлетворения. Реют флаги, светит яркое Солнце. Триумф!

Это событие получило в Польше название "Hołd Ruski" (русская присяга) и носит культовый характер в кругах польских националистов. Ниже креатифф от одного из них. Написано: "29.10.2011 - 400 лет русской присяге. Когда-то ОНИ нам кланялись" .

На самом деле художник Ян Матейко написал эту картину в 1892 г., чтоб подбодрить своих соотечественников. Мол, были времена - и у нас было свое государство, и король, и сейм, и царей на колени ставили.

Примечательно, что король в Польше это было совсем не то, что царь в России. Польша самодержавия не знала. Это была республика шляхты. Сейм выбирал короля и контролировал его. Налоги, война, мир - все с согласия сейма. Больше того, если король вел себя недемократически, гордая шляхта имела право на рокош . Он же кипиш. Т.е. право на оппозицию королю, как мирную ("война чернильниц" и обсуждение в блогах), так и не-мирную.

Вацлав Павлишак. "Казацкий подарок". 1885 г.
Запорожец поймал знатного пленника и дарит его шляхтичам, сняв перед ними шапку. Ничего удивительного, часть казаков была на польской службе (за деньги). Их использовали как наемников в дополнение к польской армии. В том числе неоднократно - в войнах против России. Что касается пленника, то это, видимо, крымский татарин. Это конечно, облом. Главным бизнесом Крымского ханства была работорговля. А тут самому попасть в плен...

Благодаря шляхте демократия и вольность в Польше имеют вековые традиции (в отличие от некоторых других стран). Но правда, был там один нюанс. Все вольности были для узкого круга. Крестьян они не касались. Крестьяне в Польше с 15 века были обращены в крепостное право. И в таком печальном состоянии пребывали лет 300. Их называли chlopi (хлопы), а также bydlo (скот). Слово "быдло" потом из Польши через Украину попало в русский язык.

Йозеф Хельмонский. "Выдача оплаты (суббота на фольварке)".1869 г.
Фольварк - польская барщина. Пан заставлял хлопов работать на себя бесплатно или в порядке принудительного найма (например, предварительно согнав с земли и оставив без средств). На картине - фольварк в день получки. Группа крестьян в центре получила копейки и в ужасе - как кормить детей на эти гроши? Двое хлопов слева, наоборот, веселы. Уже успели нажраться.

Занятно, что дом у пана при такой обдираловке - все равно убогий, крыша совсем развалилась. Это тонкий намек художника - шляхта славилась своим транжирством. Выжимали из фольварков хлеб, гнали за границу, деньги тратили на всякую фигню. Война, попойки и понты - вот был менталитет шляхтича. Дорогой экипаж, соболиная шуба с золотыми пуговицами, и на бал, полонез танцевать:)

Александр Коцис. "В шинке". Ок. 1870 г.
Пока шляхта плясала на балах, хлопу оставалось только идти в шинок (кабак). Это был популярный бизнес. Шинкарем был, например, прадед В.И.Ленина Моше Бланк из г. Староконстантинов на Волыни. В 1795 г. по третьему разделу Польши Волынь вместе Моше Бланком и его таверной отошла к России.

Впрочем, в триаде "война, пьянка и понты" у польской элиты еще в 17 в. наметились проблемы именно с войной. Нет, поляки никогда не были трусами на войне. Проблема была в организации. Война - это созыв всеобщего ополчения шляхты (посполитного рушения ), а это - через сейм. И деньги на войну - тоже сейм. Такие решения было провести нелегко, что ослабляло боеспособность Польши. Когда в 1648 г. всю Украину охватило восстание Хмельницкого, поляки первоначально смогли выставить скромную армию всего в 40 тыс. чел. За ней ехал обоз из 100 тысяч подвод с барахлом и 5000 женщин легкого поведения. Ехали на войну как на свадьбу. И были наголову разбиты казаками.

С восстания Хмельницкого начался закат Польши. Соседи стали откусывать от неё по кусочку то тут, то там. И в итоге в конце 18 века поделили полностью. Причем подкупили сейм и он сам за это проголосовал!

Ян Матейко. "Рейтан - упадок Польши". 1866 г.
Сейм в 1773 г. принимает решение согласиться с разделом Польши. Шляхтич Тадеуш Рейтан, последний патриот Польши, в отчаянии пытается этому помешать: ложиться на выходе не давая депутатам разойтись после заседания. Депутатам многим стыдно, они только что продали свою страну. На стене - портрет Екатерины II (их спонсора), за дверью - русские гренадеры, наверху в ложе - русский посол Репнин с двумя дамами. Вот уж действительно - упадок Польши!

Польский народ, конечно, с упадком Польши не смирился. Было несколько крупных восстаний, подавленных державами - участниками раздела. 100 000 поляков-добровольцев участвовали в походе "Великой Армии" Наполеона на Москву в 1812 г., надеялись получить независимость.

Войцех Коссак. "Гусар Великой Армии". 1907 г.
На картине - поляк из армии Наполеона. Художник сам служил уланом в армии, так что кавалерию рисовал со знанием дела.

Еще Войцех Коссак. "Весна 1813 г.". 1903 г.
Снег сошел... А там остатки бравых кавалеристов.

Еще один занятный факт: поляки воевали за Наполеона не только в России, но и в Испании, давили герилью (испанское сопротивление французам). Чтоб заслужить независимость себе, поляки лишали её испанцев.

Януарий Суходольский. "Штурм стен Сарагосы". 1845 г.
В 1808 г. Сарагоса восстала против французских оккупантов. Её осаждали 9 месяцев. Сражались все, женщины, дети. Погибло 50 тысяч человек. На картине - поляки врываются в город.

Януарий Суходольский. "Битва на Сан-Доминго". 1845 г.
Это не Испания. Это карательная экспедиция Наполеона на остров Гаити (тогда - колония Сан-Доминго). Там против французов восстали местные негры, а усмирять негров вместе с французами приехали поляки.

Войцех Коссак. "Ноябрьская ночь". 1898 г.
Это антирусское восстание 1830-31 гг. Началось в ноябре 1830 с нападения повстанцев на дворец Бельведер в Варшаве (резиденция наместника Польши). На картине - бой между повстанцами и русскими кирасирами в ночь с 29 на 30 ноября 1830 г.

Дворец повстанцы взяли, но наместник сбежал. Восстание было подавлено в 1831 войсками фельдмаршала Ивана Паскевича, который получил за это титул "Князь Иван Варшавский". Паскевич, был, пожалуй, первый украинцем в русской армии, который дослужился до маршала.

Войцех Коссак. "Эмилия Плятер в битве под Шауляем". 1904 г.

Это снова восстание 1830-31 г. В центре картины - графиня Эмилия Плятер, нечто типа польской Жанны Д`Арк. Графиня командовала отрядом повстанцев, лично участвовала в боях. Во время одного из походов заболела и умерла в возрасте 25 лет. Легендарная личность в Польше (а также среди белорусских националистов).

Войцех Коссак. "Черкесы в Краковском предместье". 1912 г.
Это антирусское восстание 1863 г. Его еще называют Январское восстание. Краковское предместье - это проспект в Варшаве. В город врываются российские войска. Последних художник изобразил в виде орды черкесов, несущихся по городу с православным знаменем. Правда, черкесы - мусульмане, но это не важно. Черкесы палят в воздух из всех видов оружия, машут плетками, прохожие разбегаются.

Сильная вещь...Кстати, первоначально картина называлась "Дагестанская свадьба на Тверской" (шутка).

"Русская армия грабит польское поместье во время Январского восстания". Неизв. польский художник 19 в.
Автор постарался изобразить русских солдат и офицеров как можно более отталкивающе. Орда дикарей буйствует в культурном европейском доме, ребенка выбросили из коляски, колят картины штыками.

Артур Гротгер. "Путь в Сибирь". 1867 г.
Участников восстания 1863 г. гонят в Сибирь.

Александр Сохачевский. "Прощание с Европой". 1894 г.
Польские повстанцы 1863 г. на пути в Сибирь. Дошли до обелиска на границе Европы и Азии. Художник сам был участником восстания, получил 20 лет каторги (он где-то тут есть на картине, кстати, возле обелиска).

Один из сильных фрагментов.

Александр Сохачевский. "Пани Гудзинская". 1894 г.
Это реальный персонаж, участница восстания, которая была сослана на солеварни под Иркутск (как и автор картины). В Варшаве у неё остался муж и 2 детей. На солеварнях работала прачкой, целыми днями стирала в проруби, в Ангаре.Умерла на каторге в 1866г.

Яцек Мальчевский. "Смерть на этапе". 1891 г.
Еще ужасы царского гулага.

Яцек Марчельский."Вигилия в Сибири". 1892 г.
Вигилия - ночное бдение у католиков перед Пасхой или Рождеством. Польские ссыльные в Сибири верны родной католической вере. Кстати, ссыльные за столом выглядят вполне прилично - упитанные, в костюмах, белых рубашках.

Станислав Масловский."Весна 1905 года." 1906 г.
Это уже революция 1905-1907 гг. Она охватила и Польшу тоже. На картине казаки, выполнявшие роль царского ОМОНа, ведут арестованного. Контраст конвоя и арестанта: четверо лбов на конях ведут одного маленького человечка.

Войцех Коссак. "Погром". 1907 г.
Революция 1905 г. сопровождалась волной еврейских погромов, в т.ч. в Польше. На картине - русский казак в форме и с оружием на фоне погрома. Горят дома, на мостовой лежат трупы. Однако казак в данном случае - НЕ представитель сил правопорядка. Он сам погромщик и есть. Именно это хотел сказать художник Войцех Коссак. Вот, мол, она, русская армия: бандиты и убийцы.

Солдаты и царская полиция действительно были участниками ряда погромов, например, в Белостоке (1906 г.). Однако погромщиков хватало и среди местного населения. Просто на картину Коссака они не попали... А революция 1905 г. так и не принесла Польше свободы. Пришлось ждать до 1918.

Войцех Коссак. "Улан конвоирует русских пленных". 1916 г.
Это первая мировая война. На коне - доброволец из т.н. польского легиона австрийской армии. Примерно 25 тыс. польских националистов пошли на службу к австрийцам и воевали на их стороне на Восточном фронте. Эти легионеры потом составили костяк офицерского корпуса независимой Польши.

В ноябре 1918 г. после капитуляции Германии и Австрии независимость Польши была, наконец, восстановлена. И сразу началась серия войн за границы на Востоке. Сначала польско-украинская война 1918-19 гг., в которой поляки наголову разбили украинских националистов. Потом советско-польская война 1920 г., в которой поляки разбили и Красную армию тоже. Война была с переменным успехом, а перелом наступил, когда войска Тухачевского дошли уже до Варшавы ("Чудо на Висле"). Эта война, которая в Польше назывется польско-большевисткой , оставила немалый след в местном искусстве.

Войцех Коссак. "Советский враг".
Снова орда дикарей, один с бутылкой вместо шашки. Обратите внимание на фигуру убитого мирного жителя слева (над которым плачет девочка). Фигура один к одному с картины "Погром".

Ежи Коссак. "Чудо на Висле 15 сентября 1920 года".1930 г.
Ежи Коссак - это сын Войцеха Коссака. Картина посвящена контрнаступлению польской армии у Варшавы в августе 1920 г. Советские войска были окружены, польская столица спасена. На картине - неудержимая атака поляков, поддерживаемая с воздуха авиацией и Иисусом Христом.

Ежи Коссак. "Погоня за убегающим комиссаром". 1934 г.
Комиссар в красной рубахе тикает от польских уланов.

Возрожденная Польша (Вторая Речь Посполитая, как её называют) просуществовала всего 21 год. Закончилось все в 1939.

Ежи Коссак. "Битва под Кутно". 1939 г.
С шашками на танки: уланы против Вермахта. Это из серии "одна винтовка на пятерых", польский вариант. Танки непонятной модели, сбоку люки, куда кавалеристы метают пики...

Ежи Коссак. "Битва под Кутно". 1943 г.
Отдельные непонятные моменты в первом варианте картины заставили художника переписать её спустя несколько лет.

После 1945 г. Польша входит в советский блок и там начинается соцреализм. Примерно вот такой:

Юлиус Студницкий. "Стахановка Гертруда Высоцкая". 1950 г.
На ящике слева написано Centrala rybna. Главрыба!

Не все было, правда, так весело..

Феликс Кай-Кржевинский. "Польские пленные на пути в Сибирь". 1940 г.

Феликс Кай-Кржевинский. "Голодная степь. Казахстан". 1945 г.
Депортированные поляки в Средней Азии. На картине предположительно сестра художника Элизабет Кржевинская.

Ежи Зелинский. "Улыбка, или 30 лет, или ха-ха-ха", 1974 г.
Знаменитая картина в стиле поп-арт. Зашитые губы символизируют цензуру и коммунистическую диктатуру в тогдашней Польше. При этом три креста - это 30 римскими цифрами, как раз в 1974 г. исполнилось тридцать лет приходу советской армии в Польшу (1944), которая принесла и новую власть. Ну и наконец, если читать по-русски, это просто: Ха-Ха-Ха :)


Просмотров