Уроки французского роль учительницы в формировании личности. Сочинение на тему: роль учительницы в жизни ребенка (по рассказу в. г. распутина «уроки французского»). IV. Новый материал

Какую роль сыграла в жизни мальчика учительница французского языка? и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]





Ответ от Виктор Ивлев [новичек]
Галина, шедевральный ответ


Ответ от Ольга кушнир [новичек]
очень классно


Ответ от Гриша Головченко [новичек]
супер мне 5 поставили


Ответ от Ксения Травина [новичек]
пьрпь


Ответ от Инна Ремизова [новичек]
У Галины почти верный ответ
Ведь она не только помогала ему деньгами и едой
Она в нем положила начало многим хорошим качествам: четности, доброты, добропорядочности и тд


Ответ от ЍХмиль Павельепа [новичек]
Браво


Ответ от Паша Ходченко [новичек]
Супер


Ответ от Џрик Макаров [новичек]
Офигеть, Галина, большое спасибоO


Ответ от Алена яковлева [новичек]
круто


Ответ от Оксана Якимова [новичек]
спс


Ответ от Илья Степанов [новичек]
Повесть В. Г. Распутина «Уроки французского» переносят нас в далекое послевоенное время. Для нас, современных читателей, подчас бывает трудным понять все те обстоятельства, в которых жили люди в то нелегкое время.
Ведь именно так жили большинство людей. У мальчишки нет отца, а в семье, помимо него, много детей. Измученная мать не может прокормить всю семью. Но тем не менее она отправляет старшего сына учиться. Она верит в то, что у него будет хотя бы надежда на лучшую жизнь. Ведь до сих пор ничего хорошего в его жизни не происходило.
На помощь главному герою совершенно неожиданно приходит молодая учительница французского языка, Лидия Михайловна. Она понимает, насколько тяжело мальчику, оторванному от дома и родных. Но сам главный герой, привыкший к суровым условиям, не принимает помощи от учительницы. Мальчику тяжело бывать у нее в гостях, пить чай, которым она его угощает. И тогда Лидия Михайловна идет на хитрость - отправляет ему посылку. Но откуда городской девушке знать, что глухой деревеньке нет и не может быть таких продуктов, как макароны и гематоген. Однако учительница не оставляет мыслей помочь мальчику. Ее выход прост и оригинален. Она начинает играть с ним на деньги, причем старается делать все возможное, чтобы выиграл именно он,
В этом поступке проявляется удивительная доброта молодой учительницы.
Учительница воспитывает ученика своим примером. Проявляет доброту к нему, воспитывает ее в нем. Доказательством доброты ученика стал этот его рассказ, посвященный учительнице.


Ответ от Артур Такиуллин [активный]
В мире есть множество профессий, которыми можно овладеть, выучившись и набравшись опыта. Но есть и такие, в которых достичь совершенства можно только имея особое призвание. Одна из них - профессия учителя. Можно выучить программу, прочитать выдающиеся труды известных педагогов и воспитателей, проработать в школе много лет, но нельзя научиться любви и уважению к человеку, умению видеть в маленьких мальчиках и девочках самоценные и уникальные личности, научиться бережно и осторожно проникать в ранимый и светлый мир детской души. Именно таким учителем, учителем от Бога, была Лидия Михайловна - молодая, не очень красивая преподавательница французского языка. Она стоит перед сложным выбором: наказать ученика, пристрастившегося к запретной игре на деньги, или помочь способному и целеустремленному, но бедному мальчику продолжить учебу и не умереть при этом от голода. Первый путь легкий и простой, многим он покажется само собой разумеющимся. Однако для Лидии Михайловны вообще не существует подобного выбора. Она объективно оценивает способности и задатки всех своих учеников, глубоко проникает в их души и поэтому прекрасно понимает, что этот исхудавший от голода мальчик играл на деньги не ради наживы: «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».
Нестандартный поступок учительницы остается непонятным для всех, кто о нем узнает. «Это преступление. Растление. Совращение... » - говорит разгневанный директор, узнав, что преподаватель французского языка играет в «пристенок» со своим учеником. Разве докажешь ему, что для малокровного мальчишки это - единственный способ добыть деньги на хлеб и спасительное молоко?!
Не так важно, что учительнице пришлось покинуть школу. Гораздо важнее то, что она оставила в душе ученика яркий, незабываемый след, веру в себя и в людей, помогла ему в горькие минуты одиночества и тоски по родному дому, поддержала в голодное послевоенное время. Образ учительницы навсегда остался в душе скромного, терпеливого, доброго и целеустремленного мальчика и, вероятно, не раз помогал ему в достижении своих светлых и высоких целей.
2 вариант
Всем известно, насколько важен труд учителей. Они открывают перед нами двери в чудесный и увлекательный мир знаний, прививают нам важнейшие человеческие качества - доброту, трудолюбие, целеустремленность, милосердие. Их роль в жизни каждого ребенка трудно переоценить.
Обо всем этом повествует В. Г. Распутин в рассказе «Уроки французского». Учительница французского языка Лидия Михайловна - прекрасный, внимательный педагог, чуткая женщина. Она с уважением относится к детям, старается их понять, умеет ценить честность, гордость, настойчивость. Она старается «не принимать себя всерьез, понимать, что... может научить совсем немногому*. Огромную роль сыграла Лидия Михайловна в жизни одного из своих учеников - одиннадцатилетнего мальчика, приехавшего в город учиться. Она сумела не только привить ему любовь к своему предмету, жажду познания всего нового, но и приложила все усилия, чтобы помочь мальчику выжить в голодные послевоенные годы. Узнав, что постоянное чувство голода подтолкнуло его играть на деньги, учительница не стала его ругать и тащить к директору, а начала действовать по-другому: она собрала мальчику посылку, а потом даже решилась играть с ним в « пристенок », чтобы на честно выигранные копейки он смог покупать себе молоко.
Меня восхитили самоотверженность, чуткость и доброта Лидии Михайловны, которая пожертвовала своей репутацией и выгодным местом работы ради жизни ученика. Я уверена, что мальчик сумел по достоинству оценить поступок учительницы и сделать правильный вывод относительно того, что является высшими жизненными ценностями и к чему надо стреми

Уткина Елена Александровна
учитель русского языка и литературы,
МОУ "Басинская ООШ" Астраханская область Лиманский район с. Басы

[email protected]

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика

Цель урока:

  • раскрыть душевный мир героя рассказа;
  • показать автобиографический характер рассказа «Уроки французского»;
  • обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе;
  • показать неординарность учительницы;
  • воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках.
Оборудование: портрет и фотографии В. Распутина; выставка книг; толковый словарь под редакцией Ожегова (значение слова «нравственность»); запись песни «Куда уходит детство», компьютер, проектор.

Методические приемы: беседа по вопросам, словарная работа, сообщения учащихся, демонстрация презентаци , игровой момент, прослушивание музыки, кадры из кинофильма "Уроки французкого" (презентация) , выразительное чтение стихотворения.

Хорошего сердца и правильной
души так не достает нам, что чем больше
наши герои и мы будем жить, тем лучше
для нас будет.
В.Г. Распутин

Читатель учится у книг не жизни, а
чувствам. Литература, на мой взгляд, -
это прежде всего воспитание чувств. И прежде
всего доброты, чистоты, благородства.
В.Г. Распутин

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Слово учителя.

На прошлом уроке мы познакомились с творчеством замечательного русского писателя В.Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского». Сегодня мы проводим итоговое занятие по изучению его рассказа. В процессе урока нам предстоит обсудить несколько аспектов данного рассказа: поговорим о душевном состоянии главного героя, затем речь пойдет о «необыкновенном человеке» - учительнице французского, а завершим разговор обсуждением основных, нравственных, проблем, поставленных автором в рассказе. А о жизни В.Г. Распутина мы узнаем из небольшой пресс-конференции, представленной журналистами, исследователями и читателями.

(прослушивание куплета песни «Куда уходит детство»)

  • Слово членам пресс-конференции (элемент ролевой игры).

В ход урока включены электронно-образовательные ресурсы , в данном случае на экране демонстирируется презентация.

Журналист: Сейчас мы прослушали отрывок из песни. Скажите, а как отразилось детство на творчестве В.Г. Распутина?

Исследователь: В. Распутин писал в 1974 году в Иркутской газете: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». Природа, ставшая близкой писателю в детстве, оживает вновь на страницах его произведений и говорит с нами неповторимым, распутинским языком. Люди Иркутского края стали литературными героями. Поистине, как говорил В. Гюго, «начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающие с ним, составляющие неотъемлемую часть его». А начала эти, применительно к В. Распутину, немыслимы без влияния самой Сибири - тайги, Ангары, без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого незамутненного народного языка.

Учитель: Ребята, расскажите о детских годах В. Распутина.

Читатель: Родился В.Г.Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть-Урда, расположенного на берегу Ангары. Детство частично совпало с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной. Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой - всего две полки книг. «Свое знакомство с книгами я начал с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые» - вспоминал автор.

Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Необходимо было перебраться туда жить, причем одному.

Журналист: Да, детство Распутина было трудным. Не всякий, кто хорошо учится, умеет оценивать поступки свои и чужие, а вот для Валентина Григорьевича учеба стала трудом нравственным. Почему?

Исследователь: Учиться было сложно: нужно было преодолеть голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Распутин все делал только на совесть. «Что мне оставалось? - затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок» - вспоминал писатель. Оценивали его знания только на отлично, кроме разве что французского (не давалось произношение). Это и была в первую очередь нравственная оценка.

Журналист: Кому был посвящен этот рассказ («Уроки французского») и какое место занимает в детстве писателя?

Исследователь: Рассказ «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери его друга и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».

Этот рассказ автобиографичен. Лидия Михайловна названа своим именем. (Это Молокова Л.М.). Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете. Когда вышел в свет в 1973 году этот рассказ, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с ним.

  • Краткое сообщение об основных темах в творчестве В.Г. Распутина (презентация).
  • Беседа по вопросам.

Учитель: перед обсуждением проблем, поставленных писателем в рассказе, вспомним узловые его моменты. Читатели, я обращаюсь к вам. Вы можете воспользоваться цитатным планом, выполненным дома.
- Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре? («Чтобы учиться дальше…. Мне пришлось снаряжаться в райцентр»).(Слайд 2,3).
- Каковы были успехи героя рассказа в школе? (слайд 4) (по всем предметам, кроме французского, держались пятерки).
- Каково было душевное состояние мальчика? («Так было мне плохо, горько и постыло! - хуже всякой болезни».).(слайд 5)
- Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? (Был болен, покупал на эти деньги на базаре баночку молока).
- Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? («Они били меня по очереди… не было в тот день… человека несчастнее меня»). (слайд 6)
- Каково было отношение мальчика к учительнице? («Я пугался и терялся…. Она представлялась мне человеком необыкновенным»), (слайд 7)

Вывод: Итак, ребята, из ваших ответов мы поняли, что прообразом главного героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли с героем, были в жизни писателя. Одиннадцатилетний герой впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него возложены надежды не только родных и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков. А теперь, обратившись к образу учительницы французского, проанализируем, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика.

  • Какой запомнилась учительница главному герою? Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в нем? (чтение описания «Лидии Михайловны тогда было….»; «В лице ее не было жестокости…») (слайд 7)
  • Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? (Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить);(слайд 8)
  • Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась? (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок);(слайд 8)
  • Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? (Она предложила играть на деньга в «пристенок»);(слайд 9)
  • Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы).(слайд 10)

Вывод: Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учениками на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюженные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.

Учитель:
- На доске записан эпиграф к уроку: «Читатель….». А какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? (Доброту и сострадание).

Как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны? (мнение детей).

Сегодня мы много говорили о нравственности. А что такое «нравственность»? Найдем значение этого в толковом словаре С. Ожегова. (Выражение записано на доске).

Слово учителя. Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» - спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается.

Доброта - вот что привлекает всех читателей в героях рассказа.

А какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, учитель? На доске выделены как положительные качества, так и отрицательные. Какие же нравственные качества привлекают вас больше всего?
- понимание;
- человеколюбие;
- отзывчивость;
- гуманность;
- доброта;
- справедливость;
- честность;
- сострадание.

Вы указали все качества, присущие каждому учителю. Учителям посвящено много песен, рассказов, стихов. Одно сейчас прочитает наша ученица.
Хочу оставить я на память о себе
Вот эти строки, посвященные тебе:
Ты той товарищ, моя муза,
Мой кровный брат и даже мать
Легко шагать с тобой по жизни:
Ты научил меня писать,
Любить себя и верить в чудо,
Быть к окружающим добрей
Заботиться о лучшем друге,
Не обижаться на людей.
Все эти истины простые
Познал с тобой я наравне,
И хочу сказать: «Учитель!
Ты самый лучший на земле»

Вывод: Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. Посмотрим на предисловие к рассказу. В нем выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Он назвал «Уроки французского» «уроками доброты». В.Г. Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Я надеюсь, что доброта и сострадание играют большую в жизни человека и будете всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту.

  • Подведение итогов. Оценка учащихся.
  • Д/з. Написать мини-сочинение на одну из тем «Учитель XXI», «Мой любимый учитель». По желанию (и возможности) учеников дается задание на подготовку обзора Интернет-ресурсов на данную тему.

Меня впечатлил рассказ Валентина Распутина "Уроки французского", написанный простым и доступным языком. Он повествует о послевоенных годах и о жизни мальчика, который учиться в школе. Ему с трудом дается французский язык. Оказавшись в бедственном положении, мальчик получает помощь от учительницы французского.

Автор рассказа показывает замечательные качества героев. Это видно в поступках учительницы, которая бескорыстно заботится о своем ученике. Она не ищет выгоды и не думает только о себе. В трудных жизненных ситуациях немногие протягивают руку помощи. Делая добро, многие люди не получают ничего взамен, как и эта учительница. Она была уволена из-за того, что старалась делать добро. С нами может случиться так же. Важно не отчаиваться и помогать людям. В данном произведении мы видим, что преподаватель французского не сосредотачивался на своем предмете. Для этой женщины был важен сам человек и условия, в которых он живет. Она проявила понимание и сделала то, что могло бы облегчить жизнь ученика. Это учит нас тому, чтобы мы проявляли понимание к людям, видели в них хорошее и проявляли на деле свое сочувствие.

Действие рассказа происходит в послевоенные годы, школа находится в райцентре, куда едет учиться мальчик. Это непростые условия и ему приходится выживать и при этом учиться. Именно та учительница, предмет которой ему дается с трудом, проявляет к нему доброту. А близкий человек, знакомая его мамы, не проявляет такое сочувствие.

В каждой строчке произведения автор старается сделать акцент на высоких нравственных поступках героев. Мальчик, несмотря на застенчивость и робость, проявляет непревзойденную смелость и твердость духа. Учитель, несмотря на богатое положение и свой статус, проявляет смирение и учит мальчика на дому. Она делает для него своего рода подарок.

В эти годы люди сталкиваются со многими трудностями, но в то же время автор старается нести положительное и сосредоточивается на прекрасных картинах. Описание деревни и дворовых игр придают рассказу красивые тона.

Валентин Распутин знает, что такое жить в деревни и Сибири. В рассказе видны ноты глубоких деревенских оттенков. Эта история напоминает каждому человеку похожие ситуации в их жизни.

Мне понравился рассказ "Уроки французского". Такие "уроки французского" были главными в жизни героя, а не само знание этого языка. Я считаю, что поступки героев подают пример. Это один из лучших рассказов, потому что учит правильным вещам. Учит тем вещам, о которых не учат в школе. В данном же случае, роль отдельных учителей в жизни каждого ребенка на всю жизнь оставляет след. Всем нам запоминается тот учитель, который проявил живой интерес именно к тебе.

Вариант 2

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского», автор переносит нас в годы своего отрочества.

Шел 1948 год. В послевоенное время, мать оставшись одна с детьми, еле сводит концы с концами, но находит возможность отправить старшего сына продолжать обучение в районной школе. Его считали «башковитым», местные жители даже иногда обращались к нему за помощью, но в родной деревне была только начальная школа.

Мальчик переезжает в райцентр, к тете Наде, знакомой его матери, для поступления в пятый класс, но живется ему там несладко. В большом семействе не рады лишнему рту, редкие посылки из дома обворовываются и «ученик» голодает. Страдая малокровием, приходится покупать молоко на единственные пять рублей. От отчаяния, начинает играть с местными мальчишками на деньги, а те избивают его за частые выигрыши. Учеба в новой школе дается легко, кроме изучения французского. Учительница, узнав причину побоев ученика, решает помочь и приглашает к себе домой, под предлогом дополнительных занятий. Школьник старательно исправляет свое произношение и привыкает к новому человеку, но гордость не позволяет принимать жалость Лидии Михайловны. Когда все попытки накормить ребенка тщетны, она идет на хитрость, начинает играть с ним на деньги в «пристенок». Директор школы, узнав о неподобающем поведении молодой учительницы, увольняет ее. Она навсегда уезжает к себе на Кубань.

«Уроки французского» - это невероятно трогательный, щемящий душу рассказ. Читатель словно «погружается» в реалии того времени, когда светлому будущему только предстояло наступить. В основе произведения лежит реальная история из жизни автора, поэтому имя главного героя не указывается. Но, не смотря на обезличивание, он имеет ярковыраженый характер. Мальчик страдает малокровием, голодает, часто бывает избит, находится вдалеке от близких и чувствует себя совершенно лишним в чужой семье, будто сама жизнь проверяет его на прочность и он с честью проходит все испытания. Читатель глубоко сопереживает ребенку. Но герой удивляет нас своей силой воли и моральными качествами. Играя с ребятами на деньги, не тратит выигрыш бездумно, а покупает пропитание. Он бескорыстный, играет, только из-за острой нужды и ни под каким предлогом не принимает помощь от посторонних.

Учитель французского приезжая и отличается от местных. Главному герою она кажется статной, будто из другого мира, он стыдится своего «положения» перед ней. Лидия Михайловна стала единственным неравнодушным человеком для маленького мальчика, оказавшимся далеко от дома, в жестоком мире. Ее, самоотверженность и сильное желание помочь восхищают, заставляют верить в людей.

Валентин Григорьевич сохранил в своем сердце и пронес через всю жизнь теплые воспоминания о Лидии Михайловне. Мальчик вырос и стал знаменитым русским писателем, но не забыл самый главный урок, который она ему преподала – быть человеком!

Несколько интересных сочинений

    Мечты могут работать как во вред, так и на благо. Фантазии о том, что никогда не сможет сбыться, с одной стороны могут стать фактором движения человека, могут заставить его двигаться вперёд, а особенно если его окружение настойчиво твердит

    Каждый из нас знает, что существует не только красота внешняя, но и внутренняя, которая подчас затмевает правильные и изящные черты лица, шелковистые волосы и тонкий стан.

  • Сочинение Характеристика 3 братьев в сказке Конек-горбунок 4 класс

    Тема семьи занимает важное место в литературе. Без описания близких герою лиц, его характеристика не может быть полной. Поэтому Пётр Ершов начинает повествование в своей сказке «Конёк-горбунок

  • Образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме Песня про купца Калашникова Лермонтова

    Впервые об Алене Дмитриевне мы узнаем из рассказа опричника Кирибеевича на пиру у Ивана Грозного. Царь, заметив унылого любимца, стал допытываться, отчего он кручинится.

  • Нравственные итоги в пьесе Гроза Островского

    Пьеса «Гроза « была написана в 1859-м году. В ней А.Н. Островский на протяжении всего произведения поднимает разные нравственные проблемы. В пьесе описан маленький провинциальный городок Калинова

Разделы: Литература

Класс: 6

Цель урока : знакомить с приемом сравнительной характеристики – антитезой, дать характеристику литературным героям.

Задачи:

  1. образовательная : учить анализировать эпизод, делать сравнительную характеристику;
  2. развивающая: развивать память, внутреннюю и монологическую речь, логическое мышление, творческие способности;
  3. воспитательная: воспитывать эстетический вкус, чувство собственного достоинства и милосердия на примере героев художественного произведения.

Тип урока: первичное обучение.

Оборудование: компьютерная презентация.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы анализировали образ главного героя из рассказа В.Г.Распутан «Уроки французского» и составили схему, которая характеризует героя. Дома вы подобрали цитаты из текста к этой схеме.

Мы выделили следующие черты характера героя(Приложение 1. Слайд 1 ):

  • стойкость (не бросил учебу; играл на деньги, но не ради развлечения – относился к игре как к единственному способу раздобыть денег на молоко; вопреки угрозам ребят опять идет играть на поляну);
  • жажда знаний (хорошо учился, несмотря ни на какие трудности);
  • чувство собственного достоинства (не принимает подарки от учительницы; никому не рассказывает, что у него воруют еду).

Каким людям присущи такие качества? (Людям с сильным характером ).

III. Мотивационное введение.

Но, несмотря на такой сильный характер, мальчик оставался ребенком и нуждался в тепле и заботе. Что хотел сказать автор предложением: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?

Кто же смог согреть своей заботой и участием одинокого ребенка?

Исходя из этого, как бы вы определили тему урока? (Приложение 1. Слайд 2.) Запишем в тетради число и тему урока: «Душевная щедрость учительницы. Роль Лидии Михайловны в жизни мальчика».

Таким образом, что необходимо нам выполнить на уроке, чтобы раскрыть тему? (Охарактеризовать образ учительницы).

IV. Новый материал.

Из какого эпизода мы впервые понимаем, что Лидии Михайловне не безразличны проблемы главного героя?

Прочитаем по ролям отрывок из рассказа и подумаем, почему разговор оказался неожиданным для главного героя? (Меняется интонация учительницы, вместо наказания разговор оказывается спасением для мальчика).

Я подобрала иллюстрации художника Гальдяева к этому рассказу (Приложение 1. Слайд 3). Подходят ли они к этому эпизоду? Почему?

Давайте устно опишем учительницу и ученика.

Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика в рассказе Распутина "Уроки французского" и получил лучший ответ

Ответ от Sergey Radostev[гуру]





Источник: http://www.litra.ru/composition/work/woid/00030301189601580136/

Ответ от Весь Грозный [новичек]
спасибо большое Sergey Radostev


Ответ от Ёвета Тимошенкова [новичек]
какую игру придумал учитель чтобы помочь голодающему ученику


Ответ от Ильяс габд [новичек]
В рассказе Валентина Распутина учительница французского языка совершила необычный поступок по отношению к своему ученику, который жил далеко от дома. Он пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Жил он бедно, у него не хватало денег на пропитание. Больше всего он нуждался в молоке, так как у него из-за малокровия было головокружение. Чтобы заработать на молоко, он стал играть на деньги со старшеклассниками, которые били его за выигрыши.
В школу ученик ходил охотно. У него по всем предметам было хорошо, кроме французского. Из-за произношения. Ученику пришлось каждый день ходить домой к учительнице французского Лидии Михайловне. Ей было жаль голодного мальчика. И она пыталась накормить его у себя после занятий. Но он был гордый и отказывался есть, поэтому шел туда как на пытку. Затем учительница сделала еще одну попытку помочь мальчику. Однажды, когда он пришел заниматься, учительница предложила ему сыграть на деньги в «пристенок». Он согласился. Но позже заметил, что учительница подыгрывала ему. Игра теряла смысл. Однажды привлеченный стуком директор пришел узнать в чем дело и застал учительницу и ученика за игрой на деньги. После этого случая Лидия Михайловна уехала.
Я считаю этот поступок благородным и самоотверженным, потому что учительница разными способами пыталась помочь способному мальчику и ради того, чтобы его никто не тронул, покинула школу.
….А в середине январских каникул мальчику пришла посылка. В ней были макароны и три красных яблока. Мальчик догадался, что это от Лидии Михайловны.


Ответ от я я я [новичек]
Учительницу-одну из героев рассказа "Уроки французского" В. Распутина звали Лидия Михайловна. Она преподавала иностранный язык, но всегда была готова помочь и в других делах.
Она была аккуратной и умной, красивой в одежде и во внешности. От нее сегда пахло духами и исходило что-то особое и сказочное, неподвластное любому.
Главному герою рассказа. ее ученику, было нечего есть. Он приехал в райцентр издалека. посылки ему привозили редко. Из-за нехватки денег он стал играть на деньги. Лидия Михайловна, узнав об этом, неумело пыталась покормить его после занятий французским языком у нее дома, но у нее ничего не вышло. тогда она стала играть с ним в пристенок -- игру на деньги. Она это из-за его нужды. Так он хотя бы как-то зарабатывал себе на еду. Об их игре узнал директор. Лидию Михайловну уволили из школы.
Учитильница делала это из-за доброты соего характера, из-за способности к сопережианию. она не могла закрыть глаза на его беду. К тому же, она чувствовала ответственность за него, как классный руководитель. Лидия Михайловна помогла ему. как смогла.
Учительница сделала неверный поступок, но она делала это из добрых намерений. Я думаю, что можно простить ей этот поступок, обратив внимание на то, что она сделала для мальчика. С точки зрения школьных правил, ее поступок был неверный но я не осуждаю ее, а восторгюсь ее душевными качествами.

Просмотров