Презентация на тему "михаил михайлович пришвин". Михаил михайлович пришвин Пришвин рассказы о родной природе презентация

Cлайд 1

Cлайд 2

Жизненный путь и творчество Для того чтобы начать разговор о Пришвине, нам придётся вернуться в XIX век. М.М. Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии. Дед будущего писателя, купец, приобрёл это имение у местного поме- Щика. Миша был младшим ребёнком в семье, и ему шёл восьмой год, когда отца парализовало. Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу совре- менной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гим- назиях того времени было семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен в первом классе повторно за неуспеваемость с выводом: “безнадёжен по малоспо- собности”. В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в “Азию”. Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте. В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него был Василий Васильевич Розанов, который вскоре станет известен всему миру как выдающийся русский философ. Розанов защищал мальчика от града насме- шек после неудачного побега в “Азию”. Но именно после оскорбления Розанова Пришвин был исключён из гимназии без права поступления в другое учебное заведение - “с волчьим билетом”. Тогда Пришвину было шестнадцать лет, и он увлекался чтением нелегальной, то есть запрещённой литературы.

Cлайд 3

В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Он учился в реальном училище, а затем экстерном сдал экзамены за седьмой класс и в 1893 году поехал в Ригу, где поступил в политехникум на агрономическое отделение химического факультета. Пришвину в этом году исполнилось двадцать лет. В те годы открытия, сделанные великими русскими химиками, произвели нас- тоящую революцию в науке. Бурно развивались новые отрасли знания: почвове- дение, агрохимия, агрономия, одно за другим совершались открытия, которые будоражили умы всего мира. По всей России путешествовали исследователи, в поле и в лабораториях изучали свойства воздуха, почв, растений и способы обра- ботки земли. Учёные открывали великие тайны природы. Пришвина увлекла эта волна, но ещё более захватил его марксизм и деятельность в “школе пролетарских вождей”. В 1897 году Пришвина арестовали и приговорили к году тюремного зак- лючения, а затем выслали в Елец под надзор полиции, запретив учиться в России. В двадцать семь лет Пришвин уезжает в Германию, где поступает в Лейпцигский университет. В течение двух лет учёбы он слушает лекции самых выдающихся профессоров, ездит на лекции в Берлинский и Иенский университеты. Больше всего Пришвина в эти годы увлекает вовсе не литература: с увлечением он зани- мается в лаборатории физикохимика и философа В.Ф. Оствальда.

Cлайд 4

Итак, Пришвин возвращается в Россию. Он работает агрономом на опытной сель- скохозяйственной станции, стремится к работе в лаборатории выдающегося русс- кого учёного-биохимика - академика Дмитрия Николаевича Прянишникова. Ре- дактирует сельскохозяйственную энциклопедию, пишет научные и популярные статьи, например, на такую тему: «Как удобрять поля и луга» (1905), «Картофель в полевой и огородной культуре» (1908). Но эта работа оставляет у него чувство неудовлетворённости. И вот происходит неизбежное в человеке, который чувствует в себе особое призвание: в 1906 году тридцатитрёхлетний Пришвин по совету друга отправля- ется для сбора фольклора в Заонежье - в Выговский край Олонецкой губернии, куда в то время ещё не проникла цивилизация и где жила, может быть, в первоз- данном виде народная культура. Тридцать восемь сказок записал там Пришвин. Но главным результатом экспедиции для него стала книга «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края» (1907). С любовью рассказывая о жителях Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя. Через несколько лет, уже в Петербурге, Пришвин вновь встретился и стал общаться с Розановым, с другими известными русскими писателями и филосо- фами. Так в творчестве Пришвина слились глубокое знание природы, философ- ская мысль и любовь к людям.

Cлайд 5

Родился 23 января (4 февраля) 1873 в имении Хрущево близ г. Елец Орловской губернии, сын разорившегося купца. Исключен из Елецкой гимназии из-за конфликта с учителем географии, известным впоследствии писателем и философом В. В. Розановым, спустя годы ставшим единомышленником и другом Пришвина. Учился в Тюменском реальном училище, в Рижском политехникуме, за участие в работе марксистских кружков подвергался одиночному заключению (1897). Окончил агрономическое отделение философского факультета Лейпцигского университета (1900–1902), затем до 1905 работал агрономом в земстве (Клин, Луга); выпустил несколько книг и статей по сельскому хозяйству. В годы Первой мировой войны фронтовой корреспондент, после Октябрьской революции жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье; вел педагогическую деятельность, занимался охотой и краеведением. В 1905 начал журналистскую деятельность. Первый рассказ Сашок опубликовал в 1906. Увлекшись фолькло-ром и этнографией, много путешествовал. Впечатлениями от евро-пейского Севера (Олонец, Карелия, Норвегия)

Cлайд 6

продиктованы первые книги Пришвина – путевые записи-очерки В краю непуганых птиц (1907) и За волшебным колобком (1908), которые помогли их автору оказаться в центре литературной жизни Петербурга. Близость к символистски-декадентскому кругу писателей отразилась на рассказах Крутоярский зверь, Птичье кладбище (оба 1911), повести-очерке У стен града невидимого (Светлое озеро, 1909), посвященной легендарному Китежу. Результатом поездок Пришвина в Крым и Казахстан стали очерки Адам и Ева (1909), Черный Арал (1910), Славны бубны (1913) и др. «Родственным вниманием» к природе, в которой писатель призывал узнавать «лицо самой жизни», отмечены многочисленные натурописательные очерки, охотничьи и детские рассказы, фенологические записки Пришвина, в т.ч. Родники Берендея (1925), вышедшие с дополнениями в 1935 под названием Календарь природы. От научного знания и фольклора писатель идет к поэтической художественной прозе (так, очерк об оленях Дорогие звери предварил одно из лучших произведений Пришвина, повесть

Cлайд 7

Женьшень (первоначальное название Корень жизни, 1933). Сплав реалистического и романтического видения, правды и сказки «бывалого» и «небывалого» определил специфику пришвинской прозы. Переменчивый лик природы уловлен и в повести о Костромской и Ярославской земле Неодетая весна, и в цикле лирико-философских миниатюр Лесная капель и примыкающей к нему поэме в прозе Фацелия (все 1940). Другая линия творчества Пришвина – автобиографический роман Кащеева цепь (1923–1954; опубл. в 1960) и примыкающая к нему повесть о творчестве Журавлиная родина (1929). В этих произве-дениях духовные искания героя раскрываются на фоне реальных исторических событий в России 20 в., запечатленных критически и трезво. Точность наблюдения художника и натуралиста, напряжен-ность ищущей мысли, высокое нравственное чувство, свежий, образный язык, питаемый соками народной речи, обусловили непреходящий интерес читателя к сочинениям Пришвина, среди которых заметное место занимают также сказка-быль Кладовая солнца (1945), сюжетно связанная с ней повесть-сказка

Cлайд 8

Корабельная чаща (1954), роман-сказка Осударева дорога (опубл. в 1957). В годы Великой Отечественной войны написал Рассказы о ленинградских детях (1943) и Повесть нашего времени (1945, полностью опубл. в 1957). Постоянная духовная работа Пришвина, путь писателя к внут-ренней свободе особенно подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках (Глаза земли, 1957; полностью опубл. в 1990-е годы), где, в частности, дана правдивая картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинских репрессий, выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность. Проблема «собирания человека» ставится Пришвиным, которого во всей глубине только в конце 20 в. стал узнавать отечественный читатель, и в повести Мирская чаша (другое название Раб обезьяний, 1920; полностью опубл. в 1982), сопрягающей реформы Петра I и большевистские преобразования и рассматривающей последние как «новый крест» России и знак «тупика христианского мира». Умер Пришвин в Москве 16 января 1954.

Cлайд 9

Cлайд 10

Мать М.М. Пришвина Мария Ивановна (1842-1914) Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) Александр Михайлович Пришвин (1870-1911) Мария Николаевна Пришвина (Лопатина) (1870-1962))

Cлайд 11

Памятник М. М. Пришвину в Ельце Памятник М.М. Пришвину (2001г., с.Становое) Бюст М.М.Пришвина в Ельце

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Пришвин

Слайдов: 11 Слов: 230 Звуков: 0 Эффектов: 0

Михаил михайлович пришвин. М.М. Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии. Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Пришвин в детстве. В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в “Азию”. В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Розанов защищал мальчика от града насмешек после неудачного побега в “Азию”. Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! - Пришвин.ppt

М.М.Пришвин

Слайдов: 29 Слов: 720 Звуков: 0 Эффектов: 0

Пришвин Михаил Михайлович. Леса и болота. Пришвин. Мария Ивановна. Первый класс. В гимназии Пришвину не понравилось. Реальное училище. Выдающийся ученый. Здание каменного театра. Пришвин обучался в Рижском политехникуме. Лекции в Берлине. Агроном. Природа. Светлое озеро. Годы революции. Мир природы. Серии коротких охотничьих и детских рассказов. Книги. Переславль-Залесский. Предвоенный 1940-й год. Годы войны. Дом в деревне. Много своих земель и чужих. Музей. Наследие писателя. Бюст М.М.Пришвина. Духовное состояние. - М.М.Пришвин.ppt

Михаил Пришвин

Слайдов: 23 Слов: 528 Звуков: 0 Эффектов: 61

Урок литературного чтения М.Пришвин "Моя Родина" (из воспоминаний). Пришла из лесу птичница В рыжей шубке- кур посчитать. Доброе утро и солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! Бам-бум-бым-бом. Уф-оф-аф. Ух-ох-ах-эх. Ла-ло-лы-лэ. Тя-тё-тю-ти. Да-до-ду-ди. Ры-ра-ро-ру-ри-ры рар-рор-рур-рыр. Люби живое. Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954). Книги Пришвина для детей: Со кро ви ща ми. Про буж да ет ся. Родина. Кладовая. Солнца. Мария Ивановна Пришвина (1842 – 1914 гг) мать. По кры ва лось. Ки пя ти лось. Вста ва ни ю. Валерия Дмитриевна Пришвина (1899 -1979г.) жена. - Михаил Пришвин.ppt

Писатель Пришвин

Слайдов: 15 Слов: 1147 Звуков: 0 Эффектов: 0

Проект «Год Михаила Пришвина». Основные цели проекта. Обоснование проекта. Предполагаемые результаты. Основные сроки работы над проектом. Февраль 2006 - июнь 2006г. Сентябрь2006 – декабрь 2006г. Февраль 2007 –июнь 2007г. Связь с другими проектами. Ресурсы и исполнители. Календарный план краеведческих мероприятий I этапа. Продолжение… Краеведческая конференция учащихся. Литературно-музыкальная композиция по произведениям М.Пришвина «Я встаю в предрассветный час…». Книжная выставка в библиотеке «Лесная капель». Открытие музейной экспозиции «Пришвин и Карелия». Памятная мемориальная акция учащихся и педагогов у Надвоицкого водопада. - Писатель Пришвин.ppt

Пришвин по литературе

Слайдов: 16 Слов: 556 Звуков: 0 Эффектов: 47

Михаил Михайлович Пришвин. Сказка-быль "Кладовая - солнца". Особенности жанра. Михаил Михайлович Пришвин 1873-1954. К.Паустовский. Дом, в котором родился М. Пришвин. Учился в сельской школе, потом в Елецкой гимназии Липецкой губернии. Миша Пришвин 8 лет. Под Костромой 1931 Кабардино-Балкария 1936. Цель урока: Рассказ о жизни Насти и Митраши - сказка или быль? План: Место и время действия. Враги и помощники. Финал. Вывод: Синквейн. - Пришвин по литературе.ppt

Михаил Михайлович Пришвин

Слайдов: 47 Слов: 1587 Звуков: 0 Эффектов: 10

Пришвин и Бианки

Слайдов: 21 Слов: 854 Звуков: 0 Эффектов: 33

Натуралисты. Человек. Огромный мир. Юбилеи. Виталий Бианки. Страна Див. Бианки на Новгородской земле. Птицы Мошенского района. Лесная газета. Озеро Боровно. Гоголёнок. Бианки среди пионеров. Наследие писателя. Лесные разведчики. Синичкин календарь. Мультфильмы по произведениям. Фильмы о рыси Кунак. Михаил Пришвин. Кладовая солнца. Рассказы о животных. Земли не вечна благодать. - Пришвин и Бианки.ppt

Биография Пришвина

Слайдов: 22 Слов: 484 Звуков: 0 Эффектов: 6

Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954). Родился Михаил в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Мария Ивановна Пришвина (1842 – 1914 гг) мать. С 1900 по 1902 год в биографии М. Пришвина проходило обучение в университете Лейпцига. Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году стал писать. С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя. Валерия Дмитриевна Пришвина (1899 -1979г.) жена. Дунино (дом-музей). Веранда дома Пришвина. Столовая. - Биография Пришвина.ppt

Биография Михаила Пришвина

Слайдов: 18 Слов: 1146 Звуков: 0 Эффектов: 0

Пришвин Михаил Михайлович. В семье было пятеро детей. Награды: Орден «Знак Почёта». В. Розановым - будущим известным философом - был из гимназии отчислен «за дерзость учителю». И. Игнатова. Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906 году. Оставив свою профессию, стал корреспондентом различных газет. Стал известным в литературных кругах, сближается с Ремизовым и Мережковским, а также с М. Горьким и А. Толстым. В 1908 году результатом путешествия в Заволжье явилась книга «У стен града невидимого». Очерки «Адам и Ева» и «Черный араб» были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. - Биография Михаила Пришвина.pptx

Биография и творчество Пришвина

Слайдов: 16 Слов: 431 Звуков: 0 Эффектов: 0

Биография и творчество М.М. Пришвина. Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873 года. Село Хрущёво представляло собой небольшую деревеньку. Отец М.М.Пришвина. Мать М.М. Пришвина. В 1883 году мальчик поступил в Елецкую гимназию. В 1902 году вернулся в Россию. Лишь в 1906 году в журнале «Родник» был напечатан его первый рассказ. Путешествовать Пришвин будет очень много. Сидит Пришвин на пне, а кругом большой лес. М.М.пришвин пишет очень много детских рассказов про природу. Природа глазами М.М. Пришвина. Дом-музей м.М. Пришвина. - Биография и творчество Пришвина.ppt

Жизнь Пришвина

Слайдов: 17 Слов: 1176 Звуков: 0 Эффектов: 26

Пришвин на Севере. Страницы биографии. Любовь. Пришвин работал агрономом. Мысль о поездке. Михаил Пришвин. Путешествие с сыном по Северу. Пришвин на Севере. Поиски. Карта путешествия Михаила Пришвина. Книга очерков. Корабельная чаща. Реликтовая сосновая роща. Главная книга Пришвина. - Жизнь Пришвина.ppt

Годы жизни Пришвина

Слайдов: 40 Слов: 3608 Звуков: 0 Эффектов: 0

Михаил Пришвин. Родители. Хрущево. Воспоминания. Мария Ивановна Пришвина. Образование. Учеба в Ельце. Елецкая мужская гимназия. Тюмень. Кащеева цепь. Жизнь в Тюмени. Реальное училище города Тюмени. Александровское реальное училище. Учился в Рижском политехническом институте. Пришвин уехал в Германию. Возвращение в Россию. Начало литературной деятельности. Фольклорно-этнографическая экспедиция. Путешествие на Север. Путевые очерки. Собрания сочинений Михаила Пришвина. Возвращение на родину. Прощание с родиной. Календарь природы. Рассказы Пришвина. Мирская чаша. Собрание сочинений Пришвина. - Годы жизни Пришвина.ppt

Творчество Пришвина

Слайдов: 21 Слов: 1487 Звуков: 0 Эффектов: 0

Михаил Михайлович Пришвин 1873-1954 годы. Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в “Азию”. В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Учёные открывали великие тайны природы. Итак, Пришвин возвращается в Россию. Тридцать восемь сказок записал там Пришвин. Очерки Выговского края» (1907). С любовью рассказывая о жителях Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя. В 1905 начал журналистскую деятельность. - Творчество Пришвина.ppt

Жизнь и творчество Пришвина

Слайдов: 17 Слов: 521 Звуков: 0 Эффектов: 13

Жизнь и творчество М.М.Пришвина. Михаил Михайлович Пришвин. 23 января (4 февраля) 1873. Дневники Михаила Михайловича. Дневники. Константин Паустовский. На что же опирается Пришвин. Портрет Пришвина. Посмотрите на гравюру. Главные герои сказки – были. Настя и Митраша. Лесные ягоды северного края. Клюква. Палестинка. - Жизнь и творчество Пришвина.ppt

Кладовая солнца

Слайдов: 13 Слов: 184 Звуков: 0 Эффектов: 17

М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Митраша и Настя. На чьей стороне автор? Вырази своё мнение. Мне кажется… На мой взгляд… Я думаю иначе… В отличие от… Я не согласен с мнением… Мне ближе позиция… Блудово болото. Ель и сосна. Тетерев-косач. - Сказки Пришвина.ppt

Рассказы Пришвина о животных

Слайдов: 20 Слов: 1569 Звуков: 0 Эффектов: 14

Путешествие в царство Берендея. Мир произведений. Слова. Листья. Холмы. Пришвин. Времена года. Любовь к русскому языку. Первородство. Смысл и суть слов. Родственники. Смотри в корень. Значение суффиксов. Приставки. Ветер. Чередование звуков. Библиотека. Чудесные слова. Стихотворение о Пришвине. - Рассказы Пришвина о животных.ppt

Кладовая солнца урок

Слайдов: 26 Слов: 1148 Звуков: 0 Эффектов: 17

Организация урока. Обучение в сотрудничестве (работа в малых группах. Каждый выбирает и готовится по 1-му вопросу. Оценка ставится одна всей группе. Михаил Михайлович Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца». Цели урока: Задачи урока. Найти ответы на вопросы: Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Как война вторглась в жизнь детей. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Философская глубина и художественное своеобразие произведения. Михаил Михайлович Пришвин 1873-1954. К.Паустовский. Учился в сельской школе, потом в Елецкой гимназии Липецкой губернии. Миша Пришвин 8 лет. - Пришвин сказка-быль.ppt

Выскочка

Слайдов: 20 Слов: 318 Звуков: 0 Эффектов: 20

Рассказы М.М. Пришвина о животных. Загадки. Рассказ «Выскочка». Вопросы к тексту. Блок- схемы. С кем встретилась Вьюшка на охоте. На что рассчитывала Выскочка. Видел ли кто - нибудь сороку без хвоста. Какой вы представляете сороку. О чем говорит название рассказа. Самостоятельная работа. Составление образа Вьюшки. Моделирование обложки. Модели. Пословицы. - Выскочка.ppt

Выскочка Пришвин

Слайдов: 6 Слов: 366 Звуков: 0 Эффектов: 0

Тема: М.М. Пришвин «Выскочка». Кроссворд. Рассказ о писателе. Словарная работа. Беседа после чтения. Понравился ли вам рассказ? Какую картинку вы представили наиболее ярко, читая рассказ? Почему автор назвал свой рассказ «Выскочка»? Как Выскочка лишилась хвоста? План рассказа. Вьюшка получила подарок. Украденная косточка. Выскочка. Хитрость Вьюшки. Выскочка осталась без хвоста. - Выскочка Пришвин.ppt

Пришвин Кладовая солнца

Слайдов: 18 Слов: 830 Звуков: 0 Эффектов: 92

Смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА». Солнце над елями. Как пейзаж помогает нам представить настроение героев? Тетерев-косач. Найдите в тексте описание тетерева-косача. Обратите внимание на эпитеты и сравнения, которые использует Пришвин. «Слова у Пришвина цветут, сверкают. Какими эпитетами Пришвин «усилил» существительное СОЛНЦЕ? М.М. Пришвин. «Вставай же, друг мой! Красная ягода. В какой части повести дано описание ягоды? Митраша и Настя. Как автор и художник подчёркивают в Митраше силу, упорство, настойчивость и трудолюбие? Художник И.Бруни и Пришвин с нежностью и симпатией относятся к героям! - Кладовая солнца.ppt

Рассказ «Кладовая солнца»

Слайдов: 15 Слов: 492 Звуков: 0 Эффектов: 1

Михаил Михайлович Пришвин. Сказка – быль «Кладовая солнца». Михаил Михайлович Пришвин (1873 - 1954). Сказку-быль «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 г. Сказка - быль. Настя – «золотая курочка». Митраша – «мужичок в мешочке». Что мы знаем о детях: Назовите фамилию ребят. Какое ремесло освоил в свои 10 лет Митраша? Почему детей уважали и любили? Почему дети разошлись в лесу? Отчего Настя забыла про брата? Расскажите об Антипыче: Где живет? Чем занят? С кем общается? Какую правду знал Антипыч? Как Митраша выбрался из болота? По страницам сказки – были: Что взял с собой Митраша, собираясь в лес «по ягоду»? - Рассказ «Кладовая солнца».pptx

«Кладовая солнца» Пришвин

Слайдов: 49 Слов: 1429 Звуков: 0 Эффектов: 73

Тайны мира природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Всё прекрасное на земле от солнца. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Птицы среднерусской полосы. Бормотали дружно тетерева. Ворона. Встревоженный на гнезде чибис. Кричит кулик. Чёрный ворон, стерегущий своё гнездо. Черный ворон. Сороки. Растения среднерусской полосы. Первые лучи солнца. Найдите в тексте описание. Елочки-старушки. Золотая купава на болоте. Водица, прикрытая белыми прекрасными купавами. Высокая сладкая трава белоус. В какой части повести даётся описание ягоды. Черные ягодки с синим пушком. - «Кладовая солнца» Пришвин.ppt

М.М.Пришвин Кладовая солнца

Слайдов: 46 Слов: 1133 Звуков: 0 Эффектов: 68

Использование ИКТ и сетевых ресурсов Интернет на уроках литературы. Л.Н.Толстой. Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай сделать – и я пойму. Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям: Работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher). Создание презентаций к урокам. Работа с ресурсами Интернет. Использование готовых обучающих программ. Разработка и использование собственных авторских программ. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Малые жанры фольклора. Загадки. Презентации позволяют учителю: Презентации позволяют ученику: - М.М.Пришвин Кладовая солнца.ppt

Урок Пришвин Кладовая солнца

Слайдов: 11 Слов: 144 Звуков: 0 Эффектов: 0

Тема урока: М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М.М. Пришвин. Какой из пунктов предложенного плана вы могли бы назвать по-другому? Беседа по вопросам: Где и когда происходит действие? Что уже в начале произведения напоминает сказку,а что –быль? Как ведется повествование? Кто рассказывает историю? Какими вы видите главных героев сказки-были? Устное рисование Как изображает детей автор? Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели? Почему Травке трудно было привыкать к дикой жизни? Что же такое счастье, по мнению автора? - Урок Пришвин Кладовая солнца.ppt

Пришвин Моя родина

Слайдов: 7 Слов: 110 Звуков: 1 Эффектов: 5

М.М. Пришвин «Моя Родина». Михаил Михайлович Пришвин. 1873-1954. М. Пришвин в Переславль-Залесском. М. Пришвин на охоте. М. Пришвин за работой. Пробуждение природы. Общечеловеческие ценности. Высшая ценность – человеческая жизнь. К числу общечеловеческих ценностей относится и природа. -

краткое содержание презентаций

М.М.Пришвин

Слайдов: 29 Слов: 720 Звуков: 0 Эффектов: 0

Пришвин Михаил Михайлович. Леса и болота. Пришвин. Мария Ивановна. Первый класс. В гимназии Пришвину не понравилось. Реальное училище. Выдающийся ученый. Здание каменного театра. Пришвин обучался в Рижском политехникуме. Лекции в Берлине. Агроном. Пришвин знакомится с академиком. Природа. Светлое озеро. Годы революции. Мир природы. Серии коротких охотничьих и детских рассказов. Книги. Переславль-Залесский. Предвоенный 1940-й год. Годы войны. Дом в деревне. Много своих земель и чужих. Музей. Наследие писателя. Бюст М.М.Пришвина. Духовное состояние. Использованные ресурсы. - М.М.Пришвин.ppt

Жизнь Пришвина

Слайдов: 17 Слов: 1176 Звуков: 0 Эффектов: 26

Пришвин на Севере. Страницы биографии. Любовь. Пришвин работал агрономом. Мысль о поездке. Михаил Пришвин. Путешествие с сыном по Северу. Пришвин на Севере. Поиски. Карта путешествия Михаила Пришвина. Книга очерков. Корабельная чаща. Реликтовая сосновая роща. Главная книга Пришвина. Жизнь Пришвина. Жизнь Пришвина. Жизнь Пришвина. - Жизнь Пришвина.ppt

Годы жизни Пришвина

Слайдов: 40 Слов: 3608 Звуков: 0 Эффектов: 0

Михаил Пришвин. Родители. Хрущево. Воспоминания. Мария Ивановна Пришвина. Образование. Учеба в Ельце. Елецкая мужская гимназия. Тюмень. Кащеева цепь. Жизнь в Тюмени. Реальное училище города Тюмени. Александровское реальное училище. Учился в Рижском политехническом институте. Пришвин уехал в Германию. Возвращение в Россию. Начало литературной деятельности. Фольклорно-этнографическая экспедиция. Путешествие на Север. Путевые очерки. Собрания сочинений Михаила Пришвина. Возвращение на родину. Прощание с родиной. Календарь природы. Рассказы Пришвина. Мирская чаша. Собрание сочинений Пришвина. - Годы жизни Пришвина.ppt

Жизнь и творчество Пришвина

Слайдов: 17 Слов: 521 Звуков: 0 Эффектов: 13

Жизнь и творчество М.М.Пришвина. Михаил Михайлович Пришвин. 23 января (4 февраля) 1873. Жизнь и творчество Пришвина. Дневники Михаила Михайловича. Дневники. Я нашёл для себя любимое дело. Константин Паустовский. На что же опирается Пришвин. Портрет Пришвина. Посмотрите на гравюру. Главные герои сказки – были. Настя и Митраша. Лесные ягоды северного края. Клюква. Палестинка. Интернет - ресурсы. - Жизнь и творчество Пришвина.ppt

Выскочка

Слайдов: 20 Слов: 318 Звуков: 0 Эффектов: 20

Выскочка. Рассказы М.М. Пришвина о животных. Загадки. Рассказ «Выскочка». Вопросы к тексту. Блок- схемы. С кем встретилась Вьюшка на охоте. На что рассчитывала Выскочка. Видел ли кто - нибудь сороку без хвоста. Какой вы представляете сороку. Выскочка. О чем говорит название рассказа. Самостоятельная работа. Физкультминутка. Выскочка. Составление образа Вьюшки. Моделирование обложки. Модели. Пословицы. Домашнее задание. - Выскочка.ppt

Рассказ «Кладовая солнца»

Слайдов: 15 Слов: 492 Звуков: 0 Эффектов: 1

Михаил Михайлович Пришвин. Сказка – быль «Кладовая солнца». Михаил Михайлович Пришвин (1873 - 1954). Сказку-быль «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 г. Сказка - быль. Настя – «золотая курочка». Митраша – «мужичок в мешочке». Что мы знаем о детях: Назовите фамилию ребят. Какое ремесло освоил в свои 10 лет Митраша? Почему детей уважали и любили? Почему дети разошлись в лесу? Отчего Настя забыла про брата? Расскажите об Антипыче: Где живет? Чем занят? С кем общается? Какую правду знал Антипыч? Как Митраша выбрался из болота? По страницам сказки – были: Что взял с собой Митраша, собираясь в лес «по ягоду»? - Рассказ «Кладовая солнца».pptx

«Кладовая солнца» Пришвин

Слайдов: 49 Слов: 1429 Звуков: 0 Эффектов: 73

Тайны мира природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Всё прекрасное на земле от солнца. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Птицы среднерусской полосы. Бормотали дружно тетерева. Ворона. Встревоженный на гнезде чибис. Кричит кулик. Чёрный ворон, стерегущий своё гнездо. Черный ворон. Сороки. Растения среднерусской полосы. Первые лучи солнца. Найдите в тексте описание. Елочки-старушки. «Кладовая солнца» Пришвин. Золотая купава на болоте. Водица, прикрытая белыми прекрасными купавами. Высокая сладкая трава белоус. В какой части повести даётся описание ягоды. Черные ягодки с синим пушком. -

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«С природой одною он жизнью дышал »,посвященный

Михаилу Михайловичу Пришвину

Учитель: Игнатьева Светлана Васильевна,

литература.

Ухаткина Анна, 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с.Старосеменкино муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

с. Старосеменкино


«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина ”.

(К.Г.Паустовский)


Чувство Родины острее всего пробуждается

в одиночестве перед красотой милой природы

Пришвин М. М. - русский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни.


«когда прибавляется свет на земле и у разных пушных зверей начинаются свадьбы»

в имении Хрущеве Елецкого уезда Орловской губернии.



Мать М.М. Пришвина

Мария Ивановна (1842-1914)


В 1883 мальчик поступил в Елецкую гимназию, из 4-го класса которой был изгнан "за дерзость учителю".


Семья. Образование. Деятельность

Переезжает в г. Тюмень к дяде И. И. Игнатову, крупному сибирскому промышленнику, заканчивает шесть классов Тюменского реального училища. В 1893 Пришвин М.М поступил в Рижский политехникум (химико-агрономическое отделение).



Начало литературной деятельности

Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906. В путешествиях по русскому Северу (Олонецкая губ., Карелия), куда Пришвин отправился увлекшись фольклором и этнографией, родилась первая книга писателя «В краю непуганных птиц» (издана в 1907) - путевые очерки, составленные из наблюдений над природой, бытом и речью северян. Она принесла ему известность, он удостоен за нее серебряной медали



П утешеств овать Пришвин будет очень много, он объездит почти всю страну и напишет о Дальнем Востоке, Средней Азии, Кавказе, Крыме так, словно в этих краях много лет прожил, но сердце его навсегда будет отдано Русскому Северу.


С идит Пришвин на пне, а кругом большой лес. В руках Пришвин держит записную книжечку. Сидит и слушает, что ему шепчет лес, а может быть, лес притих от уважения и внимания к писателю , который еще умнее и старше самого леса, все понимает и записывает в книжечку.


Природа глазами М.М. Пришвина

Глаза Пришвина были, скорее, глазами его души, а зоркость их и способность видеть непривычное в привычном – свойством настоящего художника и философа: «Я нашел для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека». В своих книгах и дневниках он щедро делится с нами «бесконечной радостью постоянных открытий»







Список используемой литературы:

Пришвин с собакой: http://www.prishvin.org.ru/galery/7.jpg

Пришвин М.М.: http://im6-tub.yandex.net/i?id=35651436&tov=6

Мать Пришвина: http://www.prishvin.org.ru/galery/13.jpg

Пришвин, Михаил Михайлович в библиотеке Максима Мошкова

Пришвин Михаил Михайлович - о творчестве писателя

Сайт музея-усадьбы М. М. Пришвина в Дунино, посвящённый как творчеству писателя, так и самой усадьбе

Елецкие страницы биографии М. Пришвина

В. В. Розанов и М. М. Пришвин. Елецкие годы

Константин Паустовский. Михаил Пришвин // «Золотая роза»

«Школа России», программа «Литературное чтение», 3 класс (коррекционный VII вид)

Цель урока: Познакомить детей с биографией и творчеством М.Пришвина.

Задачи урока: Развивать наблюдательность, совершенствовать технику чтения, развивать речь, умение ориентироваться в тексте. Прививать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.

Место данной темы в курсе: первый урок в разделе «Люби живое»

Средства обучения (в том числе технические средства обучения): иллюстрации, книги М.Пришвина, компьютер для учителя, мультимедийный проектор, учебники.

ИКТ на уроке: (23 слайда, 3 МБ)

Ожидаемые результаты обучения: пробудить интерес к чтению книг о природе.

Отличительные особенности («изюминки») данного урока: решение коррекционных задач и задач по теме урока одновременно.

Ход урока

Слайд 1

Проверьте, ребята, всё ли вы приготовили к уроку. К нам сегодня пришла гостья, а вот кто она вы узнаете, когда прочитаете и отгадаете загадку:

Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке - кур посчитать (лиса).

Слайд 2

К нам сегодня в гости прибежала лиса. Посмотрите на неё. Какая она? (хитрая, рыжая, пушистая). Давайте попробуем изобразить её?

А теперь представьте, что она облизнулась перед вкусным обедом.

Гимнастика для губ и языка: упражнение «Оближем губки» (Приоткрыть рот и медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу).

Улыбнёмся друг другу, чтобы сегодня у нас на уроке было хорошее настроение.

Упражнение «Улыбка» (Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны).

Доброе утро и солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! С хорошим настроением мы и начинаем наш урок.

Слайд 3

Закрепление артикуляции гласных звуков.

Сегодня мы отправимся вместе с нашей гостьей в зимний лес. Какие же звуки мы там сможем услышать зимой в лесу?

Мы вместе с лисой вошли в лес и удивились. Давайте вместе произнесём [О], но сначала вспомним, как должен работать наш ротик при произношении звука [О]?

[О] - рот раскрыт на 1 палец, губы округлены

Как вы думаете, почему мы удивились? Много интересного можно найти в зимнем лесу. Что увидела лиса?

[У] - рот неплотно закрыт, губы вытянуты трубочкой.

[Э] - рот раскрыт на 1 палец, губы растянуты

Вот прилетел филин. Мы обрадовались. Скажем [А]. Как работает ротик?

[А] - рот раскрыт на 2 пальца, губы свободно раскрыты.

Ребята, как вы думаете, а звуки [И], [Ы] можно услышать в лесу? Лес полон различных звуков.

Чтение слогов (отработка чёткого произношения гласных звуков).

Вот забарабанил лапами заяц: бам-бум-бым-бом.

Вот кричит филин: уф-оф-аф, ух-ох-ах-эх.

Слайд 5

А теперь застучал дятел: да-до-ду-ди, то-ти-ту-та.

Слайд 6

Зарычал от голода волк: ры-ра-ро-ру-ри-ры.

Ребята, интересно ли было нам с лисой побывать в зимнем лесу? Любите ли вы зиму? Почему? Интересно нам наблюдать, все подмечать в лесу изменения. Вот и С.А. Есенин любил наблюдать за природой и писал о ней стихотворения. Давайте вспомним, какое произведение мы читали на прошлом уроке?

Слайд 7

Проверка домашнего задания.

Не только зимой красива природа, но и весной. Что именно описывает Есенин в своём стихотворении? (Черёмуху).

Удалось ли Есенину передать красоту черёмухи? С помощью каких слов автор это передаёт? Что мы можем сказать об отношении С.Есенина к природе? Докажите строчками из стихотворения, что автор был очень наблюдательным.

Чтение наизусть стихотворения С.Есенина «Черёмуха».

Предварительная беседа.

Нужно не только наблюдать за природой, но и любить, и беречь её. Сегодня мы начинаем раздел «Люби живое». Что означает словосочетание «Люби живое»? Как вы думаете, о чём мы будем читать в данном разделе? Какие вы читали произведения о животных? Вспомните писателей и поэтов, которые писали о природе?

Многие поэты и писатели так же как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь.

Слайд 8

Знакомство с биографией М. Пришвина . Чтение эпиграфа учителем с комментированием:

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина». Константин Паустовский.

Самостоятельная работа в группах:

Вот так рассказывает о писателе Паустовский. Вы сейчас в группах тоже должны поработать с текстами. Будьте внимательными, т.к. вам нужно не только прочитать, но и ответить на вопросы.

Текст для 1 группы:

Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно - мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

Вопрос: Что узнали о жизни Пришвина?

Текст для 2 группы:

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору - принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

Рассказ учителя.

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо. С детства любил охоту. Охота была особенной. А вот в чём была её особенность вы узнаете, прочитав отрывок из воспоминаний Пришвина.

Изучение новой темы.

Слайд 9

Словарная работа (подбор синонимов).

В рассказе М.Пришвина встретятся слова, прочитайте глазками. Какими словами, похожими по смыслу, можно заменить слова: «сокровища» и «пробуждается»?

Слайд 10

Что такое Родина? Что такое кладовая? Как вы понимаете словосочетание «Кладовая солнца»?

Чтение учителем текста в учебнике.

Слайд 11

«Мать моя вставала рано…»

Слайд 12

«Больше всего я любил охоту…»

Слайд 13

Словарная работа (продолжение). Работа с трудночитаемыми словами (чтение по слогам, чтение орфографическое, чтение с ударением)

Чтение цепочкой . Обмен впечатлениями. Работа над содержанием текста

О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?

Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в своем рассказе?

Почему писатель назвал своё произведение Моя Родина?

Выборочное чтение.

Прочитайте обращение писателя к ребятам?

Как он вас называет?

С каким призывом он к вам обращается?

Что же такое Родина? (Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина-край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным, родным).

Какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина?

Как нужно относиться к своей Родине?

Почему данное произведение разместили в разделе «Люби-живое»?

Слайд 14

Рассказ учителя: Валерия Дмитриевна Пришвина (жена писателя) добилась того, чтобы в Дунино сохранили дом писателя. Теперь это дом-музей.

Слайды 15-16

Подведение итогов.

Слайд 17

Умер М.Пришвин в Москве. Ему поставили необычный памятник, который выбрала его жена. Чем он необычен? Почему именно такой памятник поставили Пришвину?

Слайд 18

Закончить урок я хочу словами М.Цуранова, которые он посвятил М.Пришвину.

Слайд 19

Презентация «Природа в творчестве М. Пришвина»

Просмотров