Повседневная культура петербуржцев. Повседневная культура россии xviii в. Материальная культура русского крестьянства

Санкт-Петербург: особенности туризма и отдыха. Полезная путешественнику информация о Санкт-Петербурге.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Санкт-Петербург - культурная столица России, и это не затертый штамп, а сущая правда, подтверждение которой легко найти в самой истории города. Первые театры в Санкт-Петербурге появились еще в петровские времена. Учрежденный в 1756 году по указу императрицы Елизаветы Петровны придворный театр в 1832 году переехал в новое здание, названное Александринским театром, и с тех пор его имя неразрывно связано с мировой историей сценического искусства. В театре работали лучшие петербургские актеры, здесь бывали императоры и великие князья. В области национальной оперы и балета с 18 века задает тон Мариинский театр , открытый в 1783 году и до 1860 года называвшийся Большим (Каменным) театром. В 19 веке среди петербургских аристократов считалось неприличным пропускать премьеры в Мариинке и Александринке, именные ложи всегда были заполнены. Богатые купцы и чиновники стремились подражать высокородным зрителям и покупали билеты в партер, а студенты и журналисты, не имея достаточно средств, но желая следить за течением духовной жизни, занимали места на галерке.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Не отставала от театра и музыкальная культура Санкт-Петербурга. Оркестр можно было услышать на всех публичных увеселениях знати. В 1802 году было основано Филармоническое общество, развернувшее бурную концертную деятельность. В середине 19 века филармония разместилась в превосходном с точки зрения акустики зале, в котором находится и поныне, и быстро стала центром музыкальной жизни Петербурга.

Произведениями искусства петербуржцев удивить было сложно, их они достаточно видели в своей повседневной жизни. Однако немалую роль в формировании общественного художественного вкуса сыграли Эрмитаж и Русский музей. В начале 20 века в городе действовали салоны, которые устраивали выставки-продажи картин художников всех направлений, а не только классической школы.

С отменой в 1882 году монополии императорских театров на постановки в Петербурге стали возникать частные театры, развлекавшие публику легкими водевилями и оперетками. В 1896 году в саду «Аквариум» впервые показали фильмы братьев Люмьер - французских изобретателей кинематографа.

36 комплексных объектов, объединяющих около 4 000 памятников архитектуры, истории и культуры, в Санкт-Петербурге включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Санкт-Петербург

После революции искусство стало инструментом пропаганды и просветительской деятельности. В то время был основан Большой драматический театр, по-прежнему были популярные эстрадные концерты, проводились выставки художников, работавших в духе соцреализма. В 60-х гг. в Ленинграде впервые возникают рок-ансамбли, в 80-х гг. заявившие о себе в полный голос и выражавшие протест против идеологизированной культуры.

Сегодня Санкт-Петербург заслуженно гордится своими музейными собраниями (в городе более 200 музеев), музыкальными и театральными традициями (в городе около 200 театров и концертных залов), уникальными памятниками архитектуры XVIII-XIX вв., библиотеками (их почти 2000), художественными галереями, кинотеатрами. Петербургская балетная школа по праву считается одной из лучших в мире. В городе на Неве на сегодняшний день выпускается около 350 газет и журналов. В 1938 году Ленинградский телецентр передал в эфир первую телепрограмму. С самого начала ленинградское телевидение отличалось большей свободой, чем московское.

Фрагмент балета «Лебединое озеро», Александринский театр

Быт и население в Петербурге в 18 веке

«ЖИЗНЬ» И ЖИТЕЛИ ГОРОДА в XVIII веке.

В 1775 г. была создана новая Санкт-Петербургская губерния, территория которой была немногим больше современной Ленинградской области. Её главой с 1781 г. был назначен генерал-губернатор, при котором действовали канцелярия, казённая палата и другие учреждения. Ему подчинялись гражданский губернатор, военный гарнизон, полиция и органы самоуправления. Казённая палата собирала и контролировала губернские финансы. Управа благочиния во главе с обер-полицмейстером руководила полицией. Образовалась стройная система полицейской иерархии: город разделили на десять частей во главе с частными приставами, которым подчинялись квартальные надзиратели, а тем - городовые. Губернию, в свою очередь, разделили на станы, во главе которых стояли становые приставы.

Хозяйством города по «Учреждению о губерниях» занимались сословные учреждения: дворянские, купеческие и мещанские. В 1785 г. были созданы Губернское и Уездные дворянские собрания - объединения дворянства. Большую роль играла возникшая тогда же городская дума, состоявшая из гласных, которые избирались на четыре года от разных сословий. Дума ведала благоустройством города, образованием, здравоохранением, благотворительностью, городской торговлей и сбором налогов. Председателя думы - городского голову - избирали из богатых купцов. Членов городской думы могли выбирать только состоятельные горожане, владеющие собственными домами. В начале XIX в. они составляли всего 1 %. К тому же городская дума не контролировала казну и была вынуждена постоянно просить денег у центральной власти.

Иностранные жители города : В 18 - нач. 20 вв. - значимый элемент населения СПб. И. появились в городе с момента его основания. Осн. массу их составляли приглашенные царем Петром I специалисты (военные, моряки, ученые, ремесленники). Выходцы из стран Европы занимали разл. посты в сфере гос. управления, в армии и флоте, играли заметную роль в сфере наук и искусств, были хозяевами фабрик и з-дов, торговцами, ремесленниками. Среди И. преобладали немцы, далее по численности следовали французы, англичане. Проживали в СПб. также шведы, голландцы, итальянцы. В 1750 в городе насчитывалось ок. 5,6 тыс. И. (7,5% нас.), в 1818 - ок. 35 тыс. (9% нас.). С сер. 19 в. доля И. в составе нас. СПб. сокращалась при незначит. изменении общей численности: в 1869 - 21,1 тыс. чел. (3,16%), в 1910 - 22,9 тыс. чел. (1,2%). Пребывание значит. числа И. в СПб. отражалось в облике его улиц (значит. число вывесок на иностр. языках, наличие культовых зданий и пр.). Резкое сокращение численности И., постоянно проживавших в городе, произошло после окт. 1917. Практически все общины, состоявшие из иностр. граждан, прекратили свое существование. Рост численности И. вновь отмечен в 1990-х гг. К 2001 в СПб. постоянно проживали св. 2 тыс. И. (без учета нелег. иммигрантов и беженцев), обучались 20 тыс. иностр. студентов.

Купцы - соц. группа в составе населения СПб., лица, занимавшиеся торг.-пром. деятельностью. В 1-й пол. 18 в. К. входили в число посадских людей. Царь Петр I принудительно селил в СПб. К. из Архангельска и др. городов: указы 1712 и 1714 предусматривали переселение в СПб. 300 наиболее богатых К. - т. н. гостей (реально к 1716 переселились 186 К.). Петерб. К. торговали пенькой, кожами, льном, холстом. Среди первых К. были И., И. Микляев, А. Болотин, И. Веселовский, И. Дмитров, М. Евреинов. В 1786 в Петербурге губернии насчитывалось (с членами семей) 10 именитых граждан. В 1869 к купеч. сословию принадлежали 22,3 тыс. чел. (3,3% нас.), в 1897 - 17,4 тыс. (1,4% нас.). Русские в их числе составили соответственно 77,5% и 80,4%, немцы - 15,4% и 12%, евреи - 4% и 5%.

ПОСАДСКИЕ, наименование податного населения городов (в т. ч. СПб.) в 17 - нач. 18 вв. С 1721 П. официально именовались "гражданами", делились на "регулярных" - лиц, владевших капиталом, ремесленников или представителей иных профессий (торговцы, врачи), и "нерегулярных" - лиц наемного труда или получавших доход от обработки земли, однако термин "П." продолжал бытовать. "Регулярные граждане" (купцы) были разделены на три гильдии в зависимости от состоятельности, а ремесленники - по цехам. В 1775 П. ("граждане") разделены на 3 сословия: купцов, мещан и ремесленников. Численность П. рус. происхождения в составе населения города в 1-й пол. 18 в. была незначительной: в 1737 в СПб. проживало всего 4769 П. правосл. исповедания обоего пола (все правосл. население составило 68 тыс. чел.). К кон. 18 в. термин "П." постепенно исчез из употребления. Память о П. сохранилась в наименовании Б. и М. Посадских улиц (на Петроградской стороне).

В золотой век Екатерины II в Петербурге появилось немало новых учебных заведений. Вдохновителем реформы образования был видный деятель просвещения Иван Иванович Бецкой. Он ставил целью ввести образование с раннего детства и сделать его систематическим. При поддержке императрицы Бецкой начал организовывать обучение женщин, которые в то время были совершенно не охвачены образованием. В 1764 г. при Смольном монастыре появилось Воспитательное общество благородных девиц, которое позже стало называться Смольным институтом. В него принимали шестилетних девочек из знатных семей. Смолянок воспитывали в строгости и изоляции от внешнего мира. Их обучали хорошим манерам, французскому языку, рукоделию.

Главным детищем Бецкого по праву считается Воспитательный дом для детей бедняков, сирот и незаконнорождённых. Обучались в Воспитательном доме в течение шести - восьми лет. Воспитательный дом, как и Смольный институт, прекратил существование в 1917 г. В его здании был создан 3-й Петроградский педагогический институт, позже ставший Ленинградским педагогическим институтом имени А. И. Герцена

Для детей состоятельных горожан недалеко от Воспитательного дома в 1817 г. был основан Благородный пансион, преобразованный в начале 30-х гг. в Первую городскую гимназию. Вскоре на 21-й линии Васильевского острова открылось ещё одно специальное учебное заведение - Горный кадетский корпус, который при советской власти переименовали в Горный институт. Здесь учились почти все ведущие российские специалисты но изучению и практическому использованию полезных ископаемых.

смертной казни и лишь по милости Екатерины навечно сослан в Сибирь - в Илимский острог.

Лазаревская церковь, по имени которой называется кладбище, - родовая усыпальница графов Шереметевых. Здесь, в частности, погребена Прасковья Ивановна Жемчугова, крепостная актриса шереметевского театра, ставшая супругой одного из богатейших людей России - графа Николая Петровича Шереметева. Родив ему единственного сына, Прасковья Ивановна скончалась 23 февраля 1803 г. и была похоронена в Лазаревской усыпальнице. О браке стало официально известно за три недели до кончины Жемчуговой. По словам графини Ш. К. Ливен, придворное общество было шокировано женитьбой Шереметева на «одной из своих рабынь». Граф Николай Петрович несколько раз в год жертвовал огромные суммы на заупокойные службы по жене и сам был похоронен здесь же, рядом с супругой, в 1809 г.

«В Петербурге, столице Российской империи, сосредоточились не только императорский двор и органы государственного управления, но и лучшие силы культуры, искусства, науки. И многие известные деятели русской культуры были погребены ещё на одном, возникшем в первой четверти ХIХ в. в Александро-Невской лавре кладбище – Тихвинском»2.

К своему юбилею Петербург по числу жителей обогнал Москву и занял первое место среди русских городов. Его население составляло уже 214 тыс. человек. Если при Петре I левый берег реки Мойки был загородным местом, а до 1760 г. граница столицы проходила по Фонтанке, то к началу XIX в. городские строения приблизились к современному Обводному каналу. Он был прорыт в 1805 г. и стал новой границей столицы. Однако уже к 1828 г. город вышел и за эти рамки, а его площадь достигла 54 км. кв. В 1833 г. к Петербургу были присоединены бывшие загородные участки: острова Елагин, Крестовский, Каменный и др.

Быт Санкт-Петербурга

Сразу же после основания Петербурга в городе воцарился европейский стиль жизни. Он проявился как в архитектуре и в устройстве интерьера, так и в поведении людей. В начале XVIII века жители Петербурга условно делились на три типа – «подлых», зажиточных и именитых. «Подлые» петербуржцы не были таковыми в буквальном смысле этого слова. В ту эпоху данное определение давали всем беднякам.

Архитектор Доменико Трезини проектировал дома для разных типов петербуржцев. Для «подлых» были предназначены небольшие одноэтажные домики, а для именитых – шикарные двухэтажные дома с резными украшениями. Интерьер в домах был европейским.

«Петербуржцы «среднего класса» украшали комнаты светильниками, гравюрами и зеркалами, - рассказывает историк, руководитель общества «История на Неве» Александр Гордин. – На столах ставили часы, которые в то время были больше похожи на шкатулку. Женщины стали посещать ассамблеи и светские приемы. В 1712 году, когда в Петербург переехал царский двор, в городе появились театры и музеи. При Академии наук была открыта первая общедоступная библиотека. Петербуржцы начали активно просвещаться, посещая культурные заведения города».

За 150 лет население Петербурга выросло в три раза: к середине XIX века оно составляло более 500 тысяч человек. В Петербурге жили дворяне, купцы, ремесленники, военные, мещане, крестьяне, представители духовенства и другие. Самым популярным магазином в Петербурге был магазин купцов Елисеевых. Здесь можно было купить все – от дорогих вин до сувениров: например подарочное мыло в упаковке, стилизованной под книгу.

В XIX веке ассортимент товаров стал очень разнообразным. В продаже появились китайские чаи, самыми популярными из которых считались «Хвост феникса», «Драконовы шарики» и «Воробьиный язык».

Петербург был не только самым культурным, но и самым модным городом страны. Именно Петербург стал лидером по производству и оказанию модных услуг.

«Во второй половине XIX века только на одном Невском проспекте было почти сто магазинов модной одежды, - рассказывает Александр Гордин. – И еще 50 мастерских, где шили одежду на заказ».

В повседневной жизни женщины одевались, как англичанки – строгие платья, юбки и жакеты. Мужчины носили белую накрахмаленную сорочку, жилет, брюки и шляпу-котелок. Выйти на улицу без зонта или трости считалось плохим тоном.

Петербуржцы соблюдали культуру во всем, в том числе и в домашних трапезах.

«Столовые приборы всегда были разложены в строгом порядке, - отмечает Гордин. – А для гостей всегда использовали лучший фарфоровый сервиз».

Меню в петербургских домах было весьма разнообразным, особенно в праздничные дни. Например, на Новый Год обычно подавали жареного поросенка, в Рождество – фаршированную индейку, а в пасху стол ломился от яств: хозяйки готовили куличи, торты, барашка из масла, печеный окорок, холодную телятину, маринованную говядину и баумкухен – традиционную немецкую выпечку. Чтобы покрасить яйца к Пасхе, хозяйки варили их в кастрюле в лоскутах разноцветной шелковой материи. А вот супы варили не в кастрюлях, а в специальных бульотках, похожих на маленькие самовары.

С появлением железнодорожного сообщения петербуржцы начали ездить в поездах. Обычно эти путешествия были исключительно деловыми. Железнодорожные билеты в то время выглядели как небольшая книжечка, куда вклеивалась фотография пассажира и указывался пункт назначения. Специально для путешественников на типографиях печатали крошечные колоды карт размером со спичечный коробок – чтобы они не занимали много места в чемодане. В XIX веке автомобили могли позволить себе только самые богатые люди. Для сравнения, пуд хлеба стоил 2 рубля, а автомобиль – 7 тысяч рублей.

Главными развлечениями в Петербурге в конце столетия стали фотография и кинотеатр. В первом кинотеатре на Невском проспекте показывали двадцатиминутные короткометражки, изображающие рабочих на заводе прибытие поезда, сцены с детьми.

«Все новшества были именно в Петербурге, - рассказывает Александр Гордин. – Первые товары из-за границы, первые театры и библиотеки, первые кинотеатры. Петербург был и остается самым современным городом страны».

Узнать подробности быта петербуржцев можно до 31 марта на бесплатной выставке в Комендантском доме Петропавловской крепости с 11 до 18 часов. Выходной день – среда.

Всем давно известно, что климат, погода, город и люди меняют привычки и характер человека и формируют его окружение. В этом плане, Санкт-Петербург не стал исключением. Богатая и помпезная история города, его старинная архитектура, древние улочки, и конечно же, каналы – отпечатались на характере всех людей, кто долго живёт в этом городе. Итак, кто же такие петербуржцы? Чем они отличаются от других русских и почему выделяются в отдельную группу? Давайте разбираться…

Северная столица – это, своего рода, «окно в Европу». Местным жителям свойственна тяга к западноевропейскому укладу жизни с его предсказуемостью, постоянством и размеренным образом жизни. Петербуржцы любят пребывать наедине со своими проблемами и радостями. А ещё, предпочитают проводить свободное время в тесном кругу близких людей. Здесь интересующие друг друга люди могут годами довольствоваться знанием о том, что, вот, человек существует, я могу с ним поговорить, и с меня хватит сего сознания. Здесь каждый живет сам по себе. Но, почему?

Санкт-Петербург, город на Неве, «северная Венеция» можно подобрать много разных эпитетов этому необыкновенному городу, но фактом остаётся одно – Санкт-Петербург является местом уникальным, подобно ему на земном шаре нет. Соответственно, и люди здесь – уникальные, не похожие на других. И дело тут даже не в богатой истории или красивой архитектуре, вовсе нет. Дело в энергетике этого города. Энергетическая атмосфера Петербурга меняется на каждом шагу. Здесь неосознанно, будто пребываешь в другом мире, находишься в уравновешенном, и даже, безразличном состоянии. Эти ощущения возникают на уровне психики, ментальном уровне. Человек, постоянно испытывающий такие эмоции, в результате вырабатывает внутреннюю устойчивость нервной системы, которая становится свойством психики человека, длительное время живущего в Петербурге. Именно поэтому, типичный петербуржец подсознательно ориентируется на духовные и идеологические ценности, которые являются психологическими эквивалентами необходимой внутренней стабильности нервной системы.

Санкт-Петербург построен на принципиально непригодном для жизни месте, на болоте. Болото – это пустое образование, энергетический вакуум. Оно не создаёт энергетической платформы для объектов, находящихся на нём. Каждое сооружение построенное на болоте обладает своей собственной энергетикой и образуется пёстрая мозаика, висящая в энергетической пустоте. Череда городских построек привела к тому, что ни в одном месте Петербурга нет ничего постоянного с энергетической точки зрения – и именно это очень сильно утомляет.

Постоянное «депрессивное» настроение только прибавляет питерский климат. Про питерскую погоду сложено много шуток и анекдотов, но она тоже вносит свою лепту в создание колорита города и характера местных жителей. То, что погода здесь меняется по 10 раз на дню – чистая правда. Характерной особенностью Петербурга является облачность. В среднем, в году бывает всего около 70 солнечных дней – то есть, из пяти дней, четыре будут облачными. А ещё здесь идут частые дожди, которые являются, уже чуть ли не национальным достоянием Петербурга, противные, моросящие неделями дожди, изморось, которая оседает на лице и пропитывает влагой всё на свете. К частым дождям добавляется очень высокая влажность воздуха, которая высока круглый год и составляет 60-70% летом и 80-90% – зимой. Зимой даже в небольшой, 5-ти градусный морозец, может возникнуть ощущение промерзания до костей, и всё это – из-за чересчур мокрого воздуха. Непрерывная влага, непрерывно моросящий дождь создаёт, также, особое состояние человека. Если человек сконцентрирован на телесных ощущениях, он, в буквальном смысле, начинает испытывать недомогание и заболевает. Эта атмосфера приводит к тому, что человеку нужно куда-то деться от этих ощущений, чтобы, вообще, как-то выжить в здешнем климате. Поэтому, ежедневно на улицах города можно наблюдать толпы людей, которые полностью погружены в свои мысли и ощущения, дабы не обострять внимание на то, что происходит вокруг. Именно петербуржцы хорошо знают, как принципиально важно душевное спокойствие и внутренняя гармония, без которой, как они чувствуют, невозможно жить.

Эту устойчивость и стабильность петербуржцы ищут везде. Даже лепные маски, барельефы и скульптуры, украшающие многочисленные старинные здания повышают стабильность восприятия человека. С энергетической точки зрения – это структуры, несущие точное функциональное назначение. У петербуржцев существует физическая потребность в этих внешних украшениях. Культурные традиции и архитектура города несёт в себе стремление к стабильности. А в силу энергетических особенностей природной среды типичный петербуржец не знает такой стабильности, поэтому, сам создаёт её вокруг себя.

Коренные петербуржцы – люди весьма красивые. Часто они имеют русый цвет волос и светлые глаза. А ещё – аристократическую бледность (даже болезненность) в лице и часто очень бледную кожу. Они всегда держат прямую осанку и гордо вышагивают, ведь многие из них являются потомками исторических или аристократических семей, их привычки потомственные, выработаны годами, вросли в генетику и неизменяемы.

Главное слово, определяющее стиль одежды петербуржцев – это гармония. Гармония в сочетании деталей туалета, и гармония с окружающим миром, и гармония в душе. Излюбленная одежда горожан чёрных, серых цветов, холодных оттенков синего, фиолетового, зелёного, а также белые, пастельные, кремовые тона, и слоновая кость. Чувство меры и элегантность только приветствуются, офисные костюмы «разбавляются» нежными блузками, а однотонные платья эффектными аксессуарами и бижутерией. Яркие цвета петербуржцы не любят, считая это полной безвкусицей и вульгарностью. Кроме того, яркие цвета одежды сильно выделяются на фоне серой массы людей, и прямо бросаются в глаза, полностью нарушая гармонию и выводя из равновесия. В одежде петербуржцев можно, также, отметить простоту и элегантность форм, строгую геометрию и чётко выверенное количество и размер кружев, рюшей и прочих декоративных элементов. Обувь петербуржцев часто выглядит намного лучше, чем их одежда. Ботинки начищать (пусть и старые) они будут постоянно и ежедневно на автопилоте.

Петербуржцы считаются самым интеллигентным народом в России, и с этим трудно поспорить. Они редко
повышают голос и показывают свою раздражительность, считая это уделом людей не столь благородных кровей. Громкий разговор встречает всеобщее молчаливое осуждение. Эмоции передают сдержанно, и если на улице и встретишь человека, который буквально кричит в телефон, рассказывая о чём-то личном, то он явно приезжий. Они неизменно всегда обращаются к женщине любого возраста и социального статуса «дама» или «девушка», а не «женщина». На «ты» обращаются разве что к одноклассникам, да и то, с каким-то внутренним неудобством. При этом, часто избегают прямого взгляда, и уж, тем более, случайных прикосновений. Поцелуи прилюдно здесь принято считать признаком дурного вкуса, а рукопожатия заменяются простым кивком. Как можно меньше телесных контактов с окружающим миром, любой ценой, но надо сохранить это хрупкое внутреннее равновесие. И петербуржцы, разумеется, искреннее равнодушно относятся к тому, что думают о них или об их словах всякие дурни.

У петербуржцев особое отношение к еде. Оно трудноопределимо, связано с историческими несчастьями и сопряжено с разными психозами. В городских кафе и ресторанах большинство посетителей – приезжие. Сами петербуржцы не любители ресторанов и ходят туда крайне редко, можно даже сказать, только по праздникам. Для коренного жителя характерно ходить в пышечную, рюмочную или пирожковую прежних времён, но и там он себя ведёт чопорно строго. Не принято, перемешивая сахар в чашке или стакане, стучать ложечкой по стенкам, бренчать ложками, вилками и другой посудой во время еды, с аппетитом прихлёбывать чай, суп и причмокивать, выражая удовольствие. Причём, это некрасиво делать не только в общественных местах, но и дома, в кругу семьи.

У них весьма странное отношение к деньгам. Для жителей Петербурга деньги не являются самой ценностью, а служат лишь средством для достижения более высоких целей. Поэтому, коренные петербуржцы очень редко становятся олигархами. Они уверенны, что быть знаменитым – некрасиво, успех ассоциируется с пошлостью, недалёкостью. Главные для петербургского характера вещи: насущная пища – музыка, история, стихи и городская стихия. И, если Вам довелось встретить в Петербурге человека, который выдаёт себя за очень богатого и успешного, хорошенько покопайтесь в его биографии, наверняка, найдёте корни из другого региона России или, вовсе, из ближнего зарубежья.

Санкт-Петербург всегда отличался особым стилем речи, чистым и нейтральным языком, наиболее близком к литературному. Жители Петербурга гораздо больше склонны добиваться ясности, чистоты и чёткости собственной речи потому, что именно чистота и четкость речи обеспечивают требуемую внутреннюю устойчивость и стабильность. Т ак, как говорят в Петербурге, не говорят больше нигде. Произношение петербуржцев отличается особенной мягкостью, медлительностью и приправляется незабываемым шлейфом уникальности. Они могут сказать: здесь гуляет кура, которая клюёт гречу, а из трубы отправляются СМСы. Они кушают шаверму вместо шаурмы, куру-гриль вместо курицы. Пончики называют пышками, а батон белого хлеба – булкой. Они заходят в парадное, а не в подъезд. Телогрейка зовётся не иначе, как ватник. Резина меняется в Ремонте колёс, шиномонтаж не звучит. Эстакада именуется виадуком. Говорят не штука баксов, а тонна рублей. Мужчины носят деньги и документы в думочках (в барсетках). И ещё, в ходу здесь много непонятных уникальных словечек, таких, как тэшка (маршрутка), лентяйка (пульт к телевизору и разнообразной технике), панель (тротуар), бадлон (водолазка), поребрик (бордюр), жировка (оплата коммунальных услуг) и так далее.

Многие петербуржцы просто ненавидят и никогда не употребляют слово «Питер» и питерцы. Они живут в городе «Санкт-Петербург», и не как иначе. При этом, молодое поколение называет москвичей «москалями» и часто над ними подшучивают. В петербуржцах течёт аристократическая кровь, а что Москва – Москва это большая деревня. Ещё с советских времён (а может и более давних) существует некое соперничество между двумя столицами, и к Москве нередко относятся с неким пренебрежением, петербуржцы не имеют в душе никаких родственных чувств к этому городу. Уехать жить в Гамбург или Лондон – менее кардинальная ломка судьбы, чем переехать на постоянное жительство в Москву.

Петербуржцы очень любят гулять и созерцать красоты своего города, ведь любовь к Санкт-Петербургу заложена в каждого родившегося здесь ещё с пелёнок. Особенно любят гулять петербуржцы по Невскому. Такова традиция – одеться понарядней и пройтись от Адмиралтейства до площади Восстания. А гулять под дождем – это вообще местный обычай. Петербуржцы считают это очень романтичным, особенно при наличии одного зонтика на двоих. Дождь и промозглая погода их вовсе не смущает, ведь в этом городе редко бывает по-другому.

Благодаря такому «мокрому» климату многие петербуржцы имеют хронический насморк. А дефицит йода в невской воде гарантирует отсутствие в городе здоровых жителей из-за поголовного расстройства щитовидной железы. Слабость и вялость (часто из-за климатических условий и общего состояния здоровья) ставят мощный заслон на пути любых пассионарных идей, людей и движений. Поэтому, любые разновидности фашизма неприемлемы для петербуржцев не интеллектуально, а только физиологически.

К белым ночам петербуржцы относятся без особого восторга, как к неизбежному бедствию, когда ошалевшие от этого явления туристы своими восторженными воплями не дают спать по ночам.

Молодые люди в Петербурге женятся либо по наивности, либо по беспечности. Любовь в Петербурге почитается за несчастье, в котором могут помочь только высшие силы. Петербуржцы живут так, словно не имеют к своей жизни никакого отношения. Самые распространённые в Петербурге отношения: мужчина пришёл к женщине, в два часа развели мосты, он остался ночевать, потом лень было ехать домой, погода плохая... Так они и зажили, долго и счастливо. Потом пошли дети… Никаких заморочек, никакой любви до гроба. Но бывают, конечно, и исключения из правил…

Отношение петербуржцев к сексу весьма интересно и трудно объяснимо. Город совершенно безразличен к человеческим слабостям. Секс в Петербурге – это скорее научная дисциплина, главные сексологи страны – петербуржцы, любая книга о сексе, изданная в Питере, имеет не менее трёхсот страниц. Петербуржцы с удовольствием разговаривают о сексе как угодно и сколько угодно, но с такой завидной отстранённостью словно о постороннем явлении, которое лично к ним не имеет никакого отношения. Нет-нет, что Вы, что Вы? Мы этим не занимаемся…

Санкт-Петербург – культурный город, но его жители, к сожалению, редко находят время на посещение замечательных петербургских достопримечательностей – дворцов, музеев, театров. Исключение составляют студенты творческих ВУЗов и мамы с детьми. Все остальные поголовно заняты работой, а выходные тратят на поездку за город, дабы убежать от городской суеты.

Одной из интересных традиций жителей Санкт-Петербурга является поголовное поедание рыбы корюшки, которая считается здесь, чуть ли, не символом города. Корюшка – практически национальная гордость петербуржцев, это небольшая рыбёшка, выловленная в Финском заливе с удивительным вкусом и запахом свежих огурцов! Цены на эту посредственную мелкую рыбку растут с каждым годом вне всяких разумных пределов.

Вот такие они петербуржцы – плохие или хорошие, судите сами. Бренд Санкт-Петербурга очень приукрашен, и жизнь здесь имеет множество нюансов. Этот город всегда больше берёт, чем даёт. Он как красивый холодный вампир манит, а потом выпивает из Вас всю жизнь. Слишком мрачная погода круглый год, слишком много смертей здесь было за всю его историю, слишком сильная здесь, местами, даже, «мёртвая» энергетика. Ощутить всё это можно лишь побывав здесь хотя бы раз в жизни…

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский писал про Петербург: «Это город полусумасшедших. Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!». И ныне очень сложно с ним не согласиться.

повседневная культура, дом, быт, костюм, каноны семейной жизни

Аннотация:

Статья анализирует основные черты XVIII в. как эпохи в культуре России; «новый тип личности дворянина»; особенности дворянского костюма; стили дворянского дома; основные европейские досуговые формы, заимствованные и широко используемые русской знатью; характерные особенности повседневной жизни русского крестьянства; русский национальный костюм; каноны семейной и общественной жизни русского крестьянства.

Текст статьи:

Общая характеристика эпохи. Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни. Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат. Важное место в преобразованиях Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре.

Важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов, что явилось результатом политики, направленной на подрыв национальной и конфессиональной замкнутости. Расширяются связи с западными странами. Контакты с Европой способствовали проникновению в Россию гуманистических и рационалистических учений. Идеология абсолютизма начала подкрепляться идеями рационализма, европейского Просвещения.

Для Нового времени характерны такие процессы, как ускорение темпов развития, усложнение общественного развития в целом. Начинается процесс дифференциации, появления новых отраслей культуры: науки, театрального дела, портретной живописи, поэзии, журналистики.

Важным началом в процессе отделения светской культуры от церковной была замена старого церковнославянского шрифта новым, гражданским. Мощным средством просвещения народа явилась периодическая печать. Первой печатной газетой в России были «Ведомости», вышедшие в 1703 году. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 году была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения. В 1719 году открывается первый русский музей - Кунсткамера. Закономерным итогом реформ в сфере просвещения, науки стало открытие в Петербурге в 1725 году Академии наук. Вводились новые обряды в общественно-культурной жизни, бытовом укладе. Они были направлены на привитие западноевропейского образа жизни. Взамен старого летосчисления - «от Сотворения мира» - с 1 января 1700 года введено летосчисление «от Рождества Христова». Появился обычай праздновать Новый год: устраивать фейерверки, наряжать елки. Новой формой общения стали ассамблеи.

Наиболее решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II.Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма. Особое внимание Екатерина решила уделить воспитанию «новых людей», нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих детей, что привело бы к изменениям в обществе. Предполагалось, что новый человек будет воспитываться в исключительно западном духе. Большое внимание уделялось гуманитарному образованию. Появились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты, кадетские корпуса.

В XVIII веке создаются предпосылки для образования русского национального языка, происходит сближение литературного языка с разговорным, прекращается процесс образования новых диалектов. Формируетсярусский общенародный разговорный язык. Как образец выступает московский диалект. В 90-е годы Н. Карамзин провел реформу литературного языка. Это позволило привлечь к чтению широкий круг населения.

Расширяются культурные связи с другими странами. Более подвижный образ жизни, популярность путешествий привели к развитию эпистолярного жанра. Активизировалась общественная мысль страны.

Повседневная жизнь дворян

В XVIII в. большие перемены произошли не только в государственных делах и художественной культуре, но и повседневной жизни русских людей, прежде всего привилегированного сословия – дворянства.

Продолжилось, начатое раннее, формирование нового типа личности дворянина и дворянки, которое стало результатом заимствования европейских образовательных систем. Во времена Петра I создание светской школы и дворянское образование было делом исключительно государственным. В правление Елизаветы Петровны и Екатерины II государственная политика в области образования вынуждена была брать во внимание частные дворянские интересы и инициативы в этой сфере. Просветительские преобразования способствовали в той или иной мере переносу европейских систем обучения подрастающего поколения первого сословия на русскую почву, причем этот процесс шел в рамках ускоренной трансформации. В России появлялось большое количество энтузиастов - иностранцев, открывавших учебные заведения и заполнявших дворянские усадьбы. Частное обучение стало рассматриваться как официальное явление государственной политики в области образования. Для создания государственных учебных закрытых заведений для дворянских детей, а также частного обучения изучался и тиражировался западноевропейский опыт.

Домашнее учение детей русского дворянства долгое время было единственной возможностью получения образования. Для карьеры дворянина определяющими были, в первую очередь, вера и преданность престолу, а затем уже знания. В XVIII веке в «нормативном» воспитании и образовании ориентиром служили иностранные языки и хорошие европейские манеры. Богатые вельможи относились весьма трепетно к образованию своих детей и старались им дать максимум знаний, не утомляя их и не нанося вреда их здоровью. Выполнению важных воспитательных задач в дворянской среде мешало отсутствие профессиональных педагогов. Как правило, это были либо крепостные, либо иностранцы - немцы и французы.

Впоследствии детство стало рассматриваться как особый этап в жизни человека, и его стал обеспечивать особый материальный мир - одежда, игрушки, детская литература, классные и игральные комнаты в доме. Забота о здоровье детей начиналась с выбора кормилиц и составляла важную обязанность матерей, нянь и гувернанток. Большое значение уделяли нравственному духовному воспитанию ребенка. Однако, власть пыталась унифицировать и привести в единую систему домашнее образование.

Одежда и вещи в быту дворян

Дворяне всегда одевались в строгом соответствии с модой, говоря современным языком, стильно. В то же время дворянский костюм всегда отвечал ситуации и был соразмерен и гармоничен с эмоциями и мировоззрением человека. В эпоху барокко и рококо пастельные и нежные тона мужских и женских шелковых нарядов были гармоничны как на фоне садовой зелени и фонтанов, так и в зеркальных анфиладах дворцов. Рассыпанные по одежде бриллианты и пайетки дополняли огни свечей и фейерверков. Огромные юбки женских нарядов требовали пространства - широких анфилад дворцов и аллей парков.

ХVIII век ознаменовался переворотом в одежде дворянства. Изучение петровского законодательства позволило сделать выводы, с одной стороны, о широте начатых преобразований, с другой - об осторожности и корректности в проведении «костюмной» реформы. Национальная корректировка европейских стандартов одежды выражалась в использовании преимущественно сукна, мехов, яркой палитры костюмов. В период правления Елизаветы Петровны окончательно утвердились модные французские стандарты. Екатерина II пыталась наряду с французскими модами ввести английские веяния, причем и то, и другое соотносила с национальными традициями. Русское дворянство в своем европейском костюме проявляло старорусские дедовские традиции - пристрастие к драгоценностям, мехам, красным каблукам и богатым аксессуарам, которые выполняли коммуникативную функцию и являлись важным компонентом символики костюма. Костюмы барокко создавали праздничную атмосферу повседневной жизни.

ХVIII век прошел в напряженной борьбе между русскими палатами и европейским домом - дворцом. Петровская эпоха ознаменовалась проникновением стиля барокко и регулярности в строительство домов вельмож, которые стали постепенно строить дома-дворцы. Городская и сельская усадьбы дворян имели ряд общих черт: расположение жилого дома в глубине двора, усадебный характер застройки, приверженность к дереву, замкнутости владений и регулярному парку. Европейские интерьеры домов знати оформлялись в красно-брусничных тонах и с зелеными изразцовыми печами по старой русской традиции. В екатерининское время строили дома-дворцы для аристократов и особняки для среднепоместного дворянства. «Визитной» карточкой дворянского особняка стал портик с колоннами и облицовка деревянных деталей «под камень». Пейзажные парки стали одной из предпосылок развития научного интереса дворянства к естественным отраслям знаний. В усадьбе создавался образ мира помещика, символ данного рода, она стала одной из форм выражения самосознания дворянина.

Кулинарные традиции

В петровскую эпоху наблюдалось влияние немецкой и голландской кухонь. При Елизавете Петровне и Екатерине II для знати наступил долгий период французской кухни. Быстрому распространению французской кухни в России способствовали не столько повара - иностранцы, сколько разнообразие вариантов блюд во французской кухне, что соответствовало национальным традициям русских. Роскошь в эту эпоху понималась в следовании натуре в сочетании блюд и способах их приготовления. В культуре застолья аристократии присутствовали французские, английские и немецкие тенденции проведения обеда, которые активно синтезировались в практике гастрономии. В целом же «русская экзотика» являлась определяющей тенденцией в гастрономических вкусах дворянства. Европейское влияние лишь способствовало их обогащению и интенсивному развитию в последующие десятилетия. В развитии застольной культуры победил русский обычай сервировки стола не только в Москве, но его признали к середине XIX века и в Западной Европе. Дворяне в большинстве своем были гурманами и держали «открытый стол». Свои обеды они превращали в театральные спектакли, роли которых были расписаны дворянским этикетом.

Развитие досуга

Именно с дворянства начинается подлинная история досуга. Владея частной собственностью, представители данного сословия, «праздного класса» могли себе позволить достойный их состояния досуг, причем с демонстрацией своего высокого положения в социальной иерархии и «демонстративным поведением». Для дворянина практически все время, свободное от служебных дел, превращалось в досуг. Имея такой неограниченный досуг, первое сословие располагало наиболее благоприятными условиями для трансформации и пересмотра не только всех прежних его форм, но и радикального изменения соотношения между государственной и частной жизнью в пользу последней. Досуг с XVIII века приобретал статус, которого ранее никогда не имел. Этот процесс шел параллельно с утверждением светского характера всей культуры и постепенного вытеснения (но не уничтожения) религиозных ценностей мирскими. Досуг приобретал все большую очевидную ценность для дворянина по мере утверждения светской культуры. Основные формы этого досуга были изначально в XVIII веке заимствованы, а затем в XIХ веке переведены на язык собственной отечественной культуры. Заимствование западноевропейских форм досуга первоначально происходило под давлением государственных указов и в противовес национальным традициям.

Восприятие европейских досуговых форм началось именно со зрелищ, фейерверков, внешних манер. Дворянин являлся проводником этой культуры и актером, лицедеем этого театра. Свой досуг, будь то праздник, бал, появление в театре или картежный поединок, он проигрывал как актер на сцене, на виду у всего общества. Не случайно в XVIII веке интерес к театру был огромным, театральное искусство доминировало над всеми остальными, включало в себя их и даже подчиняло. Но главным была театрализация всей жизни дворянина. Она проявлялась в частной жизни напоказ, в публичности досуга, в котором сознательно демонстрировался костюм, манеры, поведение, важные умения и способности.

Петровская эпоха ознаменовалась новыми традициями зрелищ. Важнейшим новшеством были фейерверки, которые имели общественно-политический характер. Маскарады проводились либо в форме костюмированных шествий, либо в виде демонстрации карнавальных костюмов в публичном месте. Театральные представления прославляли царя и его победы, поэтому стали частью официальной жизни и позволили познакомить избранную публику с переводными пьесами и западноевропейским сценическим искусством. При Елизавете Петровне фейерверки распространили на дворцы вельмож, маскарады превратили в костюмированный бал, в котором наметились некоторые робкие тенденции в его эволюции к развлекательной культуре. На первом месте в театральных вкусах высшей аристократии стояло зрелищное и музыкальное оперное искусство. В эпоху правления Екатерины II государственные официальные торжества с фейерверками и маскарадами сменялись частными иллюминациями в дворянских усадьбах. Расцвет городских и усадебных театров в период правления Екатерины II был обусловлен художественной эстетикой Просвещения и ростом самосознания русского дворянства. При всем разнообразии жанров первенство оставалось за комедией. Наряду с публичными маскарадами пышным цветом расцвели и частные, устраиваемые дворянином в своей усадьбе.

Бальная и музыкальная культура дворянства

Петровские ассамблеи, которые имели своими задачами повышение статуса женщины, сближение сословий и полов, познакомили избранный круг дворян с азами танцевального искусства и новыми формами общения. Появились зачатки домашнего музицирования и песенного искусства, которое существовало главным образом в виде лирического канта и бытовой «книжной песни». «Царство женщин» на русском престоле усиливало роль женщин в танцевальной культуре, и они постепенно становились хозяйками бала. Расцвет итальянской оперы и нарастание танцевальной культуры способствовали развитию вокального и песенного искусства в дворянских домах знати. Правление Екатерины II стало временем расцвета частных балов и общественных балов в Дворянском собрании, которые стали важной частью самоидентификации дворянства. На смену салонности и церемонности постепенно пришла естественность и раскованность танцевальной культуры. Высшее общество охватило музыкальное любительство игры на фортепиано и вокала. Достижениями данного периода были крепостные, уникальные роговые оркестры, активная концертная деятельность, распространение песенной культуры. Эта эпоха характеризовались внесением развлекательного элемента в бальную культуру. Новые танцы несли в себе мощное гендерное начало, раскрепощенную атмосферу и общую эмансипацию бальной культуры. Среди дворян появлялись настоящие ценители, знатоки музыки и даже композиторы. Музыка становилась образом жизни дворянина.

Дуэли и карточные игры

Период правления Елизаветы Петровны и Екатерины II ознаменовался важным этапом становления дуэлей и карточной игры как запрещенных видов досуга дворянина. Важными итогами введения указов императрицы стало переведение уплаты карточных долгов в сферу чести дворянина и отчисление доходов набирающей силу пагубной страсти Воспитательным домам. Превращению картежной игры в стиль жизни, в общественный ритуал способствовала активная деятельность Московского Английского клуба.

В XVIII веке власти не только проводили политику запрещения дуэлей, но и утверждения физической неприкосновенности дворянства. Жестокие законы со смертной казнью не были рассчитаны на выполнение, но вызвали огромный интерес дворян, особенно побывавших за границей. Характерной чертой нового дуэльного феномена было пристрастие к дракам, которые стали частью ритуала. Для этого периода были характерны дуэли - стычки на шпагах с высоким уровнем агрессивности поединка. Несмотря на запрещение дуэлей и весьма условные наказания за них, Елизавета Петровна и Екатерина II своим законодательством провозглашали право дворянина на защиту своей физической неприкосновенности и чести. Дуэль стала идеальным средством решения конфликтов и регулятором отношений в частной жизни дворянского сословия. Честь стала главной сословной добродетелью дворянства и законом их сословного поведения.

Кодекс бытового поведения

В петровское и елизаветинское время были заложены важные основы в преобразовании дворянской семьи: запрещение насильственной выдачи замуж, допущение свободы брачного выбора, нарушение замкнутости православной семьи путем разрешения браков с иноверцами и иноземцами, образованность жениха и невесты, повышение возраста молодых. Укреплению брачных уз служили некоторые важные обряды: «обручение», «оглашение», «обыск», «венечные памяти», метрические книги для регистрации браков. Несмотря на сохранение традиционных обрядов, свадьба превращалась постепенно в торжество европейского образца с модными нарядами, танцами и заграничными путешествиями. Новшеством данного времени стали разводы дворянских семей. В основе же самой семьи, сохраняющей во многом патриархальный характер, лежали долг и семейное согласие. В эпоху правления Екатерины II и Александра I в выборе брачных партнеров появилась большая свобода, обусловленная совместными формами времяпрепровождения. Эпоха «частной жизни» научила дворянство искать новый компромиссный вариант в выборе будущих супругов: сочетание собственных симпатий и родительской воли. Влияние чувств на брак будущих супругов подтверждает увеличение тайных венчаний и увоза невест, а также возможность неравных по социальному статусу браков. Дворянская свадьба включала в себя как традиционные ритуалы венчания, так и новомодные тенденции европейского быта. Разводы представляли собой по-прежнему сложную процедуру, но были возможны в дворянской среде. Документом, служащим юридической защитой супругов, стал брачный контракт. Важным явлением стало приобретение женщиной-дворянкой исключительного права на приданое. Дворянская семья стала строиться на новых принципах. В семье возросла роль женщины, которая стала женой-другом. Власть мужа стала носить более утонченный и просвещенный характер. Отношения мужа и жены, согласно дворянским кодексам, были основаны на симпатии вкусов и взглядов.

Проникновение западноевропейской культуры в Россию в петровское, елизаветинское и екатерининское время происходило через приобщение к чтению книг, искусству, новым формам общения. В домах дворянства впервые появились личные библиотеки и коллекции. Под влиянием европейской культуры в ХVIII веке постепенно формировались эстетические вкусы и новый этикет общения московского дворянства. Этот процесс сопровождался развитием самосознания первого сословия, которое в своей основе имело нравственные православные ориентиры. Формирование мировоззрения сначала петровского артиллериста и навигатора, а затем просвещенного вельможи елизаветинского и екатерининского периодов происходило путем консервации православной традиции в сфере бытового поведения на фоне игры в европейцев. Этические нормы христианства во многом влияли на моральные принципы дворянского общества. Наиболее отчетливо это проявилось в благотворительной деятельности дворянства, которая приобрела различные формы христианского нищелюбия - создание приютов, больниц и иных богоугодных заведений.

Двойственность мировоззрения дворянина оставалась характерной чертой на всем протяжении XVIII века. Духовная жизнь его была тесно связана с нормами европейского Просвещения, а реальная повседневность и обыденное сознание практически целиком выстраивались на основе традиционных религиозных представлений о распорядке дня и образе жизни. В этих условиях объединяющей эти две тенденции в сознании дворянина были гуманистические ценности и общечеловеческие добродетели. Наглядным подтверждением этого является рост целенаправленной благотворительности дворянства в екатерининскую эпоху. Наиболее весомыми памятниками этой деятельности стали Голицинская больница и Странноприимный дом Шереметевых.

Положение женщины

Проникновение европейской культуры в Россию коренным образом изменило положение женщины-дворянки. Сначала принудительно, а затем по собственному желанию она приобщалась к светской жизни и овладевала соответствующими умениями дворянского этикета: читала книги, занималась туалетом, учила иностранные языки, осваивала музыку, танцы, искусство беседы. В то же время у нее была семья с хорошими добрыми традициями приоритета ценностей и христианской верой. Главной повседневной заботой дворянки петровского, елизаветинского и екатерининского времени оставались дети. Все аристократки придерживались православной веры, помогали монастырям и церквям, занимались благотворительностью. На уровень менталитета и ценностных ориентаций большое влияние оказывало изменение круга чтения московской дворянки. Со временем появились женские библиотеки, специальные издания для дамского чтения, дворянки начали читать романы, затем серьезную философскую и историческую литературу и, наконец, они стали ценительницами книги. Постепенно аристократки приобщились к рисованию, сочинительству, альбомному творчеству и домашним спектаклям. В конце ХVIII - первой половине ХIХ вв. некоторые из них делали переводы, сочиняли оперы, писали стихи и повести, прекрасно пели и музицировали, а также ставили спектакли. Важным доказательством интеллектуального роста московской дворянки являлось альбомное творчество и ее переписка. Все это способствовало росту самосознания московских дворянок.

Таким образом, повседневная культура дворянства в ХVIII в. в своем развитии прошла два основных этапа.

Первый этап хронологически совпадает со временем правления Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны и составляет первую половину ХVIII века. Он характеризовался столкновением и смешением в повседневной жизни двух тенденций - традиционной и европейской. Это был переломный период, прежде всего, в области изменений внешних, материальных факторов повседневной жизни дворянства. Смена внешнего облика была своего рода символичным проявлением выбора того или иного пути развития страны, выражением приверженности к определённому типу культуры, но за внешними атрибутами обыкновенно стояло важное внутреннее содержание.

Второй этап эволюции повседневной культуры дворянства приходится на вторую половину ХVIII века и совпадает со временем правления Екатерины II и Павла I. Этот период характеризовался глубоким проникновением идей Просвещения во все сферы повседневности и духовной жизни первого сословия, расцветом частной жизни дворянства, созданием определенного типа образа жизни вельможи. На этом этапе эволюции русской бытовой культуры европейские нормы быстро усваивались. Это время дало новый особый тип дворянина - просвещенного вельможу, многие представители которого стали лидерами и проводниками европейской культуры в России.

Материальная культура русского крестьянства

В прошлом русское население почти сплошь было крестьянским. Это наложило глубокий отпечаток на бытовые формы, свойственные многомиллионной народной массе. По древней традиции весь распорядок крестьянской жизни был определен земледельческими работами, длившимися с апреля по октябрь. Существовали устойчивые, переходящие от поколения к поколению приемы обработки почвы и выращивания урожая, специфический набор земледельческих орудий и промыслового инвентаря. Конструкция основного орудия, сохи, в разных местах страны была различна, что объяснялось несходством природных и почвенных условий, а также и живучими традициями. Исконно, русский крестьянин выращивал, прежде всего, зерновые - рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, гречиху, а также технические и кормовые культуры - лен, коноплю, горох, вику, клевер. Из древних пришлых культур возделывали капусту, чечевицу, арбуз, а из более поздних (XVII - XIX вв.) - кукурузу, картофель, подсолнечник, сахарную свеклу, помидоры, табак. Домашнее животноводство было представлено крупным рогатым скотом, преимущественно местных пород красной и пестрой масти, а также лошадьми (по 1-2 на средний двор), овцами, свиньями и птицей. Местами, особенно на Севере и в Сибири, немаловажное значение имели рыболовство и потребительско-промысловая охота.

В том, как расположены русские деревни и села, в их размерах, планировке можно увидеть много традиционных особенностей. Русские крестьяне при основании селений умело учитывали местные природные условия - микрорельеф, водоемы, леса, направление господствующих ветров. Большинство русских селений красиво вписано в окружающий их ландшафт, а их планировка многообразна: в одних дома стоят в одну линию вдоль дороги, вдоль реки, по берегу озера, в других образуют в плане круг, овал, прямоугольник вокруг сельской площади или церкви, в третьих — разбросаны родственными «гнездами», в четвертых — наконец, составляют улицы.

В северных и центральных районах России жилые дома выходили на улицу узкой торцовой стороной, в южнорусских районах - длинным фасадом, а в казачьих станицах и хуторах их ставили более свободно, несколько отступая от улицы, в глубине двора, и вся усадьба огораживалась высоким забором.

Наряду с общерусскими чертами в домостроительстве различных районов существовали свои особенности, проявлявшиеся в планировке усадьбы и в расположении внутренних помещений жилых и служебных построек и в применявшихся для их строительства материалах. Северорусский дом - к северу от Верхней Волги - представляет собой высокую бревенчатую постройку, состоящую из собственно избы, сеней и клети или из жилой половины с непосредственно пристроенным к ней двухэтажным двором. Распространение крытого двора в северных и центральных нечерноземных районах России было обусловлено суровыми и многоснежными зимами, вынуждавшими объединять жилые и хозяйственные постройки в одно целое. Наличники окон, карнизы, доски крылец, балконные решетки у северорусского дома украшались геометрической резьбой, разнообразной фигурной прорезью, а нередко и расписывались красками.

Южнорусский дом - к югу от линии Калуга - Рязань - Пенза - строился небольшим, низким и представлял бревенчатую, нередко обмазанную снаружи глиной, избу с сенями или саманную и кирпичную избу с деревянным, а чаще глинобитным или земляным полом. Крыша всегда делалась четырехскатной с соломенным покрытием. Внешняя архитектурная отделка здесь была беднее, чем на севере. Дворовые постройки располагались за домом и, примыкая, друг к другу, образовывали замкнутый квадрат с открытой центральной площадкой.

Посещавшие Россию иностранцы обращали внимание и на богатство самобытных форм русского народного костюма. Основные черты русской традиционной одежды, особенно мужской, были по всей стране общими. И все же область от области, север от юга, запад от востока во многих элементах костюма различались. Мужская одежда везде состояла из рубахи-косоворотки, нешироких штанов и кафтана. В женской одежде наиболее ярко выделялись два типа: северорусский и южнорусский. Женский русский костюм вообще отличался красочностью, но особенно красивым был в южнорусских районах. Там крестьянки украшали свое платье вышивкой и ткаными узорами, умело сочетая их с кумачовыми вставками, с нашитыми полосками шнура, лент, позумента и блесток. Общей для всех областей была женская рубашка с поликами (плечевыми вставками) и воротом в сборку. Рукава, плечи, ворот рубашки отделывались вышивкой или тканым узором. Северные крестьянки поверх длинной холщовой рубашки надевали сарафан, который подвязывали тканым поясом. Праздничные сарафаны шились из красивых узорчатых тканей. Девушки выделялись ношением свободно ниспадающих кос с лентами, нарядных головных венцов поверх кос, легких платочков. Головной убор замужних женщин был более сложным, обязательно закрывающим уложенные под него волосы - это праздничные повойники, кокошники, челки и др. В праздники надевали ожерелья из янтаря и местного жемчуга, добываемого в северных реках. В южнорусской деревне замужние женщины поверх рубахи с косыми поликами, перехваченной поясом, надевали паневу-своеобразную юбку из шерстяной клетчатой (чаще всего синей) ткани. Поверх рубахи носили также нагрудник - короткую одежду с рукавами и без них из домотканой материи, а поверх рубахи паневы - вышитый фартук (запон). Головным убором здесь служила кичка, стоявшая из твердой основы - собственно кички, на которую надевали тканый хохол - «сороку»; сзади к кичке подвязывали позатыльник из ткани с длинной серной поднизью.

Такую же печать своеобразия, как жилище и одежда, несла на себе и кухня. Русские люди всегда славились своим хлебосольством и стремились сделать праздничный стол изобильным. В доме с достатком традиционным угощением были заливная рыба, холодец, разнообразные пироги, холодное мясо и птица, мясные щи или борщ и куриная лапша, жареное и тушеное мясо, гусь или утка с яблоками, поросенок с гречневой кашей, яичница, молочные каши, кисели и компоты, пастилы и варенья, водка, вино, наливки, настойки, пиво, квас. Конечно, этот состав традиционной кухни менялся в зависимости от местной продовольственной базы и от имущественного состояния семьи. Никогда не следует забывать, что огромная масса населения питалась очень скромно, и недаром в русском народе сложилась меткая поговорка: «Щи да каша - пища наша».

Общественная и семейная жизнь основной массы русского крестьянства протекала в пределах своей деревни и узкой сельской округи с их давно установившимися местными обычаями, поверьями и представлениями. Значительное воздействие на мировоззрение и мораль русского крестьянства оказывала христианская церковь. Большинство придерживалось обрядов официального православия, но на Севере, в Заволжье и в Сибири немало было и старообрядцев. Впрочем, исповедуя христианские и дохристианские самобытные верования, многие крестьяне не были столь уже ревностными церковниками и ходили в храм, больше подчиняясь заведенному порядку и пользуясь случаем, чтобы встретиться с «миром», узнать новости, показать наряды.

Одним из наиболее ярких явлений общественной жизни деревни были праздники, приуроченные к христианскому календарю, но имевшие куда более ранние языческие корни, берущие начало в древнеславянском аграрном культе.

Большое значение для русских крестьян имел устный народный календарь, который давал различные практические указания относительно сроков сельскохозяйственных работ, прогнозов погоды и видов на урожай. Знатоки его, главным образом старики, пользовались всеобщим уважением. Но разумеется, календарь этот отражал как верные наблюдения над природой, так и ложные, суеверные представления. Интересно и то, что многие трудовые процессы сопровождались обрядами, которые приурочивались к важнейшим земледельческим праздникам. Такие обряды, как новогодние, масленичные, пасхальные, семицкие, троицкие, купальные и другие, по представлению крестьян, способствовали хорошему урожаю.

ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕТЕРБУРЖЦЕВ (XVIII век)

по горизонтали

2. Страна, мода которой повлияла на дворянские наряды в России.

8. Архитектор здания Городской думы на Невском проспекте, д. 33/1.

9. Архитектор Армянской церкви и Католического собора св. Екатерины.

11. Учреждение, создаваемое для нищих или людей, неспособных прокормить себя.

14. Караульщик, охраняющий ночной покой петербуржцев.

15. Архитектор здания Главного почтамта и церкви "Кулич и пасха".

16. Владелец клуба для деловых людей.

17. Вид наказания для горожан за неисполнение обязанностей, мошенничество, воровство, публичные скандалы, драки.

18. Луг, на котором располагался частный театр.

19. Покровительница Петербурга, ставшая символом верности, доброты.

по вертикали

1. Владелец первого в России Английского клуба для купцов.

3. Предприятие, на которое мог устроиться работать "пришлый" человек.

4. Императрица, первой в России сделавшая себе прививку от оспы.

5. Учреждение, открытие которого Екатерина II разрешила после пожара в Гостином дворе.

6. Владелец первого в Петербурге "танцевального зало" для незнатных горожан.

7. Чин, отвечающий за порядок и спокойствие в Санкт-Петербурге.

10. Сфера деятельности городского самоуправления.

12. Купец, на деньги которого заложили церковь Успения Божией Матери на Сенной площади.

13. Название первой в России бесплатной больницы для рядовых петербуржцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков МХК. Западноевропейская культура XVII-XVIII века

Материал содержит разработки к урокам по теме "Западноевропейская культура 17-18 вв" - новые тенденции в культуре, понятие классицизм, основные эстетические тенденции Классицизма в архитектуре (Версал...

В данной презентации раскрываются следующие вопросы:- Как жили дворяне?- Какие особенности дворянского воспитания, образования и поведения были достойны подражания?- Какие районы столичного города не...

Просмотров