Понятие литературного рода характерологические черты литературных родов. О родах поэзии и литературы. Драматические жанры в античной литературе

Словесно-художественные произведения принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами: драма, эпос, лирика.

Происхождение литературных родов. Веселовский в своей «Исторической поэтике» утверждал, что литературные роды возникли из обрядового хора первобытных народов. Он считал, что обрядовый хор, сопровождавший пляску и мимические действия, включал в себя коллективные возгласы радости и печали, из чего возникла лирика. Из выступлений запевал (корифеев) обрядового хора сформировались лиро-эпические песни (кантилены), позднее трансформировавшиеся в героические эпопеи. Из обмена репликами участников обрядового хора возникла драма.

Теория подражания (мимесиса) Аристотеля. Понятие литературного рода возникло в античной эстетике и было разработано Аристотелем в его «Поэтике», где он рассуждает о трех способах подражания в поэзии (искусстве слова): «Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя (эпос) , как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица (лирика ), или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных (драма )».

Субъектно-объектная теория Гегеля. Гегель предлагал разделять литературные роды по соотношению «субъект - объект». Он считал, что лирика субъективна, эпос объективен, драма соединяет субъективность и объективность.

Разделение поэзии на роды и виды Белинского. Белинский в своем труде «Разделение поэзии на роды и виды» разграничивал литературные роды с помощью категорий «объекта» и «субъекта» художественного познания. Эпос он представляет как объективную поэзию , «в ней не видно поэта; мир развивается сам собою, и поэт является только как бы простым повествователем того, что свершилось само собой». Лирика , напротив, «есть поэзия субъективная, внутренняя , выражение самого поэта». Драма есть «синтез» объективности и субъективности , «есть примирение эпической объективности и лирической субъективности».

В литературоведении XX в. «триаду» пытались пополнить четвертым родом (романом, сатирой, сценарием и т. д.). Причиной было наличие произведений, не в полной мере обладавших свойствами эпоса, лирики и драмы, или лишенных их вовсе – внеродовых форм, к которым относят очерки, литературу «потока сознания», эссеистику.

Литературные жанры – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Жанры либо универсальны, либо исторически локальны. Проблема жанра в самой общей форме может быть сформулирована как проблема классификации произведений, выявления в них общих – жанровых – признаков. Важнейшим жанровым признаком произведений является их принадлежность к тому или иному литературному роду. По проблематике произведения делятся на национально-исторические (масштабные исторические события), нравоописательные (оценка социально-бытового уклада) и романические (жизнь и судьба отдельной личности).

Эпос и драма имеют ряд общих свойств, отличающихся от лирики. В них воссоздаются события, протекающие в пространстве и времени. Здесь изображаются персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания. И хотя воспроизведение и в эпосе, и в драме выражает авторское осмысление и оценку характеров персонажей, перед читателями нередко предстает иллюзия полной объективности.

Драма и эпос обладают неограниченно широкими идейно-познавательными возможностями. Они свободно осваивают жизнь в ее пространственной и временной протяженности, запечатлевают самые разные характеры и соотношения их с жизненными обстоятельствами. Иначе говоря, драме и эпосу доступны любые темы, проблемы и виды пафоса.

Вместе с тем они принципиально отличаются друг от друга, так как организующим началом эпоса является повествование о событиях в жизни персонажей и их поступках.

В драме повествование не развито. Текст произведение состоит прежде всего из высказываний самих персонажей, посредством которых они действуют в изображаемой ситуации. Авторские же пояснения к словам героев сведены к ремаркам, имеющим лишь вспомогательное значение. Специфика драмы как литературного рода определяется ее предназначенностью для сценической постановки.

Слово «лирика» образовано от древнегреческого музыкального инструмента «лиры», под аккомпанемент которого пелись словесные произведения. Лирика отличается от двух других родов литературы прежде всего предметом изображения. Развернутое и детализированное воспроизведение событий, поступков, взаимоотношений людей в ней отсутствует. Лирика художественно осваивает внутренний мир человека: его мысли, чувства, впечатления. В ней максимально воплощено субъективное начало человеческой жизни.

Речь в лирике выступает главным образом в экспрессивной функции, она активно воплощает эмоциональное отношение к жизни высказывающегося – так называемого лирического героя.

В теории литературных родов есть и иные термины, обозначающие эмоциональную настроенность произведений: «эпичность» - величественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости, широта взгляда на мир; «драматизм» - умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой, «лиризм» - возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей.

БИЛЕТ 47. СВОЕОБРАЗИЕ ЦЕЛЕЙ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ЭПОСА КАК ЛИТЕРАТУРНОГО РОДА. ВИДЫ И ЖАНРА ЭПОСА.

В эпическом роде литературы решающую роль играет рассказ о происшедших событиях, который ведется «со стороны» - повествование. Повествование, говоря иначе, - это развернутое обозначение с помощью слов того, что произошло однажды. При этом между временем действия и временем повествования существует определенная дистанция – это одно из важнейших свойств эпической формы.

Наряду с повествованием в эпосе немалую роль играют описания – изображение предметного мира в его статике. К этому понятию относятся пейзажи, характеристики бытовой обстановки, черты наружности персонажей, их душевных состояний и т. д.

К повествованию и описанию нередко «подключаются» авторские рассуждения и высказывания персонажей: монологи, диалоги. В одних случаях автор воссоздает замкнутые в пространстве и времени картины, образуя тем самым сценические эпизоды. В других случаях автор сообщает о происходившем в длительные промежутки времени и в разных местах. Это несценические, обзорные эпизоды , в которых подробные действия персонажей отодвигаются на второй план. Соединяя в одном произведении сценические и несценические эпизоды, автор компактно и вместе с тем тщательно воссоздает процессы, протекающие в широком пространстве и на значительных промежутках времени. Эпические произведения используют весь арсенал художественных средств, доступных литературе, свободно осваивают реальность во времени и пространстве, не знают ограничений в объеме. (Только эпос может вобрать в себя такое кол-во персонажей, обстоятельств, судеб и т.п.) В эпосе важно присутствие повествователя. Это – весьма специфическая форма художественного воспроизведениячеловека. Он является посредником между изображаемым и читателем, нередко являясь свидетелем и истолкователем показанных лиц и событий.

Разные способы повествования:

Абсолютная дистанция между повествователем и персонажами. Колорит максимальной объективности. Рассказчик чужд действующим лицам. Эпическое миросозерцание (античный эпос, например, «Илиада»);

Субъективно окрашенное повествование. Повествователь смотрит на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его мыслями и впечатлениями (Бородинская битва в «Войне и мире»);

Рассказ от третьего лица. Повествующий выступает как некое «я», таких персонифицированных повествователей называют рассказчиками (Максим Максимыч в «Бэле»).

В эпосе изображаются прежде всего поступки персонажей. Основу повествования составляет характеристика действий героев. Высказывания персонажей эпических произведений часто взаимодействует с поясняющими их высказываниями повествователя. Если они сливаются, - это несобственно-прямая речь. Это речь повествователя.

Эпические жанры: рассказ, новелла, сказка, эпопея, эпическая поэма, повесть, роман.

БИЛЕТ 48. СВОЕОБРАЗИЕ ЦЕЛЕЙ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ЛИРИКИ КАК ЛИТЕРАТУРНОГО РОДА. ЖАНРОВО-ВИДОВОЕ ДЕЛЕНИЕ ЛИРИКИ.

Лирика - литературный род, выражающий мысли, чувства и переживания субъекта, провоцирующий у читателя/слушателя иллюзию сопереживания и тяготеющий к стиховой форме. Согласно теории Веселовского, лирика ведет свое происхождение от обрядового хора, как и другие роды литературы, это объяснение считается недостаточным, т.к. существовали и трудовые и бытовые песни.

Аристотель всю поэзию считал подражанием, но один из трех способов подражания определял по-платоновски: это такой способ, когда автор определяется самим собой и не меняется.

В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Если в лирическом произведении обозначается какой-либо событийный ряд, то весьма скупо без сколько-нибудь тщательной детализации. Традиционно считается, что в лирике сюжета нет .

Лирическое переживание предстает как принадлежащие носителю речи, оно не столько обозначено словами, сколько выражено. Только в лирике система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души

Лирическая эмоция – сгусток, квинтэссенция душевного опыта человека. Гинзбург: лирика – «самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». В основе – душевное озарение, результат творческого достраивания и преображения того, что испытано.

Лирика не замыкается в сфере внутренней жизни людей, их психологии как таковой. Лирика – художественное освоение сознания и бытия. Таковы философские, пейзажные, гражданские стихотворения.

Лирика способна запечатлеть:

Пространственно-временные представления

Связь чувства с фактами быта и природы

Религиозный характер и т.п.

Лирика тяготеет к малой форме (хотя есть и лирические поэмы). Принцип лирического рода литературы: как можно короче и как можно полнее. Состояние человеческого сознания воплощается в лирике либо прямо и открыто, либо по преимуществу косвенно.

Характерные черты:

Сюжета нет;

Важная реакция на события;

Лирический герой – целостный, многогранный образ;

Хронотоп фрагментарен, чаще всего – в настоящем времени;

- автопсихологичность , так как лирический герой / субъект связан с автором, его мироотношением, опытом, настроением, манерой речевого поведения и т.п.

- суггетивность – способность лирического произведения быть воспринятым так, что авторские чувства воспринимаются читателем, как свои.

В любом лирическом произведении присутствует медитация – взволнованное и психологически напряженное раздумье о чем-либо. Речь лирического произведения исполнена экспрессии , которая здесь становится доминирующим началом. Экспрессивность речи роднит лирическое творчество с музыкой.

Виды лирики:

- описательная (пейзажная);

- повествовательная (событие, эпизод)

- ролевая (монолог от лица персонажа)

- медитативная (любовная, философская)

Лирический герой (ЛЭС) – образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Это художественный «двойник» автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластического облика.

Лирический субъект – носитель переживания «я» в одном произведении.

Для Е. Г. Чернышевой: лирический субъект ближе к личности автора, чем лирический герой. Герой = роль, субъект = субъект творчества.

Ведущие лирические жанры: послание, элегия, ода, сатира, эпиграмма, эпитафия, эпиталама, сонет, рондо, триолет.

Ода – стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то значительный предмет (личность великого человека, историческое событие и пр.).

Сатира – стихотворение, выражающее негодование, возмущение поэта отрицательными сторонами жизни общества. Сатира нравоописательна: поэт в ней как бы рупор передовой части общества, озабоченной отрицательным его состоянием.

Элегия – стихотворение, исполненное грусти, неудовлетворенности жизнью.

Эпиграмма – 1) древнегреческая надпись на предметах культа; 2) короткое юмористическое или сатирическое стихотворение, чаще всего высмеивающее определенное лицо.

Эпитафия – надпись на надгробии, разновидность эпиграммы в ее первом значении.

Мадригал – антипод эпиграммы в ее втором значении – короткое полушутливое стихотворение комплиментарного характера (обычно обращенное к даме).

БИЛЕТ 49. СВОЕОБРАЗИЕ ЦЕЛЕЙ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ДРАМЫ. ВИДЫ И ЖАНРЫ ДРАМЫ.

Драма принадлежит и литературе и театру. Драматические произведения, как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Основным текстом драмы является цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. Время воспроизводимых драматургом событий на протяжении сценического эпизода не сжимается и не растягивается. Действие протекает перед глазами читателя. Драма ориентирована на требования сцены и, соответственно, тяготеет к эффектной подаче изображаемого. Ее образность характеризуется театрализующими гиперболами.

Наиболее ответственная роль в драматических произведениях принадлежит условности речевого самораскрытия героев, диалоги и монологи которых, нередко насыщенные афоризмами и сентенциями, оказываются куда более пространными и эффектными, нежели те реплики, которые могли бы быть произнесены в аналогичном жизненном положении.

Характерные черты драмы:

Специализирована для сцены;

Монологи и диалоги – основной текст;

Сюжет всегда есть;

Время и пространство ограничены:

Три единства: время, места, действия;

Хронотоп драмы: здесь и сейчас;

Дистанции между героем и читателем (зрителем) нет.

Ведущие драматические жанры : трагедия, комедия, драма как вид, трагикомедия, мистерия, мелодрама, водевиль, фарс.

Трагедия – вид драмы, основанный на неразрешимой коллизии героических персонажей с миром, трагическом ее исходе. Трагедия отмечена суровой серьезностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряженной и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа.

Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Комедия устремлена прежде всего к осмеянию безобразного (противоречащего общественному идеалу или норме): герои комедии внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению и этим выдаются в жертву смеху, который и развенчивает их, выполняя тем самым свою “идеальную” миссию.

Драма (вид) – один из основных видов драмы как литературного рода наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, но ее главная цель – не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматичных отношениях с обществом. Подобно трагедии, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий; вместе с тем ее конфликты не столь напряженны и неизбывны и в принципе допускают возможность благополучного разрешения, а характеры не столь исключительны.

Трагикомедия – вид драмы, обладающий признаками как трагедии, так и комедии. Трагикомическое мироощущение, лежащее в основе трагикомедии, связано с чувством относительности существующих критериев жизни и отказом от нравственного абсолюта комедии и трагедии. Трагикомедия не признает абсолютного вообще, субъективное здесь может видеться объективным и наоборот; чувство относительности может приводить к полному релятивизму; переоценка моральных устоев может сводиться к неуверенности в их всемогуществе или к окончательному отказу от твердой морали; неясное понимание реальности может вызывать к ней жгучий интерес или полное безразличие, может сказаться меньшей определенностью в отображении закономерностей бытия или равнодушием к ним и даже их отрицанием – вплоть до признания алогичности мира.

Мистерия – жанр западноевропейского театра эпохи позднего Средневековья, содержание которого составляли библейские сюжеты; религиозные сцены чередовались в них с интермедиями, мистика сочеталась с реализмом, набожность – с богохульством.

Мелодрама – вид драмы, пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией.

Водевиль – один из видов драмы, легкая пьеса с занимательной интригой, с песенками-куплетами и танцами.

Фарс – вид народного театра и литературы западноевропейских стран 14-16 вв., прежде всего Франции, который отличался комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, вольнодумством и был насыщен буффонадой.

Критерии разграничения литературных родов. Родовые свойства литературного произведения. Система литературных родов.

Попытки классифицировать литературу по родам предпринимались уже в античности, например, Платоном. За основу принималась организация повествования: от «Я» автора (это отчасти соотносится с современной лирикой); от героев (драма); смешанным способом (современными глазами – эпос). Несколько с другими акцентами, но также от повествования пытался решить проблему родов Аристотель. По его мнению, повествовать можно о чем-то отдельном от себя (эпос), непосредственно от себя (лирика) или дать право повествования героям (драма).
Даже по отношению к античной литературе такая методология было недостаточно гибкой, а последующее развитие литературы и вовсе ставит ее под сомнение. Так, В. В. Кожинов справедливо замечал, что знаменитую «Божественную комедию» Данте по этой классификации пришлось бы назвать лирикой (она написана от Я), но это, несомненно, эпическое произведение.

В XIX веке классическую схему членения литературы на роды предложил Г. Гегель . Несколько упрощая гегелевскую терминологию, можно сказать, что в основе эпоса лежит объективность , то естьинтерес к миру самому по себе, к внешним по отношению к автору событиям. В основе лирики интерес к внутреннему миру индивида (прежде всего автора), то есть субъективность. Драму же Гегель считал синтезом лирики и эпоса, здесь есть и объективное раскрытие, и интерес к внутреннему миру индивида. Чаще всего в основе драмы лежит конфликт – столкновение индивидуальных стремлений. Но сам этот конфликт раскрывается как событие. Проясняя этот тезис, можно сказать, что, например, у Грибоедова в «Горе от ума» объективно показан конфликт индивидов (Чацкого и представителей фамусовского общества).
Такова логика Гегеля, сильно повлиявшая на развитие теоретической мысли. Впрочем, сразу заметим, что в отношении драмы идеи Гегеля вызывают много вопросов. Пока не станем вдаваться в подробности, об этом еще зайдет речь, когда будем говорить о драме.
Теория Гегеля надолго определила взгляд на родовое членение литературы. К условиям русской литературы она была адаптирована В. Г. Белинским в статье «Разделение поэзии на роды и виды», где философско-эстетические принципы Гегеля были переформулированы в более привычную для литературоведа и критика терминологию. В русском литературоведении XIX века и в советской науке именно гегелевский подход (в интерпретации Белинского) был, безусловно, доминирующим.

Шеллинг – работа «Философия искусства». Самая важная категория романтизма – свобода . Она является разграничением литературных родов. Эпос – изображение ситуации необходимости. Лирика – свобода. Драма – сочетание элементов лирики и эпоса.
Необходимость противопоставляется свободе. Здесь проблема выбора. Герой делает его самостоятельно, но потом все развивается под знаком необходимости.

Гегель говорил: «Герой в драматическом произведении пожинает плоды собственного деяния».

Род (психол.) – поэтическое выражение поэтичного состояния: лирика – чувства, эпос – мысли, драма – боли.
На основе этих категорий:
1) лица: 1 л. – лирика, 2 л. – драма, 3 л. – эпос.
2) Времени: лирика – настоящее, эпос – прошлое, драма – будущее.
3) корреляты языковой или речевой иерархии.

Родовые свойства (Кожинов).
- на поверхности текста.
сердцевина текста.

Родовые уровни :
1) Поверхностный слой - субъектно-речевая организация (система внутритекстовых высказываний).
2) Предметный мир. Многообразие бытия в его целостности. Герой в произведении – множество качеств. «Гнев – индивидуальное свойство» (Илиада).
3) Глубинный уровень. Характер развертывания действия «тип противоречий, лежащий в основе развертывания действия.

Гегель:
Действие эпического произведения строится на ситуации.
Действие драматического произведения строится на колизии («столкновение»), а ситуация вне основного круга художественного изображения.

Драму многообразие не интересует. Ретардация - замедление действия.

Система литературных родов: опирается на поэтическое выражение психологического состояния.
Лирика – поэтическое выражение чувства.
Драма – поэтичное выражение воли.
Эпос – поэтичное выражение бытия и мысли.

Произведения художественной словесности принято объединять в три большие группы, получившие название литературных родов, - эпос, драма и лирика.

Эпос и драма имеют ряд общих свойств, отличаю­щих их от лирики. В эпических и драматических произ­ведениях воссоздаются события, протекающие в простран­стве и времени! Здесь изображаются отдельные лица (персонажи), и?с взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания. И хотя воспроизведение жизни в эпосе и драме неизменно выражает авторское осмысление и оценку характеров персонажей, читателям нередко кажется, что изображенные события произошли независимо от воли автора. Иначе говоря, произведения эпические, и в особенности драматические, могут созда­вать иллюзию своей полной объективности.

Драма и в особенности эпос обладают неограниченно широкими идейно-познавательными возможностями. Сво­бодно осваивая жизнь в ее пространственной и временной протяженности авторы эпических и драматических произ­ведений могут рисовать яркие, детализированные разно­образные картины бытия"в его изменчивости, конфликт­ности, многоплановости"" и одновременно проникать в глубины сознания людей, воссоздавать их внутреннюю жизнь. При этом оба литературных рода способны за­печатлевать самые разные характеры и соотношения их с жизненными обстоятельствами. Драма и эпос, говоря иначе, «действуют» в бескрайне широкой содержательной сфере: им доступны любые темы, проблемы и виды пафоса.

Эпические и драматические произведения вместе с тем резко отличаются друг от друга. Организующее формальное начало эпоса - повествование о собы­тиях в жизни персонажей и их поступках. Отсюда назва­ние этого рода литературы (гр. epos - слово, речь). Средства предметной изобразительности здесь исполь­зуются наиболее свободно и широко.


В драме (гр. drao - действую) повествование в сколь­ко-нибудь развитой форме отсутствует. Текст произведе­ния состоит прежде всего из высказываний самих персона­жей, посредством которых они действуют в изображаемой ситуации. Авторские же пояснения к словам героев сведены к так называемым ремаркам (фр. remarquer - замечать), имеющим лишь вспомогательное значение. Специфика драмы как литературного рода определяет­ся ее предназначенностью для сценической постанов­ки.

Слово «лирика» образовано от древнегреческого назва­ния музыкального инструмента лиры, под аккомпанемент которой исполнялись (пелись) словесные произведения. Лирика отличается от эпоса и драмы прежде всего предме­том изображения. Развернутое и детализированное вос­произведение событий, поступков, взаимоотношений людей в ней отсутствует. Лирика художественно осваивает пре­имущественно внутренний мир человека как таковой: его мысли, чувства, впечатления. В ней максимально вопло­щается субъективное начало человеческой жизни. Однако ощущение полной, «абсолютной» субъективности лирики, возникающее порой при ее чтении, является иллюзорным: лирическое творчество содержит глубокие познавательные обобщения.


Речь в лирике выступает прежде всего в ее вырази­тельной (экспрессивной) функции, она непосредственно и активно воплощает эмоциональное отношение к жизни высказывающегося (носителя речи) - так называемого лирического героя. Поэтому речевой строй лирического произведения - его важнейшее формальное начало: нюан­сы словоупотребления и построения фраз, а также рит­мическая упорядоченность текста здесь особенно сущест­венны.

Понятие литературного рода возникло в античной эстетике, в сочинениях Платона и Аристотеля. В третьей главе аристотелевской «Поэтики» говорится о сущест­вовании в поэзии (т. е. искусстве слова) трех «способов подражания»: «Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как дейст­вующих и деятельных» (20, 45). Обозначенные Аристо­телем «способы подражания» впоследствии и стали назы­вать литературными родами. Это понятие характеризует


Эпос, лирика и драма сформировались на самых ранних этапах существования общества, в первобытном синкретическом творчестве. Происхождению литературных родов посвятил первую из трех глав своей «Исторической поэтики» Ал-р Н. Веселовский (36, 200-313); в ней он доказывал, что литературные роды возникли из обрядового хора первобытных народов.

Обрядовый хор, сопровождавший пляску и мимические действия, включал в себя, по мысли Веселовского, воз­гласы радости и печали, которые выражали коллектив­ную эмоциональность. Из подобных возгласов возникла ли­рика, которая впоследствии отделилась от обряда и обрела художественную самостоятельность. Из выступлений за­певал (корифеев) обрядового хора сформировались лиро-эпические песни (кантилены). Из этих песен, впоследст­вии тоже отделившихся от обряда, возникли героические поэмы (эпопеи). И, наконец, из обмена репликами участ­ников обрядового хора возникла драма.

Теория происхождения литературных родов, выдвину­тая Веселовским, подтверждается множеством известных современной науке фактов из жизни первобытных наро­дов. Так, несомненно возникновение театральных пред­ставлений (а на их основе - и драмы) из обрядовых игрищ.

Вместе с тем в теории Веселовского не учтено, что эпос и лирика могли формироваться и независимо от обрядовых действий. Мифологические сказания, из кото­рых впоследствии сложились прозаические легенды (саги) и сказки, появились вне обрядового хора. Их не пели, а рассказывали друг другу представители племени. Лирика тоже могла возникать вне обряда. Лирическое самовыражение имело место в производственных (трудо­вых) и бытовых отношениях первобытных народов. Таким образом, существовали разные пути формирования литературных родов, и обрядовый хор был одним из ни.х.

Под влиянием литературного процесса представления о родах так или иначе менялись. Они были приведены в систему представителями немецкой эстетики конца XVIII - начала XIX в.: в работах Шиллера и Гёте, позд­нее - Шеллинга и Гегеля. В русле идей этих авторов (прежде всего Гегеля) развивал свою теорию литератур­ных родов Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» (1841). Он видел в эпосе, драме, лирике

определенные типы содержания и разграничивал роды с помощью категорий «объекта» и «субъекта» художествен­ного познания. Эпические произведения связывались с представлением об объекте. «Эпическая поэзия, - писал Белинский, - есть по преимуществу поэзия объективная, внешняя, как в отношении к самой себе, так и к поэту и его читателю» (25, 9). И дальше: «Здесь не видно поэта; мир, пластически определенный, развивается сам собою, и поэт является только как бы простым повествователем того, что свершилось само собой» (25 10). Лирика, напро­тив, понималась как сфера субъективности поэта. «Лирическая поэзия, - читаем у Белинского, - есть по преимуществу поэзия субъективная, внутренняя, выраже­ние самого поэта» (25, 10). И, наконец, драма рассматри­валась как «синтез» объективности и субъективности. Произведение этого литературного рода, по Белинскому, «есть примирение противоположных элементов - эпичес­кой объективности и лирической субъективности» (25, 16).

Эта концепция литературных родов обобщает много­вековой художественный опыт. Многие из высказанных Белинским мыслей унаследованы советским литературо­ведением, для которого особенно важен акцент на содер­жательные функции родовых форм.

Вместе с тем в названной статье есть известная односторонность: не только драма, но и любое худо­жественное произведение соединяет в себе объективность (т.е. отражает действительность) и субъективность (поскольку оно выражает осмысление писателем жизни). Об этом неоднократно говорил и сам Белинский в более поздних работах. Он, в частности, подчеркивал важность субъективного начала в эпических произведениях, прежде всего в романах и повестях.

Наряду с делением литературы на роды (эпос, лирика, драма) существует деление ее на поэзию и прозу. В обиходной речи лирические произведения нередко отожде­ствляются с поэзией, а эпические - с прозой. Подобное словоупотребление неточно. Каждый из литературных родов включает в себя как поэтические (стихотворные), так и прозаические (нестихотворные) произведения. Эпос на ранних этапах искусства был чаще всего стихотворным (эпопеи античности, французские песни о подвигах, русские былины и исторические песни и т. п.). Эпические в своей родовой основе произведения, написанные стиха­ми, нередки в литературе нового времени («Дон-Жуан» Байрона, «Евгений Онегин» Пушкина, «Кому на Руси жить


хорошо» Некрасова). В драматическом роде литературы также применяются ка-к стихи, так и проза, порой соеди­няемые в одном и том же произведении (многие пьесы Шекспира, «Борис Годунов» Пушкина). Да и лирика, по преимуществу стихотворная, иногда бывает прозаической.

В теории литературных родов возникают и иные, более серьезные терминологические проблемы. Слова «эпичес­кое» («эпичность»), «драматическое» («драматизм»), «лирическое» («лиризм») обозначают не только родовые особенности произведении, о которых шла речь, но и другие их свойства.

Эпичностью называют величественно-спокойное, не­торопливое созерцание жизни в ее сложности и много­плановости, широту взгляда на мир и его приятие как некоей целостности. В этой связи нередко говорят об «эпическом миросозерцании», художественно воплотив­шемся в гомеровских поэмах и ряде позднейших произ­ведений («Война и мир» Л.Толстого). Эпичность как идейно-эмоциональная настроенность может иметь место во всех литературных родах - не только в эпических (повествовательных) произведениях но также в драме («Борис Годунов» Пушкина) и лирике («На поле Кули­ковом» Блока). Драматизмом принято называть умо­настроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой. И, наконец, лиризм - это возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей. Драматизм и лиризм тоже могут быть свойственны всем литературным родам. Так, исполнены драматизма роман Л. Толстого «Анна Каренина» и стихотворение Цветаевой «Тоска по Родине». Лиризмом проникнуты роман Тургене­ва «Дворянское гнездо», пьесы Чехова «Три сестры» и «Вишневый сад», рассказы и повести Паустовского.

Важно поэтому различать, с одной стороны, эпос, дра­му, лирику как литературные роды, а с другой - эпич­ность, драматизм, лиризм как эмоциональную настроен­ность произведений.


Раздел второй

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ


то называют идеей. Но этот термин будет объяснен
позднее, а пока заметим, что содержание художественного
произведения заключает в себе разные стороны, для опре­
деления которых существуют три термина - тематика,
проблематика, идейн о-э моциональная

оценка. Начинать анализ, естественно, надо с того, какие характерные явления действительности нашли отражение в данном произведении. Это вопрос об особенностях тема­тики.

Именно, во всех искусствах, по мнению Аристотеля, имеется большое различие между предметом подражания, средством подражания и способом подражания. Аристотель пишет, что подражательные искусства "отличаются друг от друга тремя чертами: тем, что они воспроизводят различными средствами, или различные предметы, или различным, не одним и тем же способом". Об этом же разделении художественного подражания по средствам, способу и предмету подражания Аристотель говорит еще раз, однако разделение видов творчества по подражанию дается у Аристотеля не без путаницы. Так, в другом месте он разделяет подражание на подражание фактам настоящим или прошедшим, на подражание в субъективном представлении и на подражание долженствующему. Художнику "всегда приходится воспроизводить предметы каким-нибудь одним из трех способов; такими, каковыми они были или есть; или такими, как их представляют и какими они кажутся; или такими, каковы они должны быть". Эта путаница увеличивается еще и оттого, что поэзия, по Аристотелю, вовсе не подражает никаким реальным фактам, а только изображает их возможность.

Роды́ литерату́ры - это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому. Выделяются три рода: драма, эпос, лирика.

Данное разделение возводят к "Поэтике" Аристотеля:

подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чём-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остаётся сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех воображаемых лиц, как действующих и деятельных

Однако Жерар Женетт в своей работе «Введение в архитекст» называет это распространенное мнение «ретроспективной иллюзией» и показывает, что на самом деле это эстетическая концепция XVIII века (прежде всего аббата Баттё), безосновательно апеллирующая к авторитету Аристотеля:

сравнительно недавно возникшая теория «трех основных литературных родов», присвоив себе столь далеких предков, не только приписывает себе древнее происхождение, а значит, наделяется видимостью или презумпцией вечности и тем самым самоочевидности,- но и подтягивает под три своих литературных рода то естественное основание, которое было разработано Аристотелем, а до него Платоном, совсем для других вещей и, наверное, с большим правом.

Еще с античных времен (Аристотель «Поэтика») принято разделять литературу на три рода:

1. Эпос - охватывающий бытие во всем многообразии: пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (отличительная особенность - сюжетность).

2. Лирика - запечатлевающая внутренний мир личности в становлении и смене впечатлений, грез, настроений, ассоциаций (эмоциональность, экспрессивность, отсутствие ярко выраженного сюжета).

3. Драма - фиксирующая речевые акты действующих лиц, изначально предназначенная для сценической постановки; обладающая, с одной стороны, экспрессивностью, с другой - сюжетностью, что позволяет в этом роде литературы видеть слияние черт лирикии эпоса.

Для каждого из указанных родов литературы характерны свои специфические жанры (то есть устоявшиеся формы произведений).

Эпические жанры

Для эпоса характерны такие жанры: эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, некоторые виды очерка. Специфическая черта эпоса - организующая роль повествования: носитель речи сообщает о событиях и их подробностях, как о чем-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки, действия и облика персонажей, а иногда - к рассуждениям. Основное различие между перечисленными жанрами - в объеме произведения, а также в масштабе отображаемых событий и философских обобщений.

Эпопея - монументальное по форме произведение общенародной проблематики (напр., «Война и мир» JI. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова).

Эпическая поэма - поэтическое, в некоторых случаях прозаическое произведение, обладающее сюжетностью; как правило, произведение воспевающее славное прошлое народа, его духовное становление или устремления и т. п. (напр., «Полтава» А. С. Пушкина, «Мертвые души» Н. В. Гоголя).

Роман - произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития. По определению Белинского, роман - это «эпос частной жизни» (напр., «Обломов» А. И. Гончарова, «Отцы и дети» И. С. Тургенева).

Повесть - «средний» жанр эпического рода литературы. По объему, как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести лежит в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится нередко на статичные компоненты произведения - положения, душевные состояния, пейзажи, описания и т. п. (напр., «Степь» А. П. Чехова, «Записки из «Мертвого дома» Ф. М. Достоевского). Разграничить роман и повесть часто бывает достаточно трудно, в западном литературоведении жанр «повесть» не выделяется вовсе (там разделение происходит на две основные категории: «novel» - «роман», и «short story» - «рассказ»).

Новелла - малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает иногда повод для их отождествления - существует точка зрения на новеллу как на разновидность рассказа), но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом (нередко парадоксальным), отсутствием описательности и композиционной строгостью. Поэтизируя случай, новелла предельно обнажает ядро сюжета, сводит жизненный материал в фокус одного события (напр., ранние рассказы А. П. Чехова, Н. В. Гоголя, цикл «Темные аллеи» И. А. Бунина).

Рассказ - малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение (напр., рассказы В. М. Гаршина, А. П. Чехова, И. А. Куприна и т. д.).

Критерии разграничения литературных родов. Родовые свойства литературного произведения. Система литературных родов.

Попытки классифицировать литературу по родам предпринимались уже в античности, например, Платоном. За основу принималась организация повествования: от «Я» автора (это отчасти соотносится с современной лирикой); от героев (драма); смешанным способом (современными глазами – эпос). Несколько с другими акцентами, но также от повествования пытался решить проблему родов Аристотель. По его мнению, повествовать можно о чем-то отдельном от себя (эпос), непосредственно от себя (лирика) или дать право повествования героям (драма).
Даже по отношению к античной литературе такая методология было недостаточно гибкой, а последующее развитие литературы и вовсе ставит ее под сомнение. Так, В. В. Кожинов справедливо замечал, что знаменитую «Божественную комедию» Данте по этой классификации пришлось бы назвать лирикой (она написана от Я), но это, несомненно, эпическое произведение.

В XIX веке классическую схему членения литературы на роды предложил Г. Гегель . Несколько упрощая гегелевскую терминологию, можно сказать, что в основе эпоса лежит объективность , то естьинтерес к миру самому по себе, к внешним по отношению к автору событиям. В основе лирики интерес к внутреннему миру индивида (прежде всего автора), то есть субъективность. Драму же Гегель считал синтезом лирики и эпоса, здесь есть и объективное раскрытие, и интерес к внутреннему миру индивида. Чаще всего в основе драмы лежит конфликт – столкновение индивидуальных стремлений. Но сам этот конфликт раскрывается как событие. Проясняя этот тезис, можно сказать, что, например, у Грибоедова в «Горе от ума» объективно показан конфликт индивидов (Чацкого и представителей фамусовского общества).
Такова логика Гегеля, сильно повлиявшая на развитие теоретической мысли. Впрочем, сразу заметим, что в отношении драмы идеи Гегеля вызывают много вопросов. Пока не станем вдаваться в подробности, об этом еще зайдет речь, когда будем говорить о драме.
Теория Гегеля надолго определила взгляд на родовое членение литературы. К условиям русской литературы она была адаптирована В. Г. Белинским в статье «Разделение поэзии на роды и виды», где философско-эстетические принципы Гегеля были переформулированы в более привычную для литературоведа и критика терминологию. В русском литературоведении XIX века и в советской науке именно гегелевский подход (в интерпретации Белинского) был, безусловно, доминирующим.

Шеллинг – работа «Философия искусства». Самая важная категория романтизма – свобода . Она является разграничением литературных родов. Эпос – изображение ситуации необходимости. Лирика – свобода. Драма – сочетание элементов лирики и эпоса.
Необходимость противопоставляется свободе. Здесь проблема выбора. Герой делает его самостоятельно, но потом все развивается под знаком необходимости.

Гегель говорил: «Герой в драматическом произведении пожинает плоды собственного деяния».

Род (психол.) – поэтическое выражение поэтичного состояния: лирика – чувства, эпос – мысли, драма – боли.
На основе этих категорий:
1) лица: 1 л. – лирика, 2 л. – драма, 3 л. – эпос.
2) Времени: лирика – настоящее, эпос – прошлое, драма – будущее.
3) корреляты языковой или речевой иерархии.

Родовые свойства (Кожинов).
- на поверхности текста.
сердцевина текста.

Родовые уровни :
1) Поверхностный слой - субъектно-речевая организация (система внутритекстовых высказываний).
2) Предметный мир. Многообразие бытия в его целостности. Герой в произведении – множество качеств. «Гнев – индивидуальное свойство» (Илиада).
3) Глубинный уровень. Характер развертывания действия «тип противоречий, лежащий в основе развертывания действия.

Гегель:
Действие эпического произведения строится на ситуации.
Действие драматического произведения строится на колизии («столкновение»), а ситуация вне основного круга художественного изображения.

Драму многообразие не интересует. Ретардация - замедление действия.

Система литературных родов: опирается на поэтическое выражение психологического состояния.
Лирика – поэтическое выражение чувства.
Драма – поэтичное выражение воли.
Эпос – поэтичное выражение бытия и мысли.

Просмотров