Кроссворд на тему музыкальные инструменты для взрослых. Кроссворды на тему: "Музыкальные инструменты" занимательные факты по музыке на тему. Кроссворд на тему русские народные музыкальные инструменты

Методическая разработка. Кроссворд «Детский оркестр» для детей младшего возраста

Седова Вера Олеговна, преподаватель фортепиано, концертмейстер МДУДО ДДШИ, отделение в городе Дмитров, г. Дмитров, Московская область
Описание. Кроссворд «Детский оркестр» со стихотворными заданиями можно использовать на уроках в подготовительном и первом классах детской школы искусств в процессе ознакомления детей с музыкальными инструментами, на которых они играют в детском оркестре, для расширения кругозора обучающихся в области искусства. Кроссворд ориентирован на умеющих читать детей шести - семи лет. Кроме предложенного варианта работы преподаватель может использовать только загадки с картинками инструментов, что тоже будет интересно и познавательно для ребёнка.
Цель: разгадывание загадок кроссворда.
Задачи: обучать детей решению кроссворда, развивать любознательность ребёнка, смекалку, мышление, память, внимательность, воспитывать интерес к предмету изучения, желание играть на музыкальных инструментах в коллективном виде творчества - школьном оркестре.
Кроссворд «Детский оркестр»

Загадки с ответами.
Д
- Расскажу тебе, дружок,
В древние века
Дунул тихий ветерок
В трубку тростника.
Человек услышал вдруг
Нежный, мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный инструмент.
(дудочка)

Е - На ремне в рядок висим,
Сухо, весело трещим.
Ритм отстукивает чётко
Звонкий инструмент … (трещотка)

Т - Это мастер на все руки.
В нем живут любые звуки:
Пианино, барабан,
Скрипка, дудочка, баян…
И еще один момент,
Автоаккомпанемент.
Спецэффектов в нем не счесть,
MIDI - выход даже есть,
Клавиши и генератор...
Что же это? … (синтезатор)

С - По пластинам деревянным
Молоточками стучим.
Звука глуховатый тон
Выдаёт нам … (ксилофон)

К - Ударяешь по пластинам, -
Мы светло звучим - звеним,
Словно Эльфы, говорим.
Кампанелла мы зовёмся,
Нежным хрусталём смеёмся.
(колокольчики)

И - А на ней пастух играет
Стадо быстро собирает.
Тонко он выводит трель,
Эта дудочка - … (свирель)

Й - Я - пастушеский рожок,
Жалобный, гнусавый.
Я тонка, стройна, как змейка.
А зовут меня … (жалейка)

О - Барабан большой и малый
Дружат - не разлей вода.
Звуки ты играй ритмично,
Извлекай их без труда.
(бонго)

Р - У неё рубашка в складку,
Пляшут с нею все вприсядку.
Много пуговок на ней,
Нажимай - ка посмелей!
Может песни выводить, -
Задушевно говорить.
Веселее топай ножка,
Это русская … (гармошка)

К - Я кубинский инструмент,
Родом я - из Африки.
Палочку рукой держи,
А другой по мне стучи,
Чётко отбивая ритм...
Инструмент заговорит.
(клавес)

Е - Ими друг о друга бьют,
А они в ответ поют.
Медью звонкою блестят
В резвых пальчиках ребят.
(музыкальные тарелочки)

С - Ударяясь друг о друга,
Тренируют пальцы рук,
А в испанских песнях, танцах
Издают негромкий стук.
Не похожи на конфеты
Две скорлупки... (кастаньеты)

Т - В руки молоточки взяли,
По пластинкам застучали.
Слышите металла звон?
Так звучит … (металлофон)

Р - Я стучу как каблучок,
Как лошадка - цокаю.
Я внутри совсем пустая,
Постучи по мне, играя.
(коробочка)

Дополнительные ведения об инструментах кроссворда.

Детский оркестр можно представить различными музыкальными инструментами. Одни из них созданы на основе народных : трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон, другие - по типу инструментов симфонического оркестра : арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет.
Также детские музыкальные инструменты можно разделить на группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно - язычковые.
К струнным относятся цитра, гусли, цимбалы, арфа, на которых ребенок извлекает звук щипком или медиатором.
В духовых инструментах - дудочках, свирелях, жалейках, флейтах, саксофонах, кларнетах, триолах, кувиклах, свистульках - звук образуется от выдыхаемой струи воздуха.
Ударно - клавишные - металлофоны, ксилофоны, колокольчики - их звук возникает от удара молоточком или палочкой по клавише инструмента - имеют звукоряд.
Большую группу представляют ударные инструменты без звукоряда. Деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, клавес обладают «стучащим» тембром; треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы - «звенящим» тембром; маракасы, погремушка, коробочка имеют «шуршащий» тембр. Гулкое, резонирующее звучание у барабана и бубна.
Клавишные детские инструменты - игрушки - это пианино, рояль, электронные - синтезатор и органола.
Клавишно - язычковые - аккордеон, гармонь, баян.
Д - Дудочка - русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания - мундштук (Мундштук - от немецкого слова Mundstuck - деталь для рта - это часть устройства, которую берут в рот или прикладывают к губам).
Также дудка - общее название народных музыкальных духовых инструментов семейства продольных флейт (сопели, свирели, сопилка) в России, Белоруссии, на Украине.


Детская дудочка

Е - Трещотка - старинный русский народный ударный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Он состоит из тонких пластин из дуба, ореха или клёна, отделённых друг от друга планками и соединённых шнуром или ремешком. Звуки, извлекаемые с помощью трещотки - сухие и звонкие. Восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в свадебных обрядах, в пастушестве, а также для ритмического сопровождения пения или пляски. Трещотки украшали лентами, цветами и бубенчиками.


Трещотка

Т - Синтезатор - от английского слова Synthesizer - это электронный клавишный музыкальный инструмент. При помощи встроенных программ он позволяет воспроизводить музыку сразу нескольких различных инструментов.


Синтезатор

С - Ксилофон в переводе с греческого - дерево + звук - ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Он состоит из деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые звуки. По брускам ударяют палочками с шарообразными наконечниками - малетами или специальными молоточками, похожими на небольшие ложки. В древности на ксилофоне играли бродячие музыканты.
Тембр у ксилофона резкий, щёлкающий в форте и мягкий - в пиано. (Динамический оттенок forte [форте] в переводе с итальянского - громко, piano [пиано] - тихо).


Ксилофон

К - Колокольчики -- от итальянского слова campanelli, французского jeu de timbres, немецкого Glockenspiel – ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Звук колокольчиков светло - звенящий в пиано и яркий, блестящий - в форте.
Простые колокольчики представляют собой набор настроенных по полутонам металлических пластинок, размещённых в два ряда на деревянной раме трапециевидной формы. Расположение пластинок на них аналогично расположению белых и чёрных клавиш. (Полутон - интервал в музыке, кратчайшее расстояние между двумя звуками).


Колокольчики

И - Свирель - древний духовой музыкальный инструмент, род продольной флейты. Согласно древнегреческому мифу, свирель сделал бог Гермес, покровитель пастухов, чтобы играть во время выпаса коров. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады - Лель.
Тростник, глина, кость, дерево, бамбук, металл, серебро, фарфор, хрусталь служили материалом для изготовления свирели. На Руси инструмент делали из куска пустотелого тростника или из цилиндрического куска дерева.
В настоящее время свирель представляет собой простую деревянную или металлическую дудку. На одном её конце - свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны шесть игровых отверстий.


Свирель

Й - Жалейка - деревянная камышовая трубочка с раструбом из рога или бересты, духовой язычковый музыкальный инструмент. Звук жалейки - сильный, резковатый. Жалейка известна как жаломейка, сопель, брёлка, дуда, пищелка, флетня. На жалейке играли пастухи.


Жалейка

О - Бонго от испанского слова bongо - кубинский ударный инструмент, небольшой сдвоенный барабан африканского происхождения. Играют на бонго сидя, удерживая зажатым икрами ног. Меньший из барабанов считается «мужским», больший - «женским», основным барабаном. Бонго используются в кубинской и латиноамериканской музыке.


Бонго

Р - Гармошка - разговорное от слова гармонь - в переводе с греческого - созвучный, стройный, гармоничный - духовой язычковый клавишно - пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.
В конце лета 1941 года на фронт для поднятия боевого духа русских солдат было отправлено около 12 000 гармоней, а осенью того же года - уже более 60 000.


Гармошка

К - Клавес или Клаве - от испанского слова clave - «ключ» - простейший кубинский народный ударный инструмент африканского происхождения: две палочки из твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Музыкант держит одну из палочек в руке так, чтобы ладонь образовывала резонатор, а другой палочкой наносит по первой ритмичные удары, извлекая звуки высокого тона.


Клавес

Е - Тарелочки, тарелки – музыкальный ударный инструмент. Они известны с древних времен, встречаясь на Востоке (Китай, Индия Турция). Тарелки имеют вид дисков, сделаны из разных сплавов путём ковки и литья. Крепятся тарелки на стойках. На тарелках производят удары палочками или колотушками. Звук останавливается, если музыкант прикладывает тарелку к груди. В оркестре тарелки играют кульминационную роль. Тарелки бывают оркестровые, подвесные, пальцевые. Звук тарелок в forte резкий, блестящий, в piano - шелестящий и гораздо мягче.


Тарелочки

С - Кастаньеты - от испанского слова castanetas - “каштанки” (из - за сходства с плодами каштана) - ударный музыкальный инструмент из двух вогнутых пластин - ракушек, связанных в верхней части шнуром. Распространены кастаньеты в Испании, Южной Италии и Латинской Америке. Кастаньеты сопровождали танец и пение в Древнем Египте и Древней Греции.


Кастаньеты

Т - Металлофон - от греческих слов metallon - металл и phone - звук - ударный музыкальный инструмент, состоящий из ряда стальных пластинок разной длины, скрепленных шнурками. Прародителем современного металлофона является азиатский инструмент глокеншпиль, в основе которого лежали колокольчики.


Металлофон

Р - Коробочка - ударный музыкальный инструмент с неопределённой высотой звучания, небольшой, продолговатый, тщательно обструганный и отшлифованный со всех сторон, хорошо высушенный кленовый или берёзовый брусок с небольшой полостью - резонатором под верхней частью корпуса. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками. Ритмический рисунок, извлекаемый из коробочки, имитирует цоканье копыт.
Кроссворд с вопросами и ответами для детей 5-7 лет. Дикие и домашние животные

Кроссворд с ответами «Фортепиано» для детей, обучающихся на первой ступени школы искусств

Седова Вера Олеговна, преподаватель фортепиано, концертмейстер филиала МБУДО ДДШИ «Детская школа искусств города Дмитрова», город Дмитров, Московская область
Описание. Кроссворд внесёт разнообразие в учебный процесс в качестве повторения и закрепления изученного материала по предметам «Сольфеджио», «Фортепиано», а также пригодится преподавателям дополнительного образования при проведении самостоятельных работ, музыкальных викторин для детей первой ступени обучения (1-3 классы ДШИ).
Цель: разгадывание кроссворда.
Задачи: повторить и закрепить знания о музыкальных терминах, развивать мышление, внимание, память, смекалку, воспитывать интерес к музыкальным знаниям.

Кроссворд «Фортепиано»

Фортепиано (нем. Klavier, Pianoforte, франц. piano) - струнный ударно - клавишный музыкальный инструмент.

Вопросы.
1 - Динамический оттенок в музыке, обозначающий громкое звучание инструмента, голоса.
2 - Особенность этого музыкального лада в том, что его третья ступень отстоит от первой на большую терцию.
3 - Этот знак музыкальной нотации ставится над нотой или паузой, увеличивая их длину в полтора - два раза.
4 - Этим словом определяется скорость движения в музыке.
5 - В переводе с итальянского языка этот термин означает «чтение с листа».
6 - Этим оттенком обозначают тихую, нежную, негромкую музыку.
7 - Особенность этого музыкального лада в том, что его третья ступень отстоит от первой на малую терцию.
8 - Приём игры на музыкальном инструменте, при котором звуки плавно, связно, без пауз переходят один в другой.
9 - Графический символ звука музыкального произведения.
10 - У этого королевского инструмента крыловидный корпус с горизонтально расположенными струнами. Раньше в России его называли флигель - фортепиано (от немецкого flugel - крыло), в Германии - молоточковый клавир, flugel.
Ответы.


1 - Форте


2 - Мажор


3 - Фермата


4 - Темп


5 - Сольфеджио


6 - Пиано


7 - Минор


8 - Легато


9 - Нота


10 - Рояль


С данным кроссвордом ребёнок справится, если пройдёт предварительную подготовку по предмету сольфеджио за первый класс. При таком условии ему, во - первых, будет интересно, так как любому малышу интересно, если он с пониманием подходит к делу. Во - вторых, он самоутвердится, что знает уже многие темины, и с музыкой он на "ты". Успехов Вам в воспитании и обучении детей!

Бывает, что в школе в качестве домашнего задания задают составить . Это, в общем-то, дело не хитрое, тем не менее, эту задачу можно решить еще проще, если воспользоваться специальной программой для составления кроссвордов.

В этой статье я покажу вам в качестве примера простой музыкальный кроссворд , и расскажу, как легко можно сделать такой же самому. Кроссворд по музыке составлялся мной с учётом школьной программы – вопросы прямо простецкие.

Когда вы сами будете составлять музыкальный кроссворд, то чтобы не ломать голову над придумыванием слов и вопросов, просто откройте школьную тетрадку и пользуйтесь записями, которые вы делали на уроках. Сгодятся для этой работы разные термины, названия произведений, музыкальных инструментов, имена композиторов и т.п.

Пример музыкального кроссворда

Вот какой кроссворд получился у меня, попробуйте разгадать:

Вопросы по горизонтали:

  1. Название известной пьесы И.С. Баха для флейты.
  2. Родоначальник русской классической музыки.
  3. Оркестровое вступление к опере или балету, звучащее перед самым началом спектакля.
  4. Ансамбль четырех музыкантов, а также название одной известной басни И.А. Крылова.
  5. Произведение для хора, солистов и оркестра, заупокойная месса, есть, к примеру, у Моцарта.
  6. Ударный музыкальный инструмент, с тремоло (это такой приём игры) которого начинается 103-я симфония Гайдна.
  7. Название балета П.И. Чайковского на новогоднюю тему, в котором оловянный солдатик борется с мышиным королём.
  8. Музыкально-театральный жанр, в котором написаны такие сочинения, как «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Пиковая Дама» П.И. Чайковского.
  9. Низкий мужской голос.
  10. Один из «китов» в музыке: танец, марш и …?
  11. Музыкант, который управляет симфоническим оркестром.
  12. Белорусская песня-танец о картошке.
  13. Музыкальный инструмент, название которого сложено из итальянских слов, в переводе означающих «громко» и «тихо».
  14. Опера-былина Н.А. Римского-Корсакова о гусляре и морской царевне Волхове.

Вопросы по вертикали:

  1. Музыкальный интервал, соединяющий две рядом стоящие ступени.
  2. Австрийский композитор, автор песни «Вечерняя серенада».
  3. Знак в нотном письме, который указывает на понижение звука на полтона.
  4. Ансамбль трёх музыкантов-инструменталистов или певцов.
  5. Фамилия композитора, открывшего первую консерваторию в России.
  6. Кто написал цикл «Картинки с выставки»?
  7. Танец, который лежит в основе пьесы Штрауса «На прекрасном голубом Дунае».
  8. Музыкальное произведение для солирующего инструмента и оркестра, в котором оркестр и солист как бы соревнуются между собой.
  9. Музыкальный стиль, к которому относят творчество И.С. Баха и Г.Ф. Генделя.
  10. Австрийский композитор, который написал «Маленькую ночную серенаду» и «Турецкий марш».
  11. Польский национальный танец, например, в пьесе Огиньского «Прощание с родиной».
  12. Великий немецкий композитор, который написал много фуг, а ещё он автор «Страстей по Матфею».
  13. Созвучие трёх и более звуков.

Ответы

По горизонтали:

1. Шутка 2. Глинка 3. Увертюра 4. Квартет 5. Реквием 6. Литавры 7. Щелкунчик 8. Опера 9. Бас 10. Песня 11. Дирижер 12. Бульба 13. Фортепиано 14. Садко

По вертикали:

1. Секунда 2. Шуберт 3. Бемоль 4. Трио 5. Рубинштейн 6. Мусоргский 7. Вальс 8. Концерт 9. Барокко 10. Моцарт 11. Полонез 12. Бах 13. Аккорд

Как сделать кроссворд по музыке?

Теперь расскажу немного о том, как же я сделал это чудо. Мне помогла программа для создания кроссвордов под названием Crossword Creator . Она бесплатна, её очень легко найти в Интернете и установить (весит примерно 20 Мб – то есть мало). Перед тем, как я вышел на эту программу, опробовал ещё ряд других. Эта показалась мне самой лучшей.

Как видите, слов для угадывания в свой музыкальный кроссворд я включил не так уж много – всего 27. Вы можете использовать любое число слов. Список нужных слов просто вводится в окошечко программы, которая сама затем их распределяет по вертикали и горизонтали и красиво перекрещивает.

Нам остаётся только выбрать стиль оформления, а затем скачать готовый кроссворд. Причём скачать можно сразу несколько нужных файлов: кроссворд без ответов, он же с заполненными клеточками, список всех ответов, ну и список вопросов. Правда, вот, вопросы берутся из разных словарей, поэтому вероятнее всего, что вопросник придётся корректировать. Для примера музыкального кроссворда, который я вам продемонстрировал, вопросы я написал вручную.

Теперь очень важный момент. Как вывести сам кроссворд в графический файл? Отдельно обозначенной функции экспорта в другие форматы в программе Crossword Creator нет. По сути, мы просто копируем изображение и дальше вставляем его куда хотим. Лучше всего вставить его в какой-нибудь графический редактор: в Photoshop, например. Проще всего – в стандартный Paint, а можно прям в Word, в тот же файл, где у вас находятся вопросы.

Один технический момент. После того, как рисунок вставляется в графический редактор, нажимаем «Сохранить как» , далее вводим имя и (важно! ) выбираем формат. Дело в том, что в Paint’е по умолчанию стоит точечный рисунок bmp, а в Фотошопе свой формат, нам же выгоднее всего сохранять картинку в формате JPEG, его и выбираем.

Заключение.

Ваш кроссворд по музыке готов. Благодарю за внимание. Если находите данный материал «полезным для общества», пожалуйста, отправьте его в «Контакт», «Мой мир» или ещё куда – для этого прямо под этим текстом есть кнопочки. До новых встреч!

Кроссворд по теме «Музыка»

По горизонтали:

1. Музыкально-драматическое произведение (часто с комедийными элементами), в котором пение чередуется с танцами и диалогами. (Оперетта.)

5. Клавишный струнный музыкальный инструмент. (Фортепиано.)

7. Четырехструнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. (Скрипка.)

8. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. (Музыка.)

9. Вид музыкальных (художественных) произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными или стилистическими признаками. (Жанр.)

По вертикали:

1. Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. (Опера.)

2. Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом или голосами. (Песня.)

3. Смычковый музыкальный инструмент, средний по регистру и размерам между скрипкой и контрабасом. (Виолончель.)

4. Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. (Романс.)

5. Деревянный духовой музыкальный инструмент высокого тона в виде прямой трубки с отверстиями и клапанами. (Флейта.)

6. Артист, играющий на музыкальном инструменте. (Музыкант.)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №14»

Полысаевского городского округа

Музыкальные кроссворды

(для учащихся 3-7 классов)

подготовилаучитель музыки

Захарова Анна Александровна

г. Полысаево

Кроссворды

Слово «кроссворд» в переводе на русский язык означает «пересекающиеся слова».

Вписывая угаданные слова в нужные клетки, отгадчик получает возможность узнать контрольное слово или буквы для других слов.

В каждую клетку кроссворда вписывается по одной букве.

Задание для каждой головоломки описывается отдельно.

Интересным на уроке музыки для школьников является и отгадывание кроссвордов с вопросами по музыкальной тематике. Только предварительно учитель должен показать школьникам принцип отгадывания таких головоломок. С этой целью можно даже наглядно продемонстрировать, как надо отвечать на вопросы кроссворда и вписывать ответы в нужные клеточки.

Вот примеры нескольких кроссвордов, в составлении которых была использована тематика, изученная детьми в начальных классах.

Начнем разгадывать музыкальные кроссворды с самых простых.

I . Разгадав этот кроссворд, ты узнаешь, как на­зываются значки, которыми записываются музы­кальные звуки.

Вопросы к кроссворду:

(здесь все по горизонтали):1

II . Разгадав второй кроссворд, ты узнаешь, что надо нарисовать в начале нотного стана, чтобы определить название ноты.

Вопросы к кроссворду

(тоже пока по горизонтали):

    Что мы слышим ухом?

    Форма головки ноты.

    Музыкальное произведение как упражнение.

    Палочка с натянутым вдоль нее волосом для игры на скрипке.

Кроссворд «О ком поется в песенке»

Если все слова в кроссворде будут отгаданы правильно, то в столбце можно будет прочесть имя героини народной песенки, которая «нашла азбуку в канавке».

    Песня, которая убаюкивает.

    Песня, танец, марш - это музыкальные... кто?

    Когда поют или танцуют вместе несколько человек, это называется...

    Музыкальный «кит», под который удобно шагать.


Контрольное слово по вертикали - «лиса», героиня русской народной песни «Уж как шла лиса по травке».

Кроссворд «Герой музыкальной сказки»

Если правильно отгадать кроссворд, то в выделенном столбце можно прочесть имя героя музыкальной сказки композитора С. С. Прокофьева.

    Музыкальная страна, в которой все поют.

    Музыкальный «кит».

    Увертюра М. И. Глинки «Арагонская...».

    Большая песня главного героя.


Если слова будут вписаны правильно, то в выделенном вертикальном столбце можно будет прочесть контрольное слово - Петя, имя героя музыкальной сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».

Кроссворд «Музыка М. И. Глинки»

Для того чтобы отгадать этот кроссворд, надо вспомнить оперу М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Если все слова в кроссворде будут вписаны правильно, то в вертикальном столбце можно будет прочитать слово, которое обозначает в опере большую песню главного героя.

    Главный герой сказочной оперы М. И. Глинки.

    Злой волшебник из оперы «Руслан и Людмила».

    Великий русский поэт, написавший сказочную поэму, по которой М. И. Глинка создал оперу «Руслан и Людмила».

    Легендарный русский певец, персонаж оперы «Руслан и Людмила».


Кроссворд с подсказкой «Инструменты народного оркестра»

Впишите в горизонтальные линии названия музыкальных инструментов народного оркестра. Подсказкой послужит вписанное в кроссворд по вертикали слово «народный».

    Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя.

    Древнейший струнно-щипковый инструмент.

    Такой инструмент считается главным в струнной группе симфонического оркестра, но он есть и среди народных инструментов. Его так и называют - народная...

    На этом инструменте часто играли пастухи. Это пастуший...

    Струнный инструмент, напоминающий балалайку.

    Шумовой инструмент с кожаной перепонкой, натянутой на обруч с бубенчиками. Играть на нем можно ударом или потряхиванием.

    Струнный инструмент, на котором играют, ударяя по струнам специальными ложечками.



Кроссворд «Жанры народных песен»

В каждой строчке этого кроссворда вписано название жанра народных песен. Только слоги в этих названиях перепутаны.

Переставь слоги так, чтобы в каждом ряду получилось пра­вильное название жанра народных песен.

ДО ТРУ ВЫЕ (трудовые)

РЯДО ОБ ВЫЕ (обрядовые)

ЧЕС КИЕ ЛИРИ (лирические)

Е ВОДНЫ ХОРО (хороводные)

РИЧЕС КИЕ ИСТО (исторические)

Кроссворд «Вспомни ноты»


Думается, каждый из нас знает названия семи нот. Попробуйте вписать эти названия в горизонтальные ряды, пользуясь «словом-подсказкой».

Кроссворд «Музыкальные инструменты»

Если вы впишете в горизонтальные ряды названия семи музыкальных инструментов, то правильные ответы помогут вам угадать название восьмого, которое можно будет прочесть в вертикальном ряду. Подсказка: в названии большинства этих инструментов имеется буква «а».

    Шумовой музыкальный инструмент, играть на котором можно, ударяя в него или потряхивая им.

    Фортепиано для тех, кто только учится на нем играть.

    Какой струнный инструмент чаще всего используется в составе рок-групп?

    Духовой музыкальный инструмент с самым высоким звуком.

    Струнный инструмент с самым низким звуком, на котором играют, «пощипывая» струны.

    Струнный инструмент, который называют «душой оркестра».

    Самый веселый музыкальный инструмент, под звуки которого хорошо маршировать.


Кроссворд «Музыкальный спектакль»

Впиши в горизонтальные ряды правильные ответы, и в вертикальной строчке можно будет угадать, как называется музыкальный спектакль, в котором все исполнители не говорят, а поют.

    Если в опере поют все исполнители, которые присутствуют на сцене, то это называется...

    Если на сцене стоит певец, то чаще всего он поет...

    Как называется музыкальное вступление к опере или балету?

    Так в опере называется большая песня главного героя.

    Музыкальный спектакль, в котором все танцуют.


Еще несколько нижеприведенных заданий требуют дополнительных знаний о музыке, но, возможно, они тоже окажутся полезными для домашних и учебных развлечений.

Кроссворд «Музыка М. И. Глинки»-2

Чтобы отгадать этот кроссворд, вам придется вспомнить героев опер М. И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», а также то, какие еще произведения написал этот композитор. Учтите, что в клеточку с цифрой также надо вписывать нужную букву.

По горизонтали:

    Имя дочери Ивана Сусанина

    Фамилия поэта, на сюжет сказочной поэмы которого Глинка написал свою оперу.

    Романс Глинки о весенней птичке.

По вертикали:

    Польский танец из оперы Глинки «Иван Сусанин».

    Главный герой оперы Глинки.

    Имя приемного сына Ивана Сусанина.

    Название симфонической фантазии Глинки, написанной на темы двух русских народных песен. Об этой фантазии Чайковский сказал: «Из нее вышла вся наша симфоническая музыка, как дуб из желудя».


Головоломка «Ступеньки»

Все слова этой головоломки начинаются на букву «Б». Каждое последующее слово длиннее предыдущего па одну букву, отчего написанные столбиком слова будут напоминать ступеньки.

    Великий немецкий композитор и органист, фамилия которого в переводе означает «ручей».

    Вид искусства, в котором все содержание передается через танец.

    Венгерский композитор, создавший музыкальный цикл для фортепиано под названием «Детям».

    Великий композитор, который в середине жизни потерял слух.

    Музыкальное произведение, название которого в переводе с итальянского означает «песня лодочника».


Головоломка «Лесенка»

Все слова-ответы этой головоломки начинаются с буквы «Ш». Их надо писать в столбик. Маленькая подсказка: слова-ответы 1 и 2 , а также 3 и 4 равны между собой.


Головоломка «Эскалатор»

Все слова этой головоломки начинаются с буквы «А». Ответы головоломки надо писать в столбик, тогда получатся ступеньки, напоминающие эскалатор. Маленькая подсказка: слова 1-3,4-5 и 6-7 равны.

    Струнный инструмент, ближайший родственник скрипки.

    Струнный музыкальный инструмент, на котором играют, перебирая пальцами его струны.

    В опере так называется большая песня главного героя.

    Большая ария.

    Имя принцессы, героини балета П. И. Чайковского «Спящая красавица».

    Маленькая ария.

    Перерыв между действиями оперы или балета.

    Коллектив исполнителей-музыкантов.


Кроссворд «Вспомни «Евгения Онегина»

Если отгадать этот кроссворд, то по вертикали можно будет прочесть фамилию одной из героинь оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

    Русский композитор, руководитель музыкального кружка «Могучая кучка».

    Опера А. С. Даргомыжского по драме А. С. Пушкина.

    Герой оперы композитора А. П. Бородина.

    Имя героя оперы М. И. Глинки.

    Композитор, основоположник русской классической музыки.

    Музыкальный «кит».


Контрольное слово по вертикали – Ларина.

Чайнворд «Музыкальная спираль» (опера).

Каждая последняя буква слова является первой буквой следующего слова.

Чайнворд «Музыкальная тропинка» (пение).

Последняя буква слова является первой буквой следующего слова.

Помоги грибникам поскорее вернуться домой.


    Небольшое вокальное произведение лирического характера.

    Лирическая песня под окном возлюбленной.

    Песня действующего лица в опере.

    Поэт 19 века, на слова которого написана песня «Нелюдимо наше море» (1829).

    Слово, обозначающее «профессиональное пение».

    Известнейший русский оперный певец-тенор, Народный артист СССР.

    Современная эстрадная певица.

    Имя Народной артистки СССР Образцовой.

    Полный сбор в театре, когда все билеты на данный спектакль проданы.

    Торжественная песня - символ государства.

    Иное название мелодии.

    Инструментальный проигрыш перед началом пения.

    Замечательный певец, артист эстрады, народный артист России, участник «Аншлага».

    Имя ведущей «Аншлага» Дубовицкой.

    Исполнительский коллектив певцов, музыкантов и т. д.

III . Кроссворд «Волшебный замок» (темпы исполнения произведений)

Если верно впишешь в клеточки по горизонтали слова, обозначающие темп исполнения музыкального произведения, то по вертикали прочтешь имя известной певицы.

    Не спеша.

    Очень медленно, широко, протяжно.

    Медленно.

    Медленно, спокойно.

IV . Кроссворд «Плоды»

Е
сли верно впишешь в клеточки по горизонтали слова, обозначающие нарисованные плоды, то прочтешь по вертикали название деревянного духового инструмента.

V . Кроссворд «Рояль»

Если правильно расставишь буквы по горизонтали, то по вертикали прочтешь название музыкального лада.


    Знак альтерации.

    Знак альтерации.

    Ударение в музыке.

    Клавишный инструмент.

    Одновременное созвучие 3-х и более музыкальных звуков.

Чайнворд «Большой барабан»

      Несозвучие в музыке.

      Интервал.

      Одновременное звучание трех и более звуков.

      Интервал, который можно обозначить цифрой 10.

      Ударение в музыке.

      Скорость движения в музыке.

      Знак молчания в музыке.

      Быстрый музыкальный темп.


VI . Кроссворд «Египетская пирамида»


Более 5 тысяч лет тому назад египтяне построили пирамиды, сохранившиеся до нашего времени.

Если ты сумеешь построить пирамиду, ответив на вопросы, тогда прочитаешь по вертикали название медного духового инструмента.

1. Какой цифре соответствует этот интервал?

2. Название этого знака.

    Старинный испанский медленный танец в трехдольном размере.

    Старинный музыкальный инструмент - маленький орган.

VII . Кроссворд «Гитара»

По вертикали:

По горизонтали:

    Часть оперы.

    Части нотного текста, отделяемые друг от друга вертикальными чертами.

    Расстояние между двумя звуками по высоте звучания.

    Сколько тонов в тритоне?

    Приспособление для изменения характера звучания в музыкальных инструментах.

    Клавишный инструмент симфонического оркестра, по звучанию напоминающий звон колокольчиков.

    Последовательность звуков, образующая напев.

    Исполнение вокального произведения.

VIII . Кроссворд «Ксилофон» (жанры произведений)


Вопросы к кроссворду:

    Короткое музыкальное вступление, предшествующее основной части музыкального произведения (в сонате, симфонии, в опере).

    Музыкальное произведение типа концерта для инструмента соло, но с менее развитыми частями.

    Пьеса виртуозного характера с частой «капризной» сменой настроений, с многими неожиданными эффектами.

    Крупное оркестровое произведение, состоящее обычно из 3-4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом.

    Крупное музыкальное произведение для пения обычно с оркестровым сопровождением, состоящее из сольных, ансамблевых и хоровых частей.

    Музыкальное произведение для одного или двух инструментов, состоящее обычно из 3-4 частей, объединенных общим художественным замыслом.

    Умеренный или быстрый танец в трехдольном размере.

    Музыкальная пьеса как вид упражнения.

I
X
. Кроссворд «Музыкальный треугольник» (Композиторы)

Вопросы к кроссворду:

По вертикали: 1. Известнейший современный российский композитор, автор замечательных песен.

По горизонтали: 2. Автор оперы «Князь Игорь». 3. Норвежский композитор. 4. Французский компо­зитор. 5. Известный прибалтийский композитор, ав­тор многих песен, написанных для А. Б. Пугачевой.6. Русский композитор, автор опер «Рогнеда», «Вражья сила» и др. 7. Российский композитор, автор песни «Одинокая гармонь» и др. 8. Русский композитор, автор «Музыкальной табакерки», «Кикиморы» и др. 9. Итальянский композитор, автор оперы «Риголетто». 10. Финский композитор 19 века. 11. Известнейший композитор современности, лауреат Государственных премий СССР, лауреат Ленинской премии, Народный артист России, Герой Социалистического Труда. 12. Популярный композитор России, автор «Гимна демократической молодежи мира», песен «Вася-Василек», «Эх, дороги» и др.

X . Кроссворд «Виолончель» (исполнители)

Вопросы к кроссворду:

По вертикали:

    Величайший виолончелист современности.

По горизонтали:

    Польский композитор XIX века.

    Известный российский скрипач.

    Знаменитый симфонический дирижер, композитор и пианист, Народный артист СССР.

    Российский пианист.

    Известная ленинградская (петербургская) певица.

    Гениальный российский пианист, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда.

    Знаменитый американский пианист.

    Выдающийся российский скрипач, Народный артист СССР.

    Известная российская арфистка.

XI . Кроссворд «Шарманка»

По горизонтали: 1. Знак, выставляемый в самом начале каждой строки нотоносца. 2. Отдельный снимок на киноленте. 3. Краткое содержание оперы, оперетты, балета. 13. Выдающийся норвежский композитор 19 века. 14. Прибор из двух стекол, используемый при ненормальном зрении. 15. В музыке называется «акцент». 17. Молдавский танец.20. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.21. Знак повторения в музыке.

По вертикали: 1. Переложение оркестровой пьесы для фортепиано. 4. Ударный музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей, с бубенчиками по краям. 5. Азербайджанский и армянский струнный щипковый инструмент. 6. Струнный щипковый музыкальный инструмент народов Закавказья, Ирана, Афганистана, Турции. 7. Переливчатый, дрожащий звук от быстрого чередования двух соседних тонов (звуков). 8. Небольшое вокальное произведение лирического характера. 9. Высота звучания голоса или инструмента. 10. Приспособление для издания свиста. 11. Старинный французский танец оживленного характера. 12. Тот, кто звонит в церковные колокола. 15. Забота о ком-либо, оказание помощи кому-либо. 16. Французский композитор 18 века. 18. Группа певцов, совместно исполняющих вокальное произведение. 19. Расстояние по звучанию между двумя звуками.

XII . Кроссворд «Живопись и музыка»

По горизонтали:

    Пьеса Э. Грига, рисующая наступление нового дня.

    Герой оперы М. Мусоргского, который очень похож на образ священника в картине И. Репина «Протодьякон».

    Красота, благозвучие.

    Русский композитор, который обладал «цветным» слухом.

    Французский композитор, которого называли импрессионистом в музыке.

По вертикали:

    Что чаще всего вдохновляет художников и композиторов на творчество?

    Литовский композитор-художник.

    Русский художник, которому М. Мусоргский посвятил свой цикл «Картинки с выставки».

    Музыкальная краска.


XIII . Кроссворд «Литература и музыка»

Вопросы

    Музыкальный спектакль, основа которого - танец.

    Древнегреческий певец, герой мифов.

    Музыкальный спектакль, где все артисты поют.

    Дом, предназначенный для постановки спектаклей.

    Ансамбль из четырех исполнителей.

    Песня романтического содержания с инструментальным сопровождением.

    Литературная основа оперы или балета.


XIV . Кроссворд «Средства музыкальной выразительности»


По вертикали:

    Благозвучие.

    Струнный инструмент.

    Музыкальная мысль, «душа» музыки.

    Сила звука.

    Способ изложения музыкального материала.

    Окраска музыкального звука.

По горизонтали:

    Чередование звуков различной длительности.

    Взаимосвязь музыкальных звуков, их согласованность.

    Вид фактуры.

    Скорость движения музыки.

    Способ извлечения музыкальных звуков.

    Чередование сильных и слабых долей.

    Одновременное звучание нескольких звуков.

Ответы на кроссворды


Кроссворд I. Ответ: НОТЫ

Кроссворд II. Ответ: КЛЮЧ

Чайнворд «Музыкальная спираль» (опера) . ОТВЕТЫ:


Ч
айнворд «Музыкальная тропинка» (пение). ОТВЕТЫ:

Кроссворд III «Волшебный замок» (темпы исполнения). Ответ: Алла.

Кроссворд IV «Плоды». Ответ: ГОБОЙ



Кроссворд V «Рояль». Ответ: МИНОР

Чайнворд «Большой барабан».

Кроссворд VI «Египетская пирамида». Ответ: ТРУБА



Кроссворд VII «Гитара».

Кроссворд VIII «Ксилофон».


Кроссворд IX «Музыкальный треугольник». Ответ: БОГОСЛОВСКИЙ


Кроссворд X «Виолончель». Музыканты.


Кроссворд XI «Шарманка»


Просмотров