Конспект урока на тему "Певцы русской старины" (3 класс). Былина. Певцы русской старины: Баян. Садко Кто такие баян и садко

МОУ ЗСОШ №6 РТ Нигматзянова Э.Ф.

Былина – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863).

Средства художественной выразительности

В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.

Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова: …ета коса, коса , …из далече-далече , дивным дивно (повторения тавтологические), но и нагнетение синонимов: биться-ратиться , дани-пошлины , (повторения синомимические), зачастую окончание одной строки является началом другой: А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град… , нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест», при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения: таким образом (при том предельно детализировано) изображается седлание коня: Ай выходит Добрыня на широкий двор, / Он уздае-седлае коня доброго, / Налагает ведь он уздицу тесмяную, / Налагает ведь он потнички на потнички, / Налагает ведь он войлоки на войлоки, / На верёх-то он седелышко черкасское. / А и крепко он подпруги подтягивал, / А и подпруги шолку заморского, / А й заморского шолку шолпанского, / Пряжки славныя меди бы с казанския, / Шпенечки-то булат-железа сибирского, / Не красы-басы, братцы, молодецкия, / А для укрепушки-то было богатырскии . К «общим местам» относятся также описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне. Подобные устойчивые формулы народный сказитель мог комбинировать по собственному желанию.

Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием – эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.

Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.

Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).

Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет

Сюжеты былин

Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко , Михайло Потык , Иван Годинович , Дунай , Козарин , Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична , Хотен Блудович ); борьба с чудовищами (Добрыня и змей , Алеша и Тугарин , Илья и Идолище , Илья и Соловей-разбойник ); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром , Илья и Калин , Добрыня и Василий Каземирович ), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев ). Былины - русские народные

Былины написаны тоническим стихом, в котором может быть разное количество

Садко (Богатый гость ) - герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в

По наиболее полному варианту (Сорокина), Садко был сначала бедным

Ждёт не дождётся Любава своего беспокойного мужа. Она не понимает его мечтаний и горько сетует на судьбу. Пришёл Садко; с любовью она бросается к нему, а он её и слушать не хочет: околдовала его своей красотой царевна Волхова. Вспомнилось ему обещание морской царевны, и решил он пойти на люди, попытать своего счастья.
На новгородской пристани у Ильмень-озера вокруг заморских торговых гостей толпится народ. Купцы и настоятели со скоморохами смеются над рассказами гусляра о рыбе чудной золото-перо, что водится в Ильмень-озере; Садко предложил им биться об заклад. Забросил он сеть в озеро и вытащил её с тремя рыбами золото-перо, а мелкая рыбёшка превратилась в слитки золота. Садко стал самым богатым человеком в Новгороде. Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил 30 кораблей и один корабль. Заморские купцы – варяжский, индийский и веденецкий – рассказывают о своих странах, чтобы Садко знал, куда держать путь. Корабли отплыли в дальние неведомые края.
Прошло 12 лет. Однажды остановился корабль Садко среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани. Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом – всё стоит корабль с поникшими парусами. Они стали метать жребий: кого из них требует к себе царь Морской, и жребий пал на Садко. Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на неё, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся в дали. Садко остался один среди синего моря. Он ударил по струнам своих гуслей, и, словно в ответ, донеслись голоса дочерей царя Морского и царевны Волховы. Вода заволновалась, расступилась, и гусляр опустился в пучину моря.
Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царём Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню, и там ему понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять себе в жёны царевну Волхову. Подводные жители встретили молодых весёлыми танцами. Вот Садко взялся за гусли, и всё царство пустилось в неистовую пляску. На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Царство подводное погрузилось в морские глубины, Садко с Волховой в раковине, запряжённой касатками, устремились на волю, к Новгороду.
Садко уснул на зелёном берегу Ильмень-озера, убаюканный пением Волховы. И лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по зелёному лугу. Садко пробудился, услыхав горестные жалобы своей жены Любавы Буслаевны. Взошло солнце, туман рассеялся, и открылась взорам река Волхова, а по ней уже бегут и Ильмень-озеру корабли с дружиной Садко. Навстречу им высыпал народ. Все дивятся нежданному возвращению Садко с кораблями, а больше всего – широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря. Садко поведал о своих чудесных странствиях, и народ восславил гусляра, Волхову-реку и великий Новгород.

Музыка

Авторское определение жанра «Садко» — опера-былина. Это яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное действие, воскрешающее дух былинных сказов. Портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта – в монументальных хоровых сценах. Музыка насыщена яркими, выпуклыми контрастами. Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых главным выразительным средством является народная песенность.
Опера открывается величавым оркестровым вступлением «Окиан-море синее».
Картина 1-я – большая хоровая сцена, насыщенная буйным весельем. Её среднюю часть составляют 2 эпизода: степенная, неторопливая былина Нежаты и сцена с хором, в центре которой его певучий речитатив «Кабы была у меня золотая казна», незаметно переходящий в арию. Картина завершается задорной пляской скоморохов, которая сплетается с музыкой начального хора. Картина 2-я чередует фантастические и лирические сцены. Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегу Ильмень-озера и подготавливает начало задумчиво-печальной песни Садко «Ой ты, темная дубравушка». Хор девиц подводного царства с колоратурным пением морской царевны выдержан в прозрачных светлых тонах и полон безмятежного покоя. Прощание Садко и Волховы прерывается доносящимися издали таинственными сигналами труб и призывами Морского царя.
Четвёртая картина занимает центральное место в композиции оперы. Она состоят из двух частей: монументального хорового торжища и эпизодов, связанных с Садко. В первой части могучие хоры народа, монотонное пение калик перехожих, озорные скоморошьи припевки и наигрыши, таинственные пророчества волхвов тесно переплетаются, объединяясь в развёрнутый ансамбль, подготавливающий появление Садко. Следует ряд речитативных эпизодов которые венчаются торжественным хором «Слава, слава тебе, молодой гусляр» и сверкающим фанфарным лейтмотивом золота. Суровая, мужественная песня Варяжского (скандинавского) гостя сменяется созерцательно-лиричной песней Индийского гостя и светлой, льющейся широким мелодическим потоком песней Веденецкого (венецианского) гостя. Садко запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная» (мелодия и текст народные), которую подхватывают дружина и народ.
Оркестровое вступление к 5-й картине рисует морской пейзаж. В хоровой сцене Садко с корабельщиками, передавая их недобрые предчувствия, мелодия песни «Высота ль…» приобретает печальную окраску. Ария Садко (прощание с дружиной) близка к скорбным протяжным народным напевам. Оркестровый эпизод, построенной на темах моря, золотых рыбок и Морского царя, изображает погружение Садко в пучину. Картина 6-я начинается хором девиц подводного царства. Яркими оркестровыми красками переливается «Шествие чуд морских». Радостная свадебная песня сменяется колоритными танцами речек и ручейков. Плясовая песнь Садко, вначале спокойная, постепенно оживляется, превращаясь в неистовую пляску. Звучит грозный речитатив Старчища на фоне могучих аккордов органа. Последняя картина открывается проникновенной, лирически теплой колыбельной песней Волховы. Ярким контрастом её звучат тоскливые причитания Любавы, переходящие в радостный любовный дуэт. Вновь слышна мелодия песни «Высота ль, высота», которая служит основой монументального ансамбля с хором, венчающего оперу мощным, ликующим гимном.

«Приходите в гости к нам

(В гостях у сказки)»

1. Если вы так уж боитесь Кощея

Или Бармалея и Бабу Ягу,

Приходите в гости к нам поскорее,

Там, где зеленый дуб на берегу.

Там гуляет черный котище ученый,

Пьет он молоко и не ловит мышей,

А на цепи сидит Горыныч-змей.

ПРИПЕВ: Приходите в гости к нам,

Поскорей приходите в гости к нам!

Кот про все расскажет вам,

Потому что он видел все сам.

Ах, как тихо и темно!

Ах, как чудно и чудно!

Ах, как страшно и смешно,

Зато в конце все будет хорошо!

2.Ты узнаешь много волшебных историй:

Зря всех пугал своею бородой.

А в конце концов, всему свету на диво,

После приключений, сражений и драк,

Станешь ты веселый, как Буратино,

И умный-умный, как Иван-дурак!

4 четверть
Сюита "Пер Гюнт" Эдварда Грига


Тип урока: открытие нового знания

Жанр урока: тематический

Цель: Знакомство с развитием чувств в музыке, с ее выразительным, изобразительным и темповым развитием на примере музыки сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига.

Задачи урока:

    познакомить с понятием симфоническая сюита, драма, с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига;

    через знакомство с сюитой «Пер Гюнт» повторить основные музыкальные жанры: песня, танец и марш;

    формировать интерес к инструментальной музыке;

    развивать умение внимательно слушать, выражать свое впечатление об услышанной музыке; передавать через пластику своего тела интонационные особенности музыки.

Музыкальный материал: Э. Григ «Утро», «Песня Сольвейг», «В пещере горного короля», «Дорога добра» Минкова

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

Введение в атмосферу урока музыки: эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.

Вход в класс под «Утро» Грига

Приветствие:

Здравствуйте, ребята

Здравствуйте.


II . Актуализация знаний

    Исходная мотивация.

У: Знакома ли вам эта мелодия? Вы где-нибудь ее слушали? (Да. В мультфильмах и сказках).

У: А вы знаете, ребята, как эта музыка называется и кто его написал? (ответы учащихся)

2.Этап целеполагания.

У: Значит сегодняшняя наша задача какая, ребята? (Узнать как называется эта музыка и кто её создал, а также историю ее создания.)


III этап (основной) – погружение в тему урока

У: А это значит, сегодня мы будем говорить об образах утренней природы. С чего же начинается утро , ребята? (С пробуждения природы, с восхода солнца)

1.Путешествие в страну Норвегию.

У: Будем еще говорить о развитии музыки и о том, какими средствами оно достигается. Для этого я предлагаю вам отправиться в страну Норвегию . Норвегия находится на севере Скандинавского полуострова, совсем рядом с Северным Ледовитым океаном. Берега этой страны омываются Норвежским морем. Норвегия имеет большую протяженность береговой линии. Природа здесь необычно красивая и суровая. Представьте себе величественные норвежские скалы, красивейшие заливы, бухты, фьорды, вытянулись в живописный вид, и представляют собой удивительную и

незабываемую картину. Из-за движения ледников несколько тысяч лет назад образовался уникальный ландшафт. Имя этому явлению – фьорды. Это не просто участки океана, врезающиеся в сушу, это душа Норвегии, её достояние, каждый из них по-своему неповторим. Нетронутая скандинавская природа, чистейшая вода живописнейших норвежских фьордов привлекают к себе внимание. Клубящиеся водопады – вот что заставляет застыть в удивительном восхищении. Сказать, что их в стране много, значит, ничего не сказать. Их очень много! Они повсюду, где есть хоть какой - то рельеф. Скромный горный ручеек, блеснув на склоне среди леса, ниже превращается в красавца-гиганта, ниспадающего вниз густыми прядями белой воды.

А поможет нам туда перенестись с помощью музыки, созданной в той стране. Давайте закроем глаза. Звучит «Утро» Э. Грига (только начало музыки).

У: Вот мы с вами и перенеслись в страну Норвегию.

Что за дивный волшебник нарисовал для нас в музыке эти картины? Его имя Эдвард Григ. Это великий норвежский композитор, чье творчество неразрывно связано с мелодиями его родины. Один из восторженных поклонников Грига, русский писатель Лев Кассиль сказал так: «Его мелодии выпадают кристаллами». Да, действительно, напевы Грига отражают жизнь людей среди прекрасной природы Норвегии, природы своенравной, одолеть которую и подчинить людям далось нелегко. Норвежцы год за годом переживают тягостное томление северных осенних и зимних ночей, разгул бури, стужу и холодный свет северного сияния.

2.Сообщение высказываний композитора и о композиторе .

3.История создания и краткое содержание .

У: Но этой музыки могло бы и не быть, если бы не писатель Генрик Ибсен. Дело в том, что он написал драму. Драма – это литературное произведение для исполнения на сцене. Музыку к своей драме Ибсен попросил написать

Э. Грига. Хотя композитор и признавался, что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной. Получилась сюита «Пер Гюнт». Что же такое сюита? (Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру).

4.Пер Гюнт – главный герой драмы.

У: Главный герой - Пер Гюнт - смелый, обаятельный парень. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. И вот пошёл Пер Гюнт странствовать по миру. Однажды, находясь в чужой стране, ему стало тоскливо. Глядя на окружавшую его природу Пер Гюнт вспоминал свою родину. Давайте послушаем и подумаем, что же он представлял.

Слушание: «Утро» Э. Грига (полностью ).



У: Какая по характеру была музыка? Какие вы услышали звуки? Грубые они или нежные? Тихие или громкие? Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия? Грустные или радостные? Что же представил Пер? Какими еще звуками можно выразить утро? Какие музыкальные инструменты звучали в музыке? (флейта и гобой) .

Какое развитие? (Выразительное и изобразительное )

5. Разучивание отрывка песни «Утро».

Текст отрывка песни.

Солнышко всходит и небо светлеет

Природа проснулась и утро пришло.

У.: Пьеса Грига "Утро" - один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Её музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Вот почему так названо произведение – «Утреннее настроение». Но чаще его называют просто «Утро».

6. «Песня Сольвейг»

У: Продолжаем рассказ о Пер Гюнте. Полюбилась ему девушка с красивым именем Сольвейг. Посмотрите какая красавица - юная Сольвейг.

Они решили никогда не расставаться и даже назначили день свадьбы. Но, однажды, ушел Пер Гюнт со стадом в горы и пропал. День прошел, месяцы, годы, а он все не возвращался. Затосковала Сольвейг, но не переставала ждать своего возлюбленного.

Зима пройдет, и весна промелькнет

Завянут все цветы, снегом их занесет.

Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,

Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.

У: Давайте заглянем к ней в избушку и послушаем, как музыка передает чувства девушки…

( Слушание музыки - «Песня Сольвейг»)



Какое настроение у Сольвейг было?

Всегда такое? Музыка менялась?

А какой она стала? (веселая).

Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни.


Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.

Еще какая стала? (быстрая).

Что изменилось в музыке?

Когда грустила, темп был…? (медленный).

А когда думала о хорошем…? (быстрый ).

Какое еще развитие в музыке было? Что изменялось?

Динамика изменялась?

У: Когда человек волнуется, он начинает говорить громче, также и Сольвейг, когда сильно волнуется, начинает петь громче.

Развитие в музыке помогло нам представить образ Сольвейг.

Назовите, пожалуйста, какое развитие было в музыке ? (Динамическое, темповое).

7. «В пещере горного короля»



У: Во время путешествия он попадал в разные страны:

В пещеру горного короля

В Аравийскую пустыню

В страну гномов

У: Послушайте музыку и выберите из имеющихся названий, куда попал Пер?

У гномов такая музыка может быть ?(гномы веселые, добрые).

А у нас музыка добрая? (Злая).

А в пустыне? ( В пустыне жара, зной. Тоже нет).

У: Правильно, Пер попал в пещеру горного короля, к злым существам, в подземное царство троллей.

Музыка так и называется «В пещере горного короля » ( слушание)

У: Опишите внешность троллей по музыке.


Посмотрите на экран, соответствует ли ваше описание образа троллей, тому какие они на самом деле.

Пер попал в пещеру и прилег отдохнуть.

Что стали делать тролли?

Покажите жестами.

А почему подкрадываются?

Как музыка звучала? (настороженно, тихо, таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно).

Слушайте музыку и покажите жестами

Что произошло?

Как в музыке это показано? (музыка стала звучать быстрее и громче.)

А тролли сейчас приближались или удалялись?

Что это изменилось в музыке? (темп и динамика )

Да, быстрее – это темп изменился, а громче – это динамика.

У: Когда тролли подкрались к Перу, то увидели что это человек и обрадовались. Когда вам весело, на празднике каком-нибудь, например, вы что делаете от радости?

Послушаем музыку, что стали делать тролли? (танцевать)

Танец какой? ( быстрый, стремительный, дикий, страшный )

Как изменилась музыка? Как она стала звучать? (если вначале настороженная, то сейчас…?) (стала очень громкая и быстрая)

Что это в музыке изменилось? (динамика и темп)

У: Тролли устроили дикий танец вокруг Пера. Они решили женить его на своей принцессе троллихе.

Как вы думаете, Пер согласился жениться на такой уродине?

Тогда тролли стали набрасываться на него, а Пер стал отбиваться и в самом конце звучит… (сыграть) что? Удар, удар колокола. Наступило утро, а с наступлением утра вся нечисть исчезает, Пер спасен.


У: Как много нам музыка рассказала.

Что помогло нам все это увидеть и услышать? (развитие)

Какое? (динамическое развитие ).

У: Динамика изменялась, мы с вами проследили в музыке: от очень тихой до очень громкой.

И темповое развитие, темп изменялся: от медленного до очень быстрого, стремительного.

У: А сейчас мы сделаем упражнения, которые закаливают наш организм и помогают нам петь.

Дыхательная гимнастика:

Греем ладошки.

Одна рука на живот, другая за спину – дышим.

В том же положении дышим часто (дышит собачка)

Надуваем шарик.

Сдуваем шарик (на букву – с)

Шум леса (на слог – ши – руки вверх)

Нюхаем цветок.

Задуваем свечу.

Встаньте, пожалуйста.

Гимнастика Стрельниковой А.Н.:

1.Ушки (наклоны головой вправо, влево)

2. Ладошки (сжать-разжать)

3. Плечи (руки на уровне плеч, резкие движения сжать-разжать).

4. Насос (спина полукругом).

5. Кошка (повороты туловища).

6. Перекаты (качаться на ногах)

7. Рок-н-ролл (полуприседания, как танец)

Садитесь, пожалуйста.

8. «Дорога добра»



У: Ребята, а вам приходилось надолго куда-нибудь уезжать? В лагерь, например? Домой хотелось? Дом вспоминали? И хоть в лагере хорошо, весело, все равно домой хочется.

Так и Пер Гюнт. Он долго путешествовал, а счастье так и не нашел и каждый раз дом свой вспоминал. И только через 40 лет, когда он вернулся домой, увидел Сольвейг, он понял, что счастье там, где тебя ждут и любят.

У: Когда Пер и Сольвейг встретились, они взялись за руки и долго- долго смотрели друг на друга. Они теперь стали вместе. Хорошо им стало? (Когда человек один, ему плохо, а когда вместе – хорошо) .

Это счастье? Давайте мы с вами тоже все возьмемся за руки. Мы тоже стали вместе. А что такое для вас счастье?

Д/з : Подумайте дома, что такое счастье и как увеличить счастье на Земле? С родителями поговорите и мне на следующем уроке расскажете.

У: Ребята, а вам хочется, чтобы, сколько у вас счастья в жизни было? Чуть-чуть или много? Покажите сколько.

У: А теперь давайте вдохнем счастье, ощутим (почувствуем), какой чудесный аромат у него, насладимся. А сейчас еще раз вдохнем и тихонечко-тихонечко подуем, чтобы счастье заполнило весь наш класс, давайте все вместе - тихонечко дуем, счастье оно такое хрупкое. Поделитесь с гостями счастьем, чтобы всем-всем хватило. Подарим всем счастье, и пусть оно летит дальше, к мамам и папам долетит, чтобы они тоже стали счастливыми.

У: Спасибо, ребята, что вы такие великодушные. Мне особенно приятно, что сегодня передо мной были не просто девочки и мальчики, не просто ученики, а творцы: вы тоже создавали образ счастья, вы и мне помогли сегодня почувствовать счастье.

У: Каждый счастье понимает по- своему. У каждого оно свое. Но есть вещи, которые вызывают подъём и чувство счастья. Какие? (Ну, хотя бы музыка ).

У: Музыка помогает быть счастливым.

А если мы сейчас все вместе исполним песню, это будет для вас счастьем?

Я думаю, что и для гостей наших тоже, если они вместе с нами исполнят песню «Дорога добра ».



В песне есть такие слова: «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра».

Как вы их понимаете? (нужно в жизни стараться делать добрые дела, добро для других людей)

У: Если один человек всегда старается делать добро, другие люди будут от этого счастливы? Постараемся исполнить так, чтобы всем захотелось в жизни идти только одной дорогой - дорогой добра.

Исполнение песни «Дорога добра»

IV . Подведение итогов занятия

У: Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1 «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». В.М.Васнецов:

« ДА-НЕТка » Музыка- это наука. Музыка- это искусство. Картины пишет писатель. Рассказы, поэмы, повести- это творения художника. Картины пишет художник. Музыку пишет композитор. 2 нет да нет нет да да

Певцы Русской старины 3

Гусли 4 Ой, вы гусли – то яровчатые, Расскажите нашим детушкам, Как во старину-то вы играли-то, Звуки издавали гусли звонкие, Как народ вы потешали-то и радовали, Как в годину горькую вы плакали, Как богатырей Руси вы прославляли, Тех, кто защищал всю землю русскую…

Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название " гусла ". Значит гусли - это гудящие струны. Русские гусли - инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в шестом веке. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной. 5 Гусли

С коморохи Бродили скоморохи по Руси, потешали народ своим искусством. Их знали в Киевской Руси, Владимире, в Московском княжестве, в землях Новгородских - от берегов Днепра-реки до Студеного моря (Ледовитого океана). Они плясали, пели веселые потешные песни, играли на гуслях и домрах, деревянных ложках и бубнах, на дудках, волынках и похожем на скрипку гудке. 6

«У Баяна вещего, бывало, Если петь он начинал о ком, Мысль, как серый волк, в степи, бежала, Поднималась в облака орлом…» («Слово о полку Игореве», перевод Н. И. Рыленкова.) Баян 7

ГУСЛЯРЫ «Певцы русской старины ». Так называли гусляров - сказителей былин. 8

Былины - в этих старинных песнях поется о том, что происходило на самом деле, но происходило когда-то прежде, в старину В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа, и их героические подвиги Народ славил своих героев, восхищаясь их подвигами, их доблестью, мощью и великой силой. БЫЛИНЫ БОГАТЫРИ 9

В.М. Васнецов «Баян». 10

Былина о Добрыне Никитиче Н. А. Римский-Корсаков 11 Что не белая береза к земле клонится, Не шелковая трава приклоняется, - То сын перед матерею поклоняется. Кланялся Добрынюшка родной матушке, Просит он великого благословения: «Ты благослови меня, родная матушка, Ехать в дальние орды, во немирные!» Говорила тут ему родная матушка: «На кого ты покидаешь молоду жену, Молоду жену, малых детушек?..»

«Гусляры» В. М. Васнецов 12

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) Русского композитора называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: « Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе салтане », «Кощей бессмертный». 12

Песня Садко из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова Песня Садко из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко» 13

14 Трещотка Ложки Бубен Жалейка Рожок Свирель Балалайка

Вопросы на повторение О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? О чем рассказывают былины? Какие черты русских богатырей -прославляются в былинах? Кто исполнял былины в древности? Почему исполнителей былин называли певцами-сказителями? Какой инструмент сопровождал пение былины? О каких подвигах русских богатырей вы узнали из былин?


Беседа

С каким жанром народной музыки вы познакомились на прошлом уроке?

Ответ: Былины.

Какой инструмент сопровождал пение былин?

Ответ: гусли.

Учитель:

Какой инструмент вы услышали когда я входил в класс?

Ответ: гусли.

Да ребята, верно.

Учитель:

Наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси, который называется гусли. Слово «гусли» происходит от древнеславянского «густы», что значит «гудеть», а так как гудела струна, то она получила название «гусла».

Значит гусли – это гудящие струны. Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые…

Подскажите ребята?

Дети отвечают хором: это звуки.

Кто же играл на гуслях в древности?

Ожидаемый ответ: гусляры.

Показать кадр из презентации «Настрою гусли на старинный лад»… №1

Учитель:

На них играли люди – сказители, которые рассказывали медленно, протяжно, нараспев былины.

С каким певцом – сказителем мы познакомились на прошлом уроке?

Ожидаемый ответ: Садко.

Да ребята, именно Садко покорил своей игрой на гуслях самого морского царя

Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,

Как начал плясать царь морской во синем море,

Как расплясался царь морской.

Играл Садко сутки, играл и другие.

Да играл еще Садко и третьи –

А все пляшет царь морской во синем море.

Учитель:

А сейчас ребята давайте послушаем арию Садко «Заиграйте мои гусельки».

Задание: Какой характер носит эта музыка?

Ответ: народный, задорный, плясовой.

1.Слово учителя:

(репродукция картины Васнецова «Баян» см проектор

слайд 2)

Еще одним народным певцом - сказителем является Баян.

Часто этот образ является в былинах и операх.

Ребята, обратите внимание на его лицо, глаза, что вы можете сказать о них?

(горящие глаза, взволнованное лицо, взмах руки, все это говорит о том, что он является участником тех событий, о которых он повествует)

Обратите внимание на костюм

(Он руский народный)

А сейчас давайте послушаем его песню.

Прослушивание песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила».

Задание:

Какой характер носит пение баяна?

Ответ: взволнованный, напевный, задушевный, поет о чем – то сокравенном.

2.Сказка Римского – Корсакова «Снегурочка».

Учитель:

Ребята, сегодня вы познакомитесь с музыкой еще одной сказочной оперы композитора Н. А. Римского – Корсакова, которая называется «Снегурочка».

Запишите в тетради название оперы и ее автора:

Опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка»

Учитель:

Сказочную пьесу, по которой была написана опера, создал драматург А. Н. Островский. Сначала она шла просто как спектакль в драматическом театре, а затем Римский – Корсаков написал оперу по этой сказке.

Сказка начинается с пролога в котором встречается Дед Мороз и Весна.

Сейчас ребята инсценируют кусочек этого пролога.

(Инсенирование фрагмента пролога к сказке «Снегурочка»)

Звучит музыка (фон 4 сказка) и слайд природа

Идет инсценировка фрагмента.

Спасибо ребята садитесь на свои места.

Учитель:

Ребята, вот прозвучало имя пастуха Леля, того, чьи песни так полюбились Снегурочке.

Посмотрите, как изобразил его художник В. Васнецов.

(На экране слайд с изображением Леля и Снегурочки).

Учитель:

Это один из главных героев оперы, у него несколько арий, музыка которых очень напоминает народные песни. Эти арии так и называются – песни Леля.

Сопровождаются эти песни под звуки рожка. Лель не просто пастух, он музыкант, певец, всеобщий любимец. Даже Снегурочке полюбились песни Леля.

3. Слушание третьей песни Леля

Задание:

Поослушайте слова народной песни.

Учитель читает текст, а также показывает его на проекторе.

Какая музыка звучит после каждого куплета, который заканчивается словами «Лель мой, Леле Лель»?

Ответ:

Веселая, задорная, игровая.

Какие картины вы предстовляете слушая песню Леля?

Ответ:

Кажется, будто в этот момент девушки водят хороводы под музыку Леля.

Просмотр иллюстрации В. Липицкого «Песня Леля» на стр 63 учебника

Что сближает песню Леля с народной песней?

Ответ: Мелодия, повторы, фразы.

Выводы:

Учитель

В опере «Снегурочка» в частности в песне Леля есть звуки природы.При упоминании о дожде музыка имитирует звон капель, в музыкальном проигрыше слышны звуки, имитирующие пение птиц.

Учитель:

Ребята, какой приближается у нас праздник?

Ответ: Новый год

Думаю, что все с нетерпением ждут этот праздник, ждут подарков, готовят подарки.

А кто главные гости на елке, кого мы ждем?

Ответ: Дед Мороз и Снегурочка.

Вот видите, и здесь есть у на Дед Мороз и Снегурочка.

Кто напомнит мелодию этой песни?

Дети поют примерную мелодию песни.

Какой характер носит эта песня?

Давайте ее споем.

Работа над песней «Новый год»

1.Отрывки из какой новой оперы вы сегодня слушали?

Ответ:

Опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка».

2.Назовите героев оперы «Снегурочка»?

Ответ: Дед Мороз, Весна, Леший, Снегурочка.

3.Ребята а кто такой Баян?

Ответ: Нардный певец – сказитель

1.учебник стр 58 – 59, 62 – 63 .

2.выполнить задание в рабочей тетради.

Русские народные песни - важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины . Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные - масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные - свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические . Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки . Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

  • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
  • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
  • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
  • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

  • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
  • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
  • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

Просмотров