Характеристика произведения бедность не порок. Любим Торцов – главный герой пьесы Островского «Бедность не порок. Идея пьесы «Бедность не порок»

Современная литература. И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов. Корифеи. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. Русский классицизм. В.Г.Распутин «Деньги для Марии». Д.И.Фонвизин. Д.И.Фонвизин – «сатиры смелый властелин», «друг свободы». М.Ю.Лермонтов. Г.Р. Державин. Классика XX века. В.А.Жуковский. В.П.Астафьев «Царь-рыба». Муза мести и печали. «Герой нашего времени». Н.В.Гоголь. А.В.Вампилов «Старший сын». Цель урока: развитие интереса к художественной литературе.

«С.П.Сысой» - "О любви, судьбе и вечности, Тема ВОВ в творчестве С. П. Сысоя. Цветет черемуха. И вновь века промчатся над Вселенной. И запах крови, запах боли Смешался с запахами роз. "Мои молитвы и моя любовь". С. Сысой. Глава I. Семён Прохорович Сысой (1938 – 1998 г.г.). Но из строя не вышел никто, ни один, Ни один не остался в кустах. Глава II. Отчизна помнит поименно. Июнь сорок первого.

«Лицейская жизнь Пушкина» - 14 декабря был на Сенатской площади. Ю. Тыньянов «Пушкин», 1983. Лицейские годы. Близкий друг Пушкина. Судьба на вечную разлуку, Быть может, породила нас! Малиновский Иван Прозвище Казак. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей. Дельвиг гостил в Михайловском в апреле 1825 г. Прозвища Большой Жано, Иван Великий. Прозвище - Кюхля. Министр. Друг Пушкина.

«Урок литературы Грибоедов» - Отношение к свободе суждений. Экспозиция и завязка общественного конфликта. Действие 2 явление 2. Чацкий задел Софью за живое, плохо отозвавшись о Молчалине. Какие роды литературы вы знаете? Какие примеры ужасов крепостничества приводит Чацкий? Почему Чацкий не понимает, что Софья любит Молчалина? Герои, необходимые для связи сценического действия. Служба в армии. Что называется комедией? Репетилов - от слова «повторять». Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы? Какова тема монолога? Объявление Чацкого сумасшедшим.

«Толстой Юность» - Каков, по-вашему, смысл толстовского призыва: «Верьте себе»? В страстную среду в дом приезжает седой монах, духовник. Небрежность в учебе приносит свои плоды: на первом экзамене Николай проваливается. После исповеди Николай чувствует себя чистым и новым человеком. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Вопрос: Нравственные проблемы повести.

«В.А.Жуковский баллада Светлана» - Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка. А.С.Пушкин. Символический характер пространства и времени. Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил. В.А.Жуковский баллада «Светлана». Василий Андреевич Жуковский. Характерные признаки жанра баллады. Напряжённый драматический, таинственный или фантастический сюжет. Наличие фабульной основы.

Гордей Торцов

Гордей Карпыч Торцов – герой комедии А. Н. Островского “Бедность не порок”, богатый купец, отец Любови Гордеевны, брат Любима Карпыча. Имя этого персонажа говорит само за себя. Гордей Карпыч – человек гордый и заносчивый. После смерти отца он выбрал себе в наследство доходное заведение, а брату Любиму отдал деньгами и векселями. Любим Карпыч быстро промотал часть наследства в Москве, а оставшуюся часть доверил фабриканту Коршунову, который его впоследствии обманул. Гордей Карпыч, наоборот, не растерял наследство,

а приумножил и очень этим кичился.

На протяжении всего произведения прослеживаются разные эмоциональные всплески Торцова. В первом и втором действии он выступает как злой и разгневанный хозяин. Все его вокруг раздражают, включая домочадцев и гостей. Он часто кричит на своего приказчика Митю. Выплачивая ему мизерное жалование, требует, чтобы тот купил себе кафтан подороже и не ходил к ним в гости в дешевых вещах. Поведение брата и вовсе считает оскорбительным, в то время, как Любим вынужден зарабатывать себе на хлеб шутовством. Жену свою считает необразованной невеждой и не скрывает этого.

Побывав в Москве, Гордей

Карпыч решил, что ему место только в столице и в высших кругах. Теперь ничто русское ему не по нраву, а подавай только заграничное. Оттого он­ и водит дружбу с фабрикантом Африканом Савичем, который часто выпивает со своим английским директором. Однако он даже не подозревает, как хитер этот фабрикант и что именно он разорил его брата. Он даже готов отдать свою единственную дочь за этого богатого старика. К счастью, в третьем действии Любим Карпыч разоблачает Коршунова и свадьба отменяется. В этой части произведения читатель видит Гордея Карпыча с иной стороны. Это человек, способный признать свои ошибки и раскаяться. Он благодарит брата за то, что тот открыл ему глаза, и благословит дочь на брак с тем человеком, который ей мил.


Другие работы по этой теме:

  1. Любим Торцов Любим Карпыч Торцов – герой комедии А. Н. Островского “Бедность не порок”, промотавшийся брат Гордея Торцова. Этот персонаж наделен духовностью и высокими моральными...
  2. Коршунов Коршунов Африкан Савич – персонаж комедии А. Н. Островского “Бедность не порок”, богатый фабрикант из Москвы, друг Гордея Карпыча. Фамилия героя говорит сама за...
  3. Любовь Гордеевна Любовь Гордеевна Торцова – героиня комедии “Бедность не порок”, дочь богатого купца Гордея Карпыча, возлюбленная Мити. Она является одной из самых ярких героинь...
  4. Любим Карпыч Творцов – “промотавшийся” брат Гордея Торцова. Его отец умер, когда герою было около двадцати лет. Имущество с братом разделили так, что самому Любиму...
  5. Митя Митя – герой комедии “Бедность не порок”, бедный юноша, работающий приказчиком у Торцова Гордея Карпыча. Он живет в маленькой комнатушке, получает мизерное жалование, которое...
  6. Пелагея Егоровна Пелагея Егоровна Торцова – персонаж комедии “Бедность не порок”, супруга Гордея Карпыча и мать Любови Гордеевны. Это женщина со старорусским именем истинная почитательница...
  7. Краткое содержание Основные действующие лица: Гордей Карпыч Торцов – богатый купец. Пелагея Егоровна – его жена. Любовь Гордеевна – их дочь. Любим Карпыч Торцов –...
  8. Роль Любима Торцова в развитии сюжета Комедия в трех действиях “Бедность не порок” была написана Александром Николаевичем Островским В 1853 году и через год вышла...

После похорон отца Гордей поделил наследство по удобной для себя схеме — себе оставил заведение, приносящее стабильный доход, а брату отдал разницу денежными средствами и ценными векселями. Наследство исправно «работало» на Гордея, капитал его приумножился в разы, что вызывало у него обострённое чувство гордости. А Любим Карпыч быстро прогулял почти все свои деньги, а те, что остались у него обманом выманил фабрикант Коршунов. Чтобы не пропасть с голоду, Любим вынужден был подрабатывать шутом.

В начале повествования читатель знает Гордея Карпыча как сварливого и требовательного хозяина, которого все и всё вокруг раздражают от близких людей до гостей дома. Ему свойственно срываться на приказчика Митю с требованиями «выше головы», он без конца отчитывает своего брата и считает, что тот ведёт себя недостойно и оскорбительно, жену свою Гордей открыто считает глупой невеждой, не заслуживающей уважения.

Съездив на побывку в Москву, герой заболел желанием остаться там навсегда. Теперь он уверен, что его истинное место в высших кругах и только в столице. Всё, что русское ему больше не по душе, окружать себя хочется лишь заграничным и диковинным. Даже друг у Гордея соответственный появился — Африкан Савич. Фабрикант надёжно втёрся в доверие героя, не подозревающего, что именно этот богатенький старичок обманул его брата, и сейчас нацелился разорить и его самого.

Гордей Карпыч уже пообещал свою единственную дочь выдать за Коршунова, но, к счастью, Любим вовремя разоблачил мошенника, и свадьба не состоялась. После произошедшего Гордей открывается читателю с новой, незнакомой стороны человека умеющего осознавать свои ошибки, раскаиваться в содеянном и быть благодарным за оказанную помощь. Он примиряется с выручившим его братом, а дочь отдаёт под венец с тем, кто ей на самом деле люб.

Цитаты Гордея Торцова

Да такую свадьбу задам, что ты и не видывал: из Москвы музыкантов выпишу, один в четырех каретах поеду.

Какие нежности при нашей бедности!

Ты зачем? Разве здесь твое место? Залетела ворона в высокие хоромы!

Эх, кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок.

Много ты знаешь! Да что, с тебя взыскать-то нечего! Сам-то ты глуп, да и отец-то твой не больно умен… целый век с засаленным брюхом ходит; дураками непросвещенными живете, дураками и умрете.

Единственная форма, которую может принять протест в среде тёмного купечества, – это освобождение личности от уз его душной жизни... Если личность культурна, – много путей открыто перед ней. Если нет – она, чаще всего, оказывается выбитой из колеи и погибает: разбойничество, разгул, пьянство, бродяжничество, – вот, в чем выражался этот протест в древней Руси .

В такую народную, старинную форму вылился этот протест и в обстановке купеческого «самодурства». В комедии Островского «Бедность не порок» (см. её полный текст , краткое содержание и более подробные содержания отдельных действий: 1-го , 2-го и 3-го), выведен Любим Торцов, брат самодура Гордея . От природы обладающий пылким темпераментом, что называется, «широкой натурой», он при жизни отца в родной семье, где, по всей вероятности, тоже царило самодурство, поневоле должен был сдерживать себя, подчиняясь господствовавшей силе. Чем сильнее было это подчинение, чем более сменялась его страстная натура, тем могущественнее должна была пробуждаться в нем неудержимая потребность в «вольной волюшке», – стремление дать простор рвущейся к сильным, разнообразным впечатлениям душе.

Островский. Бедность не порок. Спектакль, 1969

Широко размахнулся Любим, когда вырвался на волю – кутежи, разгул, пьянство, всевозможные увлечения, – все переиспытал он, не знавший, где искать истинной свободы. Скоро спустил он все отцовское наследство, сделался пьяницей, бродягой, шутовством добывал себе пропитание . Но не пропил, не прогулял своей души Любим, и она заговорила в нем: «Страх на меня напал, – рассказывает он, – ужасть на меня нашла. Как я жил? Что я за дела делал? Стал я тосковать, да так тосковать – что, кажется, умереть лучше!»

Такие, очищающие душу, порывы людей в древней Руси приводили, обыкновенно, к монастырю (ср. «Повесть о Горе-Злосчастье»), но Любим в монастырь не пошел, – он сделался пьяницей, трудиться не стал, быть может, и потому, что брат не протянул ему руки помощи, когда он ее просил. Но под лохмотьями бродяги у него билось честное сердце, – правдивое, благодарное к тем, кто был к нему участлив.

Испытав немало горя, Любим сделался отзывчивым к чужому страданию; бездельничая сам, он, однако, умеет уважать труд. Умный и в то же время хитрый, он ловко расстраивает намерения Гордея выдать дочь свою Любовь за старого Африкана Коршунова. Он умеет и помочь юноше Мите, который питает к Любе нежные чувства, умеет и разжалобить каменное сердце Гордея.

«Человек ты, или зверь?» говорит Любим брату, становясь на колени перед ним. «Пожалей ты и Любима Торцова! Брат, отдай Любушкуза Митю – он мне угол даст. Назябся уж я, наголодался. Лета мои прошли, тяжело уж мне паясничать на морозе-то из-за куска хлеба; хоть под старость-то, да честно пожить! Ведь, я народ обманывал, просил милостыню, а сам пропивал. Мне работишку дадут – у меня будет свой горшок щей. Тогда-то я Бога возблагодарю. Брат! и моя слеза до неба дойдет... Что он беден-то! Эх, кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок!»

В этой прочувствованной, сильной речи выразился чисто русский простонародный взгляд на жизнь. Вообще вся пьеса Островского, обильная народными песнями, поговорками и пословицами, написанная чисто русским прекрасным языком, производила на современников такое впечатление своею «народностью», что один из современников поэтов-славянофилов воспел русскую сцену, обновленную этой комедией, в таких стихах:

Там... теперь гуляет быт родной;
Там песня русская свободно, звонко льётся,
Там целый мир – мир вольный и живой...
Великорусская на сцене жизнь пирует,
Великорусское начало торжествует!..
Великорусской речи склад,
Великорусский ум, великорусский взгляд,
Как Волга-матушка, широкий и гульливый!

«Шире дорогу – Любим Торцов идет!» – это восклицание хмельного Любима сделалось торжественным кличем, который пронесся в русской славянофильской литературе, после появления в свет комедии «Бедность не порок». В Любиме увидели олицетворение русской национальной души, русского ума и сердца...

То обстоятельство, что носителем «национальных идеалов» Островский выбрал павшего человека, – никого не смущало. С легкой руки

Характеристика героев произведения Островского "Бедность не порок".

  1. Любовь Гордеевна — первая из героинь Островского с горячим сердцем. . В Любови Гордеевне нет вольнолюбия, безоглядной удали, но она сильна своей прочной связью
    с патриархальной моралью. Она — человек сильный и цельный. Ее любовь к Мите — искренняя, горячая и с оттенком какой-то взрослой, материнской жалости к бедному и зависимому человеку. Ах, Аннушка, как я его люблюто, кабы ты знала! Парень-то хороший.. . Больно уж он мне по сердцу, такой тихий да сиротливый.
    Любовь Мити и Любови Гордеевны опоэтизирована Островским, она представляется
    ему идеальной, полным выражением настоящей любви, как ее понимают в народной среде. Не случайно поэтому, что отношения любящих все время как бы комментируются, сопровождаются как лейтмотивом народными лирическими песнями. Особенно тесно связана, соотнесена с фольклорной стихией Любовь Гордеевна. В соответствии со складом ее личности речь героини немногословна и сдержанна, но вся она строго выдержана в чисто народном, крестьянском стиле. Если в складе речи Мити виден приказчик, в нее проникают обороты и выражения гостинодворской галантности,
    то речь Любови Гордеевны совершенно лишена этого налета.
    В комедии Бедность не порок сталкивается идеальная любовь Мити и Любови Гордеевны, патриархальная по своей сути, с темным безудержным самодурством Гордея, которое, по мнению Островского, есть лишь искажение и опошление идеи родительского авторитета, насмешка над ней. Не случайно именно Митя напоминает матери своей возлюбленной основной принцип, основную заповедь патриархально понятой обязанности родителей по отношению к детям: За что девичий век заедаете,
    в кабалу отдаете? Нешто это не грех? Ведь, чай, вам за нее надоть будет богу ответ дать. Любовь Гордеевна и не мыслит возможности нарушить отцовскую волю и готова ей покориться, принимая предстоящий брак как подвиг послушания, жертву. Очень характерно, что она не просит отца послушать ее, последовать ее желанию, в отчаянии она молит его: Тятенька! Не захоти ты моего несчастья на всю мою жизнь!. . Передумай, тятенька!.. .
    При всем этом Любови Гордеевне не откажешь в своеобразном мужестве. Приняв решение, она проявляет твердость, не хочет никого мучить зрелищем своих страданий. Когда Пелагея Егоровна пытается ей посочувствовать, хвалит и жалеет Митю, Любовь Гордеевна твердо ее останавливает: Ну, маменька, что там и думать, чего нельзя, только себя мучить.
    Островский видит в поведении Любови Гордеевны не рабскую покорность, тем более
    не страх перед невзгодами, которые ждут девушку в случае нарушения отцовской воли. Героиню удерживает мысль о моральном долге, как этот долг понимается в ее среде. Должна я ему покориться, такая наша доля девичья. Так, знать, тому и быть должно, так уж оно заведено исстари. Не хочу я супротив отца идти, чтобы про меня люди не говорили да в пример не ставили. Хоть я, может быть, сердце свое надорвала через это, да по крайности я знаю, что я по закону живу, никто мне в глаза насмеяться не смеет.

Просмотров