«Горшок». Русская народная сказка. Конспект урока по литературному чтению. Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой! Продолжение к сказке про бабку и горшок

Сценарий по сказке. Кому горшок мыть?

По мотивам русской народной сказки

Действующие лица:

  • дед Матвей,
  • бабка Агаша,
  • кума Екатерина,
  • соседка Арина.

В центре сцены оборудуется интерьер русской избы, с краю - палисадник. За столом сидят дед с бабкой, едят из глиняного горшка уху.

Бабка.

Хороша ль уха, Матвей?

Дед.

Не едал ухи вкусней.
Горяча! Наелся всласть,
Ажно лысина вспеклась.

Встает из-за стола.

Ну, спасибо за обед.

Бабка.

Ты куда собрался, дед?

Дед.

Да вздремну часок аль два,
Что-то никнет голова.
Ложится на лавку.

Бабка.

Дед, скажи, а как нам быть,
Мыть горшок или не мыть?

Дед.

Скажешь тоже, мыть - не мыть.
Как посуде грязной быть?
Мой, конечно.

Бабка.

Нет, не буду!
Почему мне мыть посуду?
Ты ведь тоже ел, Матвей.
Мой горшок, да поживей!

Дед.

Я не баба, а мужик,
Мыть посуду не привык!
Ишь, чего ты захотела!
Не мужское это дело!

Бабка.

Не мужское?

Дед.

Не мужское!
Отвяжись! А то устрою!

Бабка ставит горшок к лавке, на которой лежит дед, руки в боки.

Бабка.

Мыть не буду! Понял, дед?
Пусть стоит он хоть сто лет!

Дед встает с лавки, обходит кругом бабку с горшком.

Дед.

Ну, о чем, Агаша, спор?
Мы заключим уговор:
Кто вперед лежать устанет
И наутро первым встанет,
Кто вперед хоть слово скажет,
Тот другого пусть уважит
Да и вымоет горшок.

Бабка.

Ты бы спал все, как сурок.
Я согласна, так и быть.
Но горшок ты будешь мыть!

Дед.

Утро вечера мудрей.

Бабка.

Я уже молчу, Матвей.

Укладываются на лавках спать. Раннее утро, поют петухи, мычат коровы. У палисадника встречаются Арина и Екатерина.

Арина.

Добро утро, Катерина.

Екатерина.

И тебе привет, Арина.
А здоровы ль кумовья?

Арина.

Ничего не знаю я.
Вон корова-то мычит,
Порося в хлеву визжит -
Не накормлена скотина.

Екатерина.

Где ж соседи-то, Арина?

Арина.

А почем мне знать? Пойдем
Их проведаем вдвоем.

Входят в избу.

Арина.

Ой, гляди-ка, Катерина,
Что за странная картина:
Дед лежит, и бабка тут же. (Трогает их.)
Не шевелятся, к тому же
Руки сложены на грудь.

Екатерина (испуганно).

Помогите кто-нибудь!
Ты беги к попу, Арина!

Арина.

Ты сиди здесь, Катерина.
Да не бойся ты! Не трусь!
Я же быстро ворочусь.

Екатерина (причитает).

Ой, преставились, усопли!

Оглядывается, ушла ли Арина.

Чтой-то я вся в слезы, в сопли?
Кум с кумой свое пожили,
Дружно жили, не тужили.
Враз отдали Богу душу.
Нет ли здесь чего покушать?

Озирается по сторонам, замечает на столе кусок сала.

Сало есть. Возьму с собой,
Помяну за упокой.
Прячет сало за пазуху.

Дед с бабкой (вместе).

Положи на место сало!

Дед.

У самих кормежки мало!

Бабка.

На чужой-то каравай
Рот, кума, не разевай!

Дед.

В наш с Агашей-то прудок
Не кидай свой неводок!

Екатерина.

Ой, покойнички ожили,
Оба враз заговорили!

Дед.

Сало-то отдай, кума.

Екатерина.

Кладет сало на место.
С вами тут сойдешь с ума!
Напужали нас с Ариной!

Дед.

Ты ступай, Екатерина,
И вели попа вертать,
Мы не будем помирать.
Екатерина уходит.

Бабка.

Дед, а дед, и как нам быть?
Кто горшок-то будет мыть?

Дед.

Провалиться мне на месте!

Бабка.

А давай помоем вместе!

Ставят горшок на стол. Занавес.

Жили-были мужик да баба. Оба были такие ленивые... Так и норовят - дело на чужие плечи столкнуть, самим бы только не делать... И дверь-то в избу никогда на крюк не закладывали: утром-де вставай, да руки протягивай, да опять крюк скидывай... И так проживем. Вот раз баба и свари каши. А уж и каша сварилась! Румяна да рассыпчата, крупина от крупины так и отваливается. Вынула баба кашу из печи, на стол поставила, маслицем сдобрила. Съели кашу и ложки облизали... Глядь, а в горшке-то сбоку да на донышке приварилась каша, мыть горшок надобно. Вот баба и говорит:

Ну, мужик, я свое дело сделала - кашу сварила, а горшок тебе мыть!

Да полно тебе! Мужиково ли дело горшки мыть? И сама вымоешь.

А и не подумаю!

И я не стану.

А не станешь - пусть так стоит!

Сказала баба, сунула горшок на шесток, а сама на лавку. Стоит горшок немытый.

Баба, а баба! Надобно горшок-то вымыть!

Сказано - твое дело, ты и мой!

Ну вот что, баба! Уговор дороже денег: кто завтра первый встанет да перво слово скажет, тому и горшок мыть.

Ладно, лезь на печь, там видно будет.


Улеглись. Мужик на печи, баба на лавке. Пришла темна ноченька, потом утро настало.

Утром-то никто и не встает. Ни тот, ни другой и не шелохнутся - не хотят горшка мыть. Бабе надо коровушку поить, доить да в стадо гнать, а она с лавки-то и не подымается. Соседки уже коровушек прогнали.

Что это Маланьи-то не видать? Уж всё ли по-здорову?

Да, бывает, позапозднилась. Обратно пойдем - не встретим ли... И обратно идут - нет Маланьи.

Да нет уж! Видно, что приключилося!

Соседка и сунься в избу. Хвать! - и дверь не заложена. Неладно что-то. Вошла, огляделась:

Маланья, матушка!

А баба-то лежит на лавке, во все глаза глядит, сама не шелохнется.

Почто коровушку-то не прогоняла? Аи, нездоровилось? Молчит баба.

Да что с тобой приключилось-то? Почто молчишь? Молчит баба, ни слова не говорит.

Господи помилуй! Да где у тебя мужик-то?.. Василий, а Василий! Глянула на печь, а Василий там лежит, глаза открыты и не ворохнётся.

Что у тебя с женой-то? Ай, попритчилось?

Молчит мужик, что воды в рот набрал. Всполошилась соседка:

Пойти сказать бабам! - Побежала по деревне: - Ой, бабоньки! Неладно ведь у Маланьи с Василием: лежат пластом - одна на лавке, другой на печи. Глазоньками глядят, а словечушка не молвят. Уж не порча ли напущена?

Прибежали бабы, причитают около них:

Матушки! Да что это с вами подеялось-то? Маланьюшка! Васильюшка! Да почто молчите-то?

Молчат оба, что убитые.

Да бегите, бабы, за попом! Дело-то совсем неладно выходит. Сбегали. Пришел поп.

Вот, батюшка, лежат оба - не шелохнутся; глазоньки открыты, а словечушка не молвят. Уж не попорчены ли?

Поп бороду расправил - да к печке:

Василий, раб божий! Что приключилось-то? Молчит мужик.

Поп - к лавке:

Раба божия! Что с мужем-то? Молчит баба.

Соседки поговорили, поговорили да и вон из избы. Дело не стоит: кому печку топить, кому ребят кормить, у кого цыплята, у кого поросята. Поп и говорит:

Ну, православные, уж так-то оставить их боязно, посидите кто-нибудь.

Той некогда, другой некогда.

Да вот,- говорят,- бабка-то Степанида пусть посидит, у нее не ребята плачут - одна живет.

А бабка Степанида поклонилась и говорит:

Да нет, батюшка: даром никто работать не станет! А положи жалованье, так посижу.

Да какое же тебе жалованье положить? - спрашивает поп, да и повел глазами-то по избе. А у двери висит на стенке рваная Маланьина кацавейка, вата клоками болтается.- Да вот,- говорит поп,- возьми кацавейку-то. Плоха, плоха, а все годится хоть ноги прикрыть.

Только это он проговорил, а баба-то, как ошпарена, скок с лавки, середь избы стала, руки в боки.

Это что же такое? - говорит.- Мое-то добро отдавать? Сама еще поношу да из своих рученек кому хочу, тому отдам.

Ошалели все. А мужик-то этак тихонько ноги с печи опустил, склонился да и говорит:

Ну вот, баба, ты перво слово молвила - тебе и горшок мыть.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 7 х. Новоселовка

Учитель: Валько Валентина Сергеевна

2016 – 2017 уч. год

Урок

литературного чтения в 3 классе

Тема: Много хватать - своё потерять. Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»

Тип урока : Урок освоение новых знаний и способов действий.

Цель : Формирование читательской компетентности в процессе чтения английской сказки «Женщина, которая жила в бутылке»

Личностные задачи урока : способствовать воспитанию нравственных качеств; формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности;

Метапредметные задачи : формирование мотивации к самосовершенствованию, целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами;

Предметные задачи : создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы;

Предварительная работа : обучающимся дано задание - найти интересные факты про Англию.

Реализуя цели и задачи урока, я продолжила формирование у учащихся следующих УУД:

Личностные УУД:

Вырабатывать способность к нравственной оценке.

Развивать рефлексию.

Развивать эмпатию.

Регулятивные УУД:

Прогнозировать.

Развивать умение контроля и самоконтроля.

Развивать способность к самооценке.

Предметные УУД:

Ориентироваться в тексте произведения.

Прогнозировать содержание текста перед чтением.

Анализировать произведение с целью определения его идеи

Анализировать произведение с целью характеристики персонажей.

Сопоставлять разные произведения общей тематики.

Коммуникативные УУД:

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Аргументировать высказывания.

Формировать навыки сотрудничества.

Пересказывать прочитанное.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный этап – 1 мин.

Ввести учащихся в урок, настроить на работу. Создание ситуации

успеха.

Вот и прозвенел звонок, начинается урок. Добрый день! Мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

На части не делится солнце лучистое

И вечную Землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!

Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, подарите улыбку нашим гостям. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Улыбаются друг другу, учителю и гостям

Развивать эмпатию. (Л.)

  1. Введение в тему

Познакомить с названием темы.

– Сегодня, ребята, начинаем изучение нового раздела учебника. Прочитайте.

Много хватать – своё потерять.

– Как вы понимаете это выражение?

– Перелистайте страницы этого раздела. Познакомьтесь с названиями произведений.

– Какое человеческое качество, судя только по названиям произведений, будет высмеиваться в них? Почему вы пришли к такому выводу?

Читают название раздела

Жадность

Прогнозировать. (Р.)

  1. Проверка домашнего задания (2-3 мин)

Учащиеся читают интересные факты об Англии

Ребята, что общего в прослушанных сообщениях?

Предположите, с произведением какого народа мы сегодня познакомимся?

В сообщениях говорится об Англии.

Прогнозировать. (Р.)

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

  1. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Выясняют, над каким произведением будем работать и подготавливаются к его восприятию.

А чтобы узнать с каким видом произведения мы сегодня познакомимся, вам необходимо выполнить следующее задание:

Прочитайте отрывки из произведений и определите, чем они похожи? (Читают отрывки из сказок)

1. Как-то раз сварила жена кашу, сдобрила маслом. Кашу съели, и говорит хозяйка:

Я кашу варила, а тебе, мужик, горшок мыть!

Полно глупости болтать, - отвечает муж, - мужское ли дело горшки мыть. Вымоешь сама.

  1. На следующий день Догбе, едва только проснулась, взяла у отца денег, купила кукурузы и стала приготовлять хлебцы, как её учила мать. А затем принесла на рынок продавать. Так она делала каждый день и заработала немало денег.
  2. Жил-был царь. Царствовал он год, царствовал два года, царствовал три года. Все его боялись, все ему угождали. И стало царю скучно-скучно.

Сидит он на троне и скучает.

Предположите, с произведением какого вида мы сегодня будем читать?

Какие виды сказок вы знаете?

Прочитайте название сказки, которую мы будем читать.

Можно ли по названию определить, какая это сказка?

О чём ещё можно узнать из названия сказки?

Сформулируйте тему нашего урока полностью.

Сформулируйте цель нашего урока. (Ответы уч-ся, дополняет учитель.)

Это отрывки из сказок разных народов.

Русская народная сказка «Кому горшок мыть?»

Африканская сказка «Лентяйка»

Армянская сказка «Золотое яблоко»

Сказки о животных, бытовые и волшебные.

Это сказка волшебная, потому что в реальной жизни нельзя жить в бутылке.

(О том, что главный персонаж – женщина и жила она в бутылке.

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке».

Познакомиться с английской сказкой «Женщина, которая жила в бутылке»

Прогнозировать. (Р.)

Сопоставлять разные произведения общей тематики. (П-2.)

Аргументировать высказывания. (К.)

Прогнозировать. (Р.)

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

Прогнозировать содержание текста перед чтением. (П-2.)

Аргументировать высказывания. (К.)

  1. Открытие нового знания

(10 мин)

Познакомиться с произведением, определить его эмоциональную окраску, уметь передать чувства героя при чтении с помощью различных средств выразительности

Мы определили тему и цели нашего урока и сейчас мы будем знакомиться с английской сказкой.

Чтобы история наша зазвучала правильно, надо подготовиться к чтению. Авторы учебника предлагают нам выполнить словарную разминку.

Теперь мы готовы к чтению.

1. Выразительное чтение учащимися английской сказки «Женщина, которая жила в бутылке»

В ходе чтения спрашивайте о значении непонятных слов.

– Что вы узнали о старушке, прочитав первый абзац?

Выполняют словарную разминку (ИАД, ТПО)

Читают сказку

(Дети подтверждают своё мнение (можно) чтением первого предложения сказки.)

Нрав у старушки был ворчливый и жадный.

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

  1. Закрепление нового (10 мин)

Проверить понимание содержания прочитанного рассказа и его эмоциональной окраски.

Ответ на первый вопрос учебника:

Понравилась ли тебе сказка? Чем?

ФИЗМИНУТКА

Каким ты представляешь себе маленького водяного? Словесное рисование. Дома вы нарисуете маленького водяного.

Заметьте, как постепенно меняется настроение водяного: пробормотал, сделал сердитую гримасу; буркнул человечек; огрызнулся; фыркнул человечек и прыгнул в озеро . Почему так происходило?

– Можно ли назвать водяного добрым, справедливым? Почему?

Что ты можешь сказать о старушке? (При ответе ссылайся на текст)

Можно ли сказать, что старушка осталась «у разбитого корыта? Почему?

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 111, найдите и прочитайте в тексте предложение, которым можно подписать эту картинку.

Ответы учащихся

Маленький человечек зеленого цвета. У него маленькие ручки и ножки, одет в колпачок, крошечную кофточку и брючки.

Старушка с каждым разом просила все больше и больше. Такое поведение было несправедливым по отношению к зеленому человечку, так не поступают воспитанные люди. Это очень разозлило зеленого человечка.

Да, человечек хотел отблагодарить старушку, исполнив любое её желание.

А наказал он старушку справедливо за её жадность.

У старушки был ворчливый и жадный нрав.

Ворча, она отдала рыбаку пенни, забрала рыбку и пошла домой.

Аргументировать высказывания. (К.)

Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. (П-2.)

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. (П-2.)

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

Аргументировать высказывания. (К.)

Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. (П-2.)

Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. (П-2.)

Вырабатывать способность к нравственной оценке. (Л.)

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

Аргументировать высказывания. (К.)

  1. Творческая работа по группам (5 мин)
  1. Рефлексия

Выполняют творческие задания

I группа. Составьте картинный план, озаглавьте каждую картинку.

II группа. Подготовьте чтение по ролям, используя материалы печатной тетради.(Определите, сколько у вас ролей, подумайте, с какой интонацией надо произносить слова каждого персонажа.)

III группа. Прочитайте предложения и исправьте допущенные ошибки.

Со сказкой мы познакомились, поработали над ее содержанием.

Я предлагаю вам поработать с тестом для того, чтобы проверить, как вы усвоили содержание сказки.

Чему учит английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке?»

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • После урока мне захотелось…
  • На сегодняшнем уроке мне понравилось…

После выполнения задания коллективно проверяем выполненную работу.

Работа по тестам, самооценка.

Формировать навыки сотрудничества. (К.)

Развивать умение контроля и самоконтроля. (Р.) Развивать способность к самооценке. (Р.)

Развивать рефлексию. (Л.)

  1. Оценка

Оценить работу учащихся на уроке

ОЦЕНКИ (словесный комментарий оценок)

  1. Домашнее задание

Записывают домашнее задание в дневник.

Приложение 1

Карточка 1.

Прочитайте предложения, найдите ошибки и исправьте их.

  1. Однажды маленькая молодая женщина вылезла из своей бутылки и отправилась пешком в Ипсвич, чтобы купить там на базаре рыбы.
  2. Но стоило ей сделать несколько шагов, как рыба, открыв рот, запела.
  3. Старушка вернулась в деревню, и каково же было её удивление, когда вместо красной глиняной банки она увидела хорошенький розовый домик.
  4. Старушка пришла домой и увидела возле крыльца привязанного щенка.
  5. Старушка отправилась домой бегом.

Карточка 2 Приложение 2





Приложение 3

Викторина по английской народной сказке "Женщина, которая жила в бутылке"

кроткий и добрый
ворчливый и жадный
ехидный и вредный
простодушный

большого карася
щуку, исполняющую желания
маленькую серебристую рыбку
говорящего ерша

3
5
2
4

из стекла
из фарфора
из глины
из пластмассы

пони
обыкновенный дом
экипаж
новая мебель

голубого
розового
жёлтого
белого

Сказка Кто заговорит первый о лени старика и старухи, которые стали посмешищем всей деревни. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Кто заговорит первый читать

Ленивые и вздорные баба и дед постоянно ругались и спорили. Дошло до того, что заспорили, кому мыть после еды горшок из-под каши. Решили поиграть в молчанку: кто первый рот откроет – тот и моет. Вечером молчат. На следующий день не вставали с постели, печь не топили, по хозяйству ничего не делали, даже из избы не выходили. К обеду соседи заволновались: не случилось ли чего? Взломали дверь. Смотрят – живы оба, только лежат, молчат. Полдеревни к избе сбежалось, попа привели, не поймут люди, что со стариком и старухой происходит. Сказал поп, чтобы кто-то за стариками ухаживал, пока в себя придут. Одна соседка, положив глаз на бабину новую шубу, согласилась ухаживать за стариками. Тут баба ожила да как закричит: «Кто позволил добром чужим распоряжаться?» Обрел речь и дед, обрадовался, что не ему горшок мыть. Посмеялись соседи над стариками и разошлись. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Кто заговорит первый

Юмористическая бытовая сказка высмеивает еще один из распространенных пороков – лень. На Руси трудолюбивым людям всегда почет и уважение, лентяям – осуждение. Герои сказки Кто заговорит первый – дед и баба, упрямые и ленивые-преленивые. Из-за их лени возникали у них постоянные конфликты, которые приводили к убыткам. Главная мысль сказки Кто заговорит первый – труд человека кормит, а лень портит. Чему учит сказка Кто заговорит первый – высмеивая лень и семейные раздоры, сказка учит трудолюбию и взаимопониманию.

Ах, до чего же у бабы, что из русской народной сказки «Горшок», каша знатная получилась: рассыпчатая, вкусная, в русской печи напаренная… Маслицем кашу не испортишь: маслица не пожалела баба. Да вот только одна проблема: горшок после съеденной каши помыть некому. Ни баба, ни мужик вычищать его не хотят. Лень-матушка одолела. Кто же всё-таки помыл пресловутый горшок? Пока секрет. Прочтёте сказку – и сами всё узнаете.

«Горшок»
Русская народная сказка

Жили-были мужик да баба. Оба были такие ленивые… Так и норовят дело на чужие плечи столкнуть, самим бы только не делать… И дверь-то в избу никогда на крюк не закладывали: утром-де вставай да руки протягивай, да опять крюк скидывай… И так проживем.

Вот раз баба и свари каши. А уж и каша сварилась! Румяна да рассыпчата, крупина от крупины так и отваливается. Вынула баба кашу из печи, на стол поставила, маслицем сдобрила. Съели кашу и ложки облизали… Глядь, а в горшке-то сбоку да на донышке приварилась каша, мыть горшок надобно. Вот баба и говорит:

Ну, мужик, я свое дело сделала - кашу сварила, а горшок тебе мыть!
- Да полно тебе! Мужиково ли дело горшки мыть! И сама вымоешь.
- А и не подумаю!
- И я не стану.
- А не станешь - пусть так стоит!

Сказала баба, сунула горшок на шесток, а сама на лавку. Стоит горшок немытый.

Баба, а баба! Надобно горшок-то вымыть!
- Сказано - твое дело, ты и мой!
- Ну вот что, баба! Уговор дороже денег: кто завтра первый встанет да перво слово скажет, тому и горшок мыть.
- Ладно, лезь на печь, там видно будет.

Улеглись. Мужик на печи, баба на лавке. Пришла темна ноченька, потом утро настало.

Утром-то никто и не встает. Ни тот, ни другой и не шелохнутся - не хотят горшка мыть.

Бабе надо коровушку поить, доить да в стадо гнать, а она с лавки-то и не подымается.

Соседки уже коровушек прогнали.

Что это Маланьи-то не видать? Уж все ли поздорову?
- Да, бывает, позапозднилась. Обратно пойдем - не встретим ли…

И обратно идут - нет Маланьи.

Да нет уж! Видно, что приключилося!

Соседка и сунься в избу. Хвать! - и дверь не заложена. Неладно что-то. Вошла, огляделась.

Маланья, матушка!

А баба-то лежит на лавке, во все глаза глядит, сама не шелохнется.

Почто коровушку-то не прогоняла? Ай нездоровилось? Молчит баба.
- Да что с тобой приключилось-то? Почто молчишь? Молчит баба, ни слова не говорит.
- Господи помилуй! Да где у тебя мужик-то?.. Василий, а Василий!

Глянула на печь, а Василий там лежит, глаза открыты - и не ворохнется.

Что у тебя с женой-то? Ай попритчилось?

Молчит мужик, что воды в рот набрал. Всполошилась соседка:

Пойти сказать бабам!

Побежала по деревне:

Ой, бабоньки! Неладно ведь у Маланьи с Василием: лежат - пластом - одна на лавке, другой на печи. Глазоньками глядят, а словечушка не молвят. Уж не порча ли напущена?

Прибежали бабы, причитают около них:

Матушки! Да что это с вами подеялось-то?.. Маланьюшка! Васильюшка! Да почто молчите-то?

Молчат оба что убитые.

Да бегите, бабы, за попом! Дело-то совсем неладно выходит.

Сбегали. Пришел поп.

Вот, батюшка, лежат оба - не шелохнутся; глазоньки открыты, а словечушка не молвят. Уж не попорчены ли?

Поп бороду расправил - да к печке:
- Василий, раб божий! Что приключилось-то?

Молчит мужик.

Поп - к лавке:

Раба божия! Что с мужем-то?

Молчит баба.

Соседки поговорили, поговорили - да и вон из избы. Дело не стоит: кому печку топить, кому ребят кормить, у кого цыплята, у кого поросята.

Поп и говорит:

Ну, православные, уж так-то оставить их боязно, посидите кто-нибудь.

Той некогда, другой некогда.

Да вот,- говорит,- бабка-то Степанида пусть посидит, у нее не ребята плачут - одна живет.

А бабка Степанида поклонилась и говорит:

Да нет, батюшка, даром никто работать не станет! А положи жалованье, так посижу.
- Да какое же тебе жалованье положить? - спрашивает поп да повел глазами-то по избе. А у двери висит на стенке рваная Маланьина кацавейка, вата клоками болтается. - Да вот,- говорит поп,- возьми кацавейку-то. Плоха, плоха, а все годится хоть ноги прикрыть.

Только это он проговорил, а баба-то, как ошпарена, скок с лавки, середь избы стала, руки в боки.

Это что же такое? - говорит. - Мое-то добро отдавать? Сама еще поношу да из своих рученек кому хочу, тому отдам!

Ошалели все. А мужик-то этак тихонько ноги с печи спустил, склонился да и говорит:

Ну вот, баба, ты перво слово молвила - тебе и горшок мыть.

Вопросы к русской народной сказке «Горшок»

Какими были мужик да баба: работящими или ленивыми?

Кто сварил рассыпчатую кашу?

Почему баба не захотела мыть горшок?

Почему мужик не помог бабе помыть горшок?

По какой причине всполошились соседки?

Почему баба играла с соседками в молчанку?

Почему Василий молчуном заделался?

Кто в конечном итоге помыл горшок?

Знакомо ли тебе слово «лень»?

Какие люди тебе больше нравятся: ленивые или трудолюбивые?

Просмотров