Антон павлович чехов. II. Работа с географической картой “Евразия”



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: вызвать интерес к личности и творчеству А.П.Чехова, писателя разносторонне талантливого, независимого в своих убеждениях;

Расширить и углубить представления учащихся о ранее изученных произведениях писателя, помочь почувствовать их самобытность и красоту;

Развивать монологическую речь через сообщение к теме урока;

Развитие диалогической речи через инсценировку фрагментов юмористических рассказов А.П.Чехова.

Развивать интеллектуальные способности;

Развитие межпредметных связей.

Оборудование урока:

Портрет А.П.Чехова (художник Н.П.Ульянов);

Тексты произведений А.П.Чехова;

Иллюстрации к произведениям писателя, изученным в 5-9 классах;

Портрет И.И.Левитана, репродукции его картин;

Музыкальное произведение П.И.Чайковского “Времена года”,

Физическая карта Евразии

Атлас. География материков. 7 класс. /У каждого ученика/

Презентация.

Фильм “Я навсегда москвич” (Из серии “В мире русской литературы”, фильм 9).

Межпредметные связи: география, ИЗО.

Предварительная подготовка: за неделю до урока даны:

1) индивидуальные задания: подготовить сообщение, используя материал статьи Т.А. Сотниковой “Антон Павлович Чехов”.

а) Детство. Семья. Таганрог.

б) “Чувство личной свободы”. “Я навсегда москвич”.

в) “Занятие медицинскими науками”. “Малая пресса”.

г) Переломный год.

д) “Желание служить общему благу”.

е) “Течение мелиховской жизни”.

ж) “Последняя страница моей жизни”.

3) Задания для работы в группах: подготовить инсценирование фрагментов юмористических рассказов А.П.Чехова “Толстый и тонкий”, “Хамелеон”, “Пересолил”.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

А.П.Чехов. Жизнь его подобна произведениям - коротка и очень насыщена. (Слайд 2)

Провинциальный мальчик, проводивший утомительные часы за конторкой бакалейной лавки отца.

Гимназия в Таганроге.

Литературный дебют – 1880 г. в журнале “Стрекоза” - “Письмо к учёному соседу”.

Природное остроумие, лаконизм. 1886 г. – сборник “Пёстрые рассказы”.

Московский университет – медицинский факультет - первые годы литературной деятельности.

Всё в жизни делает серьёзно:

  • мог заняться научной деятельностью, начал работу над “Историей врачебного дела в России”;
  • получил диплом доктора, всю жизнь не переставал практиковать, особенно в Мелихове;
  • активная общественная жизнь - 1890 г. поездка на Сахалин для изучения жизни, быта поселенцев;
  • сбор средств для пострадавших от голода в Нижегородской и Воронежской губернии;
  • меценат - построил школы для крестьянских детей в Мелихово, хлопоты о строительстве санатория в Ялте для больных туберкулёзом “Яузлар”, отсылал книги в библиотеку Таганрога с автографами;
  • в последние годы жизни в Ялте – спасение школы в Махалатке.

При всей активности - в первые годы обучения в университете был поставлен диагноз – туберкулёз.

Его архив - рукописи, но большую часть составляет множество расписок, квитанций, писем.

Пример жизни, в которой было место для самой мелкой “чёрной” работы на общую пользу.

Эпиграфом к уроку могут послужить слова Антона Павловича:

“Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья”.

Это желание, как и потребность в творчестве, были свойственны Чехову органически.

Дар - придавать обыкновенным житейским историям значение сложных проблем; заинтересован во всём, что происходит вокруг.

Писал о жизни современной России, не сикал тем ни во времени, ни в пространстве.

В основе произведений - красота и грусть. Красота природы - острее неприкаянность героев, которые способны мыслить и страдать от несовершенства действительности.

“Какие красивые деревья и, в сущности, какая должна быть около них красивая жизнь” (Тузенбах из “Трёх сестёр”).

“Когда долго, не отрывая глаз, смотреть на глубокое небо, то почему-то мысли и душа сливаются в сознание одиночества. Начинаешь чувствовать себя непоправимо одиноким, и всё то, что считал раньше близким и родным, становится бесконечно далёким и не имеющем цены” (из “Степи”).

Феномен А.П.Чехова уникален во многих отношениях, без глубокого анализа его жизни не понятен и до сих пор не разгадан.

II. Сообщения учеников.

1. “Детство. Семья. Таганрог”. (Первый экскурсовод.)

(Слайды 3, 4, 5).

2. “Чувство свободы”. “Я навсегда москвич”.

Второй экскурсовод. (Слайд 6)

Фильм “Я навсегда москвич”. (5 минут)

3. “Занятие медицинскими науками”. “Малая пресса”.

Третий экскурсовод. (Слайды 7, 8)

4. “Переломный год”.

Четвёртый экскурсовод. (Слайды 9, 10, 11)

5. “Желание служить общему благу”.

Пятый экскурсовод. (Слайд 12)

6. “Течение мелиховской жизни”.

Шестой экскурсовод. (Слайды 13,14, 15)

7. “Последняя страница моей жизни”.

Седьмой экскурсовод. (Слайды 16,17, 18, 19, 20, 21, 22)

II. Работа с географической картой “Евразия”

Во время сообщения:

Ученик-экскурсовод показывает на карте “Евразия” географические названия, связанные с жизнью и творчеством А.П.Чехова;

Ученики отмечают эти пункты в географическом атласе на странице “Евразия” (с. 38-39).

Слово учителя: Чехов так прочно стоит в ряду великих русских классиков, что “забывается” существенное отличие его творчества. В отличие от большинства русских прозаиков он не написал ни одного романа. Его наследие - это прежде всего рассказы, а также повести и пьесы.

В 5-8 классах вы познакомились в основном с рассказами Антона Павловича.

Вашу внимательность при чтении этих рассказов проверим при помощи викторины “Самый внимательный читатель рассказов А.П.Чехова”.

III. По страницам прочитанных произведений.

Викторина
“Самый внимательный читатель
рассказов А.П.Чехова”

(Ученики класса распределяются на две команды. . Задания командам предлагаются по очереди. За правильный ответ команда получает красный жетон. Игрок, давший правильный ответ получает синий жетон. В конце викторины определяется команда-победительница по большему количеству красных жетонов. Лучший знаток произведений А.П.Чехова определяется по большему количеству синих жетонов).

Конкурс 1. Определите произведение А.П.Чехова по фрагменту текста

Надумал, ваше превосходительство! - закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. - Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство! (“Лошадиная фамилия”)

От мысли, что ему всю ночь придётся сидеть в тёмном лесу на холоде и слышать только волков, эхо да фырканье тощей кобылки, землемера стало коробить вдоль спины, словно холодным терпугом.

Климушка! - закричал он. - Голубчик! Где ты, Климушка? (“Пересолил”)

Клим стегнул по лошадёнке. Телега задрожала. Клим стегнул ещё раз, и телега покачнулась. После четвёртого удара, когда телега тронулась с места, землемер закрыл уши воротником и задумался. Дорога и Клим ему не казались уже такими опасными. (“Пересолил”)

Ты думаешь, мужик, легко зуб рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил (дразнит). “Не умеешь, не умеешь!” Скажи, какой указчик нашёлся. Ишь ты… Господину Египетскому, Александру Ивановичу, рвал, да и тот ничего, никаких слов… Человек почище тебя, а не хватал руками… Садись! Садись, тебе говорю! (“Хирургия”)

А после того, как его из акцизных уволили, в Саратове у тёщи живёт. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает… Тамошних саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. (“Лошадиная фамилия”)

Я буду тебе табак тереть, -продолжал он,- богу молиться, а если что, то секи меня как сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. (“Ванька”)

Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта-чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую держат?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально - не дыши! (“Хамелеон”)

Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое… ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары. По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка… (“Толстый и тонкий”)

Конкурс 2. Кому принадлежит эта фраза? Из какого она рассказа?

Не рассуждайте, если у вас рот раскрыт… Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки… Этот-раз плюнуть… (Фельдшер Курятин, “Хирургия”)

Это хорошо, что не шалят… Но на всякий случай всё-таки я взял с собой 3 револьвера. А с револьвером, знаешь, шутки плохи. С десятью разбойниками можно справиться… (Землемер Смирнов, “Пересолил”)

По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал? (Полицейский надзиратель Очумелов, “Хамелеон”)

Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, лет десять назад служил акцизный Яков Васильевич. Заговаривал зубы - первый сорт. Бывало, отвернётся к окошку, пошепчет, поплюёт, и как рукой! Сила ему такая дадена… (Приказчик Иван Евсеич, “Лошадиная фамилия”)

Великолепный пёс! Заме-ча-тельная собака! Вы обратите внимание на морду! Морда одна чего стоит! (Поручик Дубов, “Дорогая собака”)

Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом. (Чечевицин, “Мальчики”)

Конкурс 3. Назовите имена и фамилии героев, которые их характеризуют

Как называется этот приём?

1) “Говорящие” фамилии в рассказах А.П.Чехова: дьячок Отлукавин, чиновник Червяков, дьячок Вонмигласов, землемер Смирнов, унтер Пришибеев…

2) (“Говорящие” фамилии) – красный жетон получает команда, назвавшая большее количество “говорящих” фамилий.

Конкурс 4. Исключите лишний персонаж

Порфирий, Михаил, Семён (Порфирий и Михаил - персонажи рассказа “Толстый и тонкий”)

Луиза, Нафанаил, Пантелей (Луиза и Нафанаил - персонажи рассказа “Толстый и тонкий”)

Ярмонкин, Козьмодемьянский, Курятин (Ярмонкин и Козьмодемьянский - персонажи рассказа “Жалобная книга”)

Курятин, Вонмигласов, Смирнов (Курятин и Вонмигласов - персонажи рассказа “Хирургия”)

Григорьев, Акинфов и Пятигоров (Григорьев и Акинфов - персонажи рассказа “Злоумышленник”)

Смирнов, Хохотов, Хрюкин (Смирнов и Хохотов - персонажи рассказа “Пересолил”)

Конкурс 5. Чеховская география

В каком рассказе фигурируют географические названия:

Москва (“Ванька”)

Саратов (“Лошадиная фамилия”)

Пермь, Тюмень, Томск, Камчатка, Калифорния (“Мальчики”)

Гнилушки, Девкино (“Пересолил”)

Николаевская железная дорога (“Толстый и тонкий”)

Конкурс 6. Распределите предметы между владельцами - персонажами чеховских рассказов

Решето с крыжовником (“Хамелеон”)

Шинель (“Хамелеон”)

Ситцевая крахмальная рубаха (“Хамелеон”)

- “Козья ножка”, щипцы (“Хирургия”)

Просфора в красном платочке (“Хирургия”)

Бутылочка с надписью “Карболовый раствор” (“Хирургия”)

Ниточка с Афонской горы (“Хирургия”)

Гайка (“Злоумышленник ”)

Пузырёк с чернилами (“Ванька”)

Ручка с заржавленным пером (“Ванька”)

Ионин Г.Н. “Русская литература XIX века.10 класс).

Использованная литература

1. Атлас. География материков. 7 класс.- М.: Дрофа. Издательство ДИК. 2008. - С.38-39.

2. Бурдина И.Ю. Чехов в школе. М.: Дрофа, 2001. - С.111-113.

3. Родничок. Книга для внеклассного чтения в 6 классе. Т.: Арктоус, 1995. -С. 203-206.

4. Сотникова Т.А. А.Т.Чехов. Русские писатели XIX века. Большой учебный справочник. М.: Дрофа, 2000. – С. 426-460.

5. Уроки литературы в школе. М.: ЗАО Алмаз-пресс” - 2000. - №1 - С. 13-16.

6. Чехов А.П. Ионыч.- М.: Советская литература, 1985. -С. 3-5.

7. Чехов А.П. Мальчики. – М.: Советская Россия, 1986. - С. 20-23.

8. Чехов А. П. Толстый и тонкий. Рассказы. – М.: Советская Россия, 1989.- С.15-18, 45-50, 52-54.

9. Чудаков А.П. Чехов А.П. Книга для учащихся. М.: Просвещение. 1987. - С. 3, 9-10, 55-57, 77-80, 158-162.

Работу выполнила Андреева Мария ученица 7А класса МБОУ "СОШ №14" г.Новочебоксарска

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила ученица 7 «а» класса МОУ СОШ №14 Андреева Мария Жизнь и творчество П.И.Чайковского

Раскрыть особенности музыкального языка произведений П.И.Чайковского, способствующие развитию и повышение уровня восприятия музыки. Цель проекта:

Задачи проекта: 1. Изучить основные этапы жизни и творчества композитора. 2. Рассмотреть творчество Чайковского по жанрам, отметив их особенности. 3. Музыкальный анализ произведений. 4. Показать особенности музыкального языка, повышающие, уровень восприятия.

Этапы работы: Погружение в проект: 1.Детские годы жизни П.И.Чайковского. 2.Становление его как композитора. Реализация проекта: 1.Классификация жанров музыки композитора. 2.Музыкальный анализ произведений. 3.Мое любимое произведение опера «Евгений Онегин» Выводы: 1.П.И.Чайковский – гениальнейший композитор мира. 2.Основополагающие принципы творчества: ярко индивидуальный метод, образный строй, способ лирического высказывания, драматургического мышление, музыкальная выразительность - способствуют высокому уровню восприятия музыки.

Детские годы жизни композитора. П.И.Чайковский – русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель родился в г. Воткинске на Урале в семье горного инженера. Уже в раннем возрасте мальчик отличался тонким слухом и хорошей музыкальной памятью. Первым учителем музыки стала его мать. В 5 лет он уже мог по слуху подбирать мелодии Моцарта, Доницетти, Россини на фортепиано, механическом органе,а в 7 лет к нему пригласили настоящую учительницу музыки.

Детские годы жизни композитора В конце 1848 года семья переехала вначале в Москву затем в Петербург. Мальчика отдали в пансион Шмерлинга, где он стал серьезно заниматься музыкой; его часто водили в театр, на оперу или балет, и он на всю жизнь полюбил волнующую атмосферу ожидания, театральную сцену за роскошным занавесом, таинственное освещение и удивительную жизнь, разворачивавшуюся на фоне волшебных декораций.

Становление П.И.Чайковского как композитора В 1850 г. Чайковский поступил в Училище правоведения в Петербурге, о музыке он не забывал, и продолжал брать уроки фортепианной игры. Училище он закончил 9 лет спустя, определился в департамент Министерства юстиции, однако музыка притягивала его все сильнее – и тем сильнее он чувствовал, сколь несовершенны его знания; поэтому в 1861 году Чайковский стал заниматься в музыкальных классах Русского музыкального общества.

Становление П.И.Чайковского как композитора Эти классы были преобразованы в Петербургскую консерваторию – и сам Рубинштейн преподавал там композицию. Чайковский окончил консерваторию с серебренной медалью в 1865 году; к этому времени он уже распрощался со службой, и, когда открылась консерватория в Москве и ему предложили профессуру, он согласился без колебаний. Чайковский преподавал свободное сочинение, теорию музыки, инструментовку и гармонию, причем для занятий составил учебник гармонии – первый русский учебник такого рода.

Становление П.И.Чайковского как композитора В Москве были сделаны первые шаги в сочинении музыки. Одобрения они не вызвали ни у критиков, ни у публики. Опера «Воевода», поставленная в 1869 году в Москве, успеха не имела; фантастическая опера « Мандрагора» его самого разочаровала, и дальше «Хора насекомых» для нее он не продвинулся; оперу «Ундина» Чайковский закончил, но Дирекция императорских театров ее не одобрила, и композитор, крайне раздосадованный происходящим, уничтожил партитуру.

Становление П.И.Чайковского как композитора Дальше дела пошли лучше. «Опричник» был поставлен в Петербурге в 1874 году, но особого восторга у публики не вызвал, зато «Кузнец Вакула», позднее дополненный и переделанный в оперу «Черевички» - на сюжет Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством», был удостоен первой премии Русского музыкального общества. Далее последовали «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама».

Становление П.И.Чайковского как композитора Чайковский писал не только оперы.Своей мировой славой русский балет никому не обязан в большей степени, чем Чайковскому. Он стал первым композитором, который заставил зрителей не только смотреть, но и слушать балетный спектакль. Он создал 3 балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Балетная музыка, которую делали просто удобной для танца, у Чайковского поражает глубиной содержания и богатой эмоциональной окраской.

Классификация жанров музыки В творчестве Чайковского представлены почти все музыкальные жанры: Оперы Балеты Концерты Симфонии Романсы Увертюры Инструментальная музыка Камерная музыка Церковная музыка

Классификация жанров музыки Однако предпочтение он отдавал опере и симфонии, которую считал исповедью души, лиричнейшей из всех музыкальных форм. Он написал 7 симфоний, среди них: «Зимние грезы», «Манфред», «Патетическая», увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», фантазию «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио».Творческое наследие его огромно. В 1878 году Чайковский оставил консерваторию, чтобы свободно заниматься творчеством. Он был обеспечен пенсией, а произведения его издавались, ставились,исполнялись.

Музыкальный анализ произведений «Зимние грезы» - первая симфония П.И.Чайковского проникнута русскими песенно-танцевальными интонациями. Она стала исповедь души композитора. В ней он выразил все наболевшее и радовавшее,смятение и искания, стремление к вечно прекрасному, возвышенному. В этой симфонии сложился ярко индивидуальный метод, характерный для всех последующих симфоний: образный строй, драматургическое мышление, музыкальная выразительность, способ лирического высказывания В общении с представителями русского передового искусства и при постоянном живом интересе к народному творчеству сформировался реалистический музыкальный стиль. Некоторые произведения содержат яркие зарисовки народного быта, живо передают народный юмор и веселье. «Времена года» - цикл фортепианных пьес раскрывает поэтические образы родной природы.

Музыкальный анализ произведений « Лебединое озеро» - новаторский балет. Его музыка прекрасна, даже слишком хороша для балета. Это лучший балет, мелодии одна другой пластичней, певучее и увлекательнее, льются, как из рога изобилия; ритм вальса, преобладающий между танцевальными номерами, воплощен в таких разнообразных, грациозных и подкупающих рисунках, что никогда мелодическое изображение даровитого и многостороннего композитора не выдерживало более блистательного испытания. «Щелкунчик» - яркий, праздничный балет, поражающий искрометной будоражащей душу мелодией по сказке Гофмана /в обработке Дюма/. «Спящая красавица» - балет по сказке Шарля Перро так поэтичен, так благороден по музыке. В этом фантастическом мире образов Чайковского привлекала прежде всего возможность снова воплотить в музыке вечную проблему реальной жизни: борьбу Добра со Злом, победу светлых идеалов Красоты, Радости, Любви.

Мое любимое произведение В романе «Евгений Онегин» композитор видел реальные и правдивые образы, глубокую жизненную драму, происходящую в реальных условиях. Он глубоко проникся пушкинскими образами, чистой любовью героев, верностью и пониманием их чувства долга и чести, их возвышенной мечтой и стремлением к идеалу. Музыкальная драматургия произведения создана на едином мелодическом дыхании, где один номер органически переходит в другой, где вокальная мелодия монологов /арий или ариозо/ по своей певучести и выразительности не отличается от речетативов – музыкальных разговоров. Композитор словно распевает стихи Пушкина, подобно тому,как поют романсы на стихи поэтов и сочиняет необычные широкие мелодии, покоряющие одухотворенностью.

Мое любимое произведение Опера «Евгений Онегин» . Сцена на балу.

Анкетирование: Проведено анкетирование учащихся 7 «а» класса по определению уровня восприятия музыки П.И.Чайковского. Предложено было прослушать 4 фрагмента из произведений композитора: «Времена года» - фортепианный цикл «Лебединое озеро» - балет. «Щелкунчик» - балет «Спящая красавица» - балет Был задан вопрос: «Нравится музыка?» Предложено 2 варианта ответов: 1. « нравится» 2. « не нравится» Из диаграммы видно, что у учащихся высокий уровень восприятия музыки.

Выводы: П.И.Чайковский выступал как дирижер, руководя исполнением своих произведений и в России и за рубежом, где он пользовался огромным успехом – ведь в его музыке новая русская школа, восходящая к Глинке органично слилась с западноевропейской школой. Одной из триумфальнейших была поездка в Прагу в 1888 г. В 1891 г. Успешно прошли концерты в Америке, куда композитор был приглашен для участия в фестивале по случаю открытия крупнейшего концертного зала Карнеги-Холла. В 1893 г. В Англии Кембриджский университет присвоил Чайковскому звание доктора права, как гениальнейшему композитору мира.

Выводы: П.И.Чайковский – гениальнейший композитор. Весь мир исполняет его музыку.

Выводы: П.И.Чайковский создал свой мелодический язык, он мог передавать в музыке и тончайшие душевные переживания и масштабность идеи. Все выразительные средства его музыки – мелодия, гармония, оркестровка, форма произведения – обладают огромной силой воздействия на человека. Содержание музыки Чайковского универсально: оно охватывает жизнь и смерть, любовь и ненависть, природу и быт и глубокие процессы духовной жизни – сомнение, отчаяние, переживание. Произведения композитора пронизаны большой любовью к жизни, человеку. Произведения композитора легки для восприятия, благодаря мелодичности, распевности, широте мелодий.

« Инженер? - да, 30 патентов на изобретения в советское время. Философ? - да, один из ярчайших интерпретаторов платонизма, один из ярчайших русских платоников. Поэт? - да, может быть, не крупный, но все-таки создавший стихотворения и выпустивший книгу стихов, друг А. Белого, росший в атмосфере символистов. Математик? – да, ученик знаменитого профессора Бугаева (отца А. Белого), создавший очень интересные концепции в этой области». Флоренский – это человек, которого никак нельзя однозначно охарактеризовать. Эта фигура, хотя и вызывавшая и вызывающая сегодня споры, безусловно, огромного масштаба.

С одной стороны, о Флоренском можно услышать самые восторженные отзывы, и сравнение его с Леонардо де Винче говорит само за себя. С другой стороны, «стилизованное православие», «букет ересей», «хлыстовский бред»…Кто же он на самом деле?

Судьба выдающегося мыслителя, священника русской православной церкви, ученого-энцеклопедиста Павла Александровича, человека многосторонне одаренного удивительна и трагична.

Он оставил значительные труды по философии, богословию, эстетике, теории языка, математике и физике, электромеханике. В его работах широко охвачены многие теоретические проблемы, намного определяющие время (лет на пятьдесят, как считал сам ученый). Уже в начале нашего века он пришел к идеям, которые позднее стали основополагающими в кибернетике, теории искусства, семиотике. И это не все. Он был поэтом-символистом, произведения которого появлялись в «Весах» и выходили отдельным изданием, одаренным астрономом, прекрасным музыкантом, проницательным поклонником И.С. Баха, Л. Бетховена и его современников. Флоренский был полиглотом, в совершенстве владел латинским, древнегреческим и большинством современных европейских языков, а также языками Кавказа, Ирана и Индии.

Павел Александрович стремился синтезировать знания в самых различных областях, представить мир во всеохватном единстве. Нередко его упрекают в интеллектуальном аристократизме, элитарности. Возможно, для этого есть основания. Но все-таки прежде всего П. Флоренский был священником. Садился ли он за богословский или научный труд- он надевал епитрахиль и поручни, что символизирует священническое служение. П. Флоренский исповедовал и причащал Святых тайн умирающего на его руках В. Розанова, венчал молодого дерзкого А. Лосева. До ареста отца Павла в основном окружали люди «утонченной культуры», но вскоре ему было суждено стать лагерным батюшкой, достойно пронесшим свой крест до конца.

П. Флоренский любил свою семью, свой род, свою Родину- великую и несчастную Россию. Он родился 9 января 1882 года возле местечка Евлах на западе нынешнего Азербайджана, где отец его- инженер-путеец- строил тогда Закавказскую железную дорогу. Родословная отца уходила в русское духовенство; мать же принадлежала к старинному и знатному армянскому роду. Детские годы П. Флоренского прошли в Грузии, где он учился в Тифлисской гимназии, которую окончил первым учеником с золотой медалью в 1900 году. Он был прочно убежден, что кавказское детство и кавказские корни, впечатления от природы края оказались решающими для формирования его личности и философских воззрений. Поэтическое восприятие окружающего мира, страсть к знанию были свойственны Флоренскому с первых шагов его жизни. Он наделен был редкой остротою восприятия и подходил к природе с пытливостью естествоиспытателя. В каждом явлении старался он уловить скрытый, сокровенный смысл. И прежде всего- о море, которое постоянно и ненасытно созерцал в свои детские и отроческие годы. На его берегу он чувствовал себя «лицом к лицу перед родимой, одинокой, таинственной и бесконечной вечностью». Впечатление от безбрежной, свободной стихии остались у него на всю жизнь, в душе постоянно стоял зов моря, рассыпчатый звук прибоя, бескрайняя самосветящаяся поверхность, соленый и пропахший йодом воздух, бесконечное богатство красок… Позже он сравнивал голоса моря, ритм прибоя с рядами Жана Фурье и математическими построениями Готфрида Лейбница; прибой слышался ему в знаменитых ростовских звонах, в набегающих и отбегающих ритмах баховских фуг и прелюдий. Более того, всматриваясь в самого себя, Флоренский открывал в ритме внутренней жизни, в звуках, наполняющих сознание, эти навеки запомнившиеся ритмы волн. И эта черта, это сочетание науки и поэзии проявлялись у П. Флоренского даже в самых серьезных трудах. Поразительно, что с своих искусствоведческих работах он использовал математический аппарат. Так, исследование, посвященное природе и живописи, «Обратная перспектива»- предваряют теоремы и теории множеств, что в начале XX века, когда он это сочинял, было совершенно новой областью математики. А работа «Мнимости в геометрии» будто специально писалась, чтобы ввести в строгую математику поэтическую образность.

Интенсивное общение с природой переходит у Флоренского в пылкое увлечение естественными науками; любимым писателем, кстати, одним из первых им самостоятельно прочитанных, становится И.В. Гёте.

Душу его, по собственному признанию философа, волновали самые разнообразные вопросы: поющие пески, пещеры с нависающими сталактитами и торчащими снизу сталагмитами, гейзеры, млечные пути и туманные пятна, бесконечно малые и бесконечно большие. К прочитанному из книг и журналов добавлялись рассказы отца, который часто приходил вечером в спальню к сыну, чтобы поговорить с ним. Круг тем очень обширный. Это путешествия Д. Ливингстона, Г. Стэнли или Д. Кука, дикие народы, каменный и бронзовый век, канто- лапласовская гипотеза мирообразования, волновая теория света, основы термодинамики, волновая теория звука и света, теория Ч. Дарвина…

Казалось, что все складывалось как нельзя лучше: отличные успехи в гимназии, серьезное чтение научных и художественных книг, общение с природой, ученые беседы с отцом. И вдруг в последнем классе гимназии Флоренский пережил духовный кризис, он понял ограниченность и относительность физического знания. Первым порывом было стремление уйти в народ, отчасти под влиянием чтения Л. Толстого, потом- в монахи. Родители настояли на продолжении образования. Он поступает на физико-математический факультет Московского университета. И здесь он с жадностью впитывает знания. Помимо занятий математикой и физикой, посещает лекции по философии, самостоятельно изучает историю искусств.

Павел Александрович знакомится с символистами, завязывает дружбу с Андреем Белым, пишет статьи для журналов «Новый путь» и «Весы».

Огромное влияние на него в те годы оказал один из основателей Московского математического общества Н. Бугаев. В это общество входили выдающиеся ученые- Ф. Бредихин, П. Чебышев, В. Цингер, Н. Жуковский. Они считали, что поискам мировоззрения поможет наукаЮ ориентированная на математику. Для П. Флоренского эти идеи открыли необозримые перспективы философского творчества. Ему казалось, что философия превратится в строгую науку, о чем мечтали поколения математиков, начиная с Пифагора.

Университет П. Флоренский закончил с дипломом I степени, но неожиданно он отказался от предложения остаться на кафедре и от профессии математика. Молодой человек, которому прочили научную деятельность, поступает в Московскую духовную академию, желая, как он писал, «произвести синтез церковности и светсткой культуры». И годы «второго студенчества» были наполнены напряженными занятиями, глубоким изучением самых разных дисциплин- философии, филологии, истории религии и математики. Успехи его были так значительны, что уже на IV курсе он был избран на кафедру истории философии: предварительно ему поручили прочитать две пробные лекции, одну о Платоне, другую о Канте. Лекции и семинары П. Флоренского в Академии были посвящены истории мировоззрения, параллельно он преподавал математику и физику.

Лектором Павел Александрович был превосходным. Один из его учеников С. Волков вспоминал, что в нем не было ни величественности позы и жеста, ни эффективного звучания голоса, ни витийственной плавности фраз. Речь лилась будто изнутри, не стремясь к нарочитой красивости, она была прекрасной по своему органическому единству. В его лекции было некое магическое обаяние, он читал так, словно бы мыслил вслух.

Здесь, в Московской духовной академии, которая находилась в Сергиевом Посаде, у П. Флоренского, возник замысел будущей книги «Столп и утверждение Истины», цель которой- осмыслить и выразить тот путь, что привел автора в мир христианского умозрения и православной церковности.

Но содержание труда глубже и значительнее, он интересен не только как оригинальное русское религиозно-философское сочинение, «Столп…»- своеобразная энциклопедия человеческого знания в самых разных областях. Вот почему он стал явлением в русской культуре. И по тематике, и по форме изложения, и по внешнему оформлению книга неповторима. Автор демонстрирует в ней почти «сверхчеловеческую эрудицию», блестящие знания в области философии, теологии и математики, философские выводы подкрепляет фактами из области медицины, психопатологии, фольклора и лингвистики, обращается к математической логике, а порой цитиует поэтические произведения. Страницы книги написаны рукой талантливого писателя, ярко, образно, лирично.

Характерно, что П.Флоренский тщательно продумал оформление своего труда, в результате читатели получили издание, которому было суждено стать замечательным памятником книжной культуры. Краски, которыми напечатана обложка, были подобраны по рецептам древних софийских икон новгородской школы, каждой главе предшествует аллегорическая виньетка, заимствованная из книги петровского времени «Символы и эмблементы». Помимо этого книга изобилует схемами, рисун­ками и репродукциями. Основной текст набран "елизаветинским" шрифтом.

«Столп... » принес автору заслуженную славу и вызвал много откликов. Книгу называли «един­ственной в мире», которая «пройдет веков вол­нующую даль», «выдающимся явлением в совре­менной русской религиозно-философской культуре», произведением «недюжинного таланта».

После Октября 1917 года П. Флоренский про­должает свою напряженную творческую деятель­ность, несмотря на многие трудности и открытую травлю в партийной печати. Работоспособность его поразительна. Уже в 1918 году он готовил к печати собрание сочинений в 19-и томах.

Круг его обязанностей чрезвычайно широк. В течение трех лет он работает в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры и одновременно пишет работу «Троице Сергиева лавра в России»- сейчас она напечатана в 16-м выпуске «Прометея». Препо­дает во ВХУТЕМАСе и создает «Обратную пер­спективу». В обстоятельном исследовании «Мнимости в геометрии» он предвосхитил то что в фи­зике наших дней называют антимиром. Не остав­ляет и занятия философией, создает капиталь­ный труд «У водоразделов мысли» . А параллельно, с перерывами, на протяжении девяти лет пишет воспоминания о детстве.

К этому времени относится и начало его инже­нерной деятельности. Ученый участвует в подго­товке плана ГОЭЛРО, работает в Главэлектро ВСНХ, изучает электрические поля и диэлектрики, в результате чего появилась его монография «Диэлектрики и их применение в технике». Он читает доклады во Всероссийской ассоциации ин­женеров и редактирует «Техническую энциклопе­дию» и т д.

Жизнь этого выдающегося ученого-энциклопе­диста. человека великих дарований оборвалась трагически. Он прошел тюрьмы, лагеря, печально знаменитые Соловки, где и был расстрелян 8 де­кабря 1937 года.

Человек совершенен только в 2 случаях:когда он творит и когда он любит.

Есть еще совершенство подвига или жертвы,но оно сопряжено с уходом из нашей жизни,и потому совсем нежелательно.

П.Флоренский реализовал себя полностью во всех 3 измерениях совершенства: он гениальный творец, он идеальный любящий отец своих детей,физических и духовных, и, к величайшему несчастью для нас,он мученик, священник,расстрелянный в соловецком Гулаге.

О мученичестве Флоренского сказано так много, что это заслонило самое главное открытие его жизни- книгу « Мнимости в геометрии». За нее и арестовали отца Павла, за нее и убили, хотя, конечно, наспех приписали ему участие в монархической подпольной организации, что звучит абсурдно для всякого, кто знаком с жизнью и трудами Павла Флоренского.

На самом деле гениальный священник был абсолютно лоялен по отношению к существующей власти.

К чему бы ни прикоснулся Павел Флоренский своей мыслью, все начинало сиять и светиться новым неповторимым светом. Он открыл словарь на слове «истина» и прочел по-литовски «естине». Значит, истина- это то, что есть, то, что достоверно само по себе и не нуждается в доказательстве, как солнце на небе.

Такой подход опережал движение философской мысли на годы. Пройдут десятилетия после выхода книги Флоренского «Столп и утверждение истины», и появится целое направление лингвистической философии. Лингвистическая философия станет очень пристально всматриваться в слова и придет к выводу, что почти все научные определения упираются в расплывчатые многозначные значения, которые мы предаем словам. Мысль упирается в тупик. Все формируется словом, а слово- по природе своей неточно. Флоренский, нащупав условность слова, сразу нашел выход из тупика. Это интеллектуальное словотворчество, мыслитель сам создает свою мифологию вокруг слов, не скрывая субъективность творческого подхода. Так, слово «истина» связалось со словом «есть», «Быть», по-немецки «ist».

Флоренский был твердо убежден, что любая научная истина должна иметь конкретный чувственный облик для человека. Ему принадлежит замечательный постулат доказательства бытия Божия. Если есть троица Рублева, значит есть Бог.

Иконостас- не преграда между алтарем и молящимся, а окно в другой мир. Флоренский не отрицал, что икона- символ, но для него символ был большей реальностью, чем доска, на которой троица запечатлена.

Магнетизм троицы Рублева притягивал взор Флоренского, внезапно открывшего в этой великой иконе геометрию Лобачевского. Ведь «воображаемая геометрия» великого геометра была действительно для зеркально выгнутых полусфер. Флоренский увидел, что геометрия иконы подчинена не Эвклиду, а Лобачевскому. Перспектива изогнутого пространства такова, что вы не смотрите вглубь картины, а картина охватывает вас своей изогнутой полусферой- вы внутри иконы.

Флоренский назвал это «обратной перспективой». Оставался один шаг до главного открытия жизни. Вышла в свет на русском языке «Общая теория относительности» А. Энштейна, где все пространство нашей Вселенной оказалось искривленным именно по законам Флоренского.

С этого момента начался духовный поединок отца Павла с великим физиком. С чем же не согласился Флоренский в теории относительности Энштейна?

Дело в том, что согласно теории скорость света во Вселенной не может превышать 300000 км/с. Все, что за пределами этой скорости, в формулах великой теории выступает со знаком минус, обозначается мнимыми величинами.

С этим физическим фактом Флоренский не спорит, но он считает, что именно эти «мнимости в геометрии» обозначают реальность, неподвластную физике и космологии. Свет выше скорости света- это «тот свет». Физически его нет, но, кроме физики, есть еще Дух.

Вспомним, что Флоренский считает, что Золотой фон древних икон символизирует свет невидимый, или «тот свет».

Нет никакого сомнения, что священник П. Флоренский видит в формулах общей теории относительности фактическое подтверждние своей правоты. Он не согласен с Энштейном, но он согласен с его открытием: время и пространство по мере приближения к скорости света становятся равными нулю. Ну, а если перескочить через этот нуль и выйти в потусторонний мир? Сделать этот шаг Флоренскому помог Данте.

Читая «Божественную комедию», отец Павел заметил, что Данте, спускаясь все ниже и ниже по кругам ада, внезапно оказывается наверху и выходит в чистилище. Это может происходить лишь в том случае, если есть точка вкручивания пространства по законом неэвклидовой геометрии. Спускаешься вниз- оказываешься наверху.

Соединив общую теорию относительности Энштейна и «Божественную комедию» Данте, Флоренский создал свой неповторимый образ Вселенной. Здесь дух является причиной возникновения света, а мысль летит по Вселенной быстрее всех скоростей. Границы же нашего земного мира очерчивают радиус светового луча, пробегая свой путь за 1 секунду. Таким образом, наш земной мир оказывается в пределах Солнечной системы, а то, что мы видим за ее пределами, - это уже другие, совсем не человеческие миры.

Получается, что физически мы пребываем здесь в пределах скорости света, а мысленно проникаем во все измерения мироздания, где, никуда не исчезая, свернулось в клубок наше земное время, вмещая прошлое, настоящее и будущее, реальная вечность.

Заканчивается книга «Мнимости в геометрии» очень важным мысленным экспериментом, который Флоренский осуществляет по законам теории относительности Энштейна.

Если любое тело будет мчаться по Вселенной со скоростью света, то оно «вывернется» во Вселенную и обретет бесконечную массу, то есть станет всей Вселенной.

И тут же у Флоренского возникла самая гениальная и ослепительная по красоте догадка. Вовсе не обязательно мчаться со скоростью света, чтобы «вывернуться» в мироздании,- надо им стать.

Что душа человека- это свернувшаяся в клубок Вселенная, знали многие философы и поэты, но до Флоренского такое утверждение было лишь красивой метафорой.

С появлением книги Флоренского «Мнимости в геометрии» метафора бессмертия превратилась в убедительную научную гипотезу.

Обратившись к вопросам генеалогии Флоренский значительно углубил в своих работах ее философские основы, определил главные понятия: единство рода как целого в его взаимосвязи с личностью. «Род для современного человека есть совокупность, ансамбль, агрегат, логический объем, то есть единство внешнее и механическое- не более». Но для древнего он был единством существенным, единым объемом знания... Но чтобы нам, людям XX века, почти утерявшим зрение единого и за деревьями давно уже не видящими леса, опять понять это единство рода, приходится мысленно возместить недостаток своего зрения. Этими возмещениями могут служить гипотезы: «4-мерного зрения, единства крови или единство семени, единство биологической формы, и, наконец, единство чисто-мистического. Но при этом надо помнить, что все такие гипотезы- лишь костыли, которыми мы пытаемся скрыть уродство своей организации».

На следующем этапе в монографии «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях» (1924) П. Флоренский определяет понятия духовного генетика и законы его бытия: «Род есть единый организм и имеет единый целостный образ. Он начинается во времени и кончается. У него есть свои расцветы и свои упадки. Каждое время жизни ценно по-своему, однако род стремится к некоторому определенному, особенно полному выражению своей идеи, пред ним стоит заданная ему историческая задача, которую он призван решить».

В этой же работе Флоренский подходит к обобщениям, касающимся условий выживания, вырождения и возрождения не только родов, но и народов. «Но чем полнее и совершеннее выразился в известном представителе исторический смысл рода, тем менее оснований ждать дальнейшего роста родовой ветви, к которой он принадлежит. Нет никакого сомнения, жизнь рода определяется своим законом роста и проходит определенные возрасты. Но нет сомнений также и в свободе, принадлежащей роду,- свободе столь же превосходящей мощью своего творчества. Свобода отдельного представителя рода в среднем, как и полной жизни рода в целом превосходит таковую же отдельных родичей в среднем. Кроме того, в какие-то сроки и в лице каких-то отдельных представителей рода это самоопределение его получает чрезвычайные возможности. Род стоит тогда у ворот собственной судьбы».

Совершенно очевидно, что философия генеалогии, пути к которой прокладывал П. Флоренский, невозможна без конкретных исследований определенных родов. Интерес к своим предкам, к истории своего рода он считал жизненной задачей всякого человека, стремящегося постигнуть свою роль и место в истории сменяющихся поколений и смысл появления на свет Божий. « Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым самопознанием пренебрегают, почитая его в худшем случае – за предмет пустого тщеславия, а в лучшем случае- за законный, исторически заработанный повод к гордости».

Человек, в котором удивительным образом сочетались высочайшая образованность и культурность с глубочайшей и чистой верой, человек, для которого «...голос вечности вообще звучал... сильнее зовов временного», человек, долгое время вычеркнутый из ду­ховного наследства прошлого, вновь возвра­щен людям.

Конспект урока по литературе

ТЕМА УРОКА: «ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А.П. ЧЕХОВА»

Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством писателя.

Оборудование: портрет писателя, презентация, произведения А.П. Чехова

Ход урока:

1. Орг. этап.

2. Объяснение материала:

Сегодня на уроке мы будем говорить о великом писателе и драматурге.

Тема нашего урока: "Жизнь и творчество Чехова Антона Павловича"

Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством писателя.

Запишите тему урока в тетради.

План нашего урока:

План

1.Детство А. П. Чехова. Город Таганрог.

2.Учеба в гимназии в ремесленном училище (1868-1879гг)

3.Эпоха 80-х гг. ХIХ века. Учеба в университете.

Первый период творчества. Псевдоним "Антоша Чехонте"

4.Второй период творчества (90-9001годы)

Поездка на остров Сахалин

Кругосветное путешествие

Усадьба в Мелихове. Книга "Остров Сахалин".

Повесть "Палата №6", рассказы: «Ионыч», "Дама с собачкой".

5.Драматургия Чехова. Последние годы жизни.

Эпиграф нашего урока:

Желание служить благу должно непременно быть

потребностью души, условием личного счастья…

А.П. Чехов

1.) Вступительное слово учителя:

Антон Павлович Чехов из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Вы, конечно, помните приключения чеховской "Каштанки". Такой рассказ мог написать только человек любящий людей, любящий животных, любящий жизнь. Эта любовь Чехова была очень деятельной.

Вопрос:

Как вы думаете, в чем выражалась эта любовь? (Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью; он был писателем, и его рассказы и книги помогали и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны. Он не просто посадил дерево-посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц, не афишируя свою благотворительность. Он действительно творил благо. При этом был очень веселым, неистощимым на выдумки человеком.

2.) Сообщение обучающихся:

А. П. Чехов родился 17января 1860г. в Таганроге, оба деда - со стороны отца и со стороны матери были крепостными, которые выкупили себя с семьей на волю. Бог благословил многочисленной семьей - у них было пятеро сыновей и одна дочь. Антон Павлович был третьим сыном.

Отец писателя - Павел Егорович - открыл свое торговое дело, был таганрогским купцом второй гильдии, торговал бакалейным товаром, пользовался общим уважением и нес на себя общественные - почетные, а потому и бесплатные - должности ратмана полиции, а в впоследствии - члена торговой депутации. Слыл он среди сограждан за человека состоятельного, но на самом деле едва сводил концы с концами, предприимчивостью не отличался и вскоре разорился.

Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке, пели в церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался детям дать хорошее образование. Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать-Евгения Яковлева. Позже Антон Павлович скажет: "Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери".

Слово учителя:

В 1868г. Таганрогская гимназия.

Несмотря на трудности, интерес к жизни писатель не терял. Чехов рано начал увлекаться театром и литературой; учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Много читал, увлекался и зарубежной и русской литературой.

Обширен круг чтения: Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Сервантес, Белинский, Добролюбов, Писарев... На сцене таганрогского театра Чехов впервые увидел пьесы Шекспира, Островского, Гоголя. Антоша увлекается театром, а дома разыгрывает с братьями спектакли, пишет сценки, сказки в стихах, водевили.

Трудное положение отца повлекло за собой разорение и ему пришлось в 1878 году с семьей перебраться в Москву.

Антон остался в Таганроге один заканчивать гимназию. На жизнь он зарабатывает случайными уроками. Это были годы неотступной бедности. Он высылает небольшие денежные переводы семье в Москву.

Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Федор Покровский. Здесь начались его первые литературные и сценические опыты.

Чтение учителем рассказа "Каникулярные работы институтки Наденьки N " (сочинение)

О чем это сочинение?

Какой характер носит этот рассказ? (Юмористический)

Словарная работа: Юмор - веселый смех.

Над чем же заставляет смеяться писатель читателя? (Пародия на гимназическое сочинение).

Первая драма "Безотцовщина" была написана 18-летним Чеховым в период учебы в гимназии. Гимназический период Чехова был важным периодом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ. Гимназические годы дали Чехову огромный материал для писательской работы. Самые типичные и колоритные фигуры появятся позже на страницах его произведений. Возможно, одной из таких фигур был учитель математики Э. И. Дзержинский - отец будущего первого председателя ВЧК.

Как развивалась его жизнь дальше?

В 1879году он закончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал к родителям в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Н. Склифосовского, Г. Захарьина и других.

В 1884г. он окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра), в Читинской больнице, заведующим которой был известный доктор П.А. Архангельский. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время он заведовал больницей.

Музыка, книги пробуждали в юном Чехове стремление к творчеству. Большую роль в этом сыграл таганрогский театр, основанный в 1827году. Впервые в театре Антон побывал в 13 лет, посмотрел оперетту Жака Оффенбах "Прекрасная Елена" и вскоре стал страстным поклонником театра. Позднее в одном из своих писем Чехов скажет: "Театр мне давал когда-то хорошего...Прежде для меня не было большего наслаждения как сидеть в театре..."Не случайно герои его первых произведений, таких как "Тропик", "Коникm», "Бенефис", "Недаром курица пела", были актерами и актрисами.

Чехов работал неимоверно много. В литературной поденщине надрывалось и гибло немало дарований. Только удивительной талантливостью и целеустремленностью Чехова можно объяснить, почему он не сломился в этих условиях.

Молодого Чехова влекли литературные интересы. Вместе с братом Николаем Антон Павлович начал сотрудничать в юмористических журналах. Тексты иллюстрировал Николай.

Журналы: "Будильник", "Стрекоза", "Новое время", "Русские ведомости".

-"Шалость", но он не вышел, возможно, из-за цензурных трудностей. В 1884году вышел сборник его рассказов-"Сказки Мельпомены"(за подписью "А. Чехонте"); в 1887г.появился второй сборник-"В сумерках", которых показал, что в лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование. Под влиянием крупного успеха в публике и критике совершенно бросил свой прежний жанр небольших газетных очерков и стал по преимуществу сотрудником ежемесячных журналов: "Северный вестник(1888-1892)"Книжки недели", "Артист", приложения "Нивы", позднее "Жизнь", "Журнал для всех", и т.д. Но основное время он посвящал сотрудничеству с «Русской мыслью», в которой впервые были опубликованы "Палата №6", "Человек в футляре", "Дом с мезонином" и множество других рассказов. Успех все возрастал, особенно внимание обратили на себя следующие произведения: "Степь", "Скучная история", "Дуэль", "Палата №6", "Рассказ неизвестного человека", "Мужики"(1897);"Человек в футляре» (1898г), "В овраге", "Детвора", из пьес: "Иванов", "Чайка", "Дядя Ваня", "Вишневый сад". Сатирические миниатюры А.П. Чехова блестящие зарисовки характернейших социально-психологических явлений 80-х годов ХIХ века. От сатирических миниатюр писатель проходит стремительный путь к лирической прозе. В 1886г.выходит сборник "Пестрые рассказы" ("Толстый и тонкий"), ("Унтер Пришибеев")

Как вы можете прокомментировать слова Чехова?

"Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели серьезные влияния на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями..." (многие сюжеты были взяты из жизни пациентов).

Следуя традициям русской литературы, А. П. Чехов в изображении самых повседневных явлений действительности показывал противоречие между природой человека и социальным устройством общества.

Беседа по произведениям "Хамелеон", "Смерть чиновника" (главные герои Очумелов и Червяков)

3)Работа с учебником

А. П. Чехов все более утверждается в том, что "осмысленная жизнь без определенного мировоззрения-не жизнь, а тягота, ужас". Подвижники нужны как солнце, говорит А. Павлович Чехов, обществу нужны люди подвига, веры и ясно сознанной цели...

Людей близко знавших Ан. Павловича, поражал и его талант человечности, душевной чуткости, дар общения. В московском доме Чеховых на Садово-Кудринской всегда было оживленно и многолюдно.

Какой период следует дальше?

Осенью 1889года А. П. Чехов начинает готовиться к поездке на Сахалин, куда его ведет огромное желание рассказать правду об этом месте "невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и неподневольный".

Весной 1890г.почти 4500 верст на лошадях, сквозь холода, весеннюю распутицу...С дороги А.П. шлет путевые заметки. Огромное впечатление производит Сибирь, могучий Енисей: "Я стоял и думал: какая полная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!"

С кем он там знакомится? Что нового узнает?

Итогом поездки стала книга "Остров Сахалин", полная раздумий писателя о социальном устройстве общества, которое порождает несправедливость и насилие.

Тяжелый груз сахалинских переживаний явился основой, пожалуй, самого трагического чеховского произведения-повести "Палата №6"."Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня такое ощущение, точно и я заперт в палате №6"-так передал свое впечатление о повести В. И. Ленин.

Какие еще произведения писателя вам известны?

90-е годы были временем расцвета творчества писателя. Один за другим появляются замечательные рассказы "Ионыч", "Крыжовник", "Человек в футляре", "О любви". Чехов показал, как много заложено в людях прекрасного и доброго и как незаметно и необратимо все это может утонуть в тине мелочей жизни.

Этот период жизни тоже был плодотворным, который подарил ему возможность подарить нам незабываемые произведения. Вслед за этим периодом идет Мелихово.

В 1892г. Чехов покупает небольшую усадьбу в селе Мелихово. "Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни", - объяснял Антон Павлович свое решение уехать в деревню. В Мелихове А. П. Чехов - бескорыстный и самоотверженный доктор, общественный деятель, радетель о нуждах людей.

На мелиховском материале Чехов пишет повесть "Мужики", где рисует страшную картину безысходной нужды, бедственного положения народа, жестокую правду крушения всех иллюзий "связанных с реформой 1861года.

В Мелихове Чехов создает "Чайку". Это был опыт новой психологической драмы. Премьера пьесы состоялась в Петербурге 17 октября 1896 года. Спектакль провалился.

Какие произведения появляются еще?

В 1899г.в печати появился новый рассказ Чехова - "Дама с собачкой". Под впечатлением от прочитанного Горький писал Чехову: "Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказами-возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни..."

Да, Чехов мастер коротких рассказов, которые всегда написаны кстати вовремя. О своих рассказах он говорил "Краткость-сестра таланта". Мастерство драматурга тоже ничем не уступает.

Какие пьесы стали наиболее известны? ("Вишневый сад", "Чайка".)

Ведущая особенность драматургии Чехова-"внутреннее действие", та напряженная духовная жизнь героев, когда к ним приходит прозрение правды собственной жизни. Чехов показывает подлинную причину трагедии-ненормальное социальное устройство общества и поднимает вопрос о личной ответственности за свою судьбу.

-"Чайка"- единственная современная пьеса, захватывающая меня как режиссера, а ты-единственный современный писатель, который представляет большой интерес для театра с образцовым репертуаром",-писал А. П. Чехову В. И. Немирович-Данченко.

На самом деле пьесы полюбились публике, имели большой успех среди читателей.

Вести о громадном успехе своих пьес А. П. Чехов получал в Ялте, куда ему пришлось переселиться из-за резкого ухудшения здоровья.

В это время в Крыму, недалеко от Ялты, жил Л. Н. Толстой. Чехов часто навещал его. Взаимное уважение связывало двух столпов русской литературы. "Чехов-это Пушкин в прозе,-говорил Лев Николаевич. -Вот как в стихах Пушкина каждый может найти отклик на свое личное переживание, такой же отклик каждый может найти в повестях Чехова"

Кто еще навещал Чехова?

Частым гостем Антона Павловича был М. Горький считавший знакомство с Чеховым "самым ценным подарком судьбы".

Весной 1897г.у.А.П.Чехова началось резкое обострение туберкулезного процесса, давно подтачивавшего его здоровье. В больнице Чехова посетил Л. Н. Толстой: "В клинике был у меня Лев Николаевич, с которым вели мы преинтересный разговор...Говорили о бессмертии".

Состоявшееся чествование было для Чехова неожиданностью. Зачитывались адреса, телеграммы с чувством искренней любви к писателю.

А. П. Чехов был тяжело болен. Чествование вышло торжественным и печальным.

Россия, весь прогрессивный мир помнят, читают, любят Чехова.

Чехов умер 2 июня 1904 года в три часа утра, в Германии, в Баденвейлере, в отеле "Зомер". Туда он поехал на курорт со своей женой поправить здоровье. По свидетельству жены Ольги Леонардовны: "В начале ночи Чехов проснулся и первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. После он велел подать бокал шампанского. А. П. сел как-то значительно, громко сказал "Давно я не пил шампанское..." спокойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда.

Могила Чехова находится на Новодевичьем кладбище в Москве.

Памятник на могиле А. П. Чехова выполнен в 1907-1908 годах в стиле модерн по проекту художника Л. М. Бранловского.

Памятник Чехову в Серпухове, 2009г.

4)Итоги урока:

Тестирование (взаимопроверка)

1.А.П.Чехов родился:

а) в Москве;

б) в Петербурге;

в) в Таганроге.

2.В семье Чеховых:

а) было двое детей;

б) было шестеро детей;

в) Антон был единственным ребенком.

3.Отец Чехова был:

а) очень богатым человеком;

б) крупным коммерсантом;

в) мелким торговцем.

4.Антон Павлович подписывается:

а) своим именем;

б) именем своего брата;

в) псевдонимом.

5.Рассказы Чехова:

а) очень серьезные и грустные;

б) юмористические;

в) романтические.

Как вы думаете о чем же все-таки говорит Чехов? (Эпиграф)

5)Выставление оценок. Д/з: Содержание 1 действия пьесы "Вишневый сад".

Описание презентации ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА по слайдам

Антон Павлович Чехов 17 (29) января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния Осип Браз, Портрет А. П. Чехова.

29 января 1860 года в небольшом домике на Полицейской улице (ныне - Чехова) в семье Павла Егоровича Чехова родился третий ребенок - Антон. Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни после школы братья сторожили лавку отца, а в 5 утра каждый день вставали петь в церковном хоре. Как говорил сам Чехов: «В детстве у меня не было детства» . Отчий дом писателя в Таганроге

Стоят: Иван, Антон, Николай, Александр и Митрофан Егорович. Сидят: Михаил, Мария, Павел Егорович, Евгения Яковлевна, Людмила Павловна и её сын Георгий. 1874 год.

Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию (ныне Гимназия № 2 им. А. П. Чехова). Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте» , которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты. Исаак Левитан – Портрет А. П. Чехова (1885 -1886)

Музыка и книги пробуждали в юном Антоне Чехове стремление к творчеству. Большую роль в этом сыграл таганрогский театр, основанный в 1827 году. Впервые в театре Антон побывал в 13 лет и вскоре стал страстным поклонником театра. Позднее в одном из своих писем Чехов скажет: «Театр мне давал когда-то много хорошего… Прежде для меня не было большего наслаждения как сидеть в театре…» Не случайно герои его первых произведений, таких как «Трагик» , «Комик» , «Бенефис» , «Недаром курица пела» , были актёрами и актрисами. Москоовский Худоожественный теа отр им. А. П. Чеохова (МХТ) - драматический театр, расположенный в Москве. Имя Чехова носит с 1989 года.

В 1880 году, будучи студентом первого курса, Чехов поместил в журнале «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п. » . Это был его дебют в печати. 1885- 86 годы - период расцвета Чехова как «беллетриста-миниатюри ста» - автора коротких, в основном юмористических рассказов. В то время, по его собственному признанию, он писал по рассказу в день.

Слава Чехова росла. После выхода «Степи» и «Скучной истории» внимание критики и читателей было приковано к каждому его новому произведению. 7(19) октября 1888 года он получает половинную Пушкинскую премию Академии наук за вышедший в предыдущем, 1887 году, третий сборник - «В сумерках» .

Весной 1890 -го Чехов отправился в путешествие по Сибири и Сахалину Путь через Сибирь занял несколько месяцев, за которые Чехов написал девять очерков, объединённых под общим названием «Из Сибири» «Остров Сахалин» и реакция чиновников. Русская мысль, 1893, № 12, 1894, № 4.

С 1890 по 1892 год, по возвращении в Москву из поездки по Сахалину, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке. Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин» , рассказами «Попрыгунья» , «Дуэль» , «Палата № 6» «Домик Чехова» на Малой Дмитровке,

Иллюстрация Сергея Тюнина к рассказу «Попрыгунья» Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова «Палата 6». Дю Мен Су.

Чехов в Мелихове с таксой Хиной, 1897 С 1892 по 1899 годы Чехов проживал в подмосковном имении Мелихово, где сейчас работает один из главных чеховских музеев. За годы «мелиховского сидения» было написано 42 произведения.

Обложка первого отдельного издания пьесы (1901 г.) с портретами первых исполнительниц в Художественном театре: М. Г. Савицкая (Ольга), О. Л. Книппер (Маша) и М. Ф. Андреева (Ирина). Антон Павлович Чехов читает «Чайку» артистам Московского художественного театра. 1899 г.

Последние годы Чехов, у которого обострился туберкулёз, для поправления здоровья, постоянно живёт в своём доме под Ялтой, лишь изредка приезжая в Москву, где его жена (c 1901 г.), артистка Ольга Леонардовна Книппер, занимает одно из выдающихся мест в труппе образованного в 1898 г. МХТ (Станиславского). Чехов с Ольгой Книппер. (1901)

Портрет Чехова в прижизненном ПСС, 1902 Титульный лист прижизненного ПСС,

Переплёт прижизненног о собрания сочинений А. П. Чехова издательства А. Маркса,

Памятник Чехову в Баденвайлере Летом 1904 года Чехов выехал на курорт в Германию. Из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться, писатель скончался 2 (15) июля 1904 года в Баденвайлере, Германия. Развязка наступила в ночь с 1 на 2 июля 1904 года. По свидетельству жены Ольги Леонардовны, в начале ночи Чехов проснулся и «первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по-немецки): „Ich sterbe“. Потом повторил для студента или для меня по-русски: „Я умираю“.

Могила Чехова на Новодевичьем кладбище в Москве Гроб с телом писателя был доставлен в Москву, где 9 (22) июля 1904 года и состоялись похороны. В годовщину смерти А. П. Чехова 2 (15) июля 1908 года на могиле был открыт новый мраморный памятник, выполненный в стиле модерн по проекту художника Л. М. Браиловского

Автор скульптуры - И. М. Рукавишников, пьедестал работы архитектора Г. А. Захарова Решение о сооружении памятника А. П. Чехову в Таганроге было принято 18 июня 1910 года и к 1 января 1920 года для этой цели было собрано 8822 руб. 60 коп

Просмотров